Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психолого-педагогический практикум




Сценарий мастер-класса: «Формула решения школьных конфликтов»

 

Надо подходить к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться. Человек от этого расцветет.

А.С. Макаренко.

 

Обоснование актуальности темы.

Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы. Новое качество работы школы невозможно без решения данной проблемы, а педагогическое сотрудничество может превратиться в очередной лозунг, если не будут найдены конкретные пути ее реализации.

Встречаются ситуации, когда учитель оказывается неготовым разрешить конфликтную ситуацию, возникшую в его педагогической деятельности, тем самым переживает глубокий психоэмоциональный стресс, доходит до отчаяния и уходит из школы.

В последние годы отношения между учителями и учениками, также как между взрослыми и детьми, стали значительно сложнее и напряженнее. Подобные затруднения в отношениях вызваны, в частности, тем, что общество, социум стали сильно изменяться уже на протяжении одного поколения. В результате опыт старших как бы начинает терять свою актуальность для нового поколения. Выход здесь можно видеть в том, чтобы взрослые были бы способны сами к изменениям внутреннего мира и не относились к своему сложившемуся опыту как к единственно ценному.

 

Цель:Создание условия для повышения культуры эмоциональной жизни учителя, его психологической готовности к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация).

Задачи:

1. Определить условия, влияющие на возникновение конфликта.

2. Показать роль (возможности) анализа ситуаций как основы благоприятного разрешения конфликта.

3. Привлечь участников к активной деятельности через применение нетрадиционных средств, методов, технологий.

4. Отработать приемы и методы по снятию психо-эмоционального разрешения.

5. Проектировать «Я»-концепцию учителя.

 

Применяемые методики:

1. Диагностический метод

2. Метод психологического анализа по опорной схеме

3. Техники снижения эмоционального напряжения

4. Методика инновационной игры – технология группового решения проблем

5. Образная интерпретация

6. Рефлексивный метод

7. Психологическое упражнение для развития мимической экспрессивности

8. Зрительная техника

9. ИКТ

 

Ожидаемый результат

Обеспечение социально-психологических условий повышения уровня педагогической компетентности, прежде всего коммуникативной и конфликтной. Психологическим условием развития эмоциональной гибкости является осознание учителем роли и значения аффективной сферы личности в оптимизации психологического здоровья и учителя, и ученика

 

 

 

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги!

Темой нашего сегодняшнего мастер-класса будет поиск формулы решения школьных конфликтов, где педагог играет основную роль. Для начала проведем разминку.

 

Разминка «Высокая энергия» (зрительная техника).

Цель: Заряд внутренней энергии и ее оптимальное использование.

Необходимое время: 3 мин.

Процедура: Представьте себе яркое ночное небо. Выберите себе самую яркую звезду. А теперь…проглотите ее…. Она взрывается в вас, наполняя весь организм кипучей энергией. Энергия проникает во все клетки вашего организма, наполняя его жаждой что-то сделать, изменить, поправить. Смелее, не ждите, действуйте!

Ведущий: к вашему вниманию предлагаю некоторую информацию о положении дел с конфликтами в школе.

 

Блок учебной информации.

Ведущий: Каждому из нас по собственному опыту известно, что такое конфликт; один человек хочет одного, другой – другого; люди спорят, ссорятся или, наоборот, перестают разговаривать и стараются избегать друг друга, у них портится настроение, все валится из рук. Конфликт является неотъемлемой частью любой сферы жизни – личной и общественной. Конфликтуют знакомые, родственники, сотрудники, народы, политические партии, государства.

Всякий раз, когда с руководителями и учителями школ заходит разговор о трудностях работы, они обязательно называют проблему взаимодействия с учениками, коллегами, родителями. Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной школы.

«Конфликт - это такое отношение между субъектами социального взаимодействия, которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок)». (Емельянов, 2000, стр. 22)

В любом конфликте присутствуют объективные и субъективные составляющие. Так, например, объективными можно признать спорный предмет (наследство, сектор рынка), обязательства сторон (забота о детях, соблюдение договоренности), соотношение сил противников или предпринимаемые ими действия.

Субъективные составляющие конфликта – это образы конфликтной ситуации, складывающиеся у оппонентов, эмоции, испытываемые ими на всех этапах конфликта, сигнализирующие, насколько их потребности ущемляются или удовлетворяются и побуждающие их к действиям, и, наконец, выбор стратегии поведения.

Именно в этом: во владении эмоциями, уточнении своих пожеланий и возможностей, в развитии установки на сотрудничество, а не на конфронтацию, в поиске согласованного решения можно видеть перспективу разрешения конфликта.

Недооценка важности знания источников и причин конфликтов, отсутствие навыков организации своего поведения в спорной ситуации существенно снижают шансы на благополучный исход возникшей проблемы.

У всякого человека в жизни есть цели. Каждый стремится достичь их по своему. Часто интересы людей, особенно связанных совместной деятельностью, сталкиваются, и тогда происходит конфликт, который дезорганизует и переводит логику наших размышлений в эмоциональную сферу.

Современная жизнь требует от нас высокого уровня стрессоустойчивости, психологической готовности к острым, конфликтным ситуациям, а значит – мудрости, стойкости, выдержки, силы воли и характера.

Современные конфликтологи для описания конфликтной ситуации рассматривают структуру конфликтного взаимодействия с помощью схемы (Емельянов, 2000; Конфликтология, 1999):

 

Структура конфликта

 

 


· Стороны – субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта.

· Предмет конфликта – то, из-за чего возникает конфликт.

· Образы – ситуации, в представлении оппонентов и в их оценивании.

· Мотивы – внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к противоборству, никогда не осознаваемые полностью.

· Цели – мысленно представляемые результаты.

· Позиции – заявляемые оппонентами мнения.

· Действия – прямые или косвенные помехи осуществлению планов партнера, оскорбления, угрозы, принуждения.


Основные элементы опыта.

Ведущий: многие наши «непреодолимые трудности» возникают на ровном месте и влекут за собой последствия с переживаниями и другими нервными тратами, несоизмеримыми с побудившей все это причиной.

Конфликт в педагогической деятельности часто проявляется как стремление учителя утвердить свою позицию и как протест ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Предложенная ниже конфликтная ситуация преследует практическую цель ориентировать учителей на рассуждение, понимание, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так, педагогический просчет, пути выхода из ситуации.

Суть конфликта: в 6 классе проводился классный час, обсуждался вопрос о подготовке к предстоящему празднику. В классе было шумновато, дети отвлекались, разговаривали между собой. Чаще всех на глаза учителю попадался Юра Попов - официальный лидер в классе, способный, но самолюбивый мальчик. Учителю показалось, что он отвлекается больше других.

Учитель несколько раз сделал замечание о том, чтоб он прекратил разговаривать, вертеться, иначе удалит его из класса. В ответ Попов начал громко возмущаться, что не он один разговаривает, за что учитель удалил его из класса и сказал, чтоб он больше не показывался на его глаза. Он ушел сильно хлопнув дверью. На следующий день мальчик при встрече с классным руководителем открыто проигнорировал его. Возник конфликт поведения.

Данный конфликт изображаем в виде схемы структуры конфликта.

 

 


Исходя из содержания данной схемы, можно сделать вывод о том, что интересы сторон существенно различаются и являются взаимоисключающими. Именно эмоции показывают нам степень значимости той или иной проблемы, вызывающей столкновение между учеником и учителем. Можно сделать вывод о том, чтобы приостановить конфликт, необходим контроль эмоций.

 

Предлагаются техники снижения эмоционального напряжения.

 

Снижающие напряжение Повышающие напряжение
1. Предоставление партнеру возможность выговориться 1. Перебивание партнера
2. Вербализация эмоционального состояния (своего, партнера) 2. Игнорирование эмоционального состояния (своего, партнера)
3. Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений) 3. Подчеркивание различий между собой и партнером
4. Проявление интереса к проблемам партнера 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера
5. Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах 5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера
6. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации 6. Поиск виноватого и обвинение партнера
7. Обращение к фактам 7. Переход на личности
8. Спокойный, уверенный темп речи 8. Резкое убыстрение темпа речи
9. В случае вашей неправоты немедленное ее признание 9. Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее
10. Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами оппонента 10. Избегание пространственной близости

 

Помочь разобраться в причинах конфликта может совет школьного психолога. Главное не спешить предавать ситуацию гласности или публичной оценке. Этим можно только обидеть человека.

Совет психолога: в конфликтной ситуации, прежде всего, избавьтесь от внутреннего беспокойства или волнения. Для того чтобы хорошо владеть собой в ситуации, полезно сделать паузу в разговоре, глубоко вздохнуть, встать, пройтись, перевести разговор на другую тему

Кто первый скомандует себе: «Стоп! Никакой грубости и бестактности!» - тот предотвращает ссору.

Главным пунктом в разрешении конфликтов является психологический анализ – основа для выработки адекватных решений.

 

 

Примерная схема психологического анализа конфликтов.

Цель: создание информационной основы для принятия мер по устранению конфликта.

 

1.

 

 

 


2.  

 

 


Психологический анализ межличностных отношений участников конфликта
 

3.  

 

 


4.  

 

 


5.  

 

Ведущий: для того, чтобы добиться успеха в своем деле, нужно уметь понимать себя, подумать, что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Поэтому на практике мы вместе сможем разобраться в специфических проблемах педагогической деятельности, осваивать эффективные средства позитивного взаимодействия.






Психолого-педагогический практикум

Разбивка участников на 2 подгруппы (по считалке, по рядам, и т.п.). Задание 1: Психологический анализ.

1 подгруппа – пользуясь схемой психологического анализа анализировать вышеописанный конфликт по второму и третьему пунктам.

2 подгруппа – пользуясь схемой психологического анализа анализировать вышеописанный конфликт по четвертому и пятому пунктам.

Время работы 10 мин.

Защита проектов представителями от групп.

Ведущий: Обобщая ваши проекты можно сделать такой вывод:

В данной ситуации учитель сам пошел на конфликт, не делая попытки пути его предупреждения. Подобные конфликты принимают затяжной характер когда всякое замечание учителя вызывает ответную негативную реакцию ученика, а его сверстники, в основном молча, поддерживают его.

Учителя часто и сами не ожидают, что подобные замечания положительно подействуют на поведение ученика. Такие замечания не организуют учащихся, наоборот, вызывают ответные «словесные удары» в адрес учителя. В то же время некоторая непредсказуемость поведения учеников, неожиданность их поступков нарушает запланированный ход учебного процесса и вызывает у учителей негативную психоэмоциональную реакцию и непедагогическое действие. Психологический анализ конфликтной ситуации дает учителю стартовый толчок пониманию необходимости успешно разрешить возникший конфликт и определить дальнейшие пути разрешения конфликта.

 

 

К раннее разработанной схеме психологического анализа конфликтных ситуаций можно добавить новые значимые пункты и получить результат.

 

 

 

Учитель:

· Потребность в позитивных изменениях: овладение навыками эффективной коммуникации

· Освоение умений эмпатического понимания

 

 

Ученик:

· Потребность в позитивных изменениях: рефлексивное поведение

· Формирование адекватной самооценки

 

 


В любом споре важно правильно выбрать стратегию. Хотя не одна стратегия не является универсальной, для каждого случая можно выбрать оптимальный способ действий.

 

Задание 2: Образная интерпретация.

Ведущий: Ситуация разрешения конфликта. Участникам первой подгруппы представить себе трудную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни. Ему необходимо обратиться ко 2 подгруппе с претензией. Задача 2 подгруппы – снять напряжение у нападающего, пользуясь вышеназванными техниками.

Спустя 2 минуты диалог прерывается, и нападающего просят определить, снизилось ли его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 155.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...