Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Исторические трансформация предмета психологии: основные этапы.Стр 1 из 23Следующая ⇒
Особенности истории психологии как науки. Предмет и задачи истории психологии. Как наука, психология занимается изучением фактов, механизмов и их закономерностей в повседневной психической жизни. История психологии позволяет описывать и объяснять, каким образом данные факты и законы стали доступными человеческому уму. Основные задачи: · Необходимость в изучении закономерностей развития знаний о всех моментах психики; · Необходимость раскрытия взаимосвязи науки психологии с прочими науками, влияющими на ее развитие и достижения; · Необходимость получения знаний о зарождении и становлении науки; · Изучение роли личности и индивидуального пути ее развития. Основные этапыразвития : · I этап (до научный этап - VII-VI вв. до н.э.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о душе. В ее основе лежали многочисленные легенды, мифы, сказки и первоначальные верования в религию, которые непременно связывают душу с конкретными живыми существами. В тот момент наличие души в каждом живом существе помогало пояснить все происходящие непонятные явления; · II этап (научный период - VII-VI вв. до н.э) - данный этап характеризуется изучением психологии как науки о сознании. Данная необходимость возникает при развитии естественных наук. Поскольку данный этап рассматривался и изучался на уровне философии, то получил название – философский период. Сознанием на данном этапе назвали способность чувствовать, думать и желать. Главнейшим методом изучения истории развития психологии стало наблюдение за собой и описание полученных человеком фактов; · III этап (экспериментальный этап - XX в.) – данный этап характеризуется изучением психологии как науки о поведении. Главной задачей психологии на данном этапе становится становление экспериментов и наблюдение за всем, что можно непосредственно изучать. Это могли быть поступки или реакции человека, его поведение и т.д. Таким образом, на данном этапе можно рассматривать историю психологии как становление самостоятельной науки, а также становления и развитие экспериментальной психологии; · IV этап – данный этап характеризует становление психологии как науки, которая изучает объективные закономерности психики, их проявления и механизмы. Предмет истории психологии заключается в изучении становления конкретного представления о психике на различных этапах развития научных знаний. История психологии описывает и поясняет факты и законы, которые открывались человеческому уму. Предмет истории психологии – это непосредственная деятельность людей, занимающихся познанием и развитием психического мира. Данная деятельность осуществляется в системе следующих координат: социальной, когнитивной и личностной. Научная деятельность имеет трехаспектную целостную систему: · Рассмотрение и изучение души – в данном случае душа выступает в качестве объяснительного принципа о всем происходящем с живыми существами; · Рассмотрение и изучение сознания – сознание выполняет две функции. Во-первых, является объектом изучения. Во-вторых, выступает в качестве объяснительного принципа; · Рассмотрение и изучение поведения – рассматривается в качестве последнего нового предмета. Его появление повлекло исчезновение объекта изучения, и.е. психики и сознания. Современный этап развития характеризуется тесной взаимосвязью между поведением и сознанием, а также самой деятельностью. Предмет истории психологии имеет задачи: · Анализ возникновения и развития научных знаний о психике с точки зрения научного подхода изучения представлений о психике живых существ на всех этапах эволюции; · Анализ междисциплинарных связей с науками, от которых зависят всевозможные достижения психологии; · Зарождение знаний от культурных, социальных и идеологических влияний; · Изучение, анализ и развитие роли личности при становлении науки.
Основные подходы к анализу исторического развития науки (экстернализм и интернализм, антикваризм и презентизм, теория контекста и теория великих личностей и т. д.). 1. Интернализм – внутренняя логика развития научного знания, а соц. факторы вторичны. Экстернализм – самое главное анализ механизмов воздействия социальных факторов на развитие науки. 2. Антикваризм – (обобщенность в прямое) способ изучения прошлого глазами представителей изучаемой этохи, попытка изучить то в ее инаковости, чуждости. Презентатизм – изучение прошлого с позиции, в категории современности, предполагает мадернизацию истории. 3. Теории контекста – Э.Г. Боринг написал историю экспериментальной психологии «вестники - дух времени». Теории великих личностей – истории конкретных людей. 4. Идеографический метод - способ познания который акцентирует уникальность, неповторимость любого реального процесса, события. Основные средства: -описание объекта (место, время); -реконструкция объекта как целостной системы. Номотетический метод- любые объекты, процессы, события описываются не в их уникальности, а как представители некого процесса, он ориентирован на выявление закономерного, общего, повторяющегося.
Исторические трансформация предмета психологии: основные этапы. В становлении предмета психологии выделяют следующие этапы: 1. Психология как наука о душе зародилась в рамках основных философских течений: идеализма и материализма (до 18 века). С точки зрения идеализма душа представлялась как некий абсолютный дух, идея, разум (Платон). Материалисты считали, что душа состоит из атомов, которые движутся, сталкиваются друг с другом и приводят в движение как тело, так и саму душу. Учение Аристотеля имело материалистические тенденции и выступало как систематизированное представление о душе. Несмотря на противоречивость воззрений на душу идеализма и материализма, их объединяло представление о том, что душа является первопричиной всего, но причина самой души остается неизвестной. Именно поэтому с появлением причинного мировоззрения душа перестает рассматриваться в качестве предмета психологии. 2. Психология как наука о сознании (18 век). Основателем данного направления является Дж. Локк. Предметом психологии становятся "явления сознания" : мысли, представления, чувства, потребности, желания, т. е. все то, что относится к внутреннему миру человека. 3. Психология как наука о поведении. В 19 веке в науке вводится объективный метод исследований — эксперимент (1879 г.), сначала в области психофизиологии, а позднее — психологии. В связи с этим появляется новое психологическое направление, которое также пыталось решить вопрос о предмете психологии — бихевиоризм. Предметом изучения психологии признавалось только поведение (Дж. Уотсон, Э. Торндайк, Б. Скиннер). 4. Психология как наука о бессознательном (конец 19 — начало 20 века). Наряду с бихевиоризмом возникает другое психологическое на-правление — фрейдизм (3. Фрейд). В пред мет психологии включается сфера бессознательного. 3. Фрейд писал о том, что психика человека не ограничивается лишь явлениями сознания; в ней есть огромный, неизведанный пласт — бессознательное. Человеком управляют неосознаваемые побуждения, инстинкты и желания, скрытые в сфере бессознательного. В сферу бессознательного вытесняются недоступные для данного индивида (преимущественно сексуальные) влечения и травмирующие переживания, что является главным источником невротических расстройств. 5. Психология как наука о психике. Современная материалистическая психология рассматривает в качестве своего предмета психику. В настоящее время психология представляет собой разветвленную систему наук, состоящую из различных отраслей: фундаментальных и прикладных, общих и специальных. Расхождение между школами в мировой психологии имеет частный характер и свидетельствует, что предмет психологии следует понимать более широко, включая в него и внутренние субъективные феномены, в которых субъект может дать себе отчет, и поведение человека, имеющее психологическую «составляющую», и феномены неосознаваемой психики, которые также могут проявляться в поведении. Задачи современной психологической науки — это определение общих закономерностей развития психики в онтогенезе, психологических механизмов усвоения человеком общественного опыта, выявление психологических основ формирования личности в процессе обучения и воспитания, разработка и проведение дифференциальной психодиагностики, определение причин отставания ребенка в психическом развитии и другие.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |