Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Факторы, влияющие на потребность в персоналеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Слушатель группы 39 Проверила: Ловчева М.Э.
Санкт-Петербург 2017 год Оглавление
ВВЕДЕНИЕ.. 3 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА.. 4 2. Виды факторы И МеТОДЫ кадрового планирования.. 9 2.1. Виды кадрового планирование. 9 2.2. Факторы, влияющие на потребность в персонале. 10 3. Этапы кадрового планирования И МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ 13 3.1. Этапы кадрового планирования. 13 3.2. Методы расчета потребности в персонале. 14 Заключение.. 16 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 18 ВВЕДЕНИЕ
Нормирование – это процесс установления предельно допустимых или оптимальных нормативных значений в различных сферах деятельности. При расчёте или установлении нормативов учитываются последние исследования, международные стандарты и правила, специфические особенности рассматриваемого вида или сферы деятельности. Определение потребности в персонале организации позволяет планировать состав работников, что значительно повышает эффективность работы организации и является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности в области кадров. Таким образом, нормирование потребностей в персонале - это разработка кадровой политики на планируемый период, с учетом оценки состояния факторов, которые влияют на потребность организации в персонале. Актуальность данной темы обусловлена тем, что рациональноепланирование потребностей в персонале обеспечивает эффективную работу любой организации. Цель данной работы: рассмотреть особенности планирования потребности в персонале организации. Для достижения поставленной в курсовой работе цели, были решены следующие задачи. 1. Рассмотреть теоретические особенности планирования персонала; 2. Изучить виды, факторы и методы кадрового планирования. Объектом планирования потребности в персонале является непосредственно персонал, а предметом – потребность в нем.
СУЩНОСТЬИОСОБЕННОСТИПЛАНИРОВАНИЯПЕРСОНАЛА Планирование персонала [1]– это приведение в соответствие потребности в персонале и его наличия (количественного и качественного) путем найма, обучения или увольнения. Планирование потребности в персонале должно осуществляться на всех этапах внутрифирменного планирования, так как, во-первых, потребность в персонале напрямую зависит от стратегических планов предприятия, а, во вторых, кадровая ситуация влияет на формирование планов предприятия. К числу основных задач, которые решаются в процессе планирования персонала, относятся: 1) создание здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнять намеченные стратегическим планом развития цели; 2) формирование оптимальной половозрастной и квалификационной структуры трудового коллектива; 3) поддержание на соответствующем стратегическим целям уровне квалификации персонала; 4) повышение производительности и качества труда; 5) оптимизация средств на содержание персонала и пр. На эффективность решения поставленных задач оказывают нередко неблагоприятное воздействие большое количество факторов, среди которых можно выделить следующие: · факторы, спрогнозировать и учесть которые в расчетах достаточно трудоемко; · необходимость экономного расходования ограниченных ресурсов; · несовершенство законодательной базы в стране; · всегда высокая вероятность наступления непредвиденных событий; · необходимость осуществлять планирование даже в условиях неопределенной и неточной информации и др. С целью глубокого понимания сути планирования потребности в персонале рассмотрим эти научные категории более подробно. Под персоналом понимается совокупность работников предприятия определенных категорий и профессий, занятых единой производственной деятельностью, направленной на получение прибыли и удовлетворение своих материальных потребностей [2]. Традиционно в российской практике персонал предприятия принято разделять на две категории рабочие и служащие, структура которых представлена на рисунке 1.
Рис. 1 Классификация работников предприятия по категориям
Основные рабочие – лица, непосредственно занятые созданием материальных ценностей. Вспомогательные рабочие – лица, которые обеспечивают работу основных рабочих, они заняты в основном ремонтом, перемещением грузов, доставкой средств и предметов труда на рабочие места основных рабочих и пр. Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятий и структурных подразделений, а также их заместители. В зависимости от характера выполняемых функций руководители подразделяются на три звена: высшее звено (определяют общую политику и стратегию развития организации, принимают решения об использовании ресурсов предприятия), среднее звено (обеспечивают координацию целей развития, осуществляют контроль деятельности подразделений предприятия), низшее звено (обеспечивают осуществление стратегических планов, текущих задач и основной цели производства). Специалисты – работники, занятые инженерно-техническими, экономическими, социальными и другими работами. Другие служащие (технические исполнители) – работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет, контроль, хозяйственное обслуживание[3] . Управление каждой категорией работников имеет свои технологические и социально-психологические особенности, которые являются основой для формирования эффективных систем мотивации, адаптации и развития персонала. В качестве предмета планирования потребности в персонале выступает категория «потребность». В основе развития личности и формирования любой организационной структуры лежит категория «потребность». Каждое предприятие испытывает потребность в обеспечении безопасности и создании условий развития, в достаточных финансовых, сырьевых, временных ресурсах и в квалифицированном персонале, каждый человек испытывает потребность в удовлетворении своих физиологических потребностей, личном развитии и росте социального статуса. Слово «потребность» мы довольно часто слышим и часто используем в своей речи, но что же означает это понятие? Категория «потребность» привлекала к себе внимание ученых, представителей различных наук, на протяжении многих лет. В результате в экономической литературе мы имеем большое количество определений, которые рассматривают его с различных научных точек зрения. Большое значение для понимания сущности понятия «потребность» имеет биологический (физиологический) аспект. В данном аспекте человек рассматривается как субъект, организм которого постоянно испытывает нехватку чего-либо, что необходимо для поддержания нормального уровня жизнеспособности. Это относится, прежде всего, к потребностям такого рода, как еда, одежда, кров над головой спасающие от непогоды, определенные условия внешней среды, например, температурные условия, влажность воздуха, шум и прочее. Поэтому удовлетворение биологических потребностей должно происходить регулярно. Физиологический подход к пониманию сущности потребности имеет большое значение не только для личности, но и для организации. Не секрет, что любая организация имеет потребность в определенных внешних и внутренних условиях, без которых ее существование просто невозможно, например, ни одно предприятие не сможет работать продолжительное время без ресурсов (финансовых, трудовых) или в условиях их острого дефицита. Кроме того, наличие физиологических потребностей работников предприятия должно учитываться руководством во время разработки кадровой политики. Невнимательное отношение к физиологическим потребностям работников может привести к серьезным кадровым трудностям, таким, как текучесть персонала, снижение трудового потенциала, качества труда, ухудшение состояния здоровья работников, рост конфликтных ситуаций и прочее. Учет физиологических потребностей работников должен быть реализован и на стадии планирования персонала, что находит отражение в составлении требований к кандидатам на вакантные рабочие места.
Виды факторы И МеТОДЫ кадрового планирования 2.1. Виды кадровогопланирование
В зависимости от цели, срока, функций подсистем управления персоналом можно условно выделить несколько видов кадрового планирования. Стратегическое планирование – долгосрочное, прогноз от 3 до 10 лет. Опирается на долгосрочную стратегию предприятия и является элементом стратегии управления персоналом организации. Ориентируется на учет влияния различных факторов (внешних и внутренних) Тактическое планирование – среднесрочное, прогноз от 1 года до 3 лет. Предполагает определение проблем, препятствующих реализации стратегии по управлению персоналом и организацию различных действий по решению этих проблем. Ориентируется на постановку конкретных целей и планирование конкретных мероприятий, направленных на достижение целей. Оперативное кадровое планирование— краткосрочное, сроком до 1 года. Состоит из точно обозначенных целей и конкретных мероприятий, необходимых для их достижения, и выделяемых материальных средств с указанием их вида, количества и времени (подбор, обучение, адаптация, аттестация и т.п.). Детальнопрорабатывают все подробности для наилучшего контроля Составляетсятолько на основе точной информации, которая слабо поддается обобщению. Оперативный план работы с персоналом – это детализированныйплан,с подробной проработкой оперативных действий, подкрепленных необходимыми расчетами и обоснованиями, по следующим признакам: · временному(год, квартал, месяц, декада, рабочий день, смена); · объектному (организация, функциональное подразделение, цех, участок, рабочее место); · структурному(потребность, наем, адаптация, использование, обучение, переподготовка и повышение квалификации, деловая карьера, расходы на персонал, высвобождение).
Факторы, влияющие на потребность в персонале
Факторы, которые прямо или косвенно могут влиять на определение и планирование потребности в персонале, подразделяются на несколько разновидностей. Внутриорганизационные факторы: · стратегия фирмы (определение цели, миссии и перспектив её развития); · организационная структура предприятия; · текучесть рабочей силы (изменение структуры персонала); · режим работы организации (гибкий график работы и др.); · уровень оснащенности предприятия (оборудование и технологии, используемые на нём); · система организации труда. В первую очередь потребность в рабочей силе зависит от стоящих перед организацией целей. Так, при наличии стабильной долгосрочной ориентации организации потребности в рабочей силе не претерпевают серьезных изменений из года в год и планирование человеческих ресурсов не представляет особой сложности. И наоборот, при изменении стратегии организации в области продукта, рынков потребности как в численности, так и в квалификации работников могут существенно измениться. Другим весьма значительным фактором является внутриорганизационная динамика рабочей силы (увольнения по собственному желанию, выходы на пенсию, декретные отпуска и т.д.). Внешние факторы : · Рынок труда. Здесь определяющей является совокупность факторов: демографическая ситуация, уровень безработицы, спрос и предложение на рынке труда в различных отраслях, качество работы учебных заведений в области подготовки специалистов, вовлеченность службы занятости в процессы по подготовке кадров и т.д. · Технологический прогресс. Его активное развитие в современном мире зачастую упрощает человеческий труд и приводит к изменению его содержания, что, в свою очередь, влечет необходимость переподготовки квалифицированных специалистов в изменяющихся условиях. · Изменение в законодательстве. Достаточно сложный и не всегда прогнозируемый фактор. Необходимо сделать акцент на изменении законодательства в области занятости и охраны труда, поскольку именно эти две сферы непосредственно касаются деятельности персонала. · Кадровая политика конкурентов. Необходимо регулярно контролировать изучение используемых конкурентами методов при работе с персоналом и на основе полученных знаний производить корректировку собственной кадровой политики. · Цели организации. Вся деятельность организации подчинена достижению долгосрочных и краткосрочных целей. Планирование различных сфер развития организации, в том числе и потребности в работниках, основывается на стратегии развития организации в целом. · Финансовые ресурсы. В зависимости от финансовых возможностей организации вырабатывается та или иная кадровая политика. · Кадровый потенциал. Является ключевым фактором успешной реализации маркетингового плана. Грамотное распределение персонала, а также возможность увидеть в каждом работнике потенциал и зону развития позволяют в максимально короткие сроки закрывать возникающие вакансии.
Этапы кадрового планирования И МЕТОДЫ РАСЧЕТА ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ Этапы кадрового планирования
В процессе кадрового планирования могут быть выделены четыре этапа.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 298. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |