Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сложность продукта (Product Complexity) CPLX




 

Сложность продукта определяют по двум следующим таблицам. Выделяют 5 областей применения продукта: операции управления, вычислительные операции, операции с приборами (устройствами), операции управления данными, операции управления пользовательским интерфейсом. Выбирается область или комбинация областей, которые характеризуют продукт или подсистему продукта. Сложность рассматривается как взвешенное среднее значение для этих областей.

Таблица А.З.Сложность модуля в зависимости от области применения

CPLX Операции управления Вычислительные операции Операции с приборами
Очень низкий Последовательный код Вычисление простых Простые операторы
  с небольшим выражений, чтения и записи,
  количеством например, использующие простые
  структурированных A=B+C*(D-E) форматы
  операторов: DO, CASE,    
  IF-THEN-ELSE.Простая    
  композиция модулей    
  с помощью вызовов    
  процедур и простых    
  сценариев    
Низкий Несложная вложенность Вычисление выражений Не требуется знание
  структурированных средней сложности, характеристик
  операторов. В основном например конкретного процессора
  простые предикаты D=SQRT(B**2-4*A*C) или устройства ввода-
      вывода. Ввод-вывод выполняется на уровне GET/PUT
Номинальный В основном простая Использование Обработка ввода-
  вложенность. стандартных вывода, включающая
  Некоторое математических выбор устройства,
  межмодульное и статистических проверку состояния
  управление. Таблицы подпрограмм. и обработку ошибок
  решений. Простые Базовые матричные /  
  обратные вызовы векторные операции  
  (callbacks) или    
  передачи сообщений,    
  включение    
  среднего уровня —    
  поддержка    
  распределенной    
  обработки    
Высокий Высокая вложенность Базовый численный Операции ввода-вывода
  операторов анализ: физического уровня
  с составными мультивариантная (определение адресов
  предикатами. интерполяция, обычные физической памяти;
  Управление дифференциальные поиски, чтения и т. д.).
  очередями и стеками. уравнения. Базисное Оптимизированный
  Однородная усечение, учет потерь совмещенный
  распределенная точности ввод-вывод
  обработка. Управление    
  ПО реального времени    
  на единственном    
  процессоре    
Очень высокий Реентерабельное Сложный, но Процедуры для
  и рекурсивное структурированный диагностики
  программирование. численный анализ: по прерыванию,
  Обработка прерываний уравнения с плохо обслуживание
  с фиксированными обусловленными и маскирование
. приоритетами матрицами, уравнения прерываний.
  Синхронизация задач, в частных производных. Обслуживание линий
  сложные обратные Простой параллелизм связи.
  вызовы, гетерогенная   Высокопроизводитель-
  распределенная   ные встроенные
  обработка. Управление    системы
  однопроцессорной    
  системой в реальном    
  времени    
Сверхвысокий Планирование Сложный Программирование
  множественных и неструктурированный с учетом временных
  ресурсов с динамически численный анализ: характеристик
  изменяющимися высокоточный анализ приборов,
  приоритетами. стохастических данных микропрограммные
  Управление на уровне с большим количеством операции. Критические
  микропрограмм. шумов. Сложный к производительности
  Управление параллелизм  встроенные системы
  распределенной    
  аппаратурой в реальном    
  времени    

Таблица А.4.Сложность модуля в зависимости от области применения

CPLX Операции управления данными Операции управления пользовательским интерфейсом
Очень низкий Простые массивы в оперативной памяти. Простые запросы к БД, обновления Простые входные формы, генераторы отчетов
Низкий Использование одного файла без изменения структуры данных, без редактирования и промежуточных файлов. Умеренно сложные запросы к БД, обновления Использование билдеров для простых графических интерфейсов
Номинальный Ввод из нескольких файлов и вывод в один файл. Простые структурные изменения, простое редактирование. Сложные запросы БД, обновления Простое использование набора графических объектов (widgets)
Высокий Простые триггеры, активизируемые содержимым потока данных. Сложное изменение структуры данных Разработка набора графических объектов, его расширение. Простой голосовой ввод-вывод, мультимедиа
Очень высокий Координация распределенных БД. Сложные триггеры. Оптимизация поиска Умеренно сложная 2D/3D-графика, динамическая графика, мультимедиа
Сверхвысокий Динамические реляционные и объектные структуры с высоким сцеплением. Управление данными с помощью естественного языка Сложные мультимедиа, виртуальная реальность

Таблица А.5.Требуемая повторная используемость (Required Reusability) RUSE

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
RUSE   Нет На уровне проекта На уровне программы На уровне семейства продуктов На уровне нескольких семейств продуктов

Таблица А.6.Документирование требований жизненного цикла (Documentation match to life-cycle needs) DOCU

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
DOCU Многие требования жизненного цикла не учтены Некоторые требования жизненного цикла не учтены Оптимизированы к требованиям жизненного цикла Избыточны по отношению к требованиям жизненного цикла Очень избыточны по отношению к ребованиям жизненного цикла  

 

Факторы платформы (виртуальной машины)

Таблица А.7.Ограничения времени выполнения (Execution Time Constraint) TIME

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
TIME     Используется ≤ 50% возможного времени выполнения 70% 85% 95%

Таблица А.8.Ограничения оперативной памяти (Main Storage Constraint) STOR

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
STOR     Используется ≤ 50% доступной памяти 70% 85% 95%

Таблица А.9.Изменчивость платформы (Platform Volatility) PVOL

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
PVOL   Значительные изменения — каждые 12мес.; незначительные — каждый месяц Значительные изменения — каждые 6 мес.; незначительные — каждые 2 недели Значительные изменения — 2 мес.; незначительные — 1 неделя Значительные изменения — 2нед.; незначительные — 2 дня  

 

Факторы персонала

Таблица А. 10.Возможности аналитика (Analyst Capability) ACAP

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
АСАР 15% 35% 55% 75% 90%  

Таблица А.11.Возможности программиста (Programmer Capability) PCAP

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
РСАР 15% 35% 55% 75% 90%  

Таблица А. 12.Опыт работы с приложением (Applications Experience) AEXP

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
АЕХР 2 месяца 6 месяцев 1 год 3 года 6 лет  

Таблица А. 13.Опыт работы с платформой (Platform Experience) PEXP

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
РЕХР 2 месяца 6 месяцев 1 год 3 года 6 лет  

Таблица А. 14.Опыт работы с языком и утилитами (Language and Tool Experience) LTEX

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
LTEX 2 месяца 6 месяцев 1 год Згода 6 лет  

Таблица А. 15.Непрерывность персонала (Personnel Continuity) PCON

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
PCON 48%/год 24%/год 12%/год 6%/год 3%/год  

ПРИМЕЧАНИЕ

С помощью фактора PCON учитывается процент смены персонала.

 

Факторы проекта

Таблица А. 16.Использование программных утилит (Use of Software Tools) TOOL

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
TOOL Редактирование, кодирование, отладка Простая входная, выходная CASE-утилита, малая интеграция Базовые утилиты жизненного цикла, умеренная интеграция Развитые утилиты жизненного цикла, умеренная интеграция Развитые утилиты жизненного цикла, хорошо интегрированные с процессами, методами, повторным использованием  

Таблица А. 17.Мультисетевая разработка (Multisite Development) SITE

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
SITE: комму-никации Один телефон, почта Индивидуаль-ные телефоны, FAX Узкополосный e- mail Широкопо-лосные электронные коммуника-ции Широкополо-сные электронные коммуникации, видеоконференции от случая к случаю Интерактивные мультимедиа

Таблица А. 18.Требуемый график разработки (Required Development Schedule) SCED

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
SCED 75% от номинального срока 85% 100% 130% 160%  

Таблица А. 19.Числовые значения множителей затрат

Фактор Очень низкий Низкий Номинальный Высокий Очень высокий Сверхвысокий
RELY Легкое беспокойство 0,75 Низкая, легко восстанавливаемые потери 0,88 Умеренная, легко восстанавливаемые потери 1,00 Высокая, финансовые потери 1,15 Риск для человеческой жизни 1,39  
DATA   байты БД/LOС прогр. <10 0,93 10 D/P<100 1,00 100 D/P< <1000 1,09 D/P 1000 1,19  
CPLX 0,75 0,88 1,00 1,15 1,30 1,66
RUSE   Нет На уровне На уровне На уровне На уровне
    0,91 проекта программы семейства нескольких
      1,00 1,14 продуктов семейств
          1,29 продуктов
            1,49
DOCU Многие Некоторые Оптимизирова- Избыточны Очень  
  требования требования ны по избыточны  
  жизненного жизненного к требованиям отношению к по отношению  
  цикла цикла жизненного требованиям к требованиям  
  не учтены не учтены цикла жизненного жизненного  
  0,89 0,95 1,00 цикла цикла  
        1,06 1,13  
TIME     Используется 70% 85% 95%
      < 50% 1,11 1,31 1,67
      возможного      
      времени      
      выполнения      
      1,00      
STOR     Используется 70% 85% 95%
      < 50% 1,06 1,21 1,57
      доступной      
      памяти      
      1,00      
PVOL   Значительные Значительные— Значительные Значтельные —  
    изменения — через 6 мес.; —через 2 через 2 нед.  
    через 1 год; незначительные мес.; незначи- незначительные  
    незначитель — через тельные — — через 2 дня  
    ные — 2 недели через 1 1,30  
    через 1 мес. 1,00 неделю    
    0,87    1,15    
ACAP 15% 35% 55% 75% 90%  
  1,50 1,22 1,00 0,83 0,67  
PCAP 15% 35% 55% 75% 90%  
  1,37 1,16 1,00 0,87 0,74  
PCON 48%/год 24%/год 12%/год 6%/год 3%/год  
  1,24 1,10 1,00 0,92 0,84  
AEXP ≤2 месяцев 6 месяцев 1 год 3 года 6 лет  
  1,22 1,10 1,00 0,89 0,81  
PEXP ≤ 2 месяцев 6 месяцев 1 год Згода 6 лет  
  1,25 1,12 1,00 0,88 0,81  
LTEX ≤2 месяцев 6 месяцев 1 год 3 года 6 лет  
  1,22 1,10 1,00 0,91 0,84  
TOOL Редактирование, Простая Базовые Развитые Развитые  
  кодирование, входная, утилиты утилиты утилиты  
  отладка выходная жизненного жизненного жизненного  
  1,24 CASE цикла, цикла, цикла, хорошо  
    утилита, малая умеренная умеренная интегрированы  
    интеграция интеграция интеграция с процессами,  
    1,12 1,00 0,86 методами,  
          повторным  
          использованием  
          0,72  
SITE Один телефон, Индивиду- Узкополосный Широкополое Широко- Интерактивные
комму- почта альные e-mail коммуника- полосные мультимедиа
ника- 1,25 телефоны, 1,00 ции коммуникации, 0,78
 ции   FAX    0,92 иногда  
    1,10     видеокон-  
          ференции  
          0,84  
SCED 75% 85% 100% 130% 160%  
  от номин. 1,10 1,00 1,00 1,00  
  1,29          

Таблица А. 19 обеспечивает перевод оценок факторов затрат в числовые значения множителей затрат. Порядок использования таблицы чрезвычайно прост. Имя фактора определяет строку таблицы, оценка фактора — столбец. На пересечении строки и столбца находим числовое значение множителя. Например, фактору TIME с оценкой Высокий соответствует множитель со значением 1,11.

Приложение Б.Терминология языка UML и унифицированного процесса

 

В данном приложении приведен словарь основных терминов языка UML и унифицированного процесса разработки, описываемого в учебнике.

