Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приёмы ориентирования по карте.




Для ориентирования на местности обычно используют топографические карты крупных и средних масштабов. При этом выбор масштаба карты зависит от характера задачи, которую предстоит решать, а также от типа местности и способа передвижения. Обусловлено это тем, что на картах крупных и средних масштабов изображается много местных предметов и поэтому по ним легче ориентироваться на местности, т.е. легче идентифицировать местные предметы на карте и в натуре в пределах видимости, стоя на месте или в движении по дорогам и вне дорог. Причем для работы на закрытой местности, например залесенной, или при движении пешком лучше пользоваться картой крупного масштаба, а для работы на открытой местности или при движении на автомобиле желательно использовать карту средних масштабов, имеющую меньше подробностей, но покрывающую большую площадь. Процесс ориентирования на местности по карте слагается из ориентирования карты, определения по ней своего местоположения и сличения карты с местностью.

Ориентирование карты. Ориентировать карту это значит предать ей такое положение в горизонтальной плоскости, при котором северная (верхняя) сторона рамки карты обращена на север. При таком положении карты все направления на ней параллельны соответствующим линиям на местности.

 Карту ориентируют обычно по линиям местности или по направлениям на ориентиры, а при отсутствии их и в условиях ограниченной видимости ее ориентируют по компасу.

Ориентирование карты по линиям местности.Находясь на какой-либо местности, например на прямолинейном участке дороги (просеке в лесу, на берегу канала и т.п.), карту как бы, накладывают на дорогу, совмещая с ней. В этом случае видимые ориентиры справа и слева от дороги, находились с тех же сторон, что и на карте.

Ориентирование карты по направлению на ориентир (местный предмет) применяется в тех случаях, когда точка своего местонахождения на карте известна и с нее виден какой-либо ориентир, обозначенный на карте. Этот способ выполняется так же, как и по линиям местности. Отличие состоит лишь в том, что вместо линейного ориентира используется направление с одного местного предмета, опознанного на местности и изображённого на карте, на другой.

Встав у одного из этих предметов, кладут на карту линейку (карандаш) так, чтобы её грань касалась условного знака этого предмета (точки стояния) и условного знака того предмета, по направлению на который ориентируется карта. Удерживая линейку в таком положении, поворачивают карту до тех пор, пока второй предмет не окажется на линии визирования. При этом линейку надо держать к себе концом, который обращён на карте к точке стояния. Когда второй предмет (отдельный камень – точка местонахождения, мост – ориентир) окажется на линии визирования, карта будет ориентирована.

Ориентирование карты по компасупроизводится обычно в закрытой или бедной ориентирами местности. Компас при ориентировании карты можно прикладывать к любой вертикальной линии координатной сетки или же к боковой стороне рамки карты (направление истинного меридиана в зависимости от того, какой из этих линий удобнее пользоваться, не развертывая всей карты).

В обоих случаях в показания компаса при ориентировании карты вводят соответствующую поправку: при установке компаса по линии координатной сетки – суммарную поправку за магнитное склонение и сближение меридианов, т.е. поправку направления, а при установке по боковой стороне рамки карты – только поправку за магнитное склонение.

В том и другом случае, если поправка положительная, северный конец магнитной стрелки при ориентировании карты должен уклоняться от линии, к которой приложен компас, вправо на величину поправки, а если поправка отрицательная, то влево. Делается это следующим образом:

- устанавливается компас на карту так, чтобы нулевой диаметр его лимба совпал с вертикальной линией координатной сетки (или с боковой стороной рамки карты) и своим нуль-пунктом был направлен к северной стороне рамки карты;

- поворачивают карту с установленным на ней компасом до тех пор, пока северный конец стрелки подойдет к делению, соответствующему величине поправки.

Определение на карте своего местоположения.Точку своего местоположения на карте наиболее просто определить, находясь у какого-либо ориентира, изображенного на карте (перекресток дорог, мост, выступ леса и т.п.); место расположения этого условного знака и будет указывать на карте искомую точку. Кроме этого точка стояния может быть определена по ближайшим ориентирам на глаз, промером пройденного расстояния, засечкой. Выбор способа ориентирования зависит от имеющегося времени и условий обстановки.

По ближайшим ориентирам на глаз. Для определения своего местоположения этим способом ориентируют карту и опознают на ней и на местности один-два ближайших ориентира. Определив затем на глаз свое местоположение относительно них, наносят в соответствии с этим точку на карту. В качестве ориентиров могут быть использованы не только местные предметы, но и четко выраженные формы и детали рельефа: вершины высот, линии водоразделов и водосливов, перегибы скатов, овраги, курганы и др.

Промером пройденного расстояния. Этот способ применяется преимущественно при движении вдоль линейных ориентиров (дорог, просек в лесу и т. п.), а также при движении по заданному азимуту. Пройденное расстояние при этом измеряется по спидометру, по времени движения или шагами в зависимости от способа передвижения.

Засечкой по ориентирам. Этот способ не требует измерения расстояний, и наиболее применим на открытой местности в условиях хорошей видимости. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся в практике разновидности этого способа.

1. При движении по дороге или вдоль какого-либо контура засечка точки своего местоположения выполняется следующим образом. Ориентируют карту и опознают на ней ориентир, видимый на местности с определяемой точки. Затем прикладывают на карте линейку к изображению этого ориентира и, не сбивая ориентировки карты, направляют линейку на ориентир, поворачивая ее для этого вокруг его условного знака; точка пересечения линии визирования вдоль линейки с изображением дороги и будет на карте искомой точкой стояния.

Можно визировать и без линейки, пользуясь карандашом. Для этого ориентированная карта должна находиться в горизонтальном положении примерно на уровне подбородка. Карандаш ставят отвесно на изображение ориентира на карте, визируют через него на ориентир и, не изменяя положения глаза к карте, медленно передвигают карандаш на себя.

Определение своего местонахождения упрощается, если есть возможность выбрать ориентир, находящийся на перпендикуляре к направлению движения, или в створе с каким-либо другим ориентиром, тоже обозначенным на карте и видимым с определяемой точки. В данном случае прямая будет проходить через оба ориентира и точку своего положения. Этот способ не требует ни ориентирования карты, ни визирования на ориентиры по линейке.

2. Засечки по двум (трем) ориентирам.Данный способ применим только на остановках, при наличии на карте и на местности не менее двух ориентиров. При выборе ориентиров необходимо, чтобы направления, проведенные с них на точку стояния, пересекались под углом не менее 30° и не более 150°. Это обеспечивает более точную засечки. При этом поступают следующим образом. Опознав на карте выбранные ориентиры, карту ориентируют по компасу, а затем, так же как и в предыдущем случае, визируют поочередно на каждый опознанный на карте ориентир и прочерчивают по линейке направления от ориентиров на себя. Место пересечения на карте этих направлений и будет точкой стояния. Для определения точки стояния на карте достаточно двух направлений, третье направление используется для контроля.

Сличение карты с местностью. Сличить карту с местностью – значит найти на карте изображение окружающих местных предметов и элементов рельефа и, наоборот – опознать на местности объекты, показанные на карте.

Во время проведения специальной операции особое внимание при ориентировании необходимо обращать на опознание местных предметов и деталей рельефа, относительно которых указываются задачи подразделения, направление действия, положение целей и других важных объектов. Чтобы найти на ориентированной карте изображение местного предмета, нужно глазомерно определить расстояние до этого предмета, мысленно отложить его в масштабе карты от точки своего местоположения по направлению на предмет и на конце отложенного отрезка или рядом с ним найти изображение определяемого предмета. В том случае, когда возникают сомнение в правильности опознания предмета, направление на него определяют путем визирования по линейке. При необходимости более точного определения направления на предмет измеряют по компасу магнитный азимут на него, вычисляют дирекционный угол этого направления и прочерчивают его на карте.

Подготовка данных по карте для движения по заданному маршруту. Ориентирование и выдерживание заданного маршрута по карте без потери времени на остановки для определения направления движения во многом зависит от тщательности подготовки к ориентированию. Основной задачей при этом является предварительное изучение условий ориентирования по маршруту движения и заблаговременная подготовка данных, необходимых для контроля правильности движения.

Подготовка к ориентированию. Подготовка к ориентированию по карте включает, следующие мероприятия:

- .подготовку карты: выбор масштаба карты, её оценку, склеивание листов карты и её складывание;

- выбор, изучение маршрута движения и ориентиров (измерение протяженности маршрута и разбивка его на отдельные участки, в зависимости от состояния дорог; расчет времени и скорости их прохождения и маршрута в целом; изучение прилегающей к маршруту местности; изучение мостов, развилок, поворотов, перекрестков, въездов и выездов из населенных пунктов; определение азимутов направлений движения на участках, затруднительных для ориентирования по карте);

- подъем маршрутов и ориентиров на карте;

- проверку компаса, а при движении на машине – спидометра.

Проверка спидометра заключается в следующем: автомобиль проезжает ровный участок длиной 2-3 км и если показания спидометра совпало с расстоянием пройденного участка, то спидометр исправен.

Проверка компаса. Компас считается годным к работе, если два отсчета, полученные при одном и том же его положении, отличаются друг от друга не более чем на 3°.

Выбор масштаба карты. Для ориентирования на автомобиле целесообразно пользоваться картой среднего масштаба, поскольку работать с крупномасштабной картой на большой скорости движения значительно труднее, чем с картой более мелкого масштаба. Так, например, при скорости 40-50 км/ч машина за одну минуту проходит 700-800 м. На таком отрезке пути может встретиться много деталей местности, но зафиксировать их все в памяти и отыскать на карте за одну минуту почти невозможно, да и бесполезно.

Ориентироваться при движении на машине обычно легче по карте, не перегруженной мелкими, малозаметными деталями местности, но с достаточной полнотой отображающей основные элементы местности, которые обеспечивают уверенное ориентирование. Такая карта удобнее для работы еще и потому, что число ее листов на одну и ту же площадь будет значительно меньше.

При подборе карты для ориентирования нужно учитывать характер местности и маршрута, а также условия наблюдения. На среднепересеченной местности следует отдавать предпочтение карте масштаба 1:100 000. Если же маршрут проходит в основном по дорогам с твердым покрытием и таких дорог в данном районе мало, то машину с успехом можно вести и по карте масштаба 1:200 000.

Карту масштаба 1:200 000 можно рекомендовать и для ориентирования на малопересеченной, открытой местности, бедной ориентирами (степь, пустыня). В таких районах на картах масштаба 1:200 000 показывают, как правило, все местные предметы.

Карте масштаба 1:50 000 следует отдавать предпочтение при движении пешком в лесной и горной местности, а также на автомобиле при выдерживании маршрута, проходящего преимущественно по грунтовым дорогам, где скорость движения небольшая.

При подборе карты для ориентирования в густонаселенном районе с развитой сетью дорог следует учитывать характер маршрута и возможную скорость движения. На маршруте, проходящем по автостраде или по усовершенствованному шоссе, где скорость движения достигает 60 км/ч и более, ориентироваться в движении лучше всего по карте масштаба 1:200 000. Если же маршрут проложен по дорогам различных классов и частично по грунтовым дорогам, то следует воспользоваться картой масштаба 1:100 000 и даже картой масштаба 1:50 000, так как в районах с развитой сетью дорог отдельные грунтовые дороги на карте масштаба 1:200 000, а иногда и на карте масштаба 1:100 000 могут быть не показаны.

Выбор и изучение маршрута. Маршрут движения выбирается по карте с учётом условий обстановки и характера местности. Маршрут должен быть по возможности кратчайшим и проходить по дорогам с наилучшим покрытием и благоприятными условиями ориентирования.

Просматривают и изучают маршрут, с прилегающей к нему полосой местности, по карте с привлечением по возможности всех других имеющихся материалов (справочных, разведывательных данных и пр.). Изучая маршрут, надо уяснить характеристику дорог и особенности местности, по которой он пролегает, установить наличие и характер мостов, придорожных сооружений и других объектов местности, являющихся ориентирами. Особенно внимательно должны быть изучены участки в местах поворотов маршрута, на перекрестках и развилках дорог, а также при въездах в населенные пункты и выездах из них.

Подъём маршрута по карте. Для того чтобы маршрут движения четко выделялся на карте, его поднимают и выделяют объекты местности, легко опознаваемые в условиях предстоящего движения (объекты гидрографии, переезды через железные дороги, отдельные строения и т.п.). Обычно маршрут поднимается сплошной линией коричневого цвета. При использовании карты для ориентирования в пути линию рекомендуется проводить рядом с дорогой, прерывая её в местах, где имеются подписи или изображены местные предметы.

В районах, бедных ориентирами, а также при значительных изменениях местности по сравнению с картой контролировать правильность движения часто помогает рельеф. Даже относительно небольшие подъемы и спуски можно легко заметить как днем, так и ночью. Поэтому элементы рельефа, которые можно использовать для ориентирования, целесообразно поднять на карте утолщением или оттенением горизонталей.

Маршрут на карте разбивается на отрезки длиной 5 или 10 км и его протяженность подписывается нарастающим итогом. При этом учитывается коэффициент перехода от линий, измеренных по карте, к действительным их размерам. При подготовке к движению в лесу, в пустынной местности и в других условиях, неблагоприятных для ориентирования, определяют и подписывают на карте магнитные азимуты направлений движения, чтобы можно было, если потребуется, быстро перейти к ориентированию в пути по компасу.

Магнитные азимуты направлений движения определяются и подписываются на картах также в тех местах, где легко сбиться с намеченного маршрута из-за большого количества встречающихся по пути перекрестков и развилок дорог.

Когда имеется достаточно времени, наиболее важные особенности маршрута следует запомнить: основное направление пути относительно сторон горизонта, надежные ориентиры на маршруте (крупные населенные пункты, реки, переезды через железные дороги и т.п.) и характер ориентиров у развилок дорог, где изменяется направление движения.

Выбор и подъем ориентиров лучше производить одновременно с подъемом маршрута. Это позволяет более четко поднять маршрут, не затеняя ориентиров, а также способствует запоминанию характера ориентиров и их положения относительно маршрута.

Ориентиры предназначаются для контроля выдерживания маршрута. В качестве ориентиров в первую очередь выбирают долговечные объекты местности, хорошо видимые с маршрута. В обжитых районах ориентирами могут служить населенные пункты, мосты, ручьи, пересекающие дорогу, переезды через железные дороги и т.п. Во всех случаях намечают ориентиры на поворотах и съездах на другую дорогу. Здесь ориентирами служат, как правило, перекрестки или развилки дорог. И очень хорошо, если рядом с перекрестком или развилкой дорог находится еще какой-либо ориентир (например, курган, угол леса, мост и пр.). Населенные пункты, как ориентиры, выбирают с каким-либо характерным признаком (на холме, у водоема и т.п.). Это особенно важно для случаев, когда по маршруту расположено много населенных пунктов или возможны массовые разрушения их в ходе боевых действий или стихийных бедствий.

Расстояния между ориентирами зависят от характера местности и условий наблюдения. На местности, благоприятной для ориентирования, при действиях днем расстояния достигают 3-5 км и более. В сложных условиях расстояния уменьшаются.

Ориентиры обводят кружёчками коричневого цвета (цветом подъема маршрута) и в дальнейшем около них подписывают расстояние в километрах от исходного пункта. Иногда ориентиры целесообразно поднимать увеличением условного знака, подтушевкой или другими способами, добиваясь большей наглядности и читаемости ориентира на карте.

Ориентирование по карте в пути. Уверенное ориентирование по карте при движении на местности во многом зависит от непрерывности ориентирования, т.е. постоянное знание своего местонахождения на маршруте относительно ближайшего выбранного ориентира и конечного пункта движения.

 При совершении марша на незнакомой местности маршрут выдерживают преимущественно по карте. Карту держат перед собой ориентированной и направленной по дороге, при повороте карту так же поворачивают, ориентируя ее по дороге, постоянно следят за проездом намеченных ориентиров и показаний спидометра. По этим данным фиксируют на карте свое продвижение.

Движение по маршруту начинают после записи показаний спидометра и время начала движения, сличают карту с местностью и определяют направление пути. Во время движения к карте обязательно обращаются при подходе к перекрестку развилке дорог. За 200-500 м до поворота маршрута необходимо указать водителю место предстоящего поворота и направлений дальнейшего движения, например.

При движении в населенных пунктах и выезде из них особенно надо быть внимательным в правильности движения. При необходимости определения правильного направления движения устанавливают с помощью компаса, пользуясь магнитными азимутами, записанными на карте при подготовке к движению.

