Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

В современном отечественном правоведении




ТЕМА 3.

ОПЫТ МИРОВОЙ ЮРИСПРУДЕНЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Учебные вопросы:

1. Внутринаучные и социокультурные факторы развития науки.

2. Проблемы преемственности и новизны в современном отечественном правоведении.

3. Диалог классических, неклассических и постнеклассических типов правопонимания.

4. Современные тенденции развития юридической науки и практики.

Библиография:

ü Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия: Некоторые тенденции мирового правового развития - надежда и драма современной эпохи. - М.: «Статут», 2000.

ü Гревцов Ю.И. Очерки теории и социологии права. - СПб., 1996.

ü Лазарев В.В. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики // Общая теория права и государства. - М., 1999.

ü Сметанников Д.С. Критические правовые исследования в США // Правоведение. – 1999. - №3.

ü Холл Дж. Интегративная юриспруденция /// Антология мировой правовой мысли. В 5-ти т. Т. 3. - М., 1999. 

Вопрос 1. Внутринаучные и социокультурные факторы развития науки

 

Фактор (от латинского слова «factor» - делающий, производящий) - причина, движущая сила какого-либо процесса, определяющая его характер или отдельные его черты.

В современной философии науки существуют две концепции движущих факторов - ИНТЕРНАЛИЗМ и ЭКСТЕРНАЛИЗМ.

 

Наиболее полно ИНТЕРНАЛИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ представлена в трудах французского философа российского происхождения Александра Койре, известного своими фундаментальными трудами по философским и историко-научным проблемам физики («От замкнутого мира к бесконечной вселенной»).

 

Название «интернализм» (от латинского слова «internus» - внутренний) определяется тем, что главное значение в этой концепции придается внутринаучным факторам:

ü теоретический мир полностью автономен и отделён от реального мира (наука - деятельность духовная, следовательно, может быть объяснена только из самой себя);

ü главное значение имеют внутринаучные факторы, в числе которых:

- объективная логика возникновения и решения научных проблем;

- эволюция научных традиций;

- внутренняя потребность самой науки ставить эксперименты, создавать новые понятия, решать проблемы;

ü история науки - это эволюция идей и теорий, происходящая по внутренней логике их развития либо посредством скачкообразной смены типов мышления. Этот процесс связан со сменой философских концепций;

ü существование экономических и социокультурных внешних факторов признаётся, но никакого влияния на внутреннюю структуру научного знания они не оказывают, а могут лишь затормозить или ускорить внутреннее развитие познания.

НЕДОСТАТКИ:

ü односторонность;

ü в крайних формах интернализма человек, как субъект познания является «духовной субстанцией», природа которой не может быть объяснена исходя из материальных и социальных предпосылок;

ü полностью разграничивает культурно-исторические и интеллектуальные аспекты развития науки.

 

Другой подход в понимании движущих сил развития науки - ЭКСТЕРНАЛИЗМ (от латинского слова «externus» - внешний, посторонний) исходит из признания ведущей роли внешних науке факторов, в первую очередь социально-экономических.

 

Существенным моментом становления этого подхода стало выступление советского философа и историка науки Бориса Михайловича Гессена с докладом о социально-экономических корнях механики Ньютона на Международном конгрессе истории науки и техники, состоявшемся в Лондоне в 1931 году.

 

Согласно данной научной концепции:

ü научное познание детерминировано внешними условиями (социально-экономическими, историко-культурными, социально-политическими) его формирования;

ü научное познание может проявляться:

- в характере исследовательского поведения учёных;

- в стандартах научности того или иного направления развития науки;

- в игнорировании исследований других государств или языковых групп.

ü основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научной деятельности, которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития;

ü ставит вопрос о существовании прямых внешних влияний на содержание того, что ученые считают подлинным знанием.

 

НЕДОСТАТКИ:

ü попытка выводить содержание, темы, методы, идеи и гипотезы науки непосредственно из экономических причин, игнорируя особенности самой науки, как специфической духовной деятельности по получению, обоснованию и проверке истинного знания

 

Вывод: В настоящее время эти две концепции не противопоставляются учеными, а признается взаимодействие внешних и внутренних факторов.

Вопрос 2. Проблемы преемственности и новизны

в современном отечественном правоведении

 

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ - связь между этапами и ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных сторон его организации при изменении целого как системы.

