Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
В современном отечественном правоведенииСтр 1 из 3Следующая ⇒
ТЕМА 3. ОПЫТ МИРОВОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Учебные вопросы: 1. Внутринаучные и социокультурные факторы развития науки. 2. Проблемы преемственности и новизны в современном отечественном правоведении. 3. Диалог классических, неклассических и постнеклассических типов правопонимания. 4. Современные тенденции развития юридической науки и практики. Библиография: ü Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. - М.: «Статут», 2000. ü Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. - СПб., 1996. ü Лазарев В.В. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики // Общая теория права и государства. - М., 1999. ü Сметанников Д.С. Критические правовые исследования в США // Правоведение. – 1999. - №3. ü Холл Дж. Интегративная юриспруденция /// Антология мировой правовой мысли. В 5-ти т. Т. 3. - М., 1999. Вопрос 1. Внутринаучные и социокультурные факторы развития науки
Фактор (от латинского слова «factor» - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.
В современной философии науки существуют две концепции движущих факторов - ИНТЕРНАЛИЗМ и ЭКСТЕРНАЛИЗМ.
Наиболее полно ИНТЕРНАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ представлена в трудах французского философа российского происхождения Александра Койре, известного своими фундаментальными трудами по философским и историко-научным проблемам физики («От замкнутого мира к бесконечной вселенной»).
Название «интернализм» (от латинского слова «internus» - внутренний) определяется тем, что главное значение в этой концепции придается внутринаучным факторам: ü теоретический мир полностью автономен и отделён от реального мира (наука - деятельность духовная, следовательно, может быть объяснена только из самой себя); ü главное значение имеют внутринаучные факторы, в числе которых: - объективная логика возникновения и решения научных проблем; - эволюция научных традиций; - внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы; ü история науки - это эволюция идей и теорий, происходящая по внутренней логике их развития либо посредством скачкообразной смены типов мышления. Этот процесс связан со сменой философских концепций; ü существование экономических и социокультурных внешних факторов признаётся, но никакого влияния на внутреннюю структуру научного знания они не оказывают, а могут лишь затормозить или ускорить внутреннее развитие познания. НЕДОСТАТКИ: ü односторонность; ü в крайних формах интернализма человек, как субъект познания является «духовной субстанцией», природа которой не может быть объяснена исходя из материальных и социальных предпосылок; ü полностью разграничивает культурно-исторические и интеллектуальные аспекты развития науки.
Другой подход в понимании движущих сил развития науки - ЭКСТЕРНАЛИЗМ (от латинского слова «externus» - внешний, посторонний) исходит из признания ведущей роли внешних науке факторов, в первую очередь социально-экономических.
Существенным моментом становления этого подхода стало выступление советского философа и историка науки Бориса Михайловича Гессена с докладом о социально-экономических корнях механики Ньютона на Международном конгрессе истории науки и техники, состоявшемся в Лондоне в 1931 году.
Согласно данной научной концепции: ü научное познание детерминировано внешними условиями (социально-экономическими, историко-культурными, социально-политическими) его формирования; ü научное познание может проявляться: - в характере исследовательского поведения учёных; - в стандартах научности того или иного направления развития науки; - в игнорировании исследований других государств или языковых групп. ü основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научной деятельности, которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития; ü ставит вопрос о существовании прямых внешних влияний на содержание того, что ученые считают подлинным знанием.
НЕДОСТАТКИ: ü попытка выводить содержание, темы, методы, идеи и гипотезы науки непосредственно из экономических причин, игнорируя особенности самой науки, как специфической духовной деятельности по получению, обоснованию и проверке истинного знания
Вывод: В настоящее время эти две концепции не противопоставляются учеными, а признается взаимодействие внешних и внутренних факторов. Вопрос 2. Проблемы преемственности и новизны в современном отечественном правоведении
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между этапами и ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы.
Применительно к праву - это форма овладения опытом совершенствования правового регулирования, творческого его использования в новой исторической ситуации при изменившихся общественных обстоятельствах, необходимых для того, чтобы не потерять достигнутых результатов прошлого.
Значимость преемственности: ü необходимая предпосылка высокой юридической культуры правотворчества; ü инструмент улучшения национального права законодательным путем; ü явление, определяющее содержание и характер действующего правового регулирования; как суть правового развития.
Явления преемственности выражает связь нового и старого, повторяемость некоторых свойств низших стадий на высших стадиях развития, обосновывает прогрессивный характер развития.
ПАРАДИГМА (от греческого слова «paradeigma» - модель, образец) преемственности есть осмысление мира на основе идей. Отнесем к числу парадигм, значимых для современного правоведения, следующие: Ø первая - современный мир представляет собой сложное социально-культурное и политико-правовое образование, эволюционирующее под воздействием разнонаправленных тенденций: глобализации и локализации; самосохранения и саморазрушения (энтропии). Ø вторая - рассмотрение мира как системы взаимодействующих и взаимопроникающих культур, а именно: - культурная автаркия (культура полиса) - политика культурного обособления, изоляции от культурных связей, от мирового сообщества; - культурная экспансия (культура империи) - политика расширения сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные или государственные границы; - межкультурный диалог (культура цивилизма и толерантности) - диалог культур возможен только при условии восприятия интересов противоположной стороны взаимодействия в качестве равных по значимости собственным.
цивилизм (от латинского слова «civis» - гражданин) - философско-правовая концепция, в основе которой лежит идея неотчуждаемого права на гражданскую (цивилитарную) собственность, которая является «идеальной долей каждого собственника в общей собственности всех граждан». толерантность (от латинского слова «tolerantia» - терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) - термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Право в условиях диалога культур выходит за рамки национальных правовых систем и приобретает качественные характеристики элемента общецивилизационной культуры. Ø третья - современный мир находится в состоянии перехода от экспансивной культуры империи к диалогичной культуре цивилизма. Культура цивилизма в качестве правового основания базируется на следующих составляющих: ü «праве прав человека» - закрепляет основные права человеческой личности, признаваемые всеми представителями человеческих цивилизаций ü «праве общечеловеческой культуры и праве природы» - в основу положен принцип координации усилий культур и цивилизаций, объединяемых единой двоякой целевой установкой - выживанием и дальнейшим развитием общечеловеческой цивилизации.
Культура цивилизма позволяет говорить об общемировой правовой цивилизации, опирающейся на базовые принципы права и инструментарий правового регулирования, устраивающие представителей большинства национальных культур. В качестве таких принципов могут быть провозглашены: ü гуманизм; ü ненасилие; ü формально-юридическое равенство культур.
Вот она конкретизированная парадигма (модель) правовых научных исследований!!! - т.е. в рамках общемировой правовой цивилизации отношения между национальными правовыми системами строятся посредством осуществления диалога равных субъектов. Применение диалога систем в качестве основополагающего средства правового регулирования предполагает постепенное снижение юридической силы нормативно-правовых актов и замещения их нормативными договорами и обычаями.
А именно: Как отмечалось нами ранее, процессы глобализации оказывают мощное влияние на развитие государства и права. Новые информационные технологии создают невиданные ранее возможности открытого взаимодействия стран, народов, отдельных людей. В связи с этим возникает проблема в выявлении и исследовании ряда теоретических и практических проблем, связанных с соотношением правового пространства и суверенитета государств, сочетанием международных, национальных, корпоративных регуляторов, расширением сфер правового воздействия за пределами государственных границ.
К объектам такого сравнительно-правового анализа следует отнести: Ø идеологию; Ø правосознание; Ø правовую культуру; Ø национальный менталитет; Ø юридическое образование; Ø юридическую науку; Ø систему законодательства и систему права; Ø государственные и общественные институты различных стран.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 421. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |