Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Поэзия - плуг, взрывающий время...» (О. Э. Мандельштам) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)




Поэтом своего времени был Маяковский. Он первый, используя свой необыкновенный ритм, соединил политику и лирику. Вся его любовь к человеку вылилась в мощную струю нового искусства. Шокирующая поэзия Маяковского часто не принимается людьми, мало читается. Но сомневаться в наличии таланта у поэта не приходится. Такая поэзия - всего лишь отражение своего времени: сумбурного, непонятного, сложного. Этими же эпитетами часто наделяется творчество Маяковского. Лирику его любить сложно, ее нужно понимать.

Немало своих стихов поэт посвятил патриотизму советских людей. Лучшие из них -«Товарищу Нетте - пароходу и человеку» (1926 г.) и «Стихи о советском паспорте». Первое стихотворение - воспоминание о советском дипкурьере Теодоре Нетте, героически погибшем при выполнении служебного долга. Вступлением к теме служит встреча Маяковского с пароходом, носящим имя прославленного героя. Но постепенно пароход как бы одушевляется, и перед поэтом возникает образ человека.

«Это он -

я узнаю его

В блюдечках-очках спасательных кругов.

Здравствуй, Нетте!»

Затем следует воспоминание о Нетте, который был другом Маяковского. Эти будничные воспоминания сменяются в центральной части стихотворения описанием героического поступка простого советского человека - «след героя светел и кровав». Рамки стихотворения расширяются: начатое с описания дружеской встречи, оно поднимается до мыслей о Родине, о борьбе за коммунизм.

«Такие, как Нетте, не умирают - память о них народ воплощает... в пароходы, в строчки, и в другие долгие дела».

Гимном советской Родине звучит и другое лирическое стихотворение Маяковского -«Стихи о советском паспорте» (1929 г.). Стихотворение начинается с незначительного события - с описания проверки паспортов в железнодорожном вагоне в момент прибытия поезда на


«Сочинения на свободные темы»


79


границу. И поэт замечает многое: и учтивость чиновника, который, «не переставая кланяться», «с почтеньем» берет паспорта американца и англичанина; и его пренебрежение при виде польского паспорта.

«И вдруг, как будто ожогом рот скривило господину. Это господин чиновник берет мою краснокожую паспортину».

Маяковский горд за свою могучую Родину:

«Читайте, завидуйте, я - гражданин Советского Союза!»

Важное значение приобретает в творчестве поэта тема творчества, места поэта в жизни людей, его назначение:

«Вижу идущего через горы времени, Которое не видит никто...»

Как и у Пушкина, у Маяковского поэт - пророк, который предвидит будущее и ведет за собой народ. Поэт у Маяковского в первую очередь является гражданином, глубоко страдающим за свой народ.

Не секрет, что поэт принял революцию. Он искренне верил, что необходимо переделать мир и стремиться к светлому будущему. В автобиографии «Я сам» Маяковский пишет, что вопрос принимать или не принимать революцию для него не стоял, так как революция - это воплощение мечты об обновлении мира и общества. Во имя революции Маяковский создает необычайный ораторский строй стиха, который поднимал, звал, требовал идти вперед.

«Сегодня рушится бесчисленное прежде, Сегодня пересматривается миров основа...»

Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране.

«Товарищ, дайте новое искусство,

Такое, чтобы выволочь республику из грязи...»

Свои размышления о поэтическом труде Маяковский продолжает в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926 г.). Маяковский пишет: «Гражданин фининспектор! Простите за беспокойство. Спасибо, не тревожьтесь, я постою. У меня к вам дело деликатного свойства: о месте поэта в рабочем строю». Маяковский пишет о тяжелом труде поэта: «Поэзия - та же добыча радия, в грамм - добыча, в год - труды: изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды».

В своей предсмертной поэме «Во весь голос», которую он успел закончить, поэт писал: «Я к вам приду в коммунистическое далеко, не так как песенно-есенинский провитязь. Мой стих дойдет через хребты веков и через головы поэтов и правительств».

Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )


«Сочинения на свободные темы»


80








Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин) (По роману Б. Васильева «В

Списках не значится»)

Великая Отечественная война ворвалась в жизнь нашего народа и перевернула ее вверх дном. Уже никогда не вернуть погибших. Тяжелая, жестокая, безжалостная война не сломила духа людей. Она требовала мужества не только от солдат и офицеров, отстаивавших Родину с оружием в руках, но и от тех, кто ковал победу в тылу. Это была величественная, не знающая себе равных эпопея героического труда.

Писатели и поэты воевали за Родину: Василь Быков, Юрий Бондарев, Виталий Закруткин, Виктор Астафьев, Булат Окуджава, а также среди них воевал и Борис Васильев. Добровольцем ушел он на фронт и прошел всю войну, написал много книг о ней. Среди них самая известная повесть «А зори здесь тихие...», по мотивам которой был снят художественный фильм, пронзительный, трагический, жуткий в своей несовместимости женщины и войны. Подобная тематика наблюдается и у В. Закруткина в повести «Матерь человеческая» (о героизме русской женщины после потери мужа и ребенка, сумевшей в голоде и холоде выкормить чужих детей и родить своего).

Остановиться хотелось бы на романе Бориса Васильева «В списках не значится», опубликованный в журнале «Юность» в 1974 г.

Главный герой романа и центральная фигура - молодой лейтенант Николай Плужников, который прибыл в Брестскую крепость 21 июня 1941 г. и вскоре стал последним защитником крепости. Композиционно роман делится на три части. Это три этапа становления мужественного человека. На первом этапе Коля Плужников прибывает в крепость почти еще мальчиком, наивным и непосредственным. Искренне верил он в непобедимость Красной армии, плохо представлял себе обстановку на фронте и полагал, что для победы необходим лишь один мощный удар нашей армии: «У нас с Германией договор о ненападении. Слухи о концентрации немецких войск у нашей границы... являются результатом происков англо-французских империалистов». А на вопрос о том, будет ли война, юноша быстро отвечает: «Это будет быстрая война. Самое главное - это решающая мощь Красной армии. На вражеской территории мы нанесем врагу сокрушительный удар». Подобная позиция не вызывает смех, а лишь горькую усмешку и бесконечную жалость к этому юноше, которому столько еще предстоит пережить. Как хотелось бы, чтобы он был прав. Приезд в крепость стал переломным моментом во всей его судьбе. Война меняет взгляды Николая. Совершив много ошибок, познав любовь и предательство, герой понимает, что от личного участия каждого человека зависит победа в этой ужасной войне.

На втором этапе, во второй части романа мы видим уже не наивного мальчика, а сильного и мужественного командира. Автор на протяжении всей части не называет своего героя по имени. Он теперь «товарищ командир». Первые два этапа являются завязкой к третьей части. В этой части у Николая гибнут все друзья, он остается единственным бойцом в занятой, но непобежденной крепости. Здесь и разворачивается основное действие романа.

Меняется тон и даже ритм повествования, нет больше военных действий, приготовления к битве. Возникает высокий психологический накал. Развязкой становится последняя глава романа, которую нельзя читать без слез. Николай остался непобежденным, как в принципе и крепость, которая не пала, а просто истекла кровью. Плужников - последняя ее капля.

«У входа в подвал стоял невероятно худой, уже не имевший возраста человек... длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись... и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих, пристальных глаз неудержимо текли


«Сочинения на свободные темы»


81


слезы». Он превратился в человека без имени, он олицетворял собой свой народ, который будет сражаться до последней капли крови. Фашисты боятся этого человека. Много было случаев, когда фашисты отказывались воевать, встречая нечеловеческое сопротивление со стороны наших солдат, партизан и простых жителей. Пока есть такие люди - мы непобедимы. «Он шел гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел».

«В списках не значится» - это история становления мужества в тяжелейших условиях.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...