Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности




Тема 25. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности

1.Понятие и виды внешнеэкономической деятельности

2. Методы государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности 

3. Внешнеэкономические сделки и их виды.

4. Разрешение споров, возникающих при осуществлении внешнеэкономической деятельности

1. Понятие, виды и источники правового регулированиявнешнеэкономической деятельности.

Для современного периода развития мировой экономики и отдельных государств, в том числе Республики Беларусь характерно дальнейшее расширение и углубление внешнеэкономических связей, т.е. отношений между хозяйственными организациями, предпринимателями различных стран. Предприятия и организации, находящиеся в разных государствах, вступают в хозяйственные связи в сфере науки, техники, производства, сбыта, обслуживания.

Наряду с традиционной формой экономических связей ¾ торговлей товарами, получили свое развитие и иные формы сотрудничества ¾ экспорт и импорт предпринимательского капитала, т.е. долгосрочные инвестиции, позволяющие создавать за границей, а также в республике иностранные и совместные предприятия, филиалы, дочерние компании; инвестиции в форме вложения капитала в иностранные облигации, акции зарубежных предприятий и другие ценные бумаги с целью получения дохода; кредитные операции. Важное место во внешнеэкономических связях занимает обмен научно-техническими знаниями путем выдачи лицензий на право использования изобретений, технических знаний и опыта (ноу-хау), товарных знаков, оказание инженерно-консультационных услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объектов в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятиях заказчика, усовершенствованием производственных процессов и т.д.

Повышение роли внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь, ее предприятий и организаций, расширение и углубление международных экономических связей ¾ одно из основных направлений развития экономики республики. Включение республики как самостоятельного независимого государства в процесс развития международного разделения труда превращается в один из важнейших факторов повышения эффективности производства. Такое повышение становится возможным, прежде всего, за счет существующих различий в издержках производства определенных товаров в различных странах. Это позволяет достичь экономического эффекта за счет импорта тех товаров, издержки производства которых в республике выше по сравнению с другими государствами, и экспортировать товары, национальные издержки производства которых относительно ниже.

Международная практика, международное частное право выработали специальную терминологию, применяемую во внешнеэкономической деятельности, используемую и действующим законодательством Республики Беларусь. В их числе понятия: “резиденты” и “нерезиденты”.

Резиденты¾ это белорусские и иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за ее пределами; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с местонахождением в Республике Беларусь, в том числе юридические лица с инвестициями нерезидентов, дипломатические, торговые и иные официальные представительства Республики Беларусь за границей, пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также иные представительства белорусских предприятий и организаций за границей, не осуществляющие хозяйственную деятельность.

Нерезиденты¾ иностранные граждане, лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся на территории Республики Беларусь; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Республики Беларусь, в том числе с участием предприятий и организаций резидентов; находящиеся в Республике Беларусь иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства; международные организации (филиалы), пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную или другую коммерческую деятельностью.

Внешнеторговые операции, независимо от их предмета, подразделяются на импортные и экспортные. Импортные операции предполагают ввоз резидентами в Республику Беларусь товаров, технологий, услуг, капитала (в форме предоставления кредитов и займов) для потребления и реализации на внутреннем рынке, а также для транзита в третьи страны. Экспорт предполагает вывоз резидентами Республики Беларусь товаров, выполнение работ, оказание услуг нерезидентам.

Разновидностью экспортно-импортных операций являются реэкспортные и реимпортные операции. При реэкспорте осуществляется вывоз за границу ранее ввезенного в Республику Беларусь товара, не подвергшегося здесь какой-либо переработке. Реимпорт вязан с ввозом из-за границы ранее вывезенных из Республики Беларусь товаров, не подвергшихся за границей переработке. Например, товары, не проданные на международном аукционе, товары ненадлежащего качества и т.д.

