Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 10. В.1. История искусства Западной Европы: готический стиль (13-14 вв.)




Современники называли новый стиль «французской манерой», потомки – готикой. Термин "готический "впервые в употреблениеввелДжорджоВазАри - основоположник искусствознания, живший в эпоху Возрождения (16 в), обозначив искусство «варварских» государств, отошедших от римского классического эталона.Первоначальное название стиля «французская манера» указывает на то, что готика родилась во Франции. Периодизация: ранняякц 12 в, базилика аббатства Сен-Дени в пригороде Иль-де Франс под Парижем (1); зрелая, или высокая 13в., соборы Парижской богоматери, Шартра (2), Реймса, Амьена;поздняя«лучистая» готика: по более сложному узору «готической розы», расходящемуся лучами; Сен-Шапель (Святая капелла) в Париже (3), а затем поздняя «пламенеющая»готика кц14 - нч15вв. Миланский собор в Италии, окончен только в нч19 веке, оформлением фасада по распоряжению Наполеона (4).

1 2 3 4

Готическая эпоха – время рыцарства и Крестовых походов против мусульман с целью отвоевать Иерусалим, и против Византии, чьи императоры в военных конфликтах иногда принимали сторону соседей-мусульман. Заимствования: из мусульманской архитектуры в Европу пришли стрельчатые арки, из Византии особое понимание роли света в храме. Ведущая роль архитектуры. Расцвет средневековых городов с их коммунами. Типы планировки городов: городской собор XIII – XIV столетий, его важное градостроительное, культовое и общественное значение в жизни города. Главным стал Западный фасад с центром в виде витражного круглого окна («готическая роза») над центральным порталом (сверху над входом архивольт+ тимпан) перед этим фасадом располагалась главная площадь города. Большие Кафедральные городские соборы строились столетиями на средства горожан, главный архитектор получал статус «доктор». Готика переняла тип романской базилики с трансептом и башнями, но сильно изменила принцип архитектуры, отказавшись от несущей стены, используя каркас. Это облегчило конструкцию и позволяло устремить здание вверх. Синтез архитектуры, скульптуры и ДПИ в создании художественного образа готического собора. Самые ранние обнаруженные витражи 5-6 вв. в Германии и Англии, однако только в готику витраж становится обязательным элементом архитектурного стиля культового здания: витражи Шартра (1), Сен-Шапели (2). Наружный декор собора связан с облегченной конструкцией храма: статуи-колонны:«Неразумные девы Магдебургского собора» (3), рельефы порталов, появление круглой скульптуры, рождение готической скульптурной группы (северный портал Шартрского собора), s-образный изгиб позднеготической скульптуры. Культ богоматери как заступницы человека, образ «Прекрассной Мадонны»: статуя церкви святого Фоиллана в Аахене, Германия (4). Изображение мифических существ-гаргулий – скульптурных выступов водосточных желобов: собор Парижской Богоматери (5).

1 2 3 4 5

Появились строительные ложи – объединения ремесленников разных специальностей. Здание ратуши: в Мидделбурге, Нидерланды и ратуша в Лёвине, Бельгия (1), городской банк. Дома горожан (стены, выходящие на улицы, были глухими – без окон, из соображений безопасности «мой дом – моя крепость», 1 этаж – лавка, 2 – жилой, 3 -спальни). Феодальный замок: Рейнланд-Пфальц, Германия, главная башня – Донжон. Стиль «интернациональной» готики в изобразительном искусстве и его противоречивый характер: сочетание реалистической конкретности в изображении действительности и религиозной условности. Ведущая роль аллегории и символа в системе художественных образов. В готической рукописи изменился вид страницы: употребление остроугольного письма с кц XII века придало тексту вид ажурного узора, в который были вкраплены различные по виду и величине инициалы. Лист готической рукописи с рассыпанными сюжетными инициалами и малыми буквицами, имевшими орнаментальные ответвления в виде усиков, производил впечатление филиграни со вставками из драгоценных камней и эмалей. +Иллюстрации, звучные по чистым краскам, с реалистическими деталями наряду с растительной орнаментикой, религиозные и бытовые сцены. Нидерланды: книжная миниатюра братьев Лимбург «Великолепный часослов герцога Берийского»: страница с изображением Сент-Шапели Парижа (3)

1. 2 3 4

Готический стиль во Франции (12-14 вв).Стиль ранней готики. Известны место и время рожденияготики: королевское аббатство (монастырь) Сен-Дени в окрестностях Парижа(Иль-де-Франс), где покоились французские короли династий Меровингов и Каролингов. С 1137 по 1144 гг. настоятель аббат Сугерий перестроил церковь по собственному проекту, решив воплотить в архитектуре мысль, что «Бог есть свет», следуя учению раннехристианского богослова Дионисия Ареопагита, где и каждое живое существо – это часть божественного света, и весь мир – это световой поток. Чтобы прихожане могли это ощутить, он ввел цветные витражи, льющийся сквозь них свет преображал интерьер. В этом состояло значение цветной витражной живописи. Однако для этой задачи требовалось увеличить размеры окон, что исключала романская архитектура. Были разработаны принципы готической каркасной конструкции и ее основные элементы.Чтобы сделать большие окна, с наружных сторон храма ставились котрафорсы (1), принявшие на себя распор сводов, они видны только снаружи. А изнутри - впечатление невесомой прозрачной стены. Основу конструкции составлял крестовый нервюрный свод (2) – скелет свода, заполнявшийся распалубками (элементами свода). Арки нервюр приобрели стрельчатую форму – у таких меньше распор, главное давление в них не в стороны, а вниз, на саму опору. Опоры, а не стена, стали основной несущей частью готической архитектуры. Позже в зданиях, где средний неф был выше остальных, использовались аркбутаны (3,4) – специальные соединительные арки, перебрасываемые от центрального нефа к контрафорсу, передавая ему нагрузку. С выделением строительного каркаса стена больше не несла груз свода, не удерживала его распор. Она стала тонкой, а прорезывающие ее оконные проемы могли быть сколь угодно большими. Храм становился легким и мог стремительно расти вверх. Если романский храм имел в плане крест, вектор планировки –горизонталь, и воплощал идею Крестного пути, то готический с его устремленностью ввысь, вектором планировки – вертикалью, воплотил идею Вознесения.

