Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Указания по разработке технологических карт ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
При разработке технологических карт на бетонирование монолитных конструкций с прогревом бетона нагревательными проводами следует учитывать следующие работы: - ограждение участка работ, размещение трансформаторов, инвентарных секций электроразводки для коммутации нагревательных проводов, щитов подключения трансформаторов. Обеспечение работ нагревательными проводами, вязальной проволокой электро- и теплоизоляционными материалами, и др. - укладка (навивка) и закрепление нагревательных проводов, присоединение изолированных монтажных отводов и подключение к инвентарным секциям; - укрытие и утепление неопалубленных открытых поверхностей; - утепление, при необходимости, опалубки; - прогрев бетона с обслуживанием нагревательного оборудования и контролем заданного режима термообработки бетона;
Схема производства работ представалена на рис.6.
Условные обозначения:
Затраты электроэнергии на термообработку 1 м3 составляют 70-80 кВтч. Нормативные затраты труда на работы, связанные с прогревом, составляют 4-7 чел.-ч на 1 м3 бетона. Работы выполняет бригада (арматурщики, бетонщики, электрики) в составе из 4-6 рабочих. Провод при установке крепится снаружи к арматурным каркасам или к арматурным сеткам так, чтобы он располагался в наиболее защищенной от механических повреждений зоне при бетонировании, т.е. между арматурой и опалубкой. Крепление проволочного нагревателя к арматуре производится без сильного натяжения (с усилием до 3-5 кг) мягкой вязальной проволокой диаметром не менее 1,2 мм, отрезками изолированного провода или полипропиленовым шпагатом. При этом строго соблюдается целостность изоляции и несмещаемость при укладке бетонной смеси и ее виброуплотнении. При установке в углах конструкции с режущими кромками под провод укладывается дополнительная электроизоляция (пластмассовый кембрик, пластмассовые фиксаторы и т.п). Во избежание расплавления и обгорания изоляции, замыкания на бетонную массу и перегорания токопроводящих жил оба конца провода соединяются отводами из изолированного монтажного одножильного медного провода с жилой сечением не менее 2,5 мм2. Закодированные соединения греющих проводов с отводами должны располагаться в бетоне после укладки смеси. Вторые концы отводов из медного одножильного провода соединяются с инвентарной кабельной или из инвентарных секций шинопроводов электроразводкой открытого типа, подводящей электропитание к греющим проводам. При этом подключение греющих проводов производится таким образом, чтобы обеспечивалась равномерная загрузка всех трех фаз трансформатора. В случае выполнения греющего провода требуемой длины из нескольких частей они соединяются между собой скрутками, надежно изолируются в бетонной смеси. Требования к качеству работ Производственный контроль качества электрообогрева осуществляют прорабы и мастера с участием специалистов энергетических служб строительных организаций. Производственный контроль включает входной контроль электротехнического оборудования, применяемых материалов и бетонной смеси, операционный контроль отдельных производственных операций и приемочный контроль качества монолитной конструкции. А) входной контроль При входном контроле электротехнического оборудования, используемых материалов и бетонной смеси проверяют внешним осмотром их соответствие нормативным и проектным требованиям, а также наличие и содержание паспортов, сертификатов и других сопроводительных документов. По результатам входного контроля должен заполняться журнал входного учета и контроля качества получаемых деталей, материалов, конструкций и оборудования. Б) операционный контроль При операционном контроле проверяют соблюдение состава подготовительных операций, технологии наладки электропрогревающего оборудования и устройств, укладки бетона в конструкцию в соответствии с требованиями рабочих чертежей, норм, правил и стандартов, контролируют процесс электропрогрева, температуру, силу тока и напряжение в соответствии с расчетными данными. В процессе электропрогрева контролируется: - температура бетона, - напряжение в греющих петлях - сила тока в греющих петлях. Измерение проводится каждые 2 часа в период подъема температуры, и, в дальнейшем, 2 раза в смену, в период остывания бетона - 1 раз в смену. Измерение температуры проводится бесконтактным способом, например, с помощью электронного пирометра BALTECH TL, либо контактным – с помощью технического термометра, имеющего шкалу до 100ºС, устанавливаемым в температурные скважины конструкции. Не реже двух раз в смену, а в первые три часа с начала обогрева бетона через каждый час, измеряется сила тока и напряжение в питающей цепи. В местах соединения проводов не должно наблюдаться искрения. Измерение силы тока на концах вводов греющих петель производится с помощью токоизмерительных клещей. Температурные скважины закладываются в наиболее охлаждающихся местах конструкции: в углах, на гранях, в основании и в центральной зоне конструкции. Количество скважин должно быть: не менее 2 шт на отдельную конструкцию, не менее 1 шт на каждые 50м2 плиты. Результаты замеров записывают в «Журнал ухода за бетоном». Прочность бетона в процессе электропрогрева определяется по графикам набора прочности или по температуре и времени. Фактическая прочность определяется лабораторным путем по результатам испытания контрольных кубиков. Контрольные кубики в процессе прогрева должны находиться в тех же условиях, что и прогреваемая конструкция (рядом или на поверхности забетонированной конструкции). При электрообогреве бетонируемого перекрытия нагревательными проводами предельные значения скорости подъема температуры и скорости остывания бетона должны быть не выше соответственно 15 °С и 5°С в час. При прогреве следует вести контроль режима термообработки бетона. Контроль температуры прогрева бетона выполняют с помощью технических термометров и (или) датчиков температуры, вставляемых в бетонную смесь (рис.6). Датчики температуры, устанавливаемые из расчета один на 6 м длины конструкции или на 50 м поверхности бетона, или на 3 м бетона, автоматически регулируют режим термообработки бетона.
Рис. 6 Установка термодатчика в тело бетона: 1 - монолитная конструкция; 2 - утеплитель; 3 - пенал из тонкостенной стальной трубки; 4 - индустриальное масло; 5 – термодатчик
Набор прочности бетона предварительно оценивают по температурному режиму прогрева, и сопоставляют их с графиками набора прочности (рис. 7). Рис. 7 График набора прочности, в зависимости от температуры.
График для определения набора прочности бетона на портландцементе активностью не менее 400 позволяет определять прочность при изотермическом выдерживании. Например при температуре 20°С в течение 5 суток, прочность бетона составит 75 %, в течение 11 суток бетон наберет полную прочность.
Специфика и методы зимнего бетонирования
Понятие «зимние условия» в технологии монолитного бетона и железобетона несколько отличается от общепринятого — календарного. Зимними считаются условия бетонирования при установлении среднесуточной температуры наружного воздуха не выше 5 °С или при опускании в течение суток минимальной температуры ниже О °С. Подобные климатические условия продолжаются на территории России в среднем 6...7 мес в году Формирование прочностных характеристик бетона в зимних условиях имеет свои особенности. Основной проблемой является замерзание в начальный период структурообразования бетона несвязной воды затворения. При отрицательных температурах не прореагировавшая с цементом вода переходит в лед и не вступает в химическое соединение с цементом. Вода, тонким слоем находящаяся на поверхности крупного заполнителя и арматуры, в процессе замораживания свежеуложенного бетона образует вокруг арматуры и зерен заполнителя ледяные пленки. Эти пленки благодаря притоку воды из менее охлажденных зон бетона увеличиваются в объеме и отжимают цементное тесто от арматуры и заполнителя, препятствуя необходимому сцеплению с цементным тестом и созданию плотной структуры после оттаивания бетона. В результате этих процессов прекращается реакция гидратации и, следовательно, бетон не твердеет. Одновременно в бетоне развиваются значительные силы внутреннего давления, вызванные увеличением (примерно на 9%) объема воды при переходе ее в лед. При раннем замораживании бетона его неокрепшая структура не может противостоять этим силам и нарушается. При последующем оттаивании замерзшая вода вновь превращается