Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы студентов




СИЛЛАБУС

 

по дисциплине

«Детские болезни» (DB-4304)

 

 

Блок №6

НЕФРОЛОГИЯ

       Кафедра:                                                              Урологии с курсом нефрологии

Специальность:                                                  051301 – Общая медицина

 

Курс:                                                                    четвертый

Семестр:                                                              7, 8

Всего:                                                                  31 час                                              

Практические (семинарские) занятия:        19 часов 

Лекции:                                                               2 часа

Внеаудиторная самостоятельная

работа студентов (СРС):                              10 часов             

Форма контроля:                                                зачет

 

 

Алматы, 2010 г.

 

 

Силлабус обсужден на заседании кафедры Урологии с курсом нефрологии «28»  апреля 2010 г., протокол №17

 

 

Зав. курсом, д.м.н., профессор

Канатбаева А.Б.

 

___________________________

 

 

Общие сведения.

1.1 Наименование ВУЗа:              Казахский Национальный Медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова

1.2 Кафедра:                                  Урологии с курсом нефрологии

1.3 Дисциплина:                        Детские болезни. (DB-4304) Блок №6 «Нефрология»

1.4 Специальность:                  051301 «Общая медицина»

1.5 Объем учебных часов:                       31 часов

1.6 Курс и семестры изучения:   4 курс, 7, 8 семестры

1.7 Сведения о преподавателях:

1 Канатбаева Асия Бакишевна, степень – профессор, должность – профессор. Научные интересы: нефрология, детская нефрология. Председатель Ассоциации нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций нефрологов (Европа, Россия).

2 Кабулбаев Кайрат Абдуллаевич, степень – кандидат медицинских наук, должность – ассистент. Научные интересы: нефрология, внутренние болезни, трансплантология. Секретарь Ассоциаций нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций нефрологов (США, Европа, Россия).

3 Чингаева Гульнар Нуртасовна, степень – доктор медицинских наук, должность – доцент. Научные интересы: нефрология, гемодиализ, детские болезни. Член Ассоциации нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций детских нефрологов (США, Европа, Россия).

4 Наушабаева Асия Еркиновна, степень – доктор медицинских наук, должность – ассистент. Научные интересы: нефрология, нефроморфология, детские болезни. Член Ассоциации нефрологов Казахстана, член Международных ассоциаций детских нефрологов (США, Европа, Россия).

5 Досым Сауле Мухамеджаровна – степень кандидат медицинских наук, должность – доцент. Научные интересы: детская нефрология, детские болезни.

6 Карибаев Еркебулан Абильбаевич, ассистент. Научные интересы: нефрология, диализ, терапия, реанимация и интенсивная терапия, детские болезни. Член Ассоциации нефрологов Казахстана, Российского диализного общества.

 

1.8 Контактная информация:

Адрес: РДКБ «Аксай», отделение нефрологии, тел. 297-09-34, отделение экстракорпоральной детоксикации, тел. 297-09-37, е-mail: kairatkabulbayev@yahoo.com

 

1.9 Политика дисциплины:

Общие требования к студентам:

  1. Обязательное, регулярное посещение практических занятий
  2. Быть на занятии в 7:55 (5 минут на переодевание)
  3. К началу занятий каждый студент должен при себе иметь: санитарную книжку, медицинский халат, колпак, индивидуальную марлевую маску, сменную обувь.
  4. Студент не должен опаздывать на практические занятия.
  5. Студент должен принимать активное участие в учебном и клиническом процессе; знать теоретический материал, решать ситуационные задачи, тестовые задания, освоить и уметь применить объективные методы обследования больных: пальпацию почки, измерение артериального давления, определение отеков
  6. Обязательное выполнение СРС по 1 теме.
  7. Срок сдачи материалов СРС (ситуационные задачи, алгоритмы диагностики, презентации, рефераты) и защита темы СРС осуществляется в установленное время согласно тематическому плану.
  8. Корректное отношение резидентов к пациентам и сотрудникам клинических баз.
  9. Открытое обсуждение конфликтных ситуаций в группах с участием зав. кафедрой или завуча кафедры.
  10. Выключать мобильный телефон на весь период занятия
  11. При пропуске одного занятия без уважительной причины выставляется «0» баллов, при наличии уважительной причины с подтверждающим документом (справка) – отработка в виде реферата.

2 Программа

Введение

       Нефрология является специальной областью медицины, интенсивно развивающейся благодаря успехам физиологии, молекулярной биологии, морфологии, генетики и других наук. В последние годы специальность «Нефрология» сформировалась как единая наука, занимающаяся диагностикой и лечением болезней почек у детей и взрослых, начиная с ранних стадий вплоть до терминальной хронической почечной недостаточности (ХПН), а также ведением больных после трансплантации почек. В связи с ростом почечной патологии у детей растет частота врожденных и наследственных заболеваний и вторичного поражения почек на фоне множества сосудистых заболеваний, имеющих тенденцию к быстрому росту частоты во всем мире (гипертония, васкулиты), актуальность специального и углубленного изучения детской нефрологии на современном этапе развития медицины не вызывает сомнения.

Сферой профессиональной деятельности специалиста, закончившего обучение по нефрологии, являются лечебно-профилактические учреждения системы здравоохранения – нефрологические отделения, отделения гемодиализа и амбулаторно-поликлиническая служба.

2.2 Цель дисциплины:Формировать базовые знания об основных видах почечной патологии у детей.  

Задачи обучения

1. Ознакомить с клинико-лабораторными и инструментальными критериями диагностики пиелонефрита у детей.

2. Дать современные представления о гломерулонефритах у детей, ознакомить с тактикой современной диагностики и лечения гломерулонефритов у детей.

3. Ознакомить со структурой наследственных и врожденных заболеваний почек у детей. Диагностика наследственного нефрита.

4. Причины, клиника, диагностика и принципы лечения ОПН у детей. Оборудование для лечения ОПН в детских отделениях реанимации.

5. Хроническая почечная недостаточность. Диагностика стадий ХБП. Клиника, современные методы лечения ХПН у детей.

 

2.4 Конечные результаты обучения:

Студент должен знать:

· Патогенез нефритического синдрома и отличия гематурии при гломерулярных болезнях, в том числе при аномалиях гломерулярной базальной мембраны

· Патогенез нефротического синдрома при врожденной и приобретенной гломерулярной патологии

· Патогенез быстропрогрессирующей почечной недостаточности

· Основные тубуло-интерстициальные синдромы у детей при врожденных и наследственных заболеваниях

· Критерии диагностики и принципы лечения острого пиелонефрита.

· Современный подход к синдромной и нозологической диагностике гломерулонефритов. Принципы лечения.

· Особенности клиники и диагностики врожденных и наследственных заболеваний у детей. Принципы лечения наследственного нефрита.

· Причины ОПН у детей. Принципы диагностики, лечения.

· Современные представления о причинах ХПН у детей, методы ранней диагностики ХБП и методы нефропротективной терапии.

Студент должен уметь:

· Логически связывать клинические синдромы с патоморфологическими процессами в почках.

· Диагностировать инфекции мочевыводящих путей.

· Определить ведущий клинический синдром при гломерулонефритах и назначить базовую терапию.

· Составить диагностический план при наследственном нефрите и врожденных заболеваниях и определить базовую терапию.

· Диагностировать почечную недостаточность, определить причину и принять неотложные меры.

· Определить надичие ХПН, диагностировать ХБП по стадиям и тактику ведения.

Студент должен владеть навыками:

· Интерпретации основных клинических синдромов при заболеваниях почек.

· Клинического обследования почечного пациента с выявлением симптомов болезни.

· Составления алгоритма исследований в зависимости от ведущего клинического синдрома.

 

2.5  Пререквизиты: пропедевтика детских болезней, микробиология,

  патологическая физиология, патологическая анатомия.

Постреквизиты: общая врачебная практика, внутренние болезни (ОВП),

 скорая неотложная медицинская помощь, хирургия (детская хирургия).

 

2.6 Краткое содержание дисциплины:дисциплина «Детские болезни» изучает причины, механизмы развития, клинико-лабораторные проявления, принципы диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся в детском возрасте соматических и инфекционных заболеваний с учетом анатомо-физиологических особенностей проявления патологии в различные возрастные периоды.

