Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 1. Государственное управление. Исполнительная власть.




 Вопросы:

1. Общее понятие управления. Социальное управление и его виды.

2. Гос. управление, его принципы, функции.

3. Понятие и принципы исполнительной власти.

4. Соотношение исл. вл. с гос. управлением. Функции, методы и формы исп. вл.

5. Место исп. вл. в системе разделения властей (доклад).

1.

 В юрид. науке существует несколько определений управления. Длительное время управление характеризовалось как «деятельность». Смысл такой деятельности - в совершении действий административного свойства. Но такое определение не ставит ? о целях управления и результатах такой деятельности. Немало научных публикаций характеризует управление как отношение, входящее в систему общественных отношений. В них показано, что управление представляет собой особое отношение в человеческой жизнедеятельности, как правило, вертикальное по характеру, связанное с наличием у вышестоящей стороны способности властно выражать и осуществлять свою волю. Наиболее адекватным является определение через термин «воздействие», который указывает на главное в управлении - момент влияния на сознание , поведение и деятельность людей. В понимании управления необходимо раскрытие качеств и возможностей управляющего воздействия. 

1. Управляющее воздействие необходимо должно содержать в себе момент
целеполагания. (Зачем нужно управляющее воздействие?) В управлении
целеполагание имеет особый характер, который можно обозначить как
практическую целенаправленность, т.е. управление должно содержать в себе
точную цель и точное направление движения к ней.

2. Любая целенаправленная коллективная деятельность нуждается в организационном моменте.

3. Управление призвано в рамках целей и организации конкретно регулировать
поведение и деятельность каждого из участников процесса.

 

Следовательно, управление представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную и коллективную жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно, так и через специально созданные структуры.

 

Управление может быть 2-х видов:

1.управление материальными объектами;

2.социальное управление.

Общие признаки управления полностью присущи и управлению в соц. сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения (государство, общество, террит. образования и т.д.)

Но в соц. сфере при управлении должны учитываться особенности, связанные с тем, что управленческие решения реализуются через отношения людей. Особенности соц. управления:

1. соц. управление реализуется только там, где ест совместная деятельность людей;

2. соц. управление имеет своим назначением упорядочивающее воздействие на объект при выполнении общих функций;

3. властность соц. управления, при котором субъект управления формирует и
реализует господствующую волю, а объект подчиняется ей;

4. в соц. управлении существует спец. механизм реализации, в качестве которого
выступают соответствующие органы управления.

Соц. управление в обществе подразделяется на 2 вида: государственное и негосударственное.

Гос. управление в широком смысле слова (управление делами государства) осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в таких видах деятельности как законодательная, исполнительная, правосудие.

Негосуд. Управление осуществляется от имени той или иной негос. организации. Полномочия субъектов этого вида управления, как правило, распространяются только на членов соответствующих негос. образований. Предписания субъектов негос. управления не имеют государственно-властного характера.

Кроме того, к негос. управлению относится местное самоуправление. ОМС не входят в структуру органов гос. управления. ОМС могут наделяться отдельными гос. полномочиями, с передачей необходимых для их осуществления средств. Осуществление переданных полномочий подконтрольно государству и его соответствующим органам.

2.

Одним из видов соц. управления явл.гос. управление, осуществляемое органами государства их ДЛ. Гос. управление имеет ярко выраженный организационный, исполнительно-распорядительный характер. Исполнительная его сторона заключается в реализации законов и иных решений представительных органов. Но эта исполнительная деятельность чаще всего является одновременно и распорядительной, т.к. предполагает здание органами управления властных актов, охраняемых гос. принуждением. Чтобы раскрыть черты гос. управления необходимо сравнить его с другими видами деятельности.

  1. Наиболее существенное отличие гос. управления (в узком смысле) от правосудия. Отличие заключается в том, что суд вступает в действие с уже возникшим до судебного разбирательства спором о праве или с правонарушением.

2. В отличие от деятельности органов законодательной власти, гос. управление не вправе принимать законодательные акты, оно предназначено для их исполнения.

3. В отличие от деятельности органов прокуратуры, гос. управление действует не только с точки зрения законности, но и целесообразности. Органы же прокуратуры созданы для осуществления контроля за законностью.

 

Т.О., гос. управление - организующая, исполнительно - распорядительная деятельность органов государства, осуществляемая на основе и во исполнение законов и состоящая в повседневном практическом выполнении функций государства.

Гос. управление базируется на основных положениях - принципах. Под принципами понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства.

 Принципы м.б. 2-х видов: I) общие; 2) организационные.

Общие:

1. Объективность - анализ и учет фактического состояния дел;

2. Конкретность - управление осуществляется применительно к конкретным
жизненным обстоятельствам;

3. Эффективность - достигнуть целей управления при наименьших затратах сил,
средств и времени;

4. Сочетание централизации и децентрализации - разграничение предметов ведения;

5. Законность - строгое и неуклонное соблюдение и исполнение законов и
подзаконных НПА.