в жидкость, и процесс гидратации цемента возобновляется, однако, разрушенные структурные связи в бетоне полностью не восстанавливаются. Конечная прочность бетона оказывается ниже на 15...20% прочности бетона, выдержанного в нормальных условиях твердения, уменьшается его плотность, стойкость и долговечность. Теоретически и практически доказано, что в замерзшем бетоне после его оттаивания будет продолжаться процесс набора прочности до заданной марочной при условии набора им к моменту замерзания так называемой критической прочности. Поэтому цель зимнего бетонирования — предохранение бетона от замерзания в ранние сроки, обеспечение надлежащих условий его твердения, приводящих к набору критической прочности. Если бетон до замерзания приобретает необходимую начальную прочность, то все упомянутые выше процессы не оказывают на него неблагоприятного воздействия. Критерий морозостойкости — критическая прочность, выраженная в % от проектной прочности в возрасте 28 сут, при достижении которой бетон может быть заморожен без снижения его прочностных показателей после продолжения твердения при наступлении положительных температур. Величина нормируемой критической прочности зависит от факторов, включающих тип монолитной конструкции, класс примененного бетона, условия его выдерживания, срока приложения проектной нагрузки к конструкции, условий эксплуатации, и составляет: • для бетонных и железобетонных конструкций с ненапрягаемой арматурой— 50% проектной прочности —для В7,5...В10, 40% —для В12,5...В25 и 30% —для В30 и выше; • для конструкций с предварительно напрягаемой арматурой — 80% проектной прочности; • для конструкций, подвергающихся попеременному замораживанию и оттаиванию или расположенных в зоне сезонного оттаивания вечно- мерзлых грунтов, — 70% проектной прочности; • для конструкций, нагружаемых расчетной нагрузкой, — 100% проектной прочности; • для ненесущих конструкций — критическая прочность должна быть не ниже 5 МПа (50 кгс/см2). Основной целью зимнего бетонирования является обеспечение условий, при которых монолитные железобетонные конструкции в короткие сроки с наименьшими затратами могли бы набрать критическую прочность по морозостойкости или требуемую для восприятия проектных нагрузок. Для этого применяют специальные способы приготовления, подачи, укладки и выдерживания бетона. Задача всех существующих и разрабатываемых методов зимнего бетонирования – достижение бетоном критической, а для большенства несущих конструкций 50 – 70 % -й прочности от марочной в возможно короткие сроки, при соответствующем технико-экономическом обосновании следующих мероприятий: • применение бетонных смесей с водоцсментным отношением до 0,5; • приготовление бетона на высокоактивных и быстротвердеющих портланд- и шлакопортландцементах, на других вяжущих, в частности магнезиальных, обладающих рядом совершенно уникальных свойств, в том числе твердением при отрицательных температурах; • использование добавок-ускорителей твердения бетона; • подогрев воды и заполнителей; • в отдельных случаях увеличение расхода цемента или повышение марки цемента относительно проектной. Применимость существующих методов зимнего бетонирования, а иногда и их совокупности определяют технико-экономическим обоснованием, базирующимся на следующих факторах: • вид и массивность бетонируемых конструкций; • состав, темпы укладки и требуемая прочность бетона; • наличие энергоресурсов; • вид имеющихся теплоизоляционных материалов; • метеорологические условия; • особенности строительной площадки Приготовление бетонной смеси. Температура укладываемой в конструкцию бетонной смеси должна быть не ниже определенной расчетом для метода термоса и не ниже +5 °С при искусственном прогреве и применении противоморозных добавок. Бетонную смесь приготовляют на подогретых составляющих. Температура смеси должна быть выше полученной расчетом, так как необходимо учитывать теплопотери от момента приготовления до укладки смеси в конструкцию. При приготовлении бетонной смеси в зимних условиях ее температуру повышают до 35...45 °С путем подогрева заполнителей и воды. Такая температура бетона обеспечивается подогревом заполнителей — песка и щебня не свыше 60 °С при помощи паровых регистров, а во вращающихся барабанах, в установках с продувкой дымовых газов через слой заполнителя— горячей водой. Воду подогревают в бойлерах или водогрейных котлах до 90 °С. Подогрев цемента запрещается, но его рекомендуется хранить в утепленном помещении. Температура приготовленной бетонной смеси при выходе из бетоносмесителя оказывается в этом случае в пределах до +45 °С Максимальная температура составляющих бетонной смеси