1. 2

3 4

Приемы, примененные аббатом Сугерием, по отдельности использовались и раньше, до него не объединялись в одной постройке. Важнейшее достижение готической архитектуры – облегчение конструкции за счет выделения в здании строительного каркаса (1).

Первый готический собор в Иль-де-Франсе, Сен-Дени. Зрелая готика: Собор Парижской Богоматери (реликвия – Терновый венец), его композиция, значение. Собор в Шартре и его витражные композиции.Готические соборы в Реймсе (место коронации французских монархов, +витражи Марка Шагала 1974 года) (1) и Амьене (2). Сент-Шапель в Париже. Руанский собор (3). Замки-крепости готического периода.

Развитие готической скульптуры. Расширение тематики и выразительных средств готической скульптуры, преобладание круглой пластики в скульптурном убранстве собора (скульптура соборов в Реймсе и Амьене). Порталы Сен-Дени, Шартра, Нотр-Дам-де Пари. Готический тимпан, разновидности композиции. Появление светской монументальной скульптуры – донаторскиепортреты: поздняя готика -статуя Карла V иего жены Жанны Бурбонскойок. 1375, Лувр (4).   Французская книжная миниатюра.

1 2 3 4

Готический стиль Германии (12-14 вв). Сохранение романских традиций и форм в готической архитектуре Германии: Кафедральные соборы в Бамберге (1), Страсбурге (2), Фрейсбурге (3), Кельне (4). Характер скульптурного декора готического собора в Германии: драматизм, экспрессивная грубоватость языка пластических форм. Индивидуальная характерность образов. Скульптура Страсбургского собора (5), Бамбергского и Наумбургского соборов. Ута фон Балленштед и Эккехард в Наумбургском соборе, ок.1250—60 (6). Статуи Кельнского собора (7). Гражданская архитектура Германии. Ратуши, дома купеческих гильдий, типы жилых домов горожан (бюргерские, стиль фахверк с 14 века: дом в Кведлинбурге(8), и дома феодалов, напоминающие башни-донжоны). Замки – крепости (пфальцы) (9).

1. 2 3 4

5 6 7 8

Готический стиль Англии (13-15 вв)Культурные связи Англии и Франции. Своеобразие английского готического храма. Периодизация:1) ранний период английской готики - ланцетовидный стиль;Собор в городе Даремеок. 1130 - 1133гг(1) 2) зрелая готика (1272-1349) –«декоративный, или украшенный стиль» - (англ. DecoratedStyle);собор Солсбери (1220-1266); неф собора Вестминстерского аббатства (перестроенный в 1245-1269 гг.), своды собора в Уэллсе 1285-1340 (2). 3) поздняя готика(2-я пол 14 - 15 вв) - «перпендикулярный, или вертикальный стиль»; часовня Королевского колледжа в Кембридже (3).

Кентерберийский собор (4). Собор в Линкольне (5). Собор в Уэльсе(6). Вестминстерское аббатство в Лондоне(7). Широкое распространение скульптурного декора на фасадах готических храмов Англии. Английская миниатюра, ее орнаментика и особенности декора.

1 2 3 4

5. 6 7

Готическое искусство – важное звено в развитии европейской художественной культуры, в формировании национальных художественных школ.

Основные архитектурные элементы:каркасная конструкция, контрфорсы, аркбутаны, нервюрныйсвод, стрельчатые (ланцетовидные) своды и окна. Основные элементы архитектурного декора:витраж, портал с тимпаном в виде скульптурного рельефа+архивольт, статуи-колонны, масверк (декор окон, ажурные фризы), вимперг, фиал, пинкаль, крестоцвет, крабб.

Портал (1) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Перспективный портал готики:

Тимпа́н(2) в архитектуре — плоскость между проёмом арки и лежащим на ней антаблементом; углублённая часть стены над дверью или окном, обрамлённая аркой.В тимпан помещают рельеф, живопись или мозаику на религиозный сюжет в храмах, или гербы. Чаще треугольной, полукруглой формы. В романском стиле и готике основной сюжет «Страшный суд»: в центре композиции фигура Христа, а по бокам — ангелы и демоны.

Архивольт (2)- обрамление арочного проёма над тимпаном, выделяющее дугу арки из плоскости стены

Статуи- колонны(3) статуарноеобрамление входаили архитектурного пояса

Вимперг (4)- остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий. Как правило, увенчивался крестоцветом, часто украшался резьбой, краббами и другими декоративными элементами. Одним из предназначений вимперга является зрительное увеличение высоты сооружения.

2 3 4

Крестоцвет, или флерон (1) – декоративный элемент готики, украшение в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня. Служит декоративным завершением фиалов, вимпергов.

Крабб (2) – крюкообразный декоративный элемент, часто присутствующий в готической архитектуре. Выполнен чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов, установленных через равные промежутки на шпилях, пинаклях, вимпергах

Фиал (3) – декоративный элемент готики,декоративное завершение пинаклей и других архитектурных элементов.

Пинакль (4) – декоративный элемент готики, башенка в романской и готической архитектуре — декоративная копьевидная башенка, часто увенчиваемая остроконечным фиалом. Пинакли ставились в основном наверху контрфорсов, также на уступах контрфорсов и башен, на коньках и столпах стен. Конструктивной функцией пинакля является пригруз опоры аркбутана, чтобы предотвратить её сдвиг. Для данной цели пинакли нередко утяжеляли свинцом.

