Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические идеи в философии средневековой Европы (Аврелий Августин, Фома Аквинский).




История Средних веков охватывает длительный период: с V по XVI в.в. и первую половину XVII в. В исторической науке он определяется как эпоха возникновения, развития и упадка феодальной социально-экономической формации.

В истории Средние века получили крайне противоречивую характеристику. Так, гуманисты видели в Средних веках время темноты и невежества.

В начале связь с античным миром была сильна. Образование строилось на основе изучения античных авторов-философов, а также естественнонаучных данных Гиппократа, Аристотеля, Галена. Затем знание приходит в полный упадок, над умами царит авторитет церкви. Появляются профессора мистики и каббалистики, процветают алхимия, астрология. Этапы развития религиозной мысли (1-апологетики, 2-патристики,3-схоластики)

Важнейшим институтом религии была церковь. Уже в 1022 г. в Орлеане запылали первые костры инквизиции.

· Августин Блаженный (354 ‑ 430 г.) большое внимание уделял проблеме человеческой личности и развития общества. Проблема личности рассматривается им в «Исповеди» ‑ лирико-философской автобиографии, в которой на основе глубокого самоанализа Августин раскрыл внутреннее развитие себя как личности от младенчества до принятия христианства, показал противоречивости этого становления и пришел к выводу, что только Божественная благодать может спасти человека, избавляя его от греха. Проблема развития общества рассматривается в его работе – «О граде Божием». Авторитет Августина в вопросах философии и теологии в эпоху Средневековья был общепризнанным и непререкаемым во всем католическом богословии вплоть до XIII в., до Фомы Аквинского.

· Фома Аквинский (1226 ‑ 1274) – самый видный схоласт, система которого стала ведущим направлением католицизма. Он признавал значимость телесного ‑ «человек есть не только душа, но и некое соединение души и тела». Цель человека он видел в достижении загробного блаженства, а средством его достижения считал добродетельную жизнь. Считал, что все виды власти от Бога, но отдавал предпочтение монархии. Основной принцип философии Фомы Аквинского – гармония веры и разума.

Таким образом, психология Средних веков из-за проникновения религии во все области знания затормозилась в развитии, но учение о личности, изучение соотношения психологического и физиологического дали начало дальнейшему развитию науки психологии.

 

Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVI вв.). Открытия в области анатомии и медицины и их значение для развития психологии.

В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психоло­гией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в пери­од становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность, ко­торая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был по сути временем возвращения (возрож­дения) важнейших принципов античной науки, отхода от догма­тизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследо­вания психических (душевных) состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окон­чательно сформулированный уже в Новое время.

XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. Огромное значение имела и Реформация, изменившая не только церковную жизнь, но и сознание людей. Открытие Америки, расширение гео­графических понятий также не могли не сказаться на общем ми­ровоззрении и привели к активному развитию научных знаний. Значительные открытия были сделаны прежде всего в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно), математике, физике (Л. да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).

В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики, так как вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне (круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских (работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей рабо­теБернардиноТелезио (1509-1588). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество ес­тествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющих­ся источником энергии для разных форм развития. В качестве ос­новных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность щрасширению и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образова­ния, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития.

Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосо­хранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положи­тельных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуа­ции с этой точки зрения. Сопоставив эти взгляды Телезио с поло­жениями последующих психологических концепций, доказываю­щих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно увидеть их родственность, связанную со стремлением объяснить психическое его ролью в поддержании жизнедеятельности организма. Однако если в последующем в таких объяснениях можно найти не только достоинства, но и недостатки, то концепция Теле­зио в то время была прорывом к новым объяснительным принци­пам, делающим психологию объективной наукой.

Значение открытий в анатомии и медицине (16 век).

В основном итальянские ученые. Врачи также рассматривались физиологические функции. Физиология отделилась от анатомии в 19 веке (И.Мюллер).

Сильвия — учитель Андрея Везалия. Ит.врач, анатом. Составил многотомное (7 томов) издание по анатомии человеческого тела «О строении человеческого тела». Точное описание строения костей, скелета, мышц , НС, ГМ, внутренних органов.

Мигель Сервет. (1509-1553). Открытие малого круга кровообращения (движение от сердца через легкие). Включил это открытие в «Восстановление христианства». Был сожжен. Высказал предположения о мелких сосудах, которые не видно глазу. Позже Мальпиги открыл капилляры.

Уильям Гарвей (1578-1657). Придворный врач. Решает проблему кровообращения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 264.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...