Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Система и структура высшего образования в Португалии




Система высшего образования Португалии амбициозна и ориентирована на Европу. Высшее образование в Португалии предоставляется государством, частными и кооперативными учебными заведениями. Государство сдерживает рост цен на свои образовательные услуги, а частные вузы проводят собственную ценовую политику. Вне зависимости от оплаты и её размера, вступительные экзамены сдают все абитуриенты.

Реализация Болонского процесса в Португалии привела к принятию ключевых мер для обеспечения равных возможностей в доступе к высшему образованию, повышению уровня успеваемости, поддержке систем и уровней участия и завершения образовательных программ высшего образования, а также к привлечению новой аудитории в контексте непрерывного обучения и обеспечения квалификации португальских граждан в Европе (см. Приложение 1)[7].

В отношении политики в области образования ЕС одним из главных приоритетов Европейской комиссии является создание европейской системы квалификаций (EQF). Эта система базируется на группе принципов и общих процедур для обеспечения качества, аттестации и уровней руководства, в целях создания нейтральной общей базы для систем квалификаций, реализуемых добровольно государствами-членами. Система работает как инструмент перевода и сопоставления квалификаций между разными национальными системами[8].

В июле 2005 года Европейская комиссия представила государствам-членам предложение о создании европейской системы квалификаций, которая была выставлена для публичного обсуждения на европейском и национальных уровнях. В Португалии обсуждение было проведено совместно министерствами науки, технологии и высшего образования, труда и образования, а также с участием основных заинтересованных сторон, таких как организации/учреждения и эксперты.

С целью обеспечения прозрачности и сопоставимости квалификаций, признания результатов обучения и повышения значимости компетенций, в 2007 году начали формироваться национальные квалификационные рамки в ходе построения новой национальной системы квалификаций – НКС (Decree-Law 396/2007). Принципы построения НКС обеспечивают ее совместимость с европейской структурой квалификаций (EQF). НКС охватывает все субъекты системы образования, в том числе и высшего уровня. При этом законодательный акт предполагает учет специфики вузов, определенной их собственной нормативной базой.

В том же 2007 году было создано Национальное квалификационное агентство (Decree-Law 276-C/2007), которое объединило функции двух органов: Генеральной дирекции по вопросам профессионального образования министерства образования и Института качества обучения при министерстве труда[9].

В 2009 году была утверждена национальная квалификационная система (НКС) (Decree 782/2009), включающая формальные квалификации из всех национальных подсистем воспитания и обучения, а также квалификации неформального образования, полученные в ходе профессиональной деятельности. НСК стала включать восемь квалификационных уровней.

В качестве одного из государств, подписавших Болонское соглашение, Португалия обязалась привести рамки квалификаций своего высшего образования в соответствие со структурой квалификаций для европейского пространства высшего образования. Таким образом, в свете вышеупомянутого процесса в 2010 году был подготовлен отчет «Система квалификаций высшего образования в Португалии». В июне 2011 года, после окончательного доклада государственного секретаря по делам науки, технологии и высшего образования, подготовленного при содействии международного комитета, был успешно завершен процесс соотнесения национальной системы квалификаций высшего образования с европейской рамкой квалификаций для высшего образования. Этим процессом было завершено изменение уровней с 5 до 8 в национальной системе квалификаций[10].

В настоящее время участие в вопросах реформирования, организации, а также оценки качества и эффективности системы высшего образования, помимо министерства образования, науки и технологий, принимают участие[11]:

а) Национальное агентство по квалификациям (The National Agency for Qualifications (NAQ));

б) Главное управление по высшему образованию (General Directorate for Higher Education (GDHE));

в) Генеральный директорат образовательных инноваций и развития (The General Directorate for Higher Education (GDHE));

г) Главное управление по вопросам занятости и трудовых отношений (The General Directorate for Employment and Labour Relations (GDELR));

д) Агентство по аккредитации и оценке высшего образования (The Agency for the Accreditation and Assessment of Higher Education (A3HE)).

Всоответствиис Decree-Law no. 74/2006, of the 24th of March ипоправкамив Decree-Laws no. 107/2008, of the 25th of June and no. 230/2009, of the 14th of September высшееобразованиереализуетсявтрехциклах (рисунок).

В настоящее время высшее образование в Португалии разделяется на две подсистемы: университетское высшее образование и неуниверситетское высшее образование (политехническое образование).

Политехнические вузы обеспечивают реализацию программ в области естественных наук, педагогики и образования, изобразительного искусства, прикладного искусства, медсестринского дела, бизнеса и менеджмента, сельского хозяйства и лесоводства, машиностроения, технических и прикладных наук[12].

Университеты реализуют направления подготовки в тех же областях и ряде других, например право и философия.

Институционально обе подсистемы представлены в автономных государственных университетах, частных университетах, политехнических институтах и частных высших учебных заведениях. Важным является то, что существует возможность перехода из университетской подсистемы в политехническую и наоборот, а также из государственного вуза в частный и наоборот.

Специфика уровней высшего образования отражена в Национальной рамке квалификаций высшего образования Португалии (FHEQ-Portugal), которая была построена с использованием дескрипторов знаний, навыков и отношений для описания результатов обучения на каждом уровне квалификации.

Студенты Португалии могут отправиться в университеты высшего образования или в высшие политехнические институты. Университеты уделяют внимание гуманитарным и естественным наукам, институты выпускают практиков высшего звена – физиков, химиков, инженеров, технологов.

Мировой стандарт «бакалавр – магистр — доктор наук» распространяется и на португальские вузы. Есть и эксклюзив – квалификация Agregação. Её можно получить только после доктората. После сдачи Agregação на «отлично» молодой доктор наук допускается к преподавательской и исследовательской работе[13].

Высшее образование в Португалии доступно и для иностранных студентов. Они поступают в вуз наравне с носителями языка, поэтому уровень владения португальским должен быть высоким. Правила приёма не регламентированы, каждый вуз устанавливает свои условия.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Система образования Португалии, как и во многих иных странах, следует традиционным методам обучения, поэтому ряд классических университетов выпускают преимущественно научные кадры. Политехнические институты в большинстве случаев готовят практиков-специалистов.

Образованием в Португалии ведают 2 министерства: Министерство науки, технологии и высшего образования и отдельное Министерство образования. Сначала дети получают дошкольное образование, с 3 - 6 лет. Затем в течение четырех лет дети получают начальное образование.

Чтобы получить базовое среднее образование в Португалии нужно отучиться 5 лет после начальной школы. Система образования – европейская, но обучение в базовой школе не предполагает ранней специализации. Высшая средняя школа в Португалии – трехлетняя программа, которую выбирают не все. Есть общеобразовательные, технологические и профессиональные программы. Получив полное среднее образование, можно поступить в университет, пройдя соответствующие вступительные испытания.

Высшее образование в ВУЗах  Португалии включает три ступени и полностью соответствует Болонской системе.Обучение на лиценциата — предполагает стандартную подготовку на первых 3 или 4 курсах. Срок учебы зависит от выбранной специальности.Обучение на магистра — учеба составляет от 1,5 до 2 лет.Обучение на доктора — последняя наивысшая ступень образования, которую получают после написания диссертации.

Высшее образование в Португалии отличается от системы иных стран наличием еще одной высшей учебной степени «аgregação». Она дает возможность делать уклон на научно-исследовательскую и научную деятельность и преподавать в избранном направлении.

Литература

1. Высшее образование и университеты Португалии. Электронный ресурс. URL: // http://hochusvalit.com/obrazovanie/universitety-portugalii

2. Деловая Португалия, тома VIII‑IX, спецвыпуск. К саммиту Россия‑ЕС и официальному визиту президента России В.В.Путина в Португалию в октябре 2007г. – М.: Минэкономразвития РФ, 2007. 132 стр.

3. Образование в Португалии. Электронный ресурс. URL: // https://educationmanagers.ru/materialy/rossijskij_i_zarubezhnyj_opyt/obrazovanie_v_portugalii/

4. Образование в Португалии. Электронный ресурс. URL: // https://scholar.su/content/obrazovanie-v-portugalii

5. Образование в Португалии. Электронный ресурс. URL: // https://www.unipage.net/ru/education_in_portugal

6. Образование и учеба в Португалии. Электронный ресурс. URL: // http://www.uadream.com/tourism/europe/Portugal/element.php?ID=92243

7. Обучение в Португалии. Электронный ресурс. URL: // https://edunews.ru/education-abroad/europe/obrazovanie-v-portugalii.html

Приложение

 

Приложение 1

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 497.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...