123 4

Витраж– вид монументально-декоративной живописи, может относится как к живописи, так и формально к ДПИ, композиция из цветного стекла в металлическом обрамлении, рассчитанная на сквозное освещение (окна, входная группа и др.).

Ма́сверк (с нем. — «чертёжная работа») (6) –декоративный элемент готики, каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Ланцетовидные окна, стена собора Девы Марии в Солсбери (Англия)

Масверк в венецианской готике (Италия): Дворец Дожей, Дворец Ка-д'Оро, или палаццо Санта-София на Гранд-канале

 

Билет 11. В.1. Искусство Нового времени: Эпоха Возрождения в Италии (15-16вв). Термин «Возрождение»или по-французски«Ренессанс» в 19 веке введен французским историком Жюлем Мишле, но подобное понятие встречается уже в 16 веке в работах итальянского основоположника искусствоведения Джорджо Вазари.Периодизация1) Предвозрождение (Проторенессанс, или Дученто, «эпоха Данте и Джотто», 2-ая половина 13-14вв.): флорентийская и сиенская школы. 2). Раннее Возрождение (Треченто, 15 век): сиенская, умбрийская, падуанская, ламбардская, флорентийская, болонская, пизанская школы; 3) Высокое Возрождение (Кватроченто, кц 15 – первые 20 лет 16 вв.) – флорентийская школа; Рим как художественный центр; 4) Позднее Возрождение (Чинквеченто, 2-ая половина 16 в.) – венецианская школа.

Италия не была единым государством, а была раздроблена на самостоятельные города-государства, соперничающие между собой. В то же время эта территория - наследница античных традиций Древнего Рима,вобравшего и переосмыслившего греческую культуру, здесь и зародилась культура Возрождения раньше, чем в других странах.Рост и укрепление экономики и политического значения коммун, превращение их в города-государства (республики), развитие торговли и производства привели к зарождениюкапиталистических «рыночных» отношений. Все это вело к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой церковной культурой, её аскетичный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.В становлении мировоззрения Возрождения свою роль сыграло и падение Византийской империи в 15 веке. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. Стали читать греческих и римских авторов, античную историю. В Византии никогда не порывали с античной культурой. Ценностью становится индивидуальность человека, личность, творческий дух, стала цениться новизна и оригинальность, происходит отход от средневекового канона в искусстве. Флоренция–стала ведущим центр итальянской культуры этого периода. Возврат к авторству, традиция подписывать свои произведения. Возникает история искусства, с жизнеописаниями художников, скульпторов и зодчих. Публику интересует не только само произведение, но и его автор с обстоятельствами жизни, поступками и высказываниями. История искусства Возрождения – это история имен и биографий художников.

Предвозрождение –сочетало черты поздней готики и возрождения. Появилась литература на народном итальянском языке. ПоэтыДанте («Божественная комедия»), Петрарка, Боккаччо сыграли важную роль в развитии светской литературы. Становление нового мировосприятия, основанного на интересе к реальной действительности, к человеку.Два центра нового искусства: соседствующие Флоренция и Сиена, оба города – в области Тоскана совр. Италии. Флорентийская школа живописи:творчество Чимабуэ (Ченни ди Пепо, 1240/50-ок. 1302), одного из последних продолжателей византийской традиции; «Мадонна с младенцем и ангелами» кц 13 века(1), изображение ангелов (2,3 из собрания Художественного музеяг. Падуя) – светотеневая моделировка одежды в отличие от византийской традиции, где не должно быть теней в символическом изображении сотканных из света персонажей.Еще более новаторский характер творчества архитектора и художникаДжотто ди Бондоне 1266/67-1337гг, центральное значение его художественной реформы в развитии реалистического искусства эпохи Возрождения. Созданный имтип стенного панностал главной декоративно-композиционной темой монументальной живописи эпохи Возрождения: ключевая его работа - фрески капеллы Святой Марии Милосердной в Падуе 1308-1310 гг.(4) Храм прозван Капеллой дель Арена, так как построен на месте арены античного амфитеатра, и также Капеллой Скровеньи, по имени заказчика (донатора).Это место рождения изобразительного искусства эпохи Возрождения.

1 2 3 4

Цикл фресок Джотто в три яруса (1), в орнаментальных поясах, о земной жизни Христа имел новаторские черты: психологизм (композиция строится на реальных отношениях между персонажами, выраженными во взглядах, мимике и жестах), прямая перспектива в изображении архитектуры в условном еще пространстве, светотеневая моделировка фигур: «Бегство в Египет» (2), «Поцелуй Иуды» (3). Драматургия сцен.

1 2 3

В одном из эпизодов «Страшного суда», сам заказчик (ЭнрикоСкровеньи) протягивает Богоматери в сопровождении святого Иоанна и Екатерины Александрийской модель капеллы в качестве пропуска в Царствие небесное (донаторский портрет), это один из первых портретов эпохи Возрождения (1). Из-за ограничений архитектурного плана Джотто использовал архитектурные обманки: искусно определил точку перспективы в центре капеллы и нарисовал между панно профили балок, а также ложные пьедестал и лоджии верхнего яруса, умело согласовав естественный свет из окон с освещением на его картинах. Изобразил две комнаты рядом с настоящим хором, которые были запланированы, но не построены (2): дорисовал недостающие пространства и т.д. Тот же принцип стенного панно во фресках Чимабуэ и Джотто использовали раньше в церкви Сан Франческо в Ассизи 1280-е гг.(3,4)

1 2 3 4 5 6

Башня Джото(5)- колокольня, или по-италКампанила при соборе Санта Мария дельФьоре во Флоренции имеет черты романской («инкрустационный стиль») и готической архитектур: масверк, стрельчатые проемы (6).Кампанила строится отдельно от храма, возле него.

 

Художественное своеобразие сиенской школы. Черты утонченной изысканности и декоративизма в искусстве Сиены, они как ювелиры украшали поверхности утонченными стилизованными фигурами. Сохранение элементов византийской традиции при влиянии североевропейской готики: образ Девы Марии сближается с образом возлюбленной рыцаря – Прекрасной Дамы: идеализация изящества и красоты. Творчество Дуччо ди Буонинсенья (ок.1255-1319): «Маэста́»» итал. «Возвеличивание» (1308-1311) –алтарный образ Богоматери с младенцем во Славе – в окружении святых и ангелов для собора Сиены – большое событие в жизни города(1). Главным учеником Дуччо был Симоне Мартини (ок.1284-1344), прославивший Сиену, работая по заказу королей и римского папы: «Благовещенье» 1333(2).«Кондотьер Гвидориччо де Фольяни» (3) с завоеванными им крепостями. Симоне Мартини стал первым художником, возведенным в рыцарское достоинство.

1 2 3

 

РаннееВозрождение(15 в.): распространение гуманизма, героизация личности. Изучение античной культуры, творческое переосмысление ее наследия. Связь искусства и науки. Изучение законов линейной перспективы, строения и пропорций человеческого тела. Теоретическое обоснование нового искусства (трактаты Л. ГибЕрти, Л.Б. АльбЕрти). Архитектура: расцвет итальянских городов-государств в XV веке.Обращение к античному наследию: новые поиски выразительных и тектонических возможностей архитектуры для воплощения идеи соразмерности мира и его гармонии. Сложение нового типа светского здания (палаццо–квадратные в плане дворцы, занимавшие целый квартал, общественное здание, вилла) и культового храма (идеи центрического и базиликального храмов). Филиппо Брунеллески (1377-1446) и его сооружения: дом детского приюта-госпиталя с аркадами, 1419(1), купол собора Санта Мария дельФиоре 1420 (2), капелла Пацци1430 (3), фасад палаццо Питти во Флоренции (4). Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – теоретик, архитектор, инженер. Его книги: «О живописи» -1435; «Десять книг о зодчестве»,1452. Архитектурные сооружения Альберти: палаццо Ручеллаи 1446-1451 гг (6), фасад церкви Санта Мария Новелла (7) (оба - Флоренция), церковь Сан Андреа в Мантуе (8).

1 2 3 4

6 7 8

 

Скульптура: новые приемы пластического языка, основанного на изучении натуры и на обращении к античным традициям; развитие ренессансного рельефа и круглой скульптуры (монумент, надгробие, скульптурный портрет) в творчествеГиберти, Донателло и Вероккио. 

Творчество Лоренцо Гиберти (1378-1455). Идеализирующие тенденции и черты реализма в его произведениях: две пары бронзовых дверей для флорентийского баптистерия Св. Иоанна Крестителя, Сан Джованни(1): первые «северные» (1,2 фрагмент) 1401-1424гг; вторые «восточные», или «Райские» с позолотой (3,4 ) –1425-1452гг. В них вся жизнь мастера. Использовал прямую перспективу в своих композициях

1 2 3 4 5

Творчество Донателло - Донато ди Никкколо ди Бетти Барди (1388-1466) – глава нового реалистического направления в скульптуре. Изучение античной скульптуры, изображение обнаженного тела, проблемы развития свободно стоящей статуи, конного монумента, рельефа. Работа над образами Давида, 1408-1409 (1), Иоанна Евангелиста1408-1415, св. Марка 1411-1412 (2), св. Георгия 1416. Статуи ниш башни флорентийского собора (1420-1430): образы Иеремии, Аввакума. Деятельность Донателло в Падуе (1433-1443): рельефы падуанского собора св. Антония (1433); конная статуя кондотьера Эразмо ди Нарни «Гаттамелатта» (3,4), или «Пестрая кошка» в Падуе 1443-1453 гг. – его голова как образец гипсовых бюстов по учебному рисунку. Поздний флорентийский период: бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» (1456-1457), «Мария Магдалина», рельефы кафедры флорентийского собора.

Скульптурные и живописные произведенияАндреа Вероккио (1435-1488). Бронзовая фигура Давида 1476 (1), конная статуя кондотьера БартолоКоллеони в Венеции 1479-1496 (5), картина «Крещение» 1476 (6).Вероккио – учитель Леонардо да Винчи.

1. 2 3 4 5 6

Живопись Раннего Возрождения. Формирование локальных художественных школ (флорентийской, пизанской, сиенской, болонской, падуанской и др.).

Мазаччо (1401-1428) – флорентийская школа, родоначальник реализма в живописи XV века. Индивидуальность характеристики, выразительность передачи человеческих чувств и отношений. Фрески капеллыБранкачи (1) церкви Санта Мария дельКармине 1425-1427,Флоренция: «Изгнание из рая» (2), «Чудо со статиром (податью)» (3), автопортрет (4).

1 2 3 4

 

Обобщенность и лаконичность монументальной формы в живописи. Формирование нового художественного языка, основанного на пристальном изучении законов реалистического отражения действительности. Использование научно обоснованного метода математической или линейной перспективы, разработка теории пропорций, изучение законов оптики и анатомии. Овладение средствами линейной и воздушной перспективы.

Творчество Сандро Боттичелли (1444-1510) – «поэта линий», флорентийская школа. Противоречивый характер его искусства. Произведения Боттичелли: «Поклонение волхвов» ок. 1475(1, с автопортретом), «Весна»ок.1478 (2), «Рождение Венеры» ок. 1485(3), «Венера и Марс»ок. 1500 (4). Точность и выразительность рисунка, сила экспрессии исполнительской манеры, тонкость передачи чувств и настроений.

