Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема природы в лирике Жуковского




Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.

Природа была неотъемлемой частью в жизни Жуковского. Оставаясь наедине с ней, он находил в природе собеседника, пусть даже молчаливого. Жизнь природы очень таинственна, ее можно понять, разгадать. Жизнь Жуковского тоже была таинственна.

Возьмем, например стихотворение «Море», написанное в 1822 г. Поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно приводит сопоставление мира природного и человеческого. Читатель видит


«Сочинения на свободные темы»




117


безвольное море, светлое небо, соседствующее с темными тучами. Лирический герой очарован изменениями, происходящими в природных стихиях. Море близко состоянию души поэта. Оно олицетворяет собой плен, печаль, тоску. Жуковский, как и прежде, любит гармонию, восхищен согласием моря и неба. Но эта любовь не к покою, а к движению:

«Ты живо; ты дышишь; смятенный любовью, Тревожною думой наполнено ты».

«Безмолвное», «лазурное» море названо тут же «бездной», оно несет не успокоение, а тревогу вопросов, в нем есть «глубокая тайна». Слияние моря и неба обманчиво.

У Жуковского пейзаж связан с психологическим состоянием. Пейзаж и переживания сливаются в одно. Его ранняя элегия «Вечер» еще близка сентиментализму. Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта. При зыбком блеске луны поэту вспоминается друзей «священных круг», песни пламени и музам, и свободе». В ночи человек чувствует свое одиночество: «Лишенный спутников, Влача сомнений груз, Разочарованной душою...» Но, заглянув в мир тайны, поэт спешит признать очарование реальной жизни, приветствует восход дневного светила:

«... лиру оглася со свирелью пастухов, Поет Светила возрожденья!»

Даже восклицание о возможной близкой смерти, заключающие стихотворение, не грозит тоской. Растворение, слияние оказывается общим законом мироздания. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях. Мир не разрушен конфликтами. Солнце, заходящее в первой части элегии, восходит в последней и отодвигает неверный, мерцающий, таинственный свет луны. Но все же печаль преобладает в этом стихотворении.

В стихотворениях и элегиях Жуковского про природу мы видим и общность настроения, художественных образов, и отличие грусти сентиментализма от горечи романтизма, большую глубину чувств, грозящую взрывом страстей, в романтическом произведении.


Патриотическая лирика Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов был романтиком и лириком. Он любил задавать себе вопросы и сам же в последствии отвечал на них. В основном все его произведения были пропитаны любовью к Родине. В стихотворении «Родина» он попытался собрать все то, что дорого ему. Жизнь поэта была вечным скитанием, он был одинок, и наверное, это одиночество побуждало его ценить родную природу.

Лермонтов Россию представлял разной. Одна вызывала чувство любви, а другая -ненависти, это «...немытая Россия, Страна рабов, страна господ...» Эту Россию он презирает, он ее ненавидит.

В конце 1830-х гг. Лермонтов создает «Бородино». В этом стихотворении он восхищается подвигами солдат, которые победили в Отечественной войне.

Все, что им создано за тринадцать лет творчества, - это подвиг во имя свободы и Родины. И заключается он не только в прославлении Бородинской победы, в строках «Люблю отчизну я...» или в рассказе «Мцыри», но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»




118


кровопролитии.

В юности, сочиняя романтические поэмы и драмы, он рисовал в своем воображении свободных и гордых героев, людей пылкого сердца, могучей воли, верных клятве, гибнущих за волю, за Родину, за идею, за верность самим себе. В окружающей жизни их не было. Но Лермонтов сообщал им собственные черты, наделял своими мыслями, своим характером, своей волей.

Лермонтову свойственно чувство высокой ответственности перед читателями. Он отрицал литературу, стоящую в стороне от общественной жизни. Интерес Лермонтова вызывает и эпоха царствования Ивана Грозного. Именно этой эпохе посвящена поэма «Песня про купца Калашникова». Главный герой Калашников честен, благороден, смел. Он пытается защитить свою жену, отстоять свое человеческое достоинство. Он отомстил за свою поруганную честь, убил своего обидчика, но и сам поплатился жизнью. Даже самому царю, Ивану Грозному, не открыл Калашников истинной причины своего поступка. В своем творчестве Лермонтов ставил проблему деятеля, проблему положительного героя. Некоторые стихи его были переложены на музыку и стали песнями и романсами.

Как всякий истинный поэт, Лермонтов был гражданином своего Отечества, достойным, благородным, непреклонным. Тревожная мечта о лучшем будущем жила в его пылком сердце. Таких личностей, как Лермонтов, нещадно гложет тоска и отчаяние среди запустения душ серого прозябания страны, в которой родился. Чувство протеста доходит до крайности и выплескивается даже за пределы творчества и внутренней духовной жизни, но любовь к Родине преобладает над всеми остальными чувствами.

В день гибели Пушкина Лермонтов впервые заявил о себе как гражданин и патриот с большой буквы. Он бросил в лицо светскому обществу: «Свободы, Гения и славы палачи!»

Он грозил им народной расправой и указывал на их связь с императорским троном.

Еще при жизни консервативная критика обвиняла Лермонтова в протеистических проявлениях в творчестве. Но в противовес этому прогрессивные критики сознавали его как глубокого, самобытного поэта с ярко выраженным гражданским и патриотическим чувством.

Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия - все это сливалось в бурный поток его лирики.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...