Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с внешними устройствами




При подсоединении внешних устройств, например, USB-накопителей, происходит их автоматическое подключение. На рабочем столе должен появиться соответствующий значок. Затем открывается окно, в котором отображается содержимое носителя. Если внешнее устройство автоматически не подключилось, дважды щелкните по значку Компьютер на рабочем столе. В появившемся окне выберите нужное устройство и дважды щелкните по нему мышью — появится окно, отображающее содержимое подсоединенного устройства. Вы можете копировать файлы и каталоги с компьютера на USB-накопитель и обратно. Прежде чем отсоединить устройство, необходимо его отключить. Для этого закройте все окна, отображающие содержимое устройства, щелкните правой кнопкой мыши по значку устройства на рабочем столе и в появившемся меню выберите Отсоединить том.

Конфигурационные файлы

/boot/grub - папка с файлами загрузчика GRUB (GRand Unified Bootloader);

/boot/grub/menu.lst - конфигурационный файл со списком операционных систем в GRUB;

/boot/grub/grub.cfg - конфигурационный файл grub2;

/boot/System.map - путь до ядра linux (перенаправляет адреса ядра в имена функций и переменных);

/boot/vmlinuz - ядро linux.

/etc/apache2/httpd.conf - конфигурационный файл для apache сервера.

/var/log/apache2 - логи веб сервера apache

/etc/apt/sources.list - конфигурационный файл со списком источников. Типа FTP, CD, APT и т.п.

/etc/at.allow - список пользователей которым разрешен доступ к команде at.

/etc/at.deny - список пользователей которым не разрешен доступ к команде a

/etc/bash.bashrc - все алиасы и функции для shell.

/etc/fstab - информация о доступных для монтирования файловых системах и где каждая файловая система будет монтирована.

/etc/group - информация о группах.

/etc/init.d - директория со скриптами, которые запускают сервера

/etc/inittab - конфигурационный файл init, который запускает все другие процессы.

/etc/issue - с приветствием до входа в текстовом режиме.

/etc/lilo.conf - конфигурационный файл lilo.

/etc/mtab - информация об уже смонтированных файловых системах.

/etc/shadow - все зашифрованные пароли хранятся тут, можно прочитать только с правами root.

/etc/passwd - информация о всех пользовательских аккаунтов.

/var/log/messages --- Системный журнал.

/etc/X11/xorg.xonf - конфигурационный файл X Window System.

 

Управление пакетами

RPM (Red Hat Package Manager) представляет собой средство поиска, загрузки и установки пакетов программ, а также получения информации об установленных пакетах и их удаления. Информация об установленных пакетах хранится в БД RPM. Портирован под AIX, IRIX, и другие виды Unix. Распространяется под лицензией GNU GPL.

Альтернативным способом установки является загрузка исходных текстов программы (обычно в виде архива tar) и самостоятельная конфигурация (configure, automake), компиляция и сборка (make), установка (make install) и настройка. Сервера я предпочитаю устанавливать именно так. Но при этом приходится помнить какой файл куда установился, иначе будут проблемы при обновлении или удалении программы. А теперь представьте установку сотни программ при обновлении операционной системы или приобретении нового компьютера! Дистрибутив Red Hat Linux (и многие другие: SuSE, Mandrake, Caldera, TurboLinux) поставляется в виде набора из нескольких сотен программных пакетов в формате rpm, часть из которых может быть включена при установке. Дополнительные пакеты могут быть загружены и установлены в дальнейшем из дистрибутива или других источников.

20. Сеть ТСР\IP в Линукс

Каждое физическое соединение компьютера рассматривается как сетевой интерфейс. Обычно интерфейсы ethernet именуются как eth0, eth1 и т.д., модемные интерфейсы - ppp0, локальный интерфейс - lo (127.0.0.1), тунель в светлое будущее (IP6) - sit0, FDDI - fddi0, безпроводная сеть - wlan0, некоторые изготовители хотят видеть свои имена устройств. Имена интерфейсов не имеют прямого соответствия с именами устройств в /dev. Управление физическим уровнем смотри в статьях: Ethernet. Каждый ethernet интерфейс имеет один MAC адрес и не менее одного IP адреса (а вместе с ним сетевую маску, широковещательный адрес и множество параметров).

Программа ifconfig без параметров выводит список активных интерфейсов и их параметры (MAC адрес, номер прерывания, адрес памяти, IP адрес, сетевую маску, широковещательный адрес, активность, обслуживаются ли широковещательные и групповые пакеты, MTU, метрика), статистику полученных (общее количество, ошибочных, брошенных из-за недостатка места в ОЗУ, брошенных из-за недостатка времени на обработку прерывания, ошибки в формате кадра) и переданных (общее количество, ошибочных, брошенных из-за недостатка места в ОЗУ, брошенных из-за недостатка времени на обработку прерывания, ошибки несущей) пакетах, количество коллизий, размер очереди передачи, количество полученных и переданных байт. Ключ -a позволяет получить информацию обо всех интерфейсах.

Настройка интерфейса: ifconfig имя-интерфейса [inet] параметры-через-пробел. Параметры:

up

down (автоматически удаляются все привязанные к этому интерфейсу маршруты!)

[-]arp (использовать ли ARP)

[-]promisc (принимать ли "чужие" пакеты; появился в RH 5.0)

[-]allmulti (принимать ли любые групповые пакеты; появился в RH 5.0)

metric метрика-соединения (используется при определение кратчайшего маршрута)

mtu число (для ethernet - 1500)

netmask маска-сети

[-]broadcast [широковещательный-адрес]

[-]pointopoint [адрес-второго-конца]

hw ether MAC-адрес

media { 10base2 | 10baseT | AUI | auto} (появился в RH 5.0; рекомендуется ethtool или mii-tool)

multicast

txqueuelen длины-выходной-очереди (появился в RH 5.0)

IP-адрес-интерфейса (обязательный параметр)

Сетевые и серверные возможности

· сетевые возможности TCP/IP, включая ftp, telnet, NFS, и т.д.

· сервер Appletalk

· клиент и сервер Netware

· клиент и сервер Lan Manager/Windows Native (SMB)

· множество сетевых протоколов: базовые протоколы, доступные в последних разрабатываемых ядрах включают TCP, IPv4, IPv6, AX.25, X.25, IPX, DDP (Appletalk), Netrom, и другие. Стабильные сетевые протоколы, включенные в стабильную ветку ядер включают в себя TCP, IPv4, IPX, DDP, и AX.25.

Графический интерфейс

Gnome, KDE – это графические менеджеры экрана. GDM – gnome diplay manager.. В Windows понятия dm нет вообще, потому что вся Windows это глубокая интеграция ядра, программ и dm, они неразрывны. Linux же – понятие сборное, и графических сред в нем тоже полно. KDE и Gnome – лишь одни из самых популярных. Это просто графическая оконная среда. В средах Gnome и KDE поставляются свои текстовые редакторы, программы обработки графики, браузеры, медиа плееры, утилиты настроек конфигурации.

Прикладные программы


Обработка изображений, графика
Редактирование фотографий, конвертирование из raw-формата, поточная обработка изображений, просмотрщики.

GIMP, krita, CinePaint - редактор изображений (аналог Adobe Photoshop, описание)
ImageMagick (консольный) - консольный графический редактор, полезен при поточной обработке изображений.

Nip2 - специализированный графический редактор для изображений большого размера (описание) Inkscape, Sodipodi - векторный графический редактор.

Интернет
Веб-броузеры и почтовые клиенты, мгновенные сообщения и FTP-клиенты, интернет-телефония.
Mozilla Firefox / Iceweasel, Konqueror, Epiphany, Opera - веб-браузер (аналог Internet Exploder).
Mozilla Thunderbird / Icedove, Evolution, Sylpheed, KMail, mutt (консольный) - почтовый клиент (аналог Outlook)







Работа с текстом и таблицами

Визульные текстовые процессоры, системы вёрстки.