1 2 3 4

Творчество Пьеро делла Франческа (1410/20-1492), флорентийская школа. Повлиял на развитие искусства Италии второй половины XV века. Трактаты о перспективе, пропорциях и правильных геометрических телах. Цикл фресок в церкви Сан Франческо в Ареццо: «История царицы Савской» (1). Парные портреты четы Монтефельтро(2). «Бичевание Христа» (3). Эпичность образов, лаконичность и обобщенность монументальной формы, разработка проблем передачи света и воздуха.

1 2 3

Высокое Возрождение. Расцвет искусства. Роль Рима как политического и художественного центра Италии. Воплощение в искусстве гуманистических идеалов совершенной личности и гармонического единства мироздания. Синтез искусств, равноправное положение живописи и скульптуры по отношению к архитектуре. Обособление и развитие новых жанров – портрета, пейзажа и исторической живописи.

Творчество Леонардо да Винчи (1452-1519)– основоположника искусства Высокого Возрождения, ученого и художника. Его изобретения не теряют актуальности. Направлениядеятельности (живопись, скульптура, архитектура), композиционные и живописные эксперименты; учение Леонардо о светотени, прием «сфумато» (от итал. Sfumato) – «дымчатой» атмосферы с почти неуловимыми предметными очертаниями фигур. Ранние произведения Леонардо да Винчи, влияние в них искусства Кватроченто: фигура ангела в картине Вероккио «Крещение Христа» ок.1472(1), «Мадонна с цветком», или «Мадонна Бенуа» 1478 (2). Работы 1480-х годов: «Поклонение волхвов» 1481-1482(3), «Св. Иероним»1481(4). «Мадонна Лита»1480 (5) –тип леонардовской женской красоты. (*Бенуа и Литта – по фамилиям владельцев картин)

1 2 3 4 5

 Миланский период творчества (1482-1499, 1506): «Мадонна в гроте» 1483-1494 (1) - алтарная картина, объединившая особенности манеры письма художника. Роспись альсекко «Тайная вечеря» 1495-1498 (2) в трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие (3) близ Милана - наивысшее достижение художника, в котором воплотились связи науки и искусства, научные и живописные изыскания Леонардо. «Портрет ЦецилииГалерани» 1483 (4), скульптурные работы: статуя ЛодовикоСфорца – утрачена.

1 2 3 4

Возвращение во Флоренцию (1503-1506), основные произведения: картон «Битва при Ангиари» 1499-1506 (1 в копии Рубенса), «Портрет Моны Лизы Джоконды» 1503-1506 (2), «Святая Анна» 1500-1510 (3). Французский период творчества 1515-1519гг., приписываемая ЛдаВинчи Ажурная лестница в Замке Шато Де Блуа. Поздние живописные работы Леонардо «Вакх»1510-1515. Влияние Леонардо на развитие европейского искусства. Эстетические взгляды и теоретическое наследие Леонардо да Винчи, значение его научных изысканийв художественном творчестве.

1 2 3 4 5

Творчество Микеланджело ди ЛодовикоБуонароттиСимони (1475-1564) –титан Возрождения, который брался за любой сложности задачи и создавал шедевры, он был скульптором, архитектором, живописцем, поэтом. Универсализм отличал ренессансный тип художника. Основные этапы творчества. Ранние произведения Микеланджело: мраморные рельефные композиции: «Мадонна у лестницы» ок. 1491(1), «Битва кентавров» (1492); мраморные фигуры для церкви св. Петрония в Болонье (1494); Работа над статуей из испорченной другим скульптором глыбы мрамора – шедевр «Давид» (1501-1504).

1. 2 3 4 5

Живописные работы: тондо «Святое семейство» 1505-1508(1), картон «Битва при Кашине» 1505(2). Римский период творчества (1496-1500): пабота над фресками плафона Сикстинской капеллы в Ватикане 1508-1512: «Сотворение Адама» (3)

1 2 3

Роспись в одиночку плафона Сикстинской капеллы ( по имени Св.Сикста) – общий вид (40х14 м)эпизодами из "Книги Бытия", "Сивиллами", "Пророками" и "Праотцами" (1). Скульптурные композиции: «Вакх» 1496-1497(2)«Оплакивание Христа», или «Пьета» 1498-1499 –первая и самая выдающаяся у Микеланджело (3)

1 2 3

ГробницаЮлия II (1505, 1513-1516, 1545): статуя Юлия II 1506-1508 (1), Моисей 1515-1516(2). Участие Микеланджело в обороне Флоренции (1529-1530). Ансамбль капеллы Медичи 1520-1534 во флорентийской церкви Сан-Лоренцо (3), концепция времени: алтарная композиция: «Нил»(4)-вечность, «Мадонна Медичи»(5)-историческое время, «Мальчик, вынимающий занозу», или «Скорчившийся мальчик» (6)- миг настоящего. Времена суток (3)

1 2 3 4 5 6

Поздние работы: фреска «Страшный суд» в Сикстинской капелле 1534-1541(1,2), фрески капеллы Паолинав апостольском дворце Ватикана 1540: «Мученичество Св.Петра» (2), бюст Брута1537-1538 (3), «Пьета» (1550-1555), «Пьета» (1546 г.– в Риме, 1548-1555 г. – во Флоренции). «ПьетаРонданини» (1555-1564). Отражение кризиса культуры Возрождения в поздних произведениях художника, трагически характер. Архитектурные произведения Микеланджело: достройка и расширение церкви Сан Лоренцо во Флоренции, проект фасада (1517-1520) и сакристия (усыпальница) Медичи при церкви Сан-Лоренцо, отделка библиотечного зала и вестибюля «Лауренцианы», завершение дворца Фарнезе, строительство собора св. Петра (купол) в Риме(5). Перестройка Капитолия, Рим 1546 (6).

1 2 3 4 5 6 7

Новаторские достижения в изобразительном искусстве: впервые элементы стиля барокко -- встречаются у МикелАнджело в его Библиотеке Лауренциано (7 лестница) и Соборе Св. Петра в Риме. Применение кривых линий, изменение значения стены, использование архитектурных деталей в интерьере - все эти новаторские приемы Микеланджело лягут в основу принципов стиля барокко. Микеланджело можно назвать последним архитектором Ренессанса и первым архитектором барокко.

Творчество Рафаэля Санти (1483-1520), создавшего образы прекрасного, гармонически развитого человека в окружении величавой архитектуры или пейзажа; совершенство композиционных построений. Рафаэль синтезировал достижения своих предшественников. Творческий путь художника. Влияние учителя Перуджино на ранние работы: «Сон рыцаря» (1), «Мадонна Конестабиле» (с книгой)ок. 1502: Конестабиле –по титулу владельцакартины, во Франции так называли главного после короля начальника над всеми войсками (2), «Обручение Марии» 1504 (3, сравни с «Обручением Марии» кисти Перуджино). Флорентийский период: создание нового, земного и реалистического образа мадонны. Цикл картин с изображением мадонны: «Мадонна Грандунка» («Мадонна Великого Герцога»)ок. 1505(4), «Мадонна со щегленком» 1505(5), «Прекрасная садовница» 1507(6).

1 2 3 4 5 6

Римский период творчества Рафаэля (1508-1520). Ста́нцы Рафаэля (StanzediRaffaello, букв. «комнаты Рафаэля») — 4 помещения в апостольском дворце Ватикана с фресками (1). По совету Брамантеримский папа Юлий II поручил сделать росписи станц совсем молодому Рафаэлю (в возрасте 25 лет). Каждую из стен целиком занимает фресковая композиция, таким образом в каждой из 4 станц их по четыре. Росписи отличают глубина замысла, образная насыщенность и композиционная ясность.СтанцаделлаСеньятура была первой (1508—1511 гг.). в ней аллегорические изображения человеческой деятельности: «Афинская школа» (2) — философия, «Диспута» — богословие, «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие, «Парнас» — поэзия. Рафаэль показал четыре основания, на которых, по его убеждению, должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие). Фреска «Афинская школа» по праву признается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Автопортрет(3) и портреты современников в роли античных персонажей.«Станца печати» 1508-1511, «СтанцаЭлиодора» 1511-1514(4), «Станца пожара» 1514-1517(5) – сцены из истории Ватикана биографий римских пап.

1 2 3 4 5

Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян –здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения): в центре – Леонардо да Винчи в образе философа Платона и рядом с ним в голубой тоге – Аристотель (1); в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик(2); лежит на ступенях – философ Диоген (3); сидит опершись на куб – Микеланджело в образе философа Гераклита (4); в темном берете – сам Рафаэль (5 -автопортрет); в венке – философ Демокрит,по другой версии – Эпикур (6); в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля(7); с циркулем – Евклид, математик или по другой версии – Архимед (8); в желтовато-зеленоватой тоге – философ Сократ;в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа;мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии;в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ; Гипатия в белом - женщина-математик, астроном и философ; в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик;спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ;в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля),

Картоны для ковров: "Чудесный лов рыбы" (1), «Св.Павел проповедует в Афинах» (2) Одной из значительных работ Рафаэля стал папский заказ на десять ковров-гобеленов, иллюстрирующих евангельские сцены из жизни апостолов Петра и Павла и предназначенных для Сикстинской Капеллы. Желая завершить Сикстинскую капеллу, где Микеланджело расписал потолок эпизодами из "Книги Бытия", "Сивиллами", "Пророками" и "Праотцами", Лев Х в 1514 году заказал Рафаэлю картоны для гобеленов на тему "Деяния апостолов". Они должны были располагаться под росписями XV века, изображающими сцены из жизни Моисея и Христа, и стать их сюжетно-историческим продолжением. В важные дни, в церковные праздники, на стенах, в первом уровне Сикстинской капеллы, вывешивались гобелены, изображающие сцены из жизни апостолов, с гербами пап Сикста IV и Юлия II, и, согласно одной легенде, они прибыли первоначально из Иерусалима.По мнению нового папы Льва X, они стали слишком изношенными и должны были быть заменены, это давало Льву X возможность показать свой герб в наиболее важной капелле христианского мира. Герб Льва X, исполненный по рисунку Рафаэля, украшает края новых гобеленов.Рафаэль сделал рисунки для этих гобеленов в их полную величину (так называемые картоны). Затем они были отосланы в Брюссель, в самую лучшую ткацкую мастерскую того времени известного мастера Питера Ян Алеста (ванЭлста). Росписи лоджий (открытых галерей) в Ватикане (3) фресками на эпизоды из Ветхого завета (4-«сотворение животных»), а тринадцатый пролет — сценами из Нового завета. На каждом своде помещено по четыре фрески: всего 52 картины на библейские сюжеты в обрамлениях из гротесков. Эти фрески заключены в рамы различных форм. Эти фресковые росписи получили название "Библия Рафаэля".В Санкт-Петербурге находится единственное в мире воспроизведение в натуральную величину знаменитых лоджий Рафаэля, сооруженных в Ватиканском дворце. Эрмитажная копия, повторяющая архитектуру и декор римской галереи, была создана по желанию Екатерины II. В 1783-1792 г. под прямым углом к Большому Эрмитажу был возведён корпус Лоджий Рафаэляархитектором Кваренги. Росписи виллы Фарнезины на мифологические сюжеты (5). 

