Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Познаваемость мира и историко-культурное разнообразие форм познавательной деятельности.




Большинство философов утверждают, что человек располагает достаточными средствами, позволяющими познавать окруж. мир. С разных позиций и по-разному положительно решали этот вопрос Беркли и Гегель, французские материалисты XVIII в. и Фейербах, русские материалисты и философы-марксисты. Такая позиция называется гносеологическим оптимизмом.

Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом. Но понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

Элементы агностицизма содержались в учениях древнегреческих софистов. Приняв тезис Гераклита о текучести, изменчивости всех вещей, Протагор полагал, что и знания о вещах изменчивы и текучи, и поэтому о всякой вещи можно сказать «двояко и противоположным образом». Поэтому нет ничего истинного, как нет и ничего ложного. Мнений об одном и том же столько, сколько людей его воспринимает.

Релятивизм софистов послужил непосредственным источником античного скептицизма (филос. концепция, подвергающая сомнению возможность познания действительности). Представитель скептицизма Пиррон считал, что вещи не могут быть постигнуты ни чувствами, ни разумом, а потому мы не можем предпочесть какое бы то ни знание о них. Обманчивы не только чувства, обманчив и разум. Если логич. познание основывается на доказательстве, значит, предполагается истина, на которую оно опирается как на свое основание, но эта истина сама должна быть обоснована другой истиной и т.д. Поэтому никакое суждение нельзя признать истинным — считали скептики.

Т.о., ни софисты, ни скептики не отрицали познания полностью, они отрицали возможность истинного, достоверного познания. Выделив субъективную сторону познания, относительный характер знаний, обусловленный изменчивостью вещей, они игнорировали их относит.устойчивость, объективное содержание ощущений и восприятий. Вместе с тем в ф-и и науке релятивизм и скептицизм сыграли положит. роль, поставив под сомнение все, что принималось на веру без рацион. обоснования, выдвинули важные филос. проблемы.

Скептицизм — необходимый элемент ф-и. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.

Однако крайний скептицизм как филос. концепции смыкается с агностицизмом.

В наиболее последовательной форме агностицизм проявился и скептицизме Юма. Если древние скептики не сомневались в существовании объект.мира, ставя под вопрос истинность знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувств.восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти. Поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности.В отличие от Юма, Кант признавал существование объект.мира (вещей в себе), но считал их непознаваемыми. Юм и Кант также не отрицали полностью возможность познания, ограничивая его чувств.восприятиями.

Во второй половине XIX и в XX в. позиция агностицизма также характерна для ряда течений ф-и.

Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний.

В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний: 1) Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон); 2) Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм); 3) Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт); 4) Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант); 5) Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень).

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения: соответствие законам логики;соответствие ранее открытым законам науки;соответствие фундаментальным законам;простота, экономичность формулы;парадоксальность идеи;практика.

Классическая философия основывается на корреспондентской концепции истины, родоначальниками которой были Платон и Аристотель. Истина – это знание, соответствующее действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина – это характеристика человеческого знания. Противоположностью истине является заблуждение, которое отличается от осознаваемой лжи неадекватным, искаженным отражением действительности, которая принимается за истину.

Истина обладает двумя характеристиками: объективностью и конкретностью. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конкретность истины выражает то обстоятельство, что знание получено в конкретных условиях с использованием конкретных средств, а также характеризуется конкретными историческими обстоятельствами. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию.

Поскольку реальный мир изменяется, то и меняется наше представление о нем. Кроме того, процесс познания углубляется, поэтому идет и «движение» знания. Для того чтобы объяснить движение истины, в философии были выработаны понятия абсолютной и относительной истины.

Абсол. истина – это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Ее разновидностью является вечная истина, т.е. знание об элементарных сведениях, конкр.историч. фактах, кот.обладает свойством неизменности во времени.Относит.истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте.

Применительно к этому делению, процесс познания может быть представлен следующей моделью:1)       Абсол. истина складывается из бесконечного числа истин относительных;2)                Всякая относит.истина содержит в себе элемент абсол. истины.

Догматизм – филос. направление, кот.считает главным абсол. истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Релятивизм, напротив, считает главной истину относительную и, вследствие этого, теряет различие между истиной и заблуждением.

Неклассическая гносеология, определяющая ныне развитие передовых отраслей человеческого познания, решилась на почти полный отказ от догматизма.Это решение, разумеется, предельно обострило проблему достоверности знания и породило ряд стратегий ее решения.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...