В летних условиях в барабан смесителя, предварительно заполненного водой, все сухие компоненты загружают одновременно. При приготовлении подогретой бетонной смеси применяют иной порядок загрузки составляющих в бетоносмеситель. Зимой во избежание «заваривания» цемента в барабан смесителя вначале заливают 50% воды затворения, засыпают крупный заполнитель, а после нескольких оборотов барабана бетономешалки — песок, цемент, заливают оставшееся количество воды. По сравнению с летним периодом продолжительность перемешивания увеличивается в 1,25...1,5 раза. Транспортирование бетонной смеси осуществляют в закрытой утепленной и прогретой перед началом работы таре (бадьи, кузова машин). Бетонную смесь следует транспортировать от места приготовления до места укладки по возможности быстрее и без перегрузок. Места погрузки и выгрузки должны быть защищены от ветра, а средства подачи бетонной смеси в конструкции (хоботы, виброхоботы и др.) утеплены. Подготовка основания, на которое будут укладывать бетонную смесь, заключается в его отогреве до положительной температуры и предохранении от промерзания. Слой старого или ранее уложенного бетона отогревают на 30 см и предохраняют от промерзания все то время, которое требуется свежеуложенному бетону для приобретения начальной прочности, которая не может быть ниже критической. Состояние основания, на которое укладывается бетонная смесь, а также температура основания и способ укладки должны исключать возмож- яость замерзания смеси в зоне контакта с основанием. При выдерживании бетона в конструкции методом термоса, при предварительном разогреве бетонной смеси, а также при применении бетона с противоморозными добавками допускается укладывать смесь на не отогретое не пучинистое основание или старый бетон. В этом случае по предварительному расчету в зоне контакта на протяжении расчетного периода выдерживания не должно произойти замерзания укладываемого бетона. Опалубку и арматуру до бетонирования очищают от снега и наледи. Арматура диаметром 25 мм и более, жесткие прокатные профили и крупные металлические закладные детали при температуре -10 °С и ниже отогревают до положительной температуры. Возведение монолитных железобетонных конструкций может быть осуществлено, как правило, с использованием нескольких способов зимнего бетонирования. Нахождение оптимального способа для данных конкретных условий должно базироваться на минимальных значениях трудоемкости и энергоемкости, стоимости и продолжительности работ, с учетом температуры наружного воздуха, объема работ, наличия электрических мощностей, специального оборудования и материалов для выбранного способа производства работ. Существует ряд способов зимнего бетонирования, каждый из которых не является универсальным. Степень массивности конструкций характеризуется модулем ее поверхности, представляющим собой отношение площади охлаждаемых поверхностей конструкции к ее объему. Метод «термоса» и его разновидности учитывают начальное теплосодержание бетонной смеси и тепловыделение цемента в процессе его гидратации; он применим для массивных конструкций с модулем поверхности Мп< 5. Для колонн, балок и других линейных конструкций модуль поверхности Мп определяют отношением периметра к площади поперечного сечения Мп = F/V, где F — площадь поверхности охлаждения; V— объем конструкции. Для менее массивных конструкций (Мп ˃ 5 )применимы методы искусственного прогрева - электропрогрев, контактный, индукционный и инфракрасный обогрев, использование термоопалубки, греющих проводов, широко практикуется применение специальных противоморозных химических добавок, эффект которых в значительном понижении температуры замерзания воды. Существующие методы зимнего бетонирования позволяют при применении одного из них или в комбинации с другим вести работы в различных зимних условиях, адекватно отвечая на изменения окружающей среды. Технологическая карта