1 2 3 4 5

Алтарные картины: «Сикстинская мадонна» 1513-1514(1), «Преображение» 1517-1520(2). Портреты современников кисти Рафаэля: «Портрет МаддаленыДони» (3), «Портрет папы Юлия II» 1511-1512(4), «БальтасареКастильоне» ок. 1515(5), «Дама с вуалью» 1517-1518(6), «Портрет Льва Х (Джованни Медичи в миру, сын Лоренцо Великолепного – правителя Флоренции) с кардиналами Джулио деи Медичи и Луиджидеи Росси» 1518-1519(7), «Автопортрет с другом, учителем фехтования» 1483-1520 (8) и др.

1 2 3 4 5 6 7 8

Архитектурное творчество Рафаэля: первая постройка — церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи (начата в 1509 г.). В плане представляет греческий крест, с лёгким сферическим куполом. Принадлежала корпорации ювелиров (от итал. orefici - ювелиры). Первоначальный проект разработал Рафаэль, впоследствии церковь неоднократно перестраивалась. Купол создан Б. Перуцци, нынешний фасад - Ф. Понцио (XVII).Рафаэль работал и над проектированием и строительством собора св. Петра, руководство которым перешло к нему после смерти Браманте в 1514 году. А также проектировал палаццо (Видони-Кафарелли,в палаццо дельАквила (2) новый тип фасада: внизу — просторная ордерная аркада, вверху — целостная плоскость стены, украшенная декором и расчлененная редкими богато обрамленными окнами бельэтажа. Ещё один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини (3) во Флоренции: сдержанный фасад с богато обрамленными окнами, карнизом, рустованными углами (грубый камень – руст).Вилла Мадама (4) (для Джулио Медичи, будущего кардинала Климента XVII) -  опыт античного зодчества в особенности императорских вилл и терм. Это проект нового типа, для кратких визитов хозяев ради наслаждения природой. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об размахе сооружения. Интерьеры арками открывались на антифиладу висячих садов.Невероятная работоспособность отличает трех «титанов Возрождения»: Рафаэль прожил лишь 37 лет, но успел оставить огромное наследие.

1 2 3   4

Позднее Возрождение: венецианская школа живописи:Тициан, Джорджоне,Веронезе, Тинторетто.Архитектурный стиль Андреа Палладио (Венеция). Итальянский маньеризм: Арчимбольдо (Милан) и др.

Особенности венецианской живописи:жизнеутверждающий гуманистический характер,богатство и насыщенность колорита,светотеневая моделировка и лессировки, придающие особую объемность фигурам (Джованни Беллини: алтарный образ Мадонныв триптихеФрари (1488). Венеция, ц. Санта-Мария деиФрари (1);его ученик Джорджоне).

Творчество Джорджоне – Джорджо да Кастельфранко (1476-1510) и его новаторская роль: удивительная живописность, значительно расширяет тематику в живописи, несколько сюжетных планов в одной картине,вводит пейзаж и изображение нагого тела, пытаясь показать в нем природу света, стремится к одухотворенности и психологической выразительности образов. Мифологические,библейские и литературные темы. «Юдифь» 1504 (2,в коллекции Эрмитажа), «Мадонна со св. Франциском и Либералием» больше известная как «Мадонна Кастельфранко» 1505(3), «Гроза» 1506-1507(4), «Спящая Венера» 1507-1508(5), «Три философа» 1509(6),«Сельский концерт»1510(7).Портрет:«Антонио Броккардо» 1500 (8), «Неизвестный юноша» 1505 (9). Прожил 34 года, умер от чумы.

1 2 3 4 5

6 7 8 9

Тициан Вечеллио (1477-1576) – крупнейший представитель венецианской школы расцвета Высокого Возрождения. Глубина творческого замысла. Основные этапы творчества. Ранние произведения: фрески в Скуоладель Санто из истории Св. Антония Падуанского 1511: «Чудо ревнивого мужа», где Св.Антоний оживляет жену, погибшую от руки ревнивого супруга; «Цыганская мадонна» ок.1510 (1, прозвана так из-за темных глаз и смуглого лица). Поиски прекрасного женского образа, создание своего варианта земной красоты: «Любовь небесная и земная» 1514(2). Контрастное сопоставление характеров, психологическая острота образов в картине «Динарий кесаря» 1516(3). Сюжет картины отображает момент, когда фарисеи, недовольные разоблачениями со стороны Христа их высокомерия и подлостей по отношению к другим людям, решили погубить его. Но испугавшись сами убивать Христа, решили сделать это руками римлян. Для этого фарисеи придумали хитрый план. Они подослали одного из фарисеев к Христу с серебряной монетой — динарием. Пришедший фарисей протянул монету Христу и спросил его: «Нужно ли платить жителям Иудеи налоги римскому императору (Кесарю)? Ведь Рим очень далеко от Иудеи и Кесаря никто никогда и не видел».Смысл этого вопроса-ловушки заключался в том, что если Христос скажет, что платить подати в Рим необходимо, то фарисеи смогут настроить против него население Иудеи. Если же Христос ответит, что подати платить не надо, фарисеи смогут донести на него римским властям, и Христос будет жестоко наказан. Но Христос попросил фарисея показать ему монету и сказать, что на ней изображено. И фарисей, удивившись неожиданному вопросу ответил, что на одной стороне монеты изображен кесарь, а на второй стороне — Бог (На древних монетах Рима практически всегда изображался портрет императора, а на другой стороне один из древнеримских богов). И Христос сказал: «Так отдай Богу богово, а кесарю кесарево!» Фарисеи были потрясены этим совершенно для них неожиданным ответом и в страшном смятении быстро удалились.«Венера урбинская» (1534 – заказ герцога урбинского , вторит «Спящей Венере» Джорджоне

1 2 3 4

Произведения зрелого периода: алтарные картины Тициана: «Вознесение Марии» («Ассунта»)1518(1) и «Мадонна Пезаро» 1519-1526(2, по фамилии донаторов) в церкви Санта Мария дельФрари в Венеции. Религиозные картины: три «Благовещения» (1,2,3 -«Благовещение Мальчиостро» в Тревизо-Венето с выглядывающим из-за угла донатором Мальчиостро и «Благовещение» 1535, 1565 в Венеции).

