Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Жизненный цикл развития организаций (их продуктов) и кризисыСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема 3:Кризисы в развитии организации Факторы, причины и симптомы возникновения кризисов в организациях Жизненный цикл развития организаций (их продуктов) и кризисы Типы организационных кризисов
Факторы, причины и симптомы возникновения кризисов в организациях Возникновение кризиса в отдельных организациях неизбежно, они возникают неоднократно на протяжении жизни организации и в значительной мере обусловливают срок ее жизни. Следует различать факторы, причины и симптомы кризиса. Факторы кризиса — события (явления, процессы, тенденции), способствующие появлению кризисов (например, инфляция). Факторы возникновения кризисных ситуаций в организации можно классифицировать следующим образом. 1.Внешние и внутренние факторы. Когда мы говорим о внешних факторах, то имеем в виду, что на нее влияют общие циклы, свойственные национальным и мировой экономикам. Когда мы говорим о внутренних факторах, то имеем в виду, что, во-первых, каждая организация (и ее продукты) имеет свой жизненный цикл, существование которого обусловливает возможность появления кризисов, во-вторых, каждая организация по-своему реагирует на изменения внешней и внутренней среды, и неадекватная реакция на глубокие, быстрые и неожиданные изменения может стать причиной появления кризисных ситуаций. Кризис в организации может возникнуть и при благоприятной для ее развития внешней среде. Поэтому должны существовать внешние и внутренние механизмы антикризисного управления, обеспечивающие устойчивое развитие экономических систем. 2.Общие и специфические факторы. Изменения во внешней и внутренней среде могут влиять на развитие достаточно большого числа организаций или иметь отношение только к одной организации. Следовательно, должны существовать общие и специфические механизмы антикризисного управления. Причины кризиса — события (явления, процессы), вследствие которых возникают кризисы. Если инфляция — фактор кризиса, то неоправданное увеличение денежной массы может стать его причиной. Причины кризиса определяют содержание программ антикризисного управления. Симптомы кризиса — это признаки его проявления, т.е. сигналы о возникновении кризисной ситуации, как, например, стремительный рост цен. Симптомы не всегда выражают истинные причины кризиса, но они свидетельствуют о необходимости принятия адекватных мер.
Жизненный цикл развития организаций (их продуктов) и кризисы Любой продукт имеет определенный жизненный цикл. В силу того что товар обладает предельными возможностями, которые ограничивают его существование в первоначальном виде определенным периодом времени, конкурентное преимущество товара ограничено во времени. Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества возможно тогда, когда своевременно обнаруживаются сигналы об угрозе утраты конкурентного преимущества и принимаются адекватные меры противостояния данной угрозе. Каждое предприятие имеет жизненный цикл (рис. 3.1). Можно по-разному описывать жизненные циклы организаций, мы используем один из наиболее распространенных подходов. Как показывает практика, возникновение кризисных ситуаций связано с переходом от одной стадии жизненного цикла к другой. На этапе зарождения фирмы существуют высокие риски (неопределенность), связанные с еще не оформившимися стратегией и ресурсами организацией. И. Адизес называет первый период, когда организация существует только в виде идеи, «ухаживанием», а время, когда организация появляется на свет и пытается заставить идею работать, — младенчеством. Экономическая статистика подтверждает, что «смертность» фирм на протяжении первых двух лет их жизни действительно высока: до конца второго года доживает не более 20—30% вновь созданных фирм. Но такие кризисы обычно мало влияют на экономическую ситуацию на рынке (в отрасли). На этапе становления организация постепенно растет. Теперь идея работает, организация имеет устойчивый приток денежных средств, продажи растут (по Адизесу, это период «давай-давай»). Компания поворачивается лицом к рынкам. Но ей не хватает согласованности и фокусирования (все для нее важно), она активно реагирует на возникающие возможности. Организации постоянно перестраиваются, пытаясь перейти от управления на основе интуиции к более профессиональному менеджменту. Но на этом этапе еще достаточно высока вероятность того, что организация сделает неправильный выбор (может быть, и не раз), ее рост затормозится или остановится (кризис). Процент неудач на этой стадии колеблется от 40 до 80.