OpenOffice - аналог Microsoft Word (часть пакета OpenOffice.org)

GnuCash, kMyMoney - персональный финансовый менеджер (аналог Quicken).
Scribus - настольная издательская система (аналог QuarkXPress и Adobe PageMaker).
Kate, nEdit, gedit - текстовые редакторы (с подсветкой синтаксиса) vi, vim, emacs – продвинутые среды обработки текста.

Мультимедиа
Проигрыватели аудио и видеофайлов, звуковые редакторы, видеоредаторы и системы видеомонтажа, запись СD-DVD дисков.

 Amarok, Banshee, exaile - музыкальный проигрыватель и каталогизатор музыки

XMMS, audacious, bmp - музыкальный проигрыватель, аналог знаменитого Winamp (описание)
Rhythmbox- музыкальный проигрыватель, аналог Apple's iTunes, с поддержкой iPods
Mocp (консольный) - консольный музыкальный проигрыватель с интерфейсом в стиле Нортон Командер.
EasyTag - программа для конвертирования тэгов музыки в правильные кодировки.

Системное
Приложения для расширения возможностей ОС: интерпретаторы языков программирования, виртуальные машины, эмуляторы.

WINE, Cedega, Crossover Office - средство запуска exe-файлов в Линукс.

QEMU (консольный), VirtualBox - полные эмуляторы, для запуска других ОС в Линукс

Midnight Comander (MC), deco - аналог Norton Сommander, файловый менеджер для консоли

 

24. Политика свободного лицензирования. История Линукс:








От ядра к дистрибутивам

К 1990 году в рамках проекта GNU, основанного Ричардом Столлманом, были разработаны и постоянно развивались свободные программы, составляющие основной инструментарий для разработки программ на языке Си: текстовый редактор Emacs, компилятор языка Си gcc, отладчик программ gdb, командная оболочка bash, библиотека важнейших функций для программ на Си libc. Все эти программы были написаны для операционных систем, похожих на UNIX. Поэтому в них использовались стандартные для UNIX системные вызовы — POSIX. При помощи системных вызовов программы получают доступ к оперативной памяти, файловой системе, устройствам ввода и вывода. Благодаря тому, что системные вызовы выглядели более-менее стандартно во всех реализациях UNIX, программы GNU могли работать (с минимальными изменениями или вообще без изменений) в любой UNIX-подобной операционной системе.

С помощью имевшихся инструментов GNU можно было бы писать программы на Си, пользуясь только свободными программными продуктами, однако свободного UNIX-совместимого ядра, на основе которого могли бы работать все эти инструменты, не существовало. В такой ситуации разработчики GNU вынуждены были использовать одну из патентованных реализаций UNIX, то есть вынуждены были следовать принятым в этих операционных системах архитектурным решениям и технологиям и основывать на них свои собственные разработки. Мечта Столлмана о научной разработке ПО, свободной от решений, движимых коммерческими целями, была неосуществима, пока в основе свободной разработки лежало патентованное UNIX-совместимое ядро, исходные тексты которого оставались тайной для разработчиков.

В 1991 году Линус Торвальдс, финский студент, чрезвычайно увлёкся идеей написать совместимое с UNIX ядро операционной системы для своего персонального компьютера с процессором ставшей очень широко распространённой архитектуры Intel 80386. Прототипом для будущего ядра стала операционная система MINIX: совместимая с UNIX операционная система для персональных компьютеров, которая загружалась с дискет и умещалась в очень ограниченной в те времена памяти персонального компьютера. MINIX был создан Эндрю Таненбаумом в качестве учебной операционной системы, демонстрирующей архитектуру и возможности UNIX, но непригодной для полноценной работы с точки зрения программиста[источник не указан 1065 дней]. Именно полноценное ядро для своего ПК и хотел сделать Линус Торвальдс. Название своему ядру он дал freax, но позже оно было изменено хозяином ftp сервера на Linux — гибрид имени создателя и слова UNIX.