Словарь терминов

Абстрактный класс (abstract class) Класс, объект которого не может быть создан непосредственно
Агрегат (aggregate) Класс, описывающий «целое» в отношении агрегации
Агрегация (aggregation) Специальная форма ассоциации, определяющая отношение «часть-целое» между агрегатом (целым) и частями
Актер (actor) Связанный набор ролей, исполняемый пользователями при взаимодействии с элементами Use Case
Активация (activation) Выполнение соответствующего действия
Активный класс (active class) Класс, экземпляры которого являются активными объектами. См. процесс, задача, поток
Активный объект (active object) Объект, являющийся владельцем процесса или потока, которые инициируют управляющую деятельность
Артефакт (artifact) Документ, отчет или выполняемый элемент. Артефакт может вырабатываться, обрабатываться или потребляться
Асинхронное действие (asynchronous action) Запрос, отправляемый объекту без паузы для ожидания результата
Ассоциация (association) Семантическое отношение между классификаторами, задающее набор связей между их экземплярами
Бизнес-модель (business model) Определяет абстракцию организации, для которой создается система
Бинарная ассоциация (binary association) Ассоциация между двумя классами
Взаимодействие (interaction) Поведение, заключающееся в обмене набором сообщений между набором объектов (в определенном контексте и для достижения определенной цели)
Видимость (visibility) Показывает, как может быть увидено и использовано другими данное имя
Временный объект (transient object) Объект, существующий только во время выполнения задачи или процесса, которые его создали
Действие (action) Исполняемое атомарное вычисление. Действие инициируется при получении объектом сообщения или изменении значения его свойства. В результате действия изменяется состояние объекта
Делегирование (delegation) Способность объекта посылать сообщение другому объекту в ответ на прием чужого сообщения
Деятельность (activity) Состояние, в котором проявляется некоторое поведение
Диаграмма (diagram) Графическое представление набора элементов, обычно
  в виде связного графа, в вершинах которого находятся
  предметы, а дуги представляют собой их отношения
Диаграмма Use Case (use case diagram) Диаграмма, показывающая набор элементов Use Case,
  актеров и их отношений. Диаграмма Use Case относится к статическому представлению Use Case, создаваемому для системы
Диаграмма взаимодействия (interaction diagram) Диаграмма, показывающая взаимодействие, включающее в себя набор объектов и их отношений, а также пересылаемые между объектами сообщения. Диаграммы взаимодействия относятся к динамическому представлению системы. Это общий термин, применяемый к различным видам диаграмм, на которых изображено взаимодействие объектов, включая диаграммы сотрудничества и диаграммы последовательности
Диаграмма деятельности (activity diagram) Диаграмма, показывающая переходы от одного вида деятельности к другому. Диаграммы деятельности относятся к динамическому представлению системы. Диаграмма деятельности является специальной разновидностью диаграммы схем состояний, в которой все или большинство состояний являются состояниями действий, а все или большинство переходов срабатывают при завершении действий в исходных состояниях
Диаграмма классов (class diagram) Диаграмма, показывающая набор классов, интерфейсов, коопераций, а также их отношения. Диаграмма классов относится к статическому проектному представлению системы. Эта диаграмма показывает набор декларативных (статических) элементов
Диаграмма объектов (object diagram) Диаграмма, показывающая набор объектов и их отношений в некоторый момент времени. Диаграмма объектов относится к статическому проектному представлению или статическому представлению процессов системы
Диаграмма последовательности (sequence diagram) Диаграмма взаимодействия, выделяющая временную последовательность передачи сообщений
Диаграмма размещения (deployment diagram) Диаграмма, показывающая набор узлов и их отношения. Диаграмма размещения относится к статическому представлению размещения системы
Диаграмма сотрудничества (collaboration diagram) Диаграмма взаимодействия, которая выделяет структурную организацию объектов, посылающих и принимающих сообщения; диаграмма, которая демонстрирует организацию взаимодействия между экземплярами и их связи друг с другом
Диаграмма схем состояний (statechart diagram) Диаграмма, показывающая конечный автомат. Диаграммы схем состояний относятся к динамическому представлению системы
Единица дистрибуции (distribution unit) Набор объектов или компонентов, которые предназначены для выполнения одной задачи или работы на одном процессоре
Зависимость (dependency) Семантическое отношение между двумя предметами, при котором изменение одного предмета (независимого предмета) влияет на семантику другого предмета (зависимого предмета)
Задача (task ) Единичный путь выполнения программы, динамической модели или другого представления потока управления; нить или процесс
Запустить (fire) Выполнить переход из состояния в состояние
Иерархия вложенности (containment hierarchy) Иерархия пространств имен, содержащих элементы и отношения вложенности между ними
Импорт (import) В контексте пакетов — зависимость, показывающая, на классы какого пакета могут ссылаться классы данного пакета (включая пакеты, рекурсивно вложенные в данный)
Имя (name) То, как вы называете предмет, отношение или диаграмму; строка, используемая для идентификации элемента
Интерфейс (interface) Набор операций, используемых для описания услуг класса или компонента
Исполняемый модуль (executable) Программа, которая может выполняться в узле
Использование (usage) Зависимость, при которой один элемент (клиент) для корректного функционирования нуждается в присутствии другого элемента (поставщика)
Кардинальное число (cardinality) Число элементов в наборе
Каркас (framework) Архитектурный паттерн, предоставляющий расширяемый шаблон приложения в какой-либо предметной области
Класс (class) Описание набора объектов, имеющих одинаковые свойства, операции, отношения и семантику
Класс-ассоциация (association class) Элемент моделирования, имеющий одновременно характеристики класса и ассоциации. Класс-ассоциация может рассматриваться как ассоциация, имеющая также характеристики класса, или как класс, обладающий характеристиками ассоциации
Классификатор (classifier) Механизм описания структурных и поведенческих характеристик. Классификаторами являются интерфейсы, классы, типы данных, компоненты и узлы
Клиент (client) Классификатор, запрашивающий услуги у другого классификатора
Композит (composite) Класс, связанный с одним или более классами отношением композиции
Композиция (composition) Сильная форма агрегации, при которой время жизни частей и целого совпадают. Части не существуют отдельно и при удалении композита должны быть уничтожены
Компонент (component) Физическая заменяемая часть системы, которая соответствует набору интерфейсов и обеспечивает реализацию набора интерфейсов
Компонентная диаграмма (component diagram) Диаграмма, показывающая набор компонентов и их отношений. Компонентные диаграммы относятся к статическому компонентному представлению системы
Конечный автомат (state machine) Поведение, которое определяется последовательностью состояний, через которые проходит объект в течение своей жизни в ответ на поступление сообщений, вместе с его реакцией на эти сообщения
Конкретный класс (concrete class) Класс, для которого возможно создание экземпляров
Контейнер (container) Объект, создаваемый для хранения других объектов и предоставляющий операции для доступа к своему содержимому в определенном порядке
Контекст (context) Набор связанных элементов, ориентированных на достижение определенной цели, например, определение операции
Кооперация (collaboration) Сообщество классов, интерфейсов и других элементов, работающих вместе с целью реализации некоторого кооперативного поведения. Кооперация больше, чем простая сумма элементов. Описание того, как элементы, такие как элементы Use Case или операции, реализуются набором классификаторов и ассоциаций, играющих определенные роли определенным образом
«Линия жизни» (lifeline) См. линия жизни объекта
Линия жизни объекта (object lifeline) Линия на диаграмме последовательности, которая отражает существование объекта в течение некоторого периода времени
Местоположение (location) Место размещения компонента в узле
Метакласс (metaclass) Класс, экземпляры которого являются классами
Метод (method) Реализация операции. Определяет алгоритм или процедуру, обеспечивающую операцию.
Механизм расширения (extensibility mechanism) Один из трех механизмов (стереотипы, теговые величины и ограничения), который может использоваться для контролируемого расширения UML
Множественная классификация (multiple classification) Семантическая вариация обобщения, в которой объект может принадлежать более чем одному классу
Множественное наследование (multiple inheritance) Семантическая вариация обобщения, в которой тип может иметь более одного супертипа
Множественность (multiplicity) Спецификация диапазона возможных кардинальных чисел набора
Модель (Model) Семантически ограниченное абстрактное представление системы
Модель Use Case (Use case model) Определяет функциональные требования к системе
Модель анализа (analysis model) Интерпретирует требования к системе в терминах проектной модели
Модель области определения (domain model) Фиксирует контекстное окружение системы
Модель процессов (process model) Определяет параллелизм в системе и механизмы синхронизации
Модель размещения (deployment model) Определяет аппаратную топологию, в которой исполняется система
Модель реализации Определяет части, которые используются для сборки
(implementation model) и реализации физической системы
Наследование (inheritance) Механизм, при помощи которого более специализированные элементы включают в себя структуру и поведение более общих элементов
Наследование интерфейса (interface inheritance) Наследование интерфейса более специализированным элементом, не включает наследования реализации
Нить (thread) Облегченный поток управления, который может выполняться параллельно с другими нитями того же процесса
Область действия (scope) Контекст, который придает имени определенный смысл
Обобщение (generalization) Отношение обобщения/специализации, когда объекты специализированного элемента (подтипа) могут замещать объекты обобщенного элемента (супертипа)
Объект (object ) См. экземпляр
Объект длительного хранения (persistent object) Объект, сохраняющийся после завершения процесса или задачи, в ходе которой он был создан
   