Тематический план

Практические занятия

Темы

Форма проведения и продолж-ть, часы

Лекции Практ. зан
1 Инфекции мочевыводящих путей. Острый пиелонефрит. Цистит. Клинико-лабораторные методы диагностики. Показания к инструментальным методам обследования. Принципы лечения. 1 1
2 Гломерулонефриты. Нефритический, нефротический синдромы, изолированный мочевой синдром, быстропрогрессирующий нефрит. Патогенез. Принципы классификации, диагностики и лечения. Острый постинфекционный ГН, прогноз. Наследственный нефрит, диагностика, нефропротективная терапия. 1 6
3 Острая почечная недостаточность, классификация, в том числе RIFLE, причины. Клиника, диагностика, принципы лечения. Клиника, диагностика. Принципы лечения. Показания к перитонеальному диализу, гемодиализу. Тубулопатии. - 6
4 Хроническая почечная недостаточность. Диагностика почечной недостаточности в ранние стадии. Понятие о ХБП, классификация. Причины ХПН у детей, клинические синдромы. Медикаментозное лечение (анемия, нарушения фосфорно-кальциевого гомеостаза, гипертензия), диализное лечение, трансплантация почки. Врожденные заболевания у детей, формы. Особенности клиники и диагностики, прогрессирования до ХПН. Лечение. - 6
  Итого 2 19

Задания для самостоятельной работы студентов

Темы СРС Форма Продол-ть, ч
1 Показания к цистографии при инфекции мочевыводящих путей. Презентация 1,6
2 Патогенез отеков и артериальной гипертензии при гломерулонефрите.  Схема 1,6
3 Гломерулярная базальная мембрана в норме и патологии. Ультраструктура и генетика ГБМ. Рисунок Схема 1,6
4 Классификация RIFLE при остром повреждении почек. Схема Реферат 1,6
5 Роль гиперфильтрации в механизме прогрессирования ХБП. Схема презентация 1,6
6 История, автор теории гиперфильтрации Презентация 1,6
  Итого:   10

Литература

  Основная:

1. Канатбаева А.Б. и соавт. Методы исследования при заболеваниях почек. Учебное пособие. Алматы, 2010.

2. Канатбаева А.Б., Нурбекова А.А., Наушабаева А.Е., Кабулбаев К.А. Клиническая морфология и физиология почек. Учебное пособие. Алматы, 2009 г. 27 стр.

3. Канатбаева А.Б. и соавт. Клинические синдромы и синдромы в нефрологии. Учебное пособие. Алматы, 2010.

4. Чингаева Гульнар Нуртасовна. Хроническая болезнь почек. Учебное пособие, 2010.

5. Цыгин А.Н., соавт. Детская нефрология. Практическое руководство. Москва, 2010.

6. Шабалов Н.П. – Учебник. Детские болезни, І, ІІ том Питер, 2008

7. Детские болезни: учебник + CD/ Под ред. А.А.Баранов, 2 изд., М., 2007, 1 т – 880 с., ІІ т – 1008 с

 

Дополнительная:

1. Гистология. Под ред. Ю. Афанасьева, 2002, 203с

2. Физиология человека. Под ред. В.Н. Покровского, 2003, 297

3. Протеинурия и нефротический синдром. В книге: Нефрология. Под ред. И.Е. Тареевой. Москва, 2000. С.145-187

4. Папаян А.В., Савенкова Н.Д. Руководство по нефрологии детского возраста. С-Петербург, 2008.- С. 18-61.

5. Nelson. Pediatrics’ Textbook 17 Intern. Edition, 2005

6. Лекции. 1-й Международный нефрологический семинар «Актуальные вопросы нефрологии», 24-26 апреля 2006, Алматы

7. Игнашин Н.С., Ультрасонография в диагностике и лечении урологических заболеваний, М., 1997.

8. Нурмухамбетов А.Н. Патофизиология в схемах и таблицах. Алматы, 2009, 232с

9. Клинические проявления. В книге: Руководство по нефрологии. Под ред. Дж. А. Витворт, Дж.Р. Лоренса. Перевод с англ., Москва, 2000. С.104-113

10. Клинические синдромы. В книге: Храйчик Д.Е. и др. «Секреты нефрологии», 2001, С. 50-92

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...