Со временем перестраиваются все структуры и системы организации, повышается ее эффективность, формируются разные сценарии развития и наращиваются необходимые для роста ресурсы. Организация как бы заново рождается на свет (Адизес называет это период «юностью»). В это время обычно происходят делегирование полномочий, смена руководства и смена целей. Появляется профессиональный менеджмент. Если по каким-либо причинам компания утратит дух предпринимательства и знание внешней среды, она начинает преждевременно стареть. Если же компания создает эффективные управленческие системы и реализует свой потенциал, она переходит к этапу «расцвета». Так, благодаря подъему, или быстрому развитию, молодая организация превращается взрелую, процветающую. В этот период она фокусирует внимание на потребителях и умеет удовлетворять их потребности лучше конкурентов. Создает эффективные структуры, системы и процессы. Она может повысить и доходы и норму прибыли до оптимальных уровней. В случае успеха она становится сильной (эффективной), конкурентоспособной и занимает выгодные позиции на рынке, добиваясь поставленных целей. Но, взрослея, организация может стать и неудачником, добиваясь существенно меньше, чем хотела бы, и чем то, что получают другие такие же организации, потому что оказалась слабее их (кризис). Банкротство или ликвидация фирм на этом этапе оказывают существенное влияние на экономическую ситуацию на рынке (в отрасли). На стадии зрелости возможность кризисов предопределяется самим развитием — изменчивостью внутренних и внешних факторов. Основная трудность и главная проблема организации, достигшей этапа «расцвета», состоит в том, как ей удержаться в этом состоянии. Успешные организации превращают свои конкурентные преимущества в устойчивые, поддерживая и развивая свои стержневые компетенции. Но это получается не у всех организаций. Тогда предрасположенность к дальнейшему росту падает, организация становится дряблой, теряет свои позиции на рынке (кризис), работники проводят все больше времени в офисах и все реже взаимодействуют с клиентами. Банкротство или распад зрелых организаций могут привести к тяжелым экономическим последствиям на рынке (в отрасли). Причины кризиса могут быть самыми разными. В частности, Д. Миллер определил «парадокс Икара» как одну из причин кризиса организаций. Он считает, что многие организации допускают ту же ошибку в своем развитии, что и мифологический Икар — становятся заложниками своих сильных сторон: достижение успеха организации порождает в них процессы специализации и роста. Достижение высоких результатов деятельности становится причиной чрезмерных самоуверенности и самодовольства, а также установления догматических правил и процедур, ограничивающих дальнейшее развитие организации. Миллер выделил четыре траектории организационного развития, приводящие к такой ситуации (табл. 3.1).
Таблица 3.1 - Превращение организации в «Икара»
Существуют необходимые и достаточные условия возникновения кризисных ситуаций. Необходимые условия — быстрые и неожиданные изменения внутри организации или во внешней среде. Достаточные условия — отсутствие необходимых ресурсов для адекватной реакции на эти изменения, когда развитие ситуации выходит из-под контроля, становится неуправляемым. Под ресурсами понимаются время, денежные средства, производственные мощности, доступность сырья и материалов, квалификация и мотивация персонала и руководителей. На стадии спада (или старения организации) необходимо своевременно зафиксировать тенденцию к снижению показателей жизнедеятельности фирмы и понять причины, лежащие в основе этой тенденции. Снижение важнейших показателей можно рассматривать как признаки наступления кризиса. В стареющих организациях успех обеспечивается умением избегать риска, результаты превосходят ожидания, возможности рассматриваются как проблемы, тон задает административный персонал, принимаемые решения являются результатом политических игр. В случае неудачи проводится банкротство предприятия, которое заканчивается его санацией (оздоровлением) либо ликвидацией. Б. Коллас ранжирует причины банкротства предприятий в развитых странах следующим образом (по частоте проявления): 1) затоваривание; 2) наличие излишнего оборудования — снижение использования мощностей или ошибка инвестиционного проекта с переоценкой перспектив экономического роста; 3)быстрое и неконтролируемое расширение хозяйственной деятельности, что особенно опасно для малых и средних предприятий, которые пытаются как можно быстрее увеличить производство, реализуя инвестиционные проекты, и получить преимущества в борьбе за потребителей, выдавая им кредиты, что снижает рентабельность; 4)отсутствие сбыта; 5) плохая клиентура. Л. Грейнер считает, что каждая из фаз кривой роста бизнеса заканчивается организационным кризисом, а каждый из таких кризисов преодолевается изменением формы управления и организационной структуры предприятия, т.е. на каждом этапе развития предприятия требуется свой тип руководства и соответствующий этому тип организационной структуры. Кризис на предприятии будет продолжаться до тех пор, пока не произойдут изменения. Г. Нилъсон, Б.А. Пастернак и Д. Мендес на основании результатов опроса руководителей нескольких тысяч предприятий в 2003 г. пришли к выводу, что характерные внутренние (уникальные) черты организации определяют поведение ее и работников. Предполагается, что эти черты представляют собой различные комбинации из четырех блоков: структуры, процедур принятия решений, мотиваторов и информации. Авторы исследования выделили семь типов организационного устройства компаний: эластичная, своевременная, военная, пассивно-агрессивная, разрозненная, заорганизованная и переросток. По мере роста компании ее уникальность меняется: трансформируясь, она превращается в качественно иную (другого типа). В процессе развития компании меняются, когда их внутренние черты начинают препятствовать достижению целей. |
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 200. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |