Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 3. Диалог классических, неклассических и постнеклассических типов правопонимания




ПРАВОПОНИМАНИЕ - это определённое представление о существе права (Что есть право?).

 В рамках юридического знания сформировалось несколько различных типов правопонимания.

 

КЛАССИЧЕСКИЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ - предполагает наличие системы образцов, определяющих соизмерение и понимание основных аспектов и сфер права.

Подразумевается и соответствующий режим реализации образцов:

- их редуцирование (т.е. упрощение);

- распространение;

- закрепление в конкретных формах духовной, теоретической, практической деятельности людей.

 

В его рамках сформировались три основных теоретических подхода к правопониманию:

- естественно-правовой;

- этатистский;

- социологический.

 

ü Естественно-правовой подход или юснатурализм (от латинских слов «jus» - право и «natura» - природа) - отражает характерные для мифологической и религиозной культуры представления о рациональном и соразмерном устроении мира, согласно которому миром правит закон, постигаемый челове­ческим разумом через усмотрение закономерного устроения универ­сума.

 

ü Этатистский подход (от французского слова «еtat» - государство) -  данный тип правопонимания возникает как результат утраты правовой культурой своего религиозного зна­чения, в результате чего государство стало пониматься исключительно как рациональное творение человеческих рук, а право - как выра­жение воли государства.

 

ü Социологический подход - характеризуется стремлением понять право, как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Право, с позиций социологического подхода, возникает непо­средственно в обществе, через отдельные правовые отношения по­степенно складываясь в нормы обычаев и традиций. Часть из них получает государственное признание и либо отражается в законах, либо санкционируется действующим законодательством, получая значение официальных источников права.

 

НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ - предполагает наличие интегративных конструкций, характеризующихся стремлением объединить (интегрировать) в рамках единой правовой теории разработанные в классических типах правопонимания частные аспекты бытия права.

 

В его рамках сформировались такие теоретические подходы к правопониманию, как:

- интегративная юриспруденция;

- этатистский;

 

ü Интегративная теория - полагает, что имеется достаточно оснований для объединения трех классических школ (юснатурализма, этатизма, социологической юриспруденции) ввиду того, что каждая из них выделила в праве лишь одно из его важных измерений, проигнорировав остальные:

- «этатисты» - нормы закона;

- «юснатуралисты» - ценности права;

- «социологи» - жизненность, фактичность» правовых отношений.

Отсюда следующее определение права, характерное для интегративной юриспруденции: право - это тип социального действия, процесс, в котором нормы, ценности и факты срастаются и актуализируются.

 

ü Феноменологическая теория -предполагает взгляд на право, как на часть человеческого бытия, часть интерсубъективного жизненного мира. Правовая теория должна сосредоточиться на личности, а затем уже на поверхностных явлениях права - законах, судебных решениях, нормах, принципах и т. д. В ее рамках право интерпретируется как специфический опыт человеческого взаимодействия.

 

ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ - предполагает многомерность права, включающую взаимообусловленность трех основных измерений правовой реальности - нормы права, ее восприятия правосознанием и реализации в правовом поведении.

 

В контексте постклассического правопонимания принципиально значимо не просто признание человека центром правовой системы, но и демонстрация того, как именно он формирует и своими действиями реализует ее, насколько он свободен и ограничен в этом.

Тем самым предполагается разрешение антиномии (противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными) «действие-структура» либо «человек-институт» через интеграцию юриспру­денции и культурологии.

Вопрос 4. Современные тенденции развития










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...