Объектный язык ограничений (object constraint language (OCL)) Формальный язык, используемый для создания ограничений, не имеющих побочных эффектов
Обязанность (responsibility) Контракт или обязательство типа или класса
Ограничение (constraint) Расширение семантики элемента UML, позволяющее добавлять к нему новые правила или изменять существующие
Одиночное наследование (single inheritance) Семантический вариант обобщения, при котором каждый тип может иметь только один супертип
Операция (operation) Обслуживание, которое может запрашиваться у объекта. Операция имеет сигнатуру, которая задает допустимые фактические параметры
Отношение (relationship) Семантическая связь между элементами
Отношение трассировки (trace) Зависимость, указывающая на историческую связь или связь обработки между двумя элементами, представляющими одну и ту же концепцию, без определения правил вывода одного элемента из другого
Отправитель (сообщения) (sender) Объект, посылающий экземпляр сообщения объекту-получателю
Отправление (send) Посылка экземпляра сообщения от отправителя получателю
Пакет (package) Механизм общего назначения для группировки элементов
Параллелизм (concurrency) Осуществление двух или более видов деятельности в один и тот же временной интервал. Параллелизм может быть осуществлен путем квантования процессорного времени или одновременного выполнения двух или более потоков
Параметр (parameter) Определение переменной, которая может изменяться, передаваться или возвращаться
Паттерн (pattern) Паттерн является решением типичной проблемы в определенном контексте
Переход (transition) Отношение между двумя состояниями, показывающее, что объект, находящийся в первом состоянии, в случае некоторого события и выполнения определенных условий совершит некоторые действия и перейдет во второе состояние
Плавательная дорожка (swim lane) Область на диаграмме деятельности для назначения ответственного за действие
Побуждение (stimulus) Операция или сигнал
Подсистема (subsystem) Группировка элементов, в которой каждый элемент содержит описание поведения, предоставляемого другим элементам подсистемы
Подтип (subtype) В отношении обобщения — специализация другого типа, супертипа
Получатель (receiver) Объект, обрабатывающий экземпляр сообщения, поступивший от объекта-отправителя
Полюс (конец) ассоциации (association end) Конечная точка ассоциации, которая связывает ассоциацию с классификатором
Полюс (конец) связи (link end) Экземпляр полюса (конца) ассоциации
Поставщик (supplier) Тип, класс или компонент, предоставляющие услуги, используемые другими
Постусловие (postcondition) Условие, которое должно выполняться после завершения операции
Представление (view) Проекция модели, рассматриваемая с определенной точки зрения, в которой показаны существенные и опущены несущественные детали
Предусловие (precondition) Условие, которое должно выполняться при вызове операции
Прием (receive) Обработка экземпляра сообщения, поступившего от объекта — отправителя
Примечание (comment) Примечание, добавляемое к элементу или группе элементов
Примечание (note) Комментарий, добавляемый к элементу или набору элементов
Примитивный тип (primitive type) Предопределенный базовый тип, например целое число или строка
Проектная модель (design model) Определяет словарь проблемы и ее решение
Пространство имен (namespace) Часть модели, в которой могут определяться и использоваться имена. Внутри пространства имен каждое имя имеет единственный смысл
Процесс (process) Тяжеловесный поток управления, который может выполняться параллельно с другими процессами
Рабочий поток процесса (process workflow) Логическая группировка действий
Реализация (realization) Семантическое отношение между классификаторами, когда один классификатор определяет контракт, который другие классификаторы должны гарантированно выполнять
Роль (role) Определенное поведение сущности в определенном контексте
Свойство (attribute) Именованная характеристика классификатора, задающая набор возможных значений, которые определяют состояния экземпляров классификатора (например, объектов)
Связывание (binding) Создание конкретного элемента на основе шаблона (путем сопоставления параметрам шаблона конкретных аргументов)
Связь (link) Семантическая связь между объектами, экземпляр ассоциации
Сигнал (signal) Спецификация асинхронного стимула, передаваемого от экземпляра к экземпляру
Сигнатура (signature) Имя и параметры характеристики поведения
Синхронное действие (synchronous action) Запрос, при работу, ожидая результата котором отправивший его объект прерывает
Система (system) Набор подсистем, организованный для достижения определенной цели и описываемый набором моделей с разных точек зрения
Событие (event) Определение значимого происшествия, ограниченного во времени и пространстве, в контексте конечных автоматов. Событие может запустить переход из одного состояния в другое состояние
Сообщение (message) Спецификация передачи информации между объектами в ожидании того, что будет обеспечена требуемая деятельность. Получение экземпляра сообщения обычно рассматривается как экземпляр события
Состояние (state) Условия или ситуация в течение жизни объекта, когда он удовлетворяет некоторому условию, выполняет некоторую деятельность или ждет некоторого события
Состояние действия (action state) Состояние, которое представляет собой исполнение единичного действия, обычно вызов операции
Спецификация (specification) Текстовая запись синтаксиса и семантики определенного строительного блока, описание того, что он из себя представляет или что он делает
Стереотип (stereotype) Расширение словаря UML, позволяющее нам создавать новые типы строительных блоков, порождая их от существующих. Новые блоки специализированы для решения определенных проблем
Сторожевое условие (guard condition) Условие, которое должно быть выполнено для запуска ассоциированного с ним перехода
Супертип (supertype) В отношении обобщения — обобщение другого типа, подтипа
Сценарий (scenario) Определенная последовательность действий, иллюстрирующая поведение
Теговая величина (tagged value) Расширение характеристик элемента UML, позволяющее помещать в спецификацию элемента новую информацию
Тестовая модель (test model) Определяет тестовые варианты для проверки системы
Тип (type) Стереотип класса, используемый для определения предметной области объекта и операций (но не методов), применимых к этому объекту
Тип данных (datatype) Тип, задающий набор неидентифицированных значений и операций для их обработки. Типы данных включают в себя как простые встроенные типы (такие, как числа и строки), так и перечислимые типы (например, логический тип)
Узел (node) Физический элемент, существующий во время работы системы и предоставляющий вычислительный ресурс, обычно имеющий память, а часто — и возможность выполнения операций
Украшение (adornment) Детализация спецификации элемента, добавляемая к его основной графической нотации
   
