Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вопрос 3. Диалог классических, неклассических и постнеклассических типов правопонимания
ПРАВОПОНИМАНИЕ - это определённое представление о существе права (Что есть право?). В рамках юридического знания сформировалось несколько различных типов правопонимания.
КЛАССИЧЕСКИЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ - предполагает наличие системы образцов, определяющих соизмерение и понимание основных аспектов и сфер права. Подразумевается и соответствующий режим реализации образцов: - их редуцирование (т.е. упрощение); - распространение; - закрепление в конкретных формах духовной, теоретической, практической деятельности людей.
В его рамках сформировались три основных теоретических подхода к правопониманию: - естественно-правовой; - этатистский; - социологический.
ü Естественно-правовой подход или юснатурализм (от латинских слов «jus» - право и «natura» - природа) - отражает характерные для мифологической и религиозной культуры представления о рациональном и соразмерном устроении мира, согласно которому миром правит закон, постигаемый человеческим разумом через усмотрение закономерного устроения универсума.
ü Этатистский подход (от французского слова «еtat» - государство) - данный тип правопонимания возникает как результат утраты правовой культурой своего религиозного значения, в результате чего государство стало пониматься исключительно как рациональное творение человеческих рук, а право - как выражение воли государства.
ü Социологический подход - характеризуется стремлением понять право, как социальное явление, отражающее закономерные условия социального бытия и относительно независимое от государства. Право, с позиций социологического подхода, возникает непосредственно в обществе, через отдельные правовые отношения постепенно складываясь в нормы обычаев и традиций. Часть из них получает государственное признание и либо отражается в законах, либо санкционируется действующим законодательством, получая значение официальных источников права.
НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ - предполагает наличие интегративных конструкций, характеризующихся стремлением объединить (интегрировать) в рамках единой правовой теории разработанные в классических типах правопонимания частные аспекты бытия права.
В его рамках сформировались такие теоретические подходы к правопониманию, как: - интегративная юриспруденция; - этатистский;
ü Интегративная теория - полагает, что имеется достаточно оснований для объединения трех классических школ (юснатурализма, этатизма, социологической юриспруденции) ввиду того, что каждая из них выделила в праве лишь одно из его важных измерений, проигнорировав остальные: - «этатисты» - нормы закона; - «юснатуралисты» - ценности права; - «социологи» - жизненность, фактичность» правовых отношений. Отсюда следующее определение права, характерное для интегративной юриспруденции: право - это тип социального действия, процесс, в котором нормы, ценности и факты срастаются и актуализируются.
ü Феноменологическая теория -предполагает взгляд на право, как на часть человеческого бытия, часть интерсубъективного жизненного мира. Правовая теория должна сосредоточиться на личности, а затем уже на поверхностных явлениях права - законах, судебных решениях, нормах, принципах и т. д. В ее рамках право интерпретируется как специфический опыт человеческого взаимодействия.
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТИП ПРАВОПОНИМАНИЯ - предполагает многомерность права, включающую взаимообусловленность трех основных измерений правовой реальности - нормы права, ее восприятия правосознанием и реализации в правовом поведении.
В контексте постклассического правопонимания принципиально значимо не просто признание человека центром правовой системы, но и демонстрация того, как именно он формирует и своими действиями реализует ее, насколько он свободен и ограничен в этом. Тем самым предполагается разрешение антиномии (противоречие между двумя положениями, признаваемыми одинаково верными) «действие-структура» либо «человек-институт» через интеграцию юриспруденции и культурологии. Вопрос 4. Современные тенденции развития |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 1397. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |