Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.




Философская теория познания человеком мира начала создаваться в Древней Греции как гносеология. Одновременно там возник и другой термин – эпистемология, который обозначал процесс научного познания, отличающийся своей строгостью от обыденного знания, приобретенных мнений и нарабатываемых жизненных навыков. Главной задачей эпистемологии является получение высшего знания, которое может открыться любителю мудрости как универсальное, логически непротиворечивое, теоретическое знание. Оно, в отличие от мнения, постоянно, лишено субъективной окраски и определено ничем иным, как самим космическим порядком – устройством мира самого по себе.

Гносеология решает такие вопросы: - познаваем ли мир; - как человек познает мир; - может ли он познать только то, что дано в опыте, или он может выйти за рамки опыта.

Есть основания для гносеологического пессимизма: 1) довольно часто происходит коренное изменение наших знаний о мире; 2) существуют принципиально не познаваемые объекты (иная Вселенная, черная дыра); 3)чем больше мы познаем мир, тем больше расширяются границы непознанного; 4)есть такие философские вопросы, на которые вряд ли когда-нибудь будет дан однозначный ответ (как соотносится материя и дух, какой смысл человеческого бытия и т.д.). Тем не менее, для повседневной жизни нам важно владеть достоверными знаниями в той мере, в какой они возможны.

Выделяют различные формы освоения человеком мира: обыденно-практическую, рационально-познавательную, художественно-эстетическую, мораль-но-нравственную, религиозно-духовную и др. Каждая из этих форм имеет свою специфику, но все они – компоненты человеческой культуры, созданные для того, чтобы человек мог полно познавать мир, понимать и осваивать его.

Обыденное познание сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Оно формируется, по мнению многих исследователей, с младенческого и даже внутриутробного периода. В отличие от научного познания, которое постигает сущность объектов, обыденное познание отражает мир на уровне явлений. Обыденное познание во многом предопределяется врожденными задатками, которые при благоприятных условиях разворачиваются в способности.

Научная форма освоения мира есть особая сфера культуры, целью которой является процесс освоения мира посредством выработки истинного знания; освоение включает в себя описание, объяснение и прогнозирование различных фрагментов действ-сти. В отличие от обыденного, худож. и других видов деят-сти, научное познание направлено на получение объективно-истинного знания, которое отражает сущность объектов.

Художественное освоение мира впервые было осознано как форма познания в немецкой классической философии. Ф-я учит искусству правильной гармоничной жизни. Между тем, в ф-и существует тенденция ориентировать ф-ю либо на науку (Платон, Гегель – классическая ф-я), либо на искусство (Кьеркегор, Хайдеггер, Ясперс – неклассическая ф-я). Если науку конституирует разум и «понятие», то искусство – чувства и понятия «красота», «гармония».

Религиозное освоение мира основано на вере человека в мир идеальных ценностей. Религия, как и ф-я, избрала своим предметом человека и его судьбу. Вопросы «что есть человек?», «каково его место в мире?» и в ф-и, и в религии совпадают, но ответ на них дается по-разному. Ф-я обращается к разуму – она рационалистична, религия же – к чувствам, вере, она оперирует мифами и символами, которые могут трактоваться неоднозначно, т.е. смысл их индивидуален для каждого человека.

Освоение человеком мира приводит к развитию человека: обучение превращается в самообучение, организация – в самоорганизацию, дисциплина – в самодисциплину; определение – в самоопределение, образование – в самообразование. С другой стороны, освоение мира – это не только деятельность, но и взаимодействие с уже наличным, созданным и/или существовавшим ранее культурным и природным мирами.

Чувственное и рациональное в познании.

Чувств.познание человека основывается на работе органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), прежде всего на зрении и слухе. Рацион.познание основано на выработке человеч. мышлением абстрактных понятий, теорий и является сущностно-логическим. Но любой реальный процесс познания всегда представляет собой единство чувств.и рацион. форм – всякая чувств. форма окрашена рацион. моментом, и наоборот, любое абстрактное теоретич. понятие в итоге имеет основание в практич. деятельности человека и так или иначе связано с данными органов чувств. И чувств., и рацион.познание протекает в определ. формах.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение – это отражение отдельных сторон, свойств объекта. Ощущение является исходным пунктом познавательного процесса и представляет собой непосредственную связь человека с внешним миром.

2. Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.

3. Представление – высшая форма, которая характеризуется возможностью воспроизведения ранее воспринятых объектов. Особенность представления в том, что оно содержит элемент обобщения и тем самым сближается с рациональной формой.

Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая форма познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений. 

Формы рационального познания:

1. Понятие – есть определенная мысль, в которой зафиксированы общие и существенные свойства объекта. Например: различные понятия, категории науки, обыденного сознания («электрический ток» как направленное движение электронов в проводнике, или «дом» как жилище человека).

2. Суждение – это определенная мысль, в которой что-либо отрицается или утверждается. Например, металл электропроводен.

3. Умозаключение – это вывод из двух или более суждений нового суждения. Существует два вида умозаключения: индукция и дедукция. Индукция – умозаключение на основе движения мысли от частных высказываний к общим. Например, железо проводит электрический ток, медь проводит электрический ток. Вывод: металлы электропроводны. Дедукция – умозаключение на основе движения мысли от общего к частному высказыванию. Например, металлы электропроводны, медь – металл, следовательно, медь проводит электрический ток.

В классич. теории познания существовала дилемма эмпиризма и рационализма, которая основывалась на рассмотрении однойиз форм познания как основной, определяющей. Так, эмпиризм (эмпирич. означает опытный) основывался на положении о том, что чувств.познание является главным, определяющим в научном освоении мира. Представитель эмпиризма, англ. философ Локк утверждал, что нет ничего в интеллекте, чего бы раньше не было в чувствах. Интеллект здесь трактуется как чувство, не привносящее ничего качественно нового, а лишь синтезирующее обычные чувств.впечатления.

Другая крайность – рационализм (Декарт, Лейбниц и др.) – основывается на абсолютизации логич. познания. Рационализм считает, что чувства смутны и обманчивы, поэтому только рацион.познание может привести к истине., реальное соотношение чувств.и логич. характеризуется их органической взаимосвязью.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 202.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...