 

Методы государственно-правового регулирования внешнеэкономической деятельности

Общепризнанно, что методами государственного регулирования внешнеэкономической деятельности являются тарифное и нетарифное регулирование. Основой тарифного регулирования является таможенный тариф, т.е. свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь и систематизированным в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Таможенный тариф применяется в отношении ввоза товаров на таможенную территорию Республики Беларусь и вывоза товаров с этой территории.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Республики Беларусь, вида сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом “О таможенном тарифе”. Ставки ввозных таможенных пошлин в пределах, установленных указанным выше Законом, определяются Советом Министров Республики Беларусь

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, либо товаров, страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона о таможенном тарифе, увеличиваются вдвое, за исключением случаев предоставления Республикой Беларусь тарифных льгот (тарифных преференций) на основании соответствующих положений этого же Закона.

Ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, а также нетарифные меры внешнеэкономического регулирования устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь и являются исключительно мерами оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности на территории Республики Беларусь.

Ставки таможенных пошлин бывают трех видов: адвалорные, специфические, комбинированные. Адвалорные пошлины устанавливаются в процентном отношении к таможенной стоимости облагаемых товаров, специфические ¾ в определенном размере за единицу измерения облагаемых товаров и комбинированные сочетают оба вида указанных выше ставок. Для оперативного регулирования, ввоза и вывоза товаров Совет Министров может устанавливать на срок не свыше 6 месяцев в год сезонные пошлины. В этом случае ставки таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным тарифом, не применятся.

Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право устанавливать особые виды пошлин: специальные антидемпинговые и компенсационные. Эти пошлину устанавливаются в целях защиты экономических интересов Республики Беларусь по итогам проведенного для каждого отдельного случая расследования органами государственного управления. Их размер должен быть соотносим с величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. Специальные пошлины применяются в случаях, если товары ввозятся в Республику Беларусь в таких количествах или на таких условиях, которые наносят или угрожают нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, а также как ответная мера на дискриминационные действия против Республики Беларусь отдельных стран и их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию республики товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза. А компенсационные ¾ в случаях ввоза в республику товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь.

Под тарифной льготой понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Республики Беларусь льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Республики Беларусь в виде возврата ранее уплаченной таможенной пошлины, освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставки таможенной пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара (ст. 34 Закона “О таможенном тарифе”).

Перемещаемые через границу товары подлежат таможенному оформлению. Общие правила таможенного оформления, декларирования установлены Таможенным кодексом Республики Беларусь. В развитие этих общих правил Таможенным комитетом разработан порядок предъявления к таможенному оформлению товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь. Таможенное оформление перемещения товаров через границу осуществляется должностными лицами таможни в целях обеспечения таможенного контроля за перемещением товаров и применения средств государственного регулирования ввоза и вывоза товаров, их транзита через территорию республики. Таможенное оформление заключается в выдаче заинтересованному лицу разрешения таможенного органа на перемещение находящихся под таможенным надзором вещей через таможенную границу либо на совершение с такими вещами иных действий в соответствии с таможенными режимами, установленными

Таможня обязана информировать предприятия, организации и граждан о порядке таможенного оформления. При отказе в пропуске через границу товаров таможня обязана давать исчерпывающие разъяснения требований таможенного оформления, выполнения которых обеспечивает возможность их пропуска.

Участники внешнеэкономической деятельности представляют таможне письменную декларацию на перемещаемые через таможенную границу товары.

Декларирование производится предприятиями и организациями, перемещающими товары через границу. Однако эти организации могут поручить на основании договора декларирование товара другой организации, имеющей лицензию на осуществление декларирования, ¾ таможенному агенту.

К мерам нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности относятся: квотирование и лицензирование экспорта и импорта товаров, работ и услуг; регистрация контрактов на экспорт и импорт отдельных видов товаров (работ и услуг) в уполномоченных органах; установление иных форм контроля, в том числе валютных, внешнеторговых операций (оформление и регистрация “паспортов сделок”, статистической декларации); меры ответственности за нарушение порядка проведения внешнеторговых операций.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 133.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...