1 2 3 4 5

Усиление драматизма, экспрессивности живописных средств: «Терновый венец» ок.1570(1), «Св. Себастьян» 1570(2). Картины на мифологические cюжеты: «Вакх и Ариадна» 1523(3), «Даная» 1545(4). Батальная композиция «Битва при Кадоре»(5). 

1 2 3 4 5

Портреты кисти Тициана: «Юноша с перчаткой» ок.1518-1520(1), «Портрет папы Павла III с внуками Алессандро и Оттавио Фарнезе» 1546(2), «Портрет Ипполито Риминальди» 1548(3), Сдержанность, достоинство и величие портретных образов, глубокая проникновенность во внутренний мир человека. Философия и концепция времени в картине-творческом завещании «Аллегория благоразумия» 1565-1570(4), «Пьета» 1575 - последняя картина мастера (5).

1 2 3 4 5

 

Творчество Веронезе и Тинторетто (Венеция): влияние тенденций маньеризма в художественно-образном решении творческих замыслов.

Якопо Тинторетто – ЯкопоРобусти (1519-1594) – яркий представитель венецианского искусства второй половины XVI века. Сочетание реализма с мистической экзальтацией и маньеристическими тенденциями. Картины: «Чудо св. Марка» 1548(1), «Спасение Арсинои» 1555(2), «Введение во храм» 1555(3), «Бегство в Египет»1582-1584 (4Скуола ди Сан-Рокко, Венеция). Значение изображения природы в картинах художника. Цикл картин на сюжеты из истории св. Марка – покровителя Венеции. 1562-1566.

1 2 3 4

Новая интерпретация религиозных и мифологических сюжетов, живописные варианты темы «Тайная вечеря» 1591-1594 (1,2 схема) написана для церкви Сан Джорджо Маджоре в Венеции и находится там по сей день. Вместо классической фронтальной статической композиции возникает построение по динамическим диагоналям, тенденция к развертке по вертикали: стол и пол словно опрокидываются на зрителя. Такая новаторская композиция вызывала у современников бурю эмоций. Характерные черты творчества Тинторетто: маньеристические приемы композиционного построения и трактовки фигур, экспрессия, драматизм, глубина раскрытия психологических явлений «Распятие» Скуолы ди Сан-Рокко, Венеция (3фрагмент,4).

1 2 3

4

Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (1528-1588) - мастер алтарных картин и пышных монументальных росписей, где главным действующим лицом являются сограждане художника. Светский характер религиозных картин: «Брак в Кане Галилейской» 1562(1), «Пир у Симона Фарисея» 1570(2), «Пир в доме Ливия» 1573(3). Роспись в течение жизни церкви св. Себастьяна1555-1556, похоронен в этом храме (4). В изображении Веронезе библейские сцены предстают как эпизоды из венецианской жизни, роскошной, богатой, похожей на бесконечный праздник:

1 2 3 4

Историческое полотно с четкими двумя планами земным и небесным -«Битва при Лепанто» 1571 (1), отклик художника на современные события - на победу Венеции над турками. Цикл картин (четыре), написанных по заказу знатной венецианской семьи Куччина («Мадонна семейства Кучина» (2), «Несение креста», «Брак в Кане» (3), «Поклонение волхвов») 1571–1573. Все четыре можно сейчас видеть в Картинной галерее г. Дрездена, Тонкая проникновенность в передаче характеров, глубокая человечность образов. Декоративный характер его живописи, оригинальные композиционные и колористические решения. Трагические тенденции в поздних картинах художника: «Распятие», «Оплакивание Христа».

1 2 3

 

АрхиетктураАндреа Палладио(Венеция)– он считается предтечей классицизма - стиля 17 - 19 вв. Предтеча - лицо, подготовившее условия для деятельности других, для появления чего-нибудь другого, нового.«Тень Палладио» — именно так иногда подписывался Джакомо Кваренги (1744–1817) архитектор и рисовальщик, подчеркивая своё почтение к ренессансному архитектору.А.П. создавал соборы, виллы и палаццо. Написал книги «Римские древности» — своеобразный путеводитель по римским руинам, изученным самим Палладио, 1554; комментарии с рисунками к Витрувию, изданные Даниэле Барбаро, 1556; «Четыре книги об архитектуре», 1570; работу по исследованию фасада Сан-Петронио в Болонье, 1574 г, и др.), все эти книгисделали классический язык архитектуры общедоступным и универсальным и сыграли исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIII вв.«Палладианство» - стиль раннего классицизма.Собо́рСан-Джо́рджо-Маджо́ре (итал. SanGiorgioMaggiore) в Венеции, на острове Сан-Джорджо-Маджоре1566-1610 гг (1), Вилла Фоскари — загородная резиденция венецианских патрициев Николо и ЛуиджиФоскари, с отделкой рустом фасада 1558-60 гг (2)знаменитое термальное окно южного фасада (3) - или Диоклетианово окно — окно, которое две вертикальные стойки (средники) делят на три отделения — центральное пошире и боковые поуже. Такие окна типичны для римских терм Диоклетиана, ныне перестроенных в церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири.В эпоху Ренессанса Палладио возродил термальные окна, переработав античную форму в т. н. венецианское окно. С тех пор окна Диоклетиана прочно вошли в арсенал приёмов палладианства и его преемников (бозар, неоклассицизм).Вилла Ротонда, или Ла-Ротонда (LaRotonda) — загородный дом, или вилла, на вершине холма под Виченцей для вышедшего в отставку ватиканского чиновника Паоло Альмерико.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 484.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...