Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)




Красивое высокое чувство, точное определение которому еще не смог дать никто. Оно сильнее смерти, прекраснее жизни, оно может все, но порой совершенно бессильно. Что это? Конечно же, любовь. Любовь во всех своих проявлениях удивительна, мистична и так проста. Мы любим наших родителей и родных, друзей и близких, Родину и даже себя. Но наиболее непонятной и возвышенной оставалась всегда любовь романтическая, которая толкает нас на такие подвиги, что о них потом слагают баллады и легенды.

В силе любви не сомневается никто. На мой взгляд, лишь это чувство способно на столь отчаянные шаги, что, анализируя их после, даже невозможно представить, как подобное можно было совершить. Во имя любви творили, созидали, улучшали, делали все самое прекрасное. К сожалению, любовь может быть еще и разрушающей, и тоскливой, и безответной. Такое


«Сочинения на свободные темы»


85


чувство уничтожает, убивает. В любом случае любовь изменяет человека, она делает нас другими.

«Я понял, что дом, где обитаете вы, священен, что не единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства», -признается Дубровский Марье Кирилловне в повести А. С. Пушкина «Дубровский».

Всем известна трагическая судьба благородного разбойника. Ненависть и несправедливость ожесточили его. Любовь предотвратила убийство. «Я ходил около его дома, назначая, где вспыхнуть пожару, откуда войти в его спальню, как пресечь ему все пути к бегству - в ту минуту вы прошли мимо меня, как небесное ведение, и сердце мое смирилось», -продолжает Дубровский свое признание.

Он был прекрасным молодым человеком, благородным и немного романтичным, но жизнь предложила жестокую партию, которую он проиграл. Дубровский избрал путь мщения, раз невозможно было добиться справедливости законным путем. Разбойные нападения, грабежи -все это стало его жизнью, но целью всегда оставался Кирилл Петрович Троекуров. И Дубровский был близок к его убийству; искалеченное сердце, душа, жаждущая мщения, не были моральной преградой. Но любовь переродила его.

Именно такие сильные чувства, как ненависть и любовь, которые, как известно, очень близки, могут изменить человека, его жизнь, его убеждения. Но ненависть губит человека, съедает его изнутри, угнетает и уничтожает. Любовь же чаще всего возвращает к жизни, хотя порой дорога эта приносит очень много боли и страданий.

«Как походил он на поэта, Когда в углу сидел один, И перед ним пылал камин, И он мурлыкал:Вепес1еиа Иль Idol Mio и ронял В огонь то туфлю, то журнал».

Таким вот «почти поэтом» стал известный повеса Евгений Онегин в одноименной поэме А. С. Пушкина, когда влюбился в Татьяну. Не таким он был прежде.

«Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), Ученый малый, но педант, Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С ученым видом знатока Хранить молчанье в важном споре Огнем нежданных эпиграмм».

Повеса и дамский угодник, циник и в сущности жесткий, хотя и достаточно благородный человек. Он снисходителен к романтике и не считает достойной своего внимания простую деревенскую девушку, думая, что «вольность и покой замена счастью».

«Боже мой!

Как я ошибся! как наказан!»

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»


86


Ведь милая Татьяна уже «другому отдана и будет век ему верна». Неужели ее успех в свете, ее богатство и модный дом так привлекли Онегина, что он увлекся ею? Нет, увлечения так далеки от того сильного чувства, которое презирает любые законы природы. Онегин действительно полюбил. И нет объяснения, нет ответа на вопрос «Почему?» Любовь будет хранить упорное молчание, истощая душевные силы и нарушая покой. Она ворвется в жизнь, не постучавшись, и вряд ли уйдет по вашему желанию.

Но, к сожалению, как уже говорилось, не всегда любовь - это чувство созидательное.

«Он все молчит; ведь я знаю, что он до того меня любит, что уже не мог не возненавидеть меня», - пишет Настасья Филипповна к Аглае Епанчиной о своем злом гении, о своем проклятии, о человеке, который поклоняется ей, - Парфене Рогожине.

В романе Ф. М. Достоевского «Идиот» история страстной любви к Настасье Филипповне Барашковой двух людей становится трагедией, заканчивающейся ее смертью. Все чувства и эмоции на грани безумства, любовь превращается в навязчивую идею, в болезнь, от которой нет спасения. Безусловно, это дикое чувство многое меняет и в князе Мышкине, и в Рогожине, но обратимся к последнему: «Один из них был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми маленькими, но огненными глазами».

Любовь Рогожина довела его до безумия, она сама стала наваждением. Мог ли бороться он с этой страстью? Вряд ли, да и не желал отказываться от счастья. Ведь был уверен, что купив Настасью Филипповну, будет счастлив.

«Я бы убила его со страху... Но он меня убьет прежде... он засмеялся сейчас и говорит, что я брежу; он знает, что я к вам пишу», - продолжает свою исповедь Настасья Филипповна все в том же письме.

Она знала, что, соглашаясь жить с Рогожиным, на смерть идет, что убьет он ее скоро. И не смогла отказаться от него. А Рогожин уже сошел с ума. Любовь привела Настасью Филипповну в могилу, Рогожина в тюрьму, а князя Мышкина вновь лечиться от идиотизма в Швейцарию. Ведь любовь может быть и такой.

Странное чувство, которое меняет не только нас, но и близких нам людей, чувство, которое так неоднозначно в своем проявлении и в то же время так просто и прекрасно. Любовь ему имя. Она столь всесильна, что перерождает нас самих... Хуже или лучше становится человек, зависит от него самого, а любовь лишь то, что помогает нам жить и становиться счастливыми.







Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...» (В. Г.

Белинский)

Человек - вот самая большая загадка на Земле. Над ней бились испокон веков великие писатели, художники, антропологи, психологи. Что такое человек? Каков он? Что такое характер человека? На эти и многие другие вопросы еще не найден ответ и вряд ли будет найден.

М. А. Булгаков решил проследить человека во времени. Меняются ли люди через века или остаются такими же? Для решения этого вопроса Булгаков вводит в роман «Мастер и Маргарита» ермалаимские главы. Причем история, рассказанная Булгаковым, очень сильно отличается от канонических текстов Библии.

В романе Булгаков описывает один эпизод из земной жизни Иисуса Христа - его встречу с Понтием Пилатом, последовавшую за этим казнь. Подобные эпизоды встречаются во всех четырех Евангелиях, но подробно не описываются. Булгаков же подробным образом описывает


«Сочинения на свободные темы»


87


данный эпизод, пытаясь изобразить героев живыми, с присущими им мыслями, переживаниями.

Евангельский Иисус Христос - сын Бога, Мессия, пришедший на Землю, чтобы искупить грехи человеческие. Он обладает сверхъестественными способностями, может творить чудеса.

У Булгакова Иисус - это обыкновенный человек, без рода, без племени: «... я не помню моих родителей. Мне говорили, что мой отец был сириец...»

Иисус наделен самой неблагообразной внешностью. Но внешнее неблагообразие контрастирует с красотой его души и чистотой его идей о торжестве правды и добрых людях, а «злых людей нет на свете».

У Иисуса Христа, как известно, было 12 учеников, четверо из которых стали авторами Евангелий. У булгаковского Иисуса учеников нет. Был, конечно, Левий Матвей, но вряд ли его можно назвать учеником Иисуса.

Левий Матвей записывал за Иисуса его слова, но то, что он записывал не верно, не точно: «...путаница эта из-за того, что он неверно записывает за мной»,- говорит Иисус о Левин Матвее.

Несомненно, основным героем ермалаимских глав является Понтий Пилат. Оттенки его настроений, колебания, эмоции, ход мыслей, процесс принятия окончательного решения получили в романе яркое художественное воплощение.

Из Евангелий мы узнаем, что Понтий Пилат - римский прокуратор в Иудее. К нему после ареста для утверждения смертного приговора был послан Иисус Христос. Пилат, в отличие от иудейского Синедриона, не нашел вины Иисуса Христа, «умыл руки перед народом и сказал: невиновен я в смерти праведника сего». Но Иисуса Христа распяли по просьбе толпы, которая была подговорена иудейскими священниками.

Булгаковский Понтий Пилат также не находит вины Иисуса. Он проникается сочувствием к проповеднику, в проповеди которого не видит никакой угрозы общественному порядку. И он готов был отпустить Иисуса.

Но трусость, страх перед кесарем не позволили сделать этого. «Трусость - один из самых страшных пороков», - скажет Иисус перед смертью. Пилат не решится сломать свою жизнь ради жизни Иисуса. Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов занять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!» Обнаруживается малодушие Понтия Пилата; из-за боязни доноса, боязни погубить свою карьеру Понтий Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. Он подтверждает приговор Синедриона.

В «Мастере и Маргарите» казнь Иисуса становится центральным событием в жизни Понтия Пилата . И память о казненном не дает прокуратору покоя всю жизнь. Совесть на протяжении всей жизни будет мучить Пилата: «Он чего-то не договорил с осужденным, а может быть, что-то не дослушал».

И Понтий Пилат старается хоть как-то искупить вину, зарезав Иуду. Но в то же время он понимает, что «что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздалыми действиями».

И Понтий Пилат наказан за трусость. Он наказан бессмертием: «Бессмертие... пришло бессмертие...» Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». Его бессмертие заключается в том, что уже более двух тысяч лет рядом с именем Иисуса Христа встает имя Понтия Пилата - убийцы спасителя.

Еще одно отличие от канонических текстов - судьба Иуды. В библии Иуда - один из двенадцати учеников Иисуса Христа, предавший его и получивший за это деньги. Но потом

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»


88


Иуда расплачивается и заканчивает жизнь самоубийством.

Другой Иуда у Булгакова. Он наделен телесной красотой: «...молодой, с аккуратно подстриженной бородкой человек... Горбоносый красавец...» Его внешняя красота оттеняет внутреннее его безобразие - безобразие его души.

Иуда предает Иисуса из-за страсти, о которой говорит Понтию Пилату Афраний: «У него есть одна страсть... Страсть к деньгам». Однако корыстолюбие оказывается только следствием любви Иуды к Низе. Он мечтал разбогатеть, чтобы увезти Низу от ее мужа. Поэтому, не задумываясь, предает Иисуса. И в отличие от евангельского Иуду не терзает раскаяние. После получения денег он со спокойной душой идет на свидание.

Но по дороге его убивают по приказу Пилата. И именно Низа - возлюбленная Иуды -предает его. Убив Иуду, Пилат хочет хоть как-то искупить свою вину:

«- Иуду этой ночью уже зарезали. Левий отпрянул от стола...

- Кто это сделал? Пилат ответил ему:

- Это сделал я».

Иуда в романе всего лишь игрушка в руках первосвященника Каифы. Именно Кайфа -человек власти - добился казни Иисуса. И Булгаков возлагает вину за Иисуса не на Иуду, не на иудейский народ или Понтия Пилата, а на Кайфу.

Возникает вопрос: почему евангелия от Булгакова так сильно отличаются от канонических текстов? Причина в том, что Булгаков проводит параллель между современной Москвой и древним Ермалаимом. Герои ермалаимскимх и московских глав как будто разные, а суть одна: спустя 2000 лет люди не изменились, они остались прежними. В Москве процветают измена, трусость, страх перед властью, гонения инакомыслящих. «Ну что же... они - люди как люди. Любят деньги... и милосердие иногда стучится в их сердца... обыкновенные люди... в общем, напоминают прежних...» - охарактеризует людей современного мира Воланд.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...