Совместимость с UNIX в этот момент означала, что операционная система должна поддерживать стандарт POSIX. POSIX — это функциональная модель совместимой с UNIX операционной системы, в которой описано, как должна вести себя система в той или иной ситуации, но не приводится никаких указаний, как это следует реализовать программными средствами. POSIX описывал те свойства UNIX-совместимых систем, которые были общими для разных реализаций UNIX на момент создания этого стандарта. В частности, в POSIX описаны системные вызовы, которые должна обрабатывать операционная система, совместимая с этим стандартом.

Важнейшую роль в развитии Linux сыграли глобальные компьютерные сети Usenet и Internet. На самых ранних стадиях Линус Торвальдс обсуждал свою работу и возникающие трудности с другими разработчиками в телеконференции comp.os.minix в сети Usenet, посвящённой операционной системе MINIX. Ключевым решением Линуса стала публикация исходных текстов ещё малоработоспособной первой версии ядра под свободной лицензией GNU GPL. Благодаря этому и получавшей всё большее распространение сети Internet очень многие получили возможность самостоятельно компилировать и тестировать это ядро, участвовать в обсуждении и исправлении ошибок, а также присылать исправления и дополнения к исходным текстам Линуса. Теперь над ядром работал уже не один человек, разработка пошла быстрее и эффективнее.

В 1992 году версия ядра Linux достигла 0.95, а в 1994 году вышла версия 1.0, что свидетельствовало о том, что разработчики наконец сочли, что ядро в целом закончено и все ошибки (теоретически) исправлены. В настоящее время разработка ядра Linux — дело уже гораздо большего сообщества, чем во времена до версии 1.0. Изменилась и роль самого Линуса Торвальдса: теперь он не главный разработчик, а наиболее авторитетный член сообщества, по традиции оценивающий качество исходных текстов, которые должны быть включены в ядро, и дающий своё добро на их включение. Тем не менее, общая модель свободной разработки сообществом сохраняется.

После определённого периода разработки на Linux уже стабильно работал ряд важнейших утилит GNU. Скомпилированное ядро Linux с небольшим комплектом скомпилированных уже на Linux утилит GNU составляло набор инструментов для разработчика программного обеспечения, желающего использовать свободную операционную систему на своём персональном компьютере. В таком виде Linux уже не только годился для разработки Linux, но и представлял собой операционную систему, в которой можно было уже выполнять какие-то прикладные задачи. Конечно, первое, чем можно было заниматься в Linux — писать программы на Си.

Когда задача получить компьютер с постоянно работающей на нём системой Linux стала востребованной и довольно распространённой, разработчики в хельсинкском и техасском университетах создают собственные наборы дискет, с которых скомпилированное ядро и основные утилиты можно записать на жёсткий диск, после чего загружать операционную систему прямо с него. Эти наборы дискет стали первыми прототипами современных дистрибутивов Linux — комплектов программного обеспечения, на основе которых можно получить работающую операционную систему на своём компьютере. Нужно отметить, что в дистрибутив Linux с самого начала входили программные продукты GNU. На самом деле, всякий раз, когда говорится «операционная система Linux», подразумевается «ядро Linux и утилиты GNU». Фонд свободного ПО рекомендует называть это операционной системой Linux.

Однако скопировать все нужные программы на жёсткий диск ещё недостаточно, чтобы получить подходящую для нужд пользователя операционную среду (пусть даже это очень профессиональный пользователь). Поэтому первые наборы дискет можно только условно назвать дистрибутивами. Чтобы получить работающую операционную систему, требуются какие-то специальные средства установки и настройки программного обеспечения. Именно наличие таких средств и отличает современные дистрибутивы Linux. Другая важнейшая задача дистрибутива — регулярное обновление. Программное обеспечение, особенно свободное, — одна из самых быстро развивающихся областей, поэтому мало один раз установить Linux, нужно ещё регулярно его обновлять. Первым дистрибутивом в современном понимании, получившим широкое распространение, стал Slackware, созданный Патриком Фолькердингом. Он был широко известен пользователям Linux уже к 1994 году.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 206.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...