Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Человек в трагических испытаниях эпохи в произведениях советских писателей




Рассказ «Судьба человека» признан образцом малого эпоса. В нем воссоздан характер русского человека советской эпохи, беспредельно скромного, щедрого душой, мужественного, несгибаемой воли. Все в этом произведении просто, даже обыденно и вместе с тем глубоко и необыкновенно человечно.

Андрей Соколов - «высокий, сутуловатый мужчина», у него «большая, черствая рука» много поработавшего на своем веку человека. Собеседнику, которого он принимает за своего «брата шофера», Соколов признается, что на фронте ему пришлось многое испытать, и рассказывает свою историю, мало чем отличающуюся от судеб миллионов его соотечеств енников.

Как мы видим, читая это произведение, Андрей Соколов - ровесник века, участник Гражданской войны, просто рабочий. Но его обыкновенная судьба не отделима от исторических судеб страны, народа. Поэтому, когда фашистские полчища вторгаются в пределы Родины, он становится в ряды ее защитников. Тяжелые бои, фашистский плен Соколов переносит с несгибаемым мужеством. В поединке с врагом, комендантом немецкого лагеря, садистом и палачом Мюллером, честь и достоинство русского советского человека становятся тем оружием, с помощью которого герой рассказа одерживает моральную победу.

Соколов - отважный человек, не теряющий самообладания. Нравственно он переигрывает противника. Шолохов рисует Соколова незаурядной личностью. Его человечность проявляется в усыновлении мальчика. Жизненный подвиг Соколова длительный, не разовый. Такой подвиг самый трудный. Андрей постоянно осознает ответственность за судьбу Родины.

В этом рассказе освещены два аспекта войны: горе солдата, лишившегося крова, семьи и мужество солдата в немецком плену.

Андрей Соколов сохраняет душевную отзывчивость и благородство после всех испытаний. Автор обращает внимание на то, что героизм Соколова имеет национальные традиции: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?» Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», но не берет закуску: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Соколов и выжить то хотел не столько для себя, сколько для семьи.

«Судьба человека» - рассказ-предупреждение. Читателя потрясает горькая исповедь мужественного, сильного, доброго человека, у которого война отняла все: дом, жену, детей. «За что же ты, жизнь, меня покалечила? За что так исказнила?» - в этом скорбном мартирологе самая запоминающаяся черта - взгляд самого Андрея Соколова. «Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть?»

Финал рассказа по-шолоховски оптимистичен: на обугленном войной стволе прижилась зеленая веточка - приемный сын Соколова - Ванюша.

«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы... Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который,

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»




122


повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

В таких произведениях, как «Горячий снег», «Берег» и «Выбор» Ю. Бондарева, «Матерь человеческая» В. Закруткина, «Пастух и пастушка» В. Астафьева, военные главы «Судьбы» П. Проскурина, «Сотников» и «Обелиск» В. Быкова, «В августе сорок четвертого...» В. Богомолова, «Живи и помни» В. Распутина, мы находим углубленное раскрытие духовного мира сражающегося народа, поиски новых и более глубоких решений таких «вечных» проблем, как жизнь и смерть, любовь и ненависть, отвага и трусость, жестокость и милосердие, святость и цинизм. Вместе с тем в них особенно наглядно проявляются кардинальные черты социальной психологии и этики, гуманизм и великодушие советского народа.


Мой любимый поэт В. С. Высоцкий

Высоцкий Владимир Семенович, поэт, артист, родился 25 января 1938 г. в Москве, скончался там же 25 июля 1980 г. Работал в театре имени А. С. Пушкина, в Московском театре миниатюр. Снялся в 26 кинофильмах, наиболее известные: «Место встречи изменить нельзя», «Хозяин тайги», «Служили два товарища» и т. д. Стал знаменит благодаря своим песням, которые сам же и пел под гитару. Песни слушали миллионы людей в магнитофонных записях, но при жизни была лишь одна маленькая публикация в альманахе «День поэзии», и несколько песен было опубликовано в вышедшем в США альманахе «Метрополь».

Последние годы жизни пристрастился к наркотикам, что и стало одной из причин его ранней смерти. Похороны В. Высоцкого в Москве стали всенародной трагедией.

Владимир Высоцкий был обречен на свой поединок со смертью, у него в его рисковой и опасной игре не было более серьезных и достойных соперников. Не потому, что он был выше всех своих сотоварищей и соплеменников, сограждан и соратников.

Он не был убежденным патриотом или националистом, чтобы отстаивать свою национальную идею. У него вообще не было никакой глобальной идеи, которой бы он служил.

Была лишь ностальгия по чему-то уходящему, героическому. Он боролся со своим безвременьем как мог: «Мы тоже дети страшных лет России, безвременье вливало водку в нас...» Но прежде, чем влить водку, безвременье лишило детей войны тех самых идеалов, за которые так яростно сражались их отцы.

Начиналось-то у Владимира Высоцкого, в начале 1950-х гг., совсем с других стихов.

Большой стиль, великая эпоха, великая страна, хотя он иронизировал впоследствии над своими юными увлечениями и убеждениями:

«Жил я славно в первой трети Двадцать лет на белом свете -По учению,

Жил безбедно и при деле, Плыл, куда глаза глядели -По течению».

Военные песни Высоцкого свидетельствуют о глубоком художественном чутье поэта, о его умении почувствовать так же, как чувствует человек в критической ситуации. Ощущение борьбы прекрасно передано в песнях: «Як истребитель», «Их восемь - нас двое», «Сыновья уходят в бой». Цель борьбы героя этих песен - сохранить дружбу и любовь. Когда погибает друг, человек теряет половину самого себя.


«Сочинения на свободные темы»




123


В песнях отражено единство фронта и тыла.

Высоцкий создавал песни под свое личное исполнение и звучание. В песне «Товарищи ученые» затронута тема «бесполезности» интеллигенции.

В песне «Мы бдительны» сопоставляются проблемы личные и государственные. В других песнях затронута одна из тем разговоров в очередях.

В отношениях Высоцкого к своим героям прослеживается традиция народного юмора, помогающего опознать недостаток и избавиться от него.

Высоцкий любит Родину, любит Россию, тоскует по ней, находясь за границей, но и дома он уже абсолютно искренне и с сожалением видит вокруг себя лишь пустоту и гниль.

Он сам создавал свою судьбу и сам же спорил с ней, а то и перечеркивал. Вся его жизнь -надлом на надломе. Две его судьбы схватились друг с другом. Вся его судьба советского мещанина - это стремление выйти из своего же поединка со смертью, построить дачу, уткнуться в мягкие ладони Марины, посудачить с друзьями, сыграть хорошую роль в театре. И никто бы не осудил такую судьбу... Иная его жизнь перечеркивала эти все начинания и вновь шла на смертный бой.

«Если все-таки чашу испить мне судьба, Если музыка с песней не слишком груба, Если вдруг докажу, даже с пеной у рта, -Я умру и скажу, что не все суета!»

Так и вышло, он умер, доказывая, что его личная жизнь не суета, а оказалось - умер, когда самому народу для жизни дальнейшей нужна была такая громкая смерть. Смерть не миру, и оказывается, во имя этого мира. Каждый почувствовал себя сильнее в этот миг, став соучастником его судьбы, почувствовал, что и он что-то может. И как завещание остались его строки:

«Мне есть что спеть, представ перед Всевышним, Мне есть чем оправдаться перед Ним».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...