Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 9. В.1.История искусства Западной Европы: романский стиль (11-12 вв.)




Возрождение Римской империи. Ведущая роль церкви в политической и общественной жизни эпохи.В «оттоновское возрождение» 10 в. восстановлена Римская империя (с 1512 года-Священная Римская империя германской нации), просуществовавшая с 962 по 1806 годы (с 10 по 19 век) и объединявшая ряд территорий Европы: Германиястала её ядром, + северная и центральная Италия, Чехия, часть Франции. Империя рассматривалась как продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого, но была децентрализованной со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Во главе стоял император. Этот титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. Власть императора никогда не была абсолютной и ограничивалась высшей аристократией Германии, а с конца 15 века — рейхстагом, представлявшим интересы сословий империи. Священная Римская империя существовала до 1806 года и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн, когда был сформирован Рейнский союз, а последний император Франц II Габсбург отрёкся от престола.

11-12 века: романский стиль.Расцвет феодальных государств Европы, средневековых городов, формирование городской культуры. Термин «романский» возник в 19 веке, когда была установлена связь архитектуры 11-12 вв. с древнеримской архитектурой (круглые арки, бочкообразные своды, апсиды, аканты и т.д.), что связано с возрождением Римской империи при франкских правителях Оттонах в Германии в 10 веке. Ведущая роль архитектуры и еесинтез со скульптурой и живописью.Христианская культовая и светская архитектура–массивная, основательная, имела дополнительно оборонительное значение. Монастыри-крепости и замки-крепости были каменными сооружениями и служили убежищем крестьянам деревень в дни войн. 3 типа романских храмов:основной –базилика,+купольный, зальный.Базилика – существовала в римскую эпоху для светских нужд, была переосмыслена. В романской архитектуре базилика вытянута по оси запад-восток, восточная часть – алтарь, западная – основной вход. Основной вектор: горизонталь, в плане крест (символ крестного пути). План базилики усложнился по сравнению с античной эпохой за счет прибавления трансепта (поперечного нефа) и башен. + каменные свободы вместо пожароопасных деревянных. Внутри ряды колонн делят пространство на нефы. Центральный неф на востоке завершается полукруглой апсидой с алтарём. В восточной же части перед апсидой нефы пересекаются трансептом. Над пересечением нефов и трансепта – средокрестии – стоитглавная башня-призма. Западная часть базилики – вестверк, это наследие каролингов. Небольшие окна–внутри сумрачно. Трансепт по краям также оформлен башнями, которые часто украшеныопоясывающими ихаркатурными поясами из маленьких арок. Монастырские храмы – хранилища реликвий. Начались массовые паломничества в Иерусалим к месту воскрешения Христа и с целью поклонения священным реликвиям по пути во время остановок в крупных монастырях, способных вместить паломников. Так возникли паломнические церкви-базилики, с нововведениями романского стиля: они отличались наличием в восточной части хора с венцом капелл-хранилищ реликвий + появление на западном фасаде трех входов – порталов. На смену плоским деревянным потолкам с балочными перекрытиямипришел цилиндрический свод и крестовый свод (пересечение цилиндрических).Как и сама базилика такой свод уже был в Древнем Риме (в романском стиле возвращение к римским архитектурным элементам).  Возникли крупные городские Кафедральные соборы, с кафедрой архиепископа, где проходили и светские церемонии – свадьбы, приемы послов с его участием, а также с участием герцога, или короляКафедральный собор в г.Пиза, Италия (1). Зальный храм -однонефный храм без трансепта (проповедническая церковь, церковь нищенствующих орденов): соборНотр-Дам ла Гранд в Пуатье, Франция(2). Купольный храм – храм с купольным перекрытием, центрическая постройка, восходящая к древнеримской архитектуре. Пример: Кафедральный собор Св.Петра в Ангулеме, Франция(3). Все эти три типа романских храмов получили развитие в рамках трех соответствующих архитектурных школ.

1 2 3

Светская архитектура: замок – жилище и крепость феодала (бург), средневековые города.

Скульптура: на порталахбазилик со сценами Страшного суда и спасения души и резные капители колонн – повествовательные капители. (в соборе Сен-Лазар в Отёне изображения на темы Библии и басен древнегреческого поэта Эзопа). Романский рельеф восходит к орнаменту периода «варварских государств» -варварская плетенка, но если раньше фигуры были частью орнамента, то в романском стиле они выходят на первый план. Считалось, что творец всего сущего один – Бог, поэтому имена архитекторов этой эпохи до нас не дошли.

Романский стиль Германии.Архитектурные школы: саксонская: базиликаСв.Михаила в Хильдесхайме(1), базилика Св.Кириака в Гернроде (2); хирсауская: базилика в Гурке(3), рейнская(Кафедральные соборы в Шпейере, Майнце, имперская базиликаСв.Петра вВормсе (4), Бонне, хор Страсбургского собора, аббатство с базиликойСв.Мариив Лаахе(5), вестфальская-кёльнская: купольная церковь Св. Марии на Капитолии в Кёльне(6).

1 2 3

4 5 6

Бюргерское строительство в городе.Развитие скульптуры, обилие скульптурного декора на фасадах храмов (Вормс: рельеф со сценой рождественского вертепа (1), скульптура «лев нападает на ранних христиан» (2), листья аканта(со времен греков, исп. в капители коринфского ордера 3).«повествовательные капители» (4,5)

1 2 3 4 5

Романский стиль Франции.Цилиндрическкая базилика Сен-Сернен в Тулузе(1). Купольная церковь Сен Фрон в Перигё (2). Зальная церковьНотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье(3). Экспрессивный характер декора порталов церкви Св.Петра в Муассаке (4), тимпан портала собораСв.Лазаря в Отёне (5), главная реликвия собора по преданию– мощи Лазаря, воскрешенного Христом. Скульптуры порталов церквей вМуассаке, Шартре, Отене.

1 2 3

4 5

Романские замки и крепостные сооружения: крепость Каркассон (1,2). Монументальная и миниатюрная живопись: Каркассон(3). Замок Сюлли (4)

1 2 3 4

Романский стиль вИталии. Античные и раннехристианские традиции.«Инкрустационный» стиль Флоренции:базилика Сан Миньято аль Монте (1), флорентийский баптистерий (2). Декорировка фасадов храма и башен архитектурными поясами: Пизанский ансамбль (3). Живопись: византийские и западные элементы: фреска Битва архангела Михаила с драконом, Сен-Савенсюр Гартан.Пуату,12 в. (4).

1 2 3 4

Англия: книжная миниатюра: «Три волхва» из псалтыря Св. Олбана, Англия, 12 век. (5)

Винчестерская библия (Нью-Йорк, коллекция Моргана), 12 в.: фризовая композиции. «История царя Давида»(6), инициалы (7).

5 6 7

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...