на производство бетонных работ в зимних условиях дополнительно к другим требованиям должна включать следующие регламентирующие положения: • рекомендованный метод зимнего бетонирования; • требования к составу бетонной смеси, особенности ее приготовления, доставки и укладки в конструкцию, температуру бетонной смеси при приготовлении и укладке в конструкцию; • схему разбивки типового этажа возводимого сооружения на технологические захватки, увязанные с суточным объемом укладываемой бетонной смеси; • температурно-влажностный режим выдерживания забетонированных конструкций; • время и условия распалубливания, сроки загружения конструкций; • требуемую прочность бетона по окончании организованного выдерживания; • мероприятия по контролю качества и набору прочности бетона. Метод термоса
Возведение монолитных конструкций без искусственного прогрева является наиболее экономичным способом зимнего бетонирования. Сущность способа заключается в первоначальном нагревании бетонной смеси за счет подогрева заполнителей и воды, а также использовании теплоты, выделяющейся при твердении цемента, для приобретения бетоном заданной прочности в процессе его медленного остывания в утепленной опалубке. За счет аккумулированной энергии от нагрева воды и наполнителей, последующего выделения теплоты экзотермии цемента — реакции гидратации цемента с водой, массивная теплоизолированная (для уменьшения теплопотерь и, следовательно, увеличения времени остывания) конструкция набирает требуемую прочность за расчетный период времени до замерзания Область применения метода термоса — бетонирование в практически любых теплоизолированных опалубках массивных монолитных конструкций (фундаменты, блоки, стены, плиты). Кроме этого целесообразно применять метод в тех случаях, когда к бетону предъявляют повышенные требования по морозостойкости, водонепроницаемости и трещино- стойкости, так как термосное выдерживание сопровождается минимальными напряжениями в бетоне от воздействия температуры Целесообразность применения метода термоса устанавливается в результате технико-экономического расчета с учетом массивности конструкции и ее модуля поверхности Мп, активности и тепловыделения цемента, температуры уложенного бетона, температуры наружного воздуха, скорости ветра, а также возможности получения требуемой прочности бетона в заданный срок. В зависимости от вида цемента, температуры бетонной смеси, средней температуры остывания и полученной по расчету продолжительности остывания по графикам определяют прочность, которую приобретет бетон через Тч . Температура бетонной смеси, уложенной в опалубку, к началу выдерживания при методе термоса устанавливается расчетом, и не может быть ниже 5 °С. Если определенная таким образом прочность окажется меньше требуемой, то уменьшают коэффициент теп- лопотерь за счет дополнительного утепления конструкции. Можно увеличить начальную температуру бетона за счет предварительного, непосредственно перед укладкой в конструкцию, кратковременного электроразогрева бетонной смеси в кузовах, бункерах и бадьях трехфазным током промышленной частоты, напряжением 220 и 380 В с помощью пластинчатых электродов В процессе твердения бетона выделяется экзотермическая теплота, количественно зависящая от вида применяемого цемента и температуры выдерживания. Наибольшим экзотермическим тепловыделением обладают высокомарочные и быстротвердеющие портландцементы. Поэтому при применении метода термоса рекомендуется применять бетонную смесь на высокоэкзотермичных портландцементах и быстротвердеющих цементах, укладывать смесь с повышенной начальной температурой и тщательно утеплять. Метод тем эффективней, чем массивнее бетонируемая конструкция. Метод термоса применим: в обычных условиях при подогретой бетонной смеси (Мп < 5); при использовании высокотермальных цементов с добавкой ускорителей твердения (Мп < 8); при предварительном электроразогреве бетонной смеси до 80 °С перед самой укладкой в конструкцию (Мп <12). Основная закономерность метода термоса заключается в том, что повышение начальной температуры бетонной смеси с применением более активной марки цемента пропорционально сокращению сроков выдерживания бетона до приобретения им проектной прочности. Продолжительность выдерживания бетона методом термоса
|