Фасад (facade) Фасад — это стереотипный пакет, не содержащий ничего, кроме ссылок на элементы модели, находящиеся в другом пакете. Он используется для обеспечения «публичного» представления некоторой части содержимого пакета
Фокус управления (focus of control) Символ на диаграмме последовательности, указывающий период времени, в течение которого объект выполняет действие
Характеристика (property) Именованная величина, обозначающая характеристику элемента
Шаблон (template) Параметризованный элемент
Экземпляр (instance) Конкретная реализация абстракции, сущность, к которой может быть применен набор операций, она имеет состояние для сохранения результатов применения операций. Синоним объекта
Экспорт (export) В контексте пакетов — действие, делающее элемент видимым вне его собственного пространства имен
Элемент (element) Единичная составная часть модели
Этап Конструирование (Construction phase) Этап построения программного продукта в виде серии инкрементных итераций
Этап Начало (Inception phase) Этап спецификации представления продукта
Этап Переход (Transition phase) Этап внедрения программного продукта в среду пользователя (промышленное производство, доставка и применение)
Этап Развитие (Elaboration phase) Этап планирования необходимых действий и требуемых ресурсов
n-арная ассоциация (n-ary association) Ассоциация между п классами. Если п равно двум, ассоциация бинарная. См. бинарная ассоциация
Элемент Use Case (use case) Описание набора, состоящего из нескольких последовательностей действий системы, которые производят для отдельного актера видимый результат

