Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос 4. Место юридической науки




в системе современного гуманитарного знания

 

Гуманитарные знания – это научный результат изучения мира человека, целей и мотивов его деятельности, духовных ценностей и личного восприятия мира.

Его особенности:

- понимание

- обращение к текстам

- невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям

Гуманитарные науки - науки, специализирующиеся на человеке и его жизнедеятельности в обществе:

- экономика;

- политология;

- история;

- социология;

- культурология;

- психология и другие.

 

В свою очередь, объектом исследования юридической науки, как было уже отмечено, являются государство, право и личность.

Она изучает, как взаимодействует право, как социальное явление, с другими социальными явлениями и каким образом оно обращено к личности как высшей социальной ценности.

Юридическая наука и философия

Философия - это наука о всеобщих закономерностях, которым подчиняются как бытие человека (природа и общество), так и человеческое мышление, процесс познания.

Юридическая наука широко использует, в частности, философские категории и всеобщие понятия, выработанные в течение многих столетий представителями этой науки («отношение», «функции», «прогресс», «свобода», «развитие», «эволюция», «связь», «целое» и др.).

В свою очередь, философия в процессе своего развития и совершенствования постоянно опирается на тот материал, который вырабатывается всеми группами юридических наук и который помогает ей формулировать общие принципы государственно-правового развития общества.

 

Более того, на основе того, на каких мировоззренческих позициях (вспомним - мировоззренческие подходы в методологии юриспруденции) стоит исследователь, в значительной мере будут определяться и результаты его исследований.

 

 

Например, идеалистическая по своему характеру система немецкого философа Георга Вильгельма Фридриха Гегеля объективно дала импульс распространению консервативно-реакционных взглядов на государство и право.

Рассматривая государство как идею разума, свободы и права, а его существование и функционирование - как шествие Бога в мире, Гегель предлагал в качестве образца такой идеи разума считать конституционную монархию.

 

Материалистические основы мировоззрения, в отличие от идеалистических, чаще всего способствовали возникновению и развитию прогрессивных, демократических государственно-правовых теорий и идей.

В качестве примера можно сослаться на материалистические основы мировоззрения английского философа Джона Локка, содействовавшие выработке представления о государстве как, о «социальном институте», призванном обслуживать интересы не отдельных лиц, а всех слоев общества, о не отчуждаемости человека «ни при каких обстоятельствах» от ряда естественных прав и свобод (право на жизнь, право владения имуществом и др.), о необходимости установления и реализации принципа разделения властей, и др.

 

Вспомним идеалистические основы мировоззрения английского юриста и философа Томаса Мора, сочетавшиеся с его твердыми религиозными убеждениями, которые не только не привели его, как это можно было ожидать, исходя из его социального положения (известный государственный деятель, канцлер Англии в 1529-1532 гг.), к оправданию существовавшего в то время в Англии антидемократического по своей природе, монархического строя, но, наоборот, подтолкнули его к завуалированной критике этого строя, к описанию им в своей знаменитой «Утопии» (1516г.) некоего идеально демократического, фантастического по своему духу государственного строя.

 

Говоря о роли философского мировоззрения в разработке различных юридических теорий и идей, нельзя забывать о том, что оно способствует не только развитию научных исследований, но и лучшему усвоению правового материала.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 184.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...