В этих случаях возникновения необходимости объезда районов пожаров, разрушений, затоплений и заражения направления движения чаще всего выдерживают по азимутам. В этих случаях необходимо, прежде всего, возможно точнее определить свое местоположение на карте и записать показание спидометра. Затем, изучив характер местности, наметить путь обхода препятствия и поднять на карте ориентиры, которые встретятся на этом пути. В условиях ограниченной видимости обходить препятствия целесообразно по просекам, вдоль рек, линий электропередач и по другим линейным ориентирам.

При движении по автострадам, шоссейным дорогам для ориентирования можно пользоваться путевыми дорожными знаками (указателями наименований пунктов и расстояний до населенных пунктов, перевалов и пр., маршрутными марками, указывающими номера дорог, километровыми столбами). Но и в этих условиях на маршруте необходимо всегда контролировать свое место положения и направление движения по карте.

При движении ночью, к наблюдению за маршрутом движения и ориентирами в пути, необходимо привлекать всех членов экипажа. Для этого, перед началом движения их знакомят с маршрутом движения, а в ходе движения заранее предупреждают о появлении ориентира.

 Особенности ориентирования при движении в различных условиях. Маршрут движения через крупный населенный пункт обычно намечают по главным и магистральным улицам. На топографических картах улицы выделяют условными знаками увеличенных размеров. Повороты маршрута должны выбираться в таких местах, где имеются легко опознаваемые ориентиры: мосты, путепроводы, переезды через железные дороги, стадионы телебашни и т. п. Выбор маршрута движения по населенному пункту и его выдерживание значительно облегчается при использовании плана города. Так как на планах с большой подробностью отображаются все особенности планировки населенных пунктов и имеющиеся в них ориентиры.

При подходе к населенному пункту тщательно сличают план с местностью и точно определяют место въезда. В ходе движения не прерывно контролируют правильность выдерживания намеченного маршрута, подсчитывая число пройденных кварталов. Места поворотов маршрута надо определять заранее и своевременно предупреждать о них водителя.

В лесистой местности. Ориентирование в лесу затруднено т.к. лес беден ориентирами и в нём ограниченная дальность видимости.

В качестве ориентиров в лесистой местности служат в основном просеки, перекрестки и развилки дорог, мосты, реки и ручьи, отдельные строения, населенные пункты, пересекающие маршрут, поляны, вырубки, границы молодых посадок и лесных питомников, резко выраженные формы и детали рельефа (овраги, лощины, высоты).

Просеки прорубаются во взаимно перпендикулярных направлениях, как правило, с севера на юг и с востока на запад. Иногда просеки прорубают и в других направлениях (параллельно направлению железной или шоссейной дороги или в зависимости от рельефа). В пересечении просек между собой, с дорогами и реками устанавливаются квартальные столбы, на гранях которых подписываются номера кварталов. В России нумерация кварталов производится в пределах лесничества с северо-запада рядами по направлению к юго-востоку. Номера кварталов подписываются на картах масштаба 1:25 000 - 1:100 000.

Ориентирование в пустынно степной местности. Ориентирование в пустыне значительно затрудняется отсутствием ориентиров и ее однообразием. По маршруту движения в качестве ориентиров используют дороги, курганы и другие элементы рельефа, выделяющиеся по своим размерам или форме, колодцы, русла высохших рек, сооружения, связанные с религиозными культами. На условия ориентирования также влияет большая запыленность, зной, возникающие миражи.

Маршруту движения, как правило, прокладывают по колонным путям, а движение совершают главным образам по азимутам, небесным светилам, а также по местным признакам – расположению и форме дюн. Наиболее уверенно и точно выдержать заданный маршрут в пустынной-степной местности можно с помощью компаса.

На местности, подвергшейся значительным разрушениям(в результате стихийных бедствий, боевых действий, террористических актов, диверсий и др.), создаются сложные условия для выдерживания, намеченного маршрута. В данных условиях значительно затруднено использование ориентиров, так как они не соответствуют действительному состоянию местности, кроме этого в районах массовых разрушений часто приходится сходить с намеченного маршрута для обхода зон завалов, затоплений.

Ориентирование ночью наиболее сложно. Так как предметы, которые днем легко опознаются, ночью становятся трудноразличимыми и узнаваемыми. Расстояния, проходимые ночью, кажутся больше, чем те же расстояния, проходимые днем. Все эти особенности существенно затрудняют ориентирование. При планировании ночного марша предпочтение следует отдавать маршруту с благоприятными условиями ориентирования, хотя он может иметь и большую протяженность. Ночью сравнительно легко выдерживать маршрут при движении по дорогам с обсадкой, с линией связи, а также вдоль линии электропередачи, полосы посадки и других линейных ориентиров, хорошо заметных и в темное время суток. Для ночного движения карту необходимо готовить с особой тщательностью. Маршрут поднимается по возможности ярче, чтобы он был виден при слабом освещении. В качестве ориентиров выбирают и используют предметы, которые могут выделяться на фоне ночного неба: заводские трубы, башни, рощи, отдельные вершины и т.п. Наиболее надежные ориентиры в этих условиях это линейные объекты, пересекающие маршрут движения: реки и ручьи, линии электропередачи и т.п. На участках движения вне дорог и по грунтовым дорогам, вдоль которых нет линейных ориентиров, хорошо видимых ночью, необходимо определять азимуты и четко подписывать их на карте. В движении маршрут выдерживают по азимутам. Свое местоположение определяют чаще всего по пройденному расстоянию от исходного пункта или другого ориентира.

Восстановление потерянной ориентировки.Ориентировка считается потерянной, когда на местности не находят объектов, обозначенных на карте, и не могут определить на карте своё местоположение.

При движении ночью, днем и потере ориентировки необходимо остановиться, определить магнитный азимут направления движения (при движении на машине, для проверки азимута отойти от неё на 10-20 м в сторону). Расстояние от последнего надежно опознанного на карте ориентира (по показанию спидометра или по времени движения) и мысленно представить себе пройденный от него путь. После чего установить максимально возможное отклонение от заданного маршрута и определить на карте вероятный район своего местонахождения. После этого ориентировать карту по компасу и опознать на ней в этом районе ближайшие и дальние ориентиры. Определяют по карте наличие крупных линейных или площадных ориентиров находящихся на маршруте движения, если такие ориентиры имеются, то целесообразно продолжить, если позволяет обстановка, движение до этого ориентира, выйти к нему и опознать на карте своё местоположение. Если опознать местоположение при этом сразу не удается, то это делают, передвигаясь вдоль ориентира в ту или другую сторону. Восстановив, таким образом, ориентировку, намечают путь выхода на заданный маршрут или непосредственно в заданный район. При отсутствии таких ориентиров целесообразно вернуться по своим следам к последнему, надежно опознанному ориентиру и от него продолжать движение по заданному маршруту.

 

Таким образом, задачами ориентирования на местности без карты являются:

- правильное определение сторон горизонта;

- правильный выбор нужного направления движения;

- правильный выбор ориентиров на пути этого движения;

- периодическая достаточно частая проверка своего местоположения и направления движения.

 

Литература:

Базовая

1. Ткач В.В. Тактико-специальная подготовка. Топографическая подготовка сотрудников ОВД: Учебное пособие. – Донецк: Донецкая академия внутренних дел МВД ДНР, 2016. – 74 с.

2. Иванов Н.Н. Использование топографии в служебно-оперативной деятельности органов и учреждений МВД СССР: Учебное пособие. – Москва: МВД СССР Управление учебных заведений, 1969. – 107 с.

Дополнительная

 

1.Сологуб Ю.И., Павленков Р.В., Галыгин А.В. Специальная топография в ОВД: Учебное пособие / – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. – 129 с.

2.Супрун В.Н., Вострокнутов A.JL, Чварков М.А. Основы топографии и наземной навигации: Учебное пособие. — М: ЦОКР МВД России, 2008.

3.Турушев А. А. Топографическая подготовка сотрудников ОВД: Учебное пособие. - М: ЦОКР МВД России, 2006.

Информационные ресурсы

http://refdb.ru/look/2746313-pall.html

http://guap.ru/guap/kaf71/meth/2_2_3.pdf

III. Заключительная часть – 5 мин.

- подвожу итог занятия;

- отвечаю на вопросы;

- даю задание на самоподготовку.

 

 

Подготовил:

Начальник кафедры ТСП

подполковник полиции                                                                     В.В. Ткач

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 307.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...