Приложение В. Основные средства языка программирования Ada 95

 

Ada 95 — современный язык программирования, имеющий максимальный набор средств описания данных и действий. Его средства обеспечивают все технологические потребности профессионального.программирования. Конструкции языка поддерживают как традиционный, императивный стиль программирования, так и объектно-ориентированный стиль, позволяют создавать как последовательные, так и параллельные процессы.

Типы и объекты данных

 

Тип данных задает набор возможных значений и набор операций, допустимых над этими значениями. Все типы данных Ada 95 разделяют на две большие группы: элементарные и составные. Данные элементарного типа имеют значения, которые логически неразделимы. Данные составного типа имеют значения, которые составлены из значений компонентов.

В свою очередь, элементарные типы делят на скалярные типы (дискретные и вещественные) и ссылочные типы (чьи значения являются указателями на данные и подпрограммы). Дискретные типы включают целые типы (знаковые и беззнаковые) и перечисляемые типы. Вещественные типы включают типы с плавающей точкой и типы с фиксированной точкой (двоичные и десятичные).

Составные типы данных подразделяются на комбинированные типы (записи), расширения типа запись, регулярные типы (массивы), задачные типы, защищенные типы. Задачные и защищенные типы используются при программировании параллельных процессов.

Описание типа приводится в декларативной части программы. Общая форма объявления типа имеет вид

type <ИмяТипа> is <ОпределениеТипа>;

где в угловых скобках указывается название, которое в реальной программе заменяется конкретной конструкцией (именем, выражением, оператором).

Приведем примеры объявления типов:

q целый знаковый тип

type Temperature is range -70..70:

q модульный целый тип

type Time_of_Day is mod 86400;

type Day_of_Month is mod 32;

q вещественный тип с плавающей точкой — задает значения, представляемые восемью десятичными цифрами

type Distance is digits 8;

q двоичный вещественный тип с фиксированной точкой — задает значения с погрешностью 0,001 в диапазоне от 0.00 до 200.00

type Price is delta 0.001 range 0.00 ..200.00;

q десятичный вещественный тип с фиксированной точкой — задает значения, представляемые восемью десятичными цифрами с погрешностью 0,1 (то есть значения до 9999999,9)

type Miles is delta 0.1 digits 8;

q перечисляемый тип

type Day is ( mon. tue. wed, thu. fri. sat. sun );

type Colour is ( red. blue, green, black );

q тип записи

type Date_Type is

record

Day : Day_Type;

Month : Month_Day;

Year : Year_Type;

end record;

q тип массива

type Week is array ( 1 .. 7 ) of Day:

Некоторые типы в языке предопределены. Предопределенные типы не нужно объявлять в декларативной части программы. К ним относятся:

q целый тип Integer с диапазоном значений -32 767...+32 768;

q вещественный тип с плавающей точкой Float;

q перечисляемые типы Boolean (логический), Character (символьный);

q регулярный тип String (задает массивы из элементов символьного типа).

После того как тип объявлен, можно объявлять экземпляры этого типа. Экземпляры типов называются объектами. Объекты содержат значения. Значения объектов-переменных могут изменяться, значения объектов-констант постоянны.

Общая форма объявления объекта имеет вид

<ИмяОбъекта> : [constant] <ИмяТипа> [:=НачальноеЗначение];

где в квадратных скобках указаны необязательные элементы, а НачальноеЗначение — некоторое выражение соответствующего типа.

Примеры объявлений объектов-переменных:

q символьный объект с начальным значением

Symbol : Character :- 'A';

ПРИМЕЧАНИЕ

Значение символьного объекта записывается в апострофах.

 

q строковый объект с начальным значением

Name : String ( 1 .. 9 ) := "Aleksandr";

ПРИМЕЧАНИЕ

Значение строкового объекта записывается в кавычках.

 

q объект перечисляемого типа

Car_Colour : Colour := red;

q объект модульного типа

Today : Day_of_Month := 31;

ПРИМЕЧАНИЕ

Значение этого объекта может изменяться в диапазоне от 0 до 31. К модульному типу применяется модульная арифметика, поэтому после оператора Today := Today + 1 объект Today получит значение 0.

 

Примеры объявлений объектов-констант:

Time : constant Time_of_Day := 60;

Best_Colour : constant Colour := blue;

Отметим, что если константа является именованным числом (целого и вещественного типа), то имя типа можно не указывать:

Minute : constant := 60;

Hour : constant := 60 * Minute;










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...