 

Применительно к праву - это форма овладения опытом совершенствования правового регулирования, творческого его использования в новой исторической ситуации при изменившихся общественных обстоятельствах, необходимых для того, чтобы не потерять достигнутых результатов прошлого.

 

Значимость преемственности:

ü необходимая предпосылка высокой юридической культуры правотворчества;

ü инструмент улучшения национального права законодательным путем;

ü явление, определяющее содержание и характер действующего правового регулирования; как суть правового развития.

 

Явления преемственности выражает связь нового и старого, повторяемость некоторых свойств низших стадий на высших стадиях развития, обосновывает прогрессивный характер развития.

 

ПАРАДИГМА (от греческого слова «paradeigma» - модель, образец) преемственности есть осмысление мира на основе идей.

Отнесем к числу парадигм, значимых для современного правоведения, следующие:

Ø первая - современный мир представляет собой сложное социально-культурное и политико-правовое образование, эволюционирующее под воздействием разнонаправленных тенденций: глобализации и локализации; самосохранения и саморазрушения (энтропии).

Ø вторая - рассмотрение мира как системы взаимодействующих и взаимопроникающих культур, а именно:

- культурная автаркия (культура полиса) - политика культурного обособления, изоляции от культурных связей, от мирового сообщества;

- культурная экспансия (культура империи) - политика расширения сферы влияния доминирующей (национальной) культуры за первоначальные или государственные границы;

- межкультурный диалог (культура цивилизма и толерантности) - диалог культур возможен только при условии восприятия интересов противоположной стороны взаимодействия в качестве равных по значимости собственным.

 

цивилизм (от латинского слова «civis» - гражданин) - философско-правовая концепция, в основе которой лежит идея неотчуждаемого права на гражданскую (цивилитарную) собственность, которая является «идеальной долей каждого собственника в общей собственности всех граждан».

толерантность (от латинского слова «tolerantia» - терпение, терпеливость, принятие, добровольное перенесение страданий) - термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

 

Право в условиях диалога культур выходит за рамки национальных правовых систем и приобретает качественные характеристики элемента общецивилизационной культуры.

Ø третья - современный мир находится в состоянии перехода от экспансивной культуры империи к диалогичной культуре цивилизма.

Культура цивилизма в качестве правового основания базируется на следующих составляющих:

ü «праве прав человека» - закрепляет основные права человеческой личности, признаваемые всеми представителями человеческих цивилизаций

ü «праве общечеловеческой культуры и праве природы» - в основу положен принцип координации усилий культур и цивилизаций, объединяемых единой двоякой целевой установкой - выживанием и дальнейшим развитием общечеловеческой цивилизации.

 

Культура цивилизма позволяет говорить об общемировой правовой цивилизации, опирающейся на базовые принципы права и инструментарий правового регулирования, устраивающие представителей большинства национальных культур.

В качестве таких принципов могут быть провозглашены:

ü гуманизм;

ü ненасилие;

ü формально-юридическое равенство культур.

 

Вот она конкретизированная парадигма (модель) правовых научных исследований!!! - т.е. в рамках общемировой правовой цивилизации отношения между национальными правовыми системами строятся посредством осуществления диалога равных субъектов.

Применение диалога систем в качестве основополагающего средства правового регулирования предполагает постепенное снижение юридической силы нормативно-правовых актов и замещения их нормативными договорами и обычаями.

 

А именно:

Как отмечалось нами ранее, процессы глобализации оказывают мощное влияние на развитие государства и права.

Новые информационные технологии создают невиданные ранее возможности открытого взаимодействия стран, народов, отдельных людей.

В связи с этим возникает проблема в выявлении и исследовании ряда теоретических и практических проблем, связанных с соотношением правового пространства и суверенитета государств, сочетанием международных, национальных, корпоративных регуляторов, расширением сфер правового воздействия за пределами государственных границ.

 

К объектам такого сравнительно-правового анализа следует отнести:

Ø идеологию;

Ø правосознание;

Ø правовую культуру;

Ø национальный менталитет;

Ø юридическое образование;

Ø юридическую науку;

Ø систему законодательства и систему права;

Ø государственные и общественные институты различных стран.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 421.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...