К организационным относят:

1. Коллегиальность;

2. Единоначалие;

3. Сочетание территориальных и отраслевых начал в управлении;

4. Сочетание линейных и функциональных начал в управлении.

Практически управленческая деятельность гос. органов проявляется в повседневной организации и осуществлении прогнозирования, планирования, финансирования, подбора и расстановки кадров, учета и контроля.

Прогнозирование - предвидение изменений в развитии каких-либо событий или явлений на основе полученных данных и достижений науки.

 Планирование - определение направлений, целей, задач, количественных и качественных показателей той или иной деятельности. Регулирование имеет своим назначением установление режима какой-либо деятельности.

Координация - согласование действий различных предприятий и организаций в целях достижения общих целей.

Контроль - установление соответствия или несоответствия фактического состояния управляемого ранее заданному.

Учет - выработка и фиксация в количественной форме данных о результатах деятельности.

3.

И.в. представляет собой относительно самостоятельную ветвь гос. вл., структурно выраженную в особой системе гос. органов, именуемых исполнительными, призванных осуществлять главную функцию: исполнение законов и иных НПА, а также правоприменительную деятельность в процессе непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной и административно-политической сферами общественной деятельности.

Характерные черты И.В.:

1. И.В. представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой гос. власти РФ, тесно взаимодействующую с законодательной м судебной ветвями.

2. Она самостоятельно, но только в функционально-компетенционном смысле.

3. И.В. — непременный атрибут государственно-властного механизма, построенного на началах разделения властей; всегда существует наряду с законодательной и судебной.

4. Реализуется в отношении к различным (индивидуальным и коллективным)
элементам государственно организованного общества в качестве специф. Функции правоприменительного характера.

5. Данная власть представлена в государственно-властном механизме органами
исполнительной власти.

6. И.В. в соотв. с Конст. РФ осуществляется на началах федерализма.
7. Она не м. отождествляться с административной властью.

8. В непосредственном распоряжении ее субъектов находятся все наиболее существенные атрибуты гос. власти: финансы, коммуникации, армия, милиция и

т.д.

ОИВ в своей деятельности по выполнению возложенных на них задач и функций руководствуются рядом принципов.

Общие:

1. Пр. народовластия - (ст.З Конст.) означает, что народ осуществляет свою
власть непосредственно и через органы гос. власти, одной из ветвей которой явл. И.В.

2. Пр. верховенства закона - (ст.4, 15 Конст.) предполагает формирование
субординированной правовой системы государства в соотв. с юр. силой тех или иных НПА.

3. Пр. разделения и взаимосдерживания властей - (ст. 10,11 Конст.) выражает
существование и самостоятельность 3-х ветвей власти: законод., исполн., суд.

4. Пр. разграничения полномочий фед. и регион, органов (ст. 11,78 Конст.)
проявляется в том, что компетенция ОИВ и взаимоотношения между ними
определяются не по собственному усмотрению, а на основе НПА.

5. Пр. законности (ст. 15 Конст.) означает, что ОГВ, в том числе ОИВ, ОМС,
ДЛ, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конст., законы и иные
подзаконные акты.

6. Пр. федерат, устройства ( ст.5 Конст.)

7. Пр. централизации - подчинение нижестоящих органов - вышестоящим.

8. Пр. гласности - предполагает открытость законодательства, доступность и
подотчетность гос. органов и ДЛ.

9. Пр. приоритета и гарантированности прав личности - законные права и
интересы граждан д.б. защищены от любого произвола ОГВ и ДЛ.

 

Организационные:

1. Отраслевой - ведущий принцип в организации аппаратов и служб, обеспечивает единство гос. политики в соотв. отрасли.

2. Территориальный - состоит в формировании аппарата И.В. на территориальной основе.

3. Применение линейного принципа обеспечивает такой тип организации аппаратов и служб, при котором каждый руководитель в пределах своей компетенции обладает в отношении подчиненных всеми правами и функциями управления.

4. На основе функционального принципа формируются спец. органы и аппараты И.В., которые осуществляют общие надведомственные функции управления.

5. Пр. двойного подчинения обеспечивает сочетание необходимых начал
централизованного руководства с учетом местных условий и особенностей
субъектов РФ, регион, органов И.В.

6. Пр. рационального распределения полномочий между субъектами ИВ -
предполагает юрид. закрепление задач, обязанностей и прав за каждым органом, аппаратом, службой.

7. Ответственность субъектов исполн. деятельности - способствует повышению
качества и эффективности работы.

8. Сочетание коллегиальности и единоначалия выражается в том, что важнейшие
вопросы исполн. деятельности государства решаются коллегиальными ОИВ, а
вопросы текущего, оперативного характера разрешаются единоначальными
органами.

4.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...