Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержание и организация государственного антикризисного управления




Тема 2: Государственное регулирование систем в условиях кризиса

1. Содержание и организация государственного антикризисного управления

2. Формы воздействия государства на экономические системы

3. Механизмы государственного регулирования антикризисного управления

 

Содержание и организация государственного антикризисного управления

Понятие антикризисное управление связано с непосредственным влиянием субъекта управлений на объект управления.

В кризисных ситуациях свои управленческие функции государство реализует в нескольких сферах:

1. Организация управления предприятиями федерального подчинения. При этом Министерство государственного имущества России осуществляет управление имуществом (имущественными комплексами), а оперативное руководство (управление) производством отраслевые министерства и ведомства.

2. Участие в управлении предприятиями с государственной долей собственности. Осуществляется оно путём включения (выборов или назначения) в органы управления этих предприятий представителей государства.

3. Государство обладает недвижимым имуществом (золотой фонд государственной собственности). Правильное использование и управление этим имуществом способствует предотвращению или ликвидации последствий кризисных ситуаций.

4. В собственности государства находится преобладающая часть земельных угодий, в том числе сельхозугодия, лесной фонд. Здесь государство имеет право непосредственного воздействия и влияния на процессы, протекающие с участием земельных ресурсов.

5. Государство имеет право контроля отношений собственности в регионах, в том числе перевода собственности из региональной в федеральную.

По этим направлением в соответствии с Конституцией РФ государство имеет право непосредственно управлять кризисными ситуациями или, другими словами, осуществлять антикризисное управление.

Антикризисное регулирование экономики это косвенное воздействие государства на товаропроизводителей.

Государственное регулирование призвано:

а) стимулировать позитивные социально -экономические процессы;

б) ограничивать возможные антисоциальные последствия игры стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

В арсенале государства имеется широкий набор средств и методов регулирования кризисных ситуаций по следующим направлениям

• нормативно-законодательная деятельность;

• финансы; производство;

• перераспределение доходов.

В период кризиса любое общество стремится к централизации государственного управления. Этот путь прошли США во время Великой депрессии, Франция и другие страны. Но политика Рузвельта и де Голля реализовывалась в условиях развитого рынка, а в России еще только формируются рыночные отношения. Российская экономика по всем указанным параметрам к началу переходного периода имела самые «благоприятные» условия для глубокого трансформационного кризиса.

Практика реформ, анализ многих ее недостатков показывают, что огромное значение в обеспечении более эффективного последовательного реформирования и в преодолении трансформационного кризиса имело бы усиление централизованного регулирования этих процессов, связанное, в частности, и с функциями государства. Это объясняется прежде всего возрастанием в переходной экономике роли субъективного фактора, так как плановой экономике было присуще централизованное государственное управление, перестройка которого на начальном этапе порождает своеобразный вакуум и потерю управляемости хозяйством в масштабах огромной российской экономики. В данном случае усиление роли государства понимается не в смысле восстановления его прежних функций, а с точки зрения регулирования сложившейся ситуации и предотвращения хаоса, а также осуществления руководства экономикой на иных (экономических) принципах.

Особое значение государство приобретает в связи с необходимостью реформирования экономики и обеспечения действия новых правовых основ ее функционирования в условиях перехода к рыночному механизму.

Разрушение централизованной экономики не означает абсолютного отрицания планирующей роли государства. Меняется характер институциональной организации планирования. Взаимодействие планирования и саморегулирования по отношению к социально - экономическим системам следует рассматривать не с позиции антагонизма и отрицания, а с точки зрения симбиоза и органического сочетания.

Ослабление роли государства в экономике при неразвитости ее институциональной структуры и несовершенном законодательстве усиливает неуправляемость хозяйственной жизни. Рыночный механизм в «чистом виде» не позволяет своевременно выявлять преимущества стран в конкурентной борьбе, быстро концентрировать их ресурсы для приоритетного развития соответствующих отраслей и изменять структуру промышленности. Это функция государственного регулирования экономики.

Создание решением Правительства РФ в сентябре 1993 г. специального государственного органа — Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротству) (ФУДН) при Госкомимуществе России, преобразованного в марте 1997 г. в Федеральную службу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФУДН), дало существенный импульс разработке и осуществлению комплекса мер по совершенствованию законодательства о банкротстве и преодолению негативных последствий реальных банкротств предприятий и организаций.

На начало 1997 г. было обследовано свыше 15,5 тыс. предприятий и организаций, что составляло 75 % их совокупности, отнесенной к сфере деятельности ФУДН. За это время по инициативе Федерального управления арбитражными судами было принято к рассмотрению 2.8 тыс. дел о несостоятельности (банкротстве). По результатам деятельности Федерального управления и его территориальных органов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды на начало 1998 г. возвращено около 30 млрд руб. (деноминированных).

Государственное регулирование экономики, или государственная экономическая политика в рыночном хозяйстве, представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально -экономической системы к изменяющимся условиям.

Государство является не внешней системой, а составной частью, элементом рыночной экономики и в связи с этим осуществляет свое воздействие (регулирование) на различные сферы воспроизводственного процесса

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйствующих субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности. Государственное регулирование экономики решает различные задачи, выступающие на передний план в тот или иной период. Это, например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, поощрение прогрессивных сдвигов в отраслевой и региональной структуре и т.п.

Одной из важнейших задач ГРЭ является ликвидация сбоев функционирования рыночного механизма на микроуровне, создание условий для преодоления кризисных явлений в деятельности предприятий. Решается данная задача путем выработки и реализации мер государственного антикризисного регулирования.

Государственное антикризисное регулирование (ГАР) — это макроэкономическая категория, отражающая отношения, возникающие при организационно-экономическом и правовом воздействии государства для защиты предприятий от кризисных ситуаций, предотвращения банкротства или прекращения их дальнейшего функционирования. Государственное антикризисное регулирование явление нормативное, т.е. количественно определенное. Оно исходит из анализа ситуации и максимально конкретной и ясной постановки целей, разработки инструментов, способных преобразовать кризисные ситуации в направлении решение поставленных задач.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 176.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...