Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 7. Ближневосточная проблема




Вопросы для изучения:

1. Рождение кризиса. Резолюция ООН от 1947 г. Создание Израиля.

 2. Первая арабо-израильская война 1948-1949 гг.

3. Суэцкий кризис 1956 г.

4. Июньская воина 1967 г.

5. Октябрьская война 1973 г. Женевская мирная конференция.

6. Кэмп - Дэвид и его последствия. Израильская агрессия в Ливане в 1982 г.

7. Возможные варианты решения ближневосточной проблемы.

Методические указания к изучению темы:

Первоначально, студент должен получить представление об истоках и причинах ближневосточного кризиса на основе базируясь на источниках по средневековой, новой истории. При этом параллельно необходимо выяснить источники и смысл сионистского движения, а так же его значения для развития ближневосточного вопроса, создания еврейского государства. Необходимо ознакомиться с «Декларацией Бальфура», имевшей важное значение в вышеназванном вопросе. Изучение развития проблемы должно базироваться на таких источниках как резолюции ООН, соглашениях по ближневосточным проблемам (Кемп -Дэвид). Особое внимание студент должен обратить на влияние внешних факторов, иностранных держав на развитие кризиса. В вопросах изучения военных действий необходимо выявить причины каждого военного конфликта, поводы для начала военных действий, последствия. Студент должен знать предлагаемые варианты решения конфликта, а так же практические мероприятия по достижению мира, влияние в этом вопросе иностранных держав и мировых организаций.

Источники и литература.

1. Агурский М.Б. Ближневосточный конфликт и перспективы его урегулирования.//Наш современник. 1990, №6.

2. Ближний Восток на пороге XX в.//Азия и Африка сегодня. 1997, №4.

3. Демченко. Шесть дней и четверть века.//Азия и Африка сегодня. 1992, .№6.

4. Егорин. Игра в пинг-понг.//Азия и Африка сегодня. 1992, .№6.

5. Егорин А. 3. Война за мир на Ближнем Востоке. М., 1995.

6. Колобов О.А., Корнилов А.А., Сергунин А.А. Документальная история арабо-израильского конфликта. - Хрестоматия. Ниж. Новгород, 1991.

7. Кудрявцев А.В. Исламский мир и палестинская проблема. М.,1991.

8. Медведко. Ближний Восток: самый продолжительный «конфликт» века.//Вопросы истории. 1988, №6.

9. Палестинская проблема: документы ООН, международных организаций конференций. М.,1984.

10. Прокофьев Д. Рождение кризиса.//Азия и Африка сегодня. 1988, №1,3.

11. СССР и ближневосточное урегулирование 1967-1988: документы и материалы. М., 1989.

 

Тема 8. Религиозно-политические течения в современном исламе

1. Социально-экономические и политические причины «исламского бума».

2. Основные религиозно-политические течения в современном исламе: исламский фундаментализм, традиционализм, модернизм, секуляризм.

3. Ислам и политика:

– система исламских ценностей;

– концепции государства;

– внешнеполитические концепции;

– современные трактовки джихада.

4. Ислам и экономика. Особенности функционирования экономической системы в мусульманских странах.

5. Исламская модернизация как вариант третьего пути развития.

Темы сообщений

1. Демографическая ситуация в мусульманских странах.

2. Неправительственные        религиозно-политические организации (НРПО) в мусульманских странах.

3. Организация и деятельность исламских группировок «Братья-мусульмане», «Хамас», «Хэзболла».

4. Салман Рушди и его «Сатанинские стихи».

Источники и литература

1. Ахмедов А. Социальная доктрина ислама. М., 1983.

2. Беляев Г. Ислам: религия и политика //Диалог. 1990. № 6.

3. Борисов А. Современные исламские течения: цели, стратегия, тактика // ААС. 1997. № 10.

4. Гушер А. Исламское государство в теории и на практике // ААС. 1999. №2.

5. Давыдов А.А. Режим талибов в Афганистане: жестокая исламизация // Афганистан: война и проблемы мира. М., 1996.

6. Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге века. М., 1991.

7. Игнатенко А.А. Самоопределение исламского мира // Ислам и политика. М., 2001.

8. Игнатенко А.А. Халифы без халифата. М., 1988.

9. Ионова А.И. Исламский взгляд на проблемы человека в условиях рыночной экономики // Вопросы экономики. 1993. №8.

10. Ислам в современной политике стран Востока. М., 1986.

11. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986.

12. Ислам и политика (взаимодействие ислама и политики в странах Ближнего и Среднего Востока на Кавказе и в Центральной Азии / Отв. ред. Белокрениц'кий В.Я. и ЕгоринА.З. М.,2001.

13. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986.

14. Ислам и экономическое развитие: «Круглый стол» // ААС. 1993. №3.

15. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

16. Каддафи М. Зеленая книга. М., 1989.

17. Калинникова Е. Феномен Салмана Рушди // ААС. 1997. №1,2,10.

18. Коргун В. Исламский экстремизм у границ СНГ // ААС. 1999. №1.

19. Коровиков А.И. Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.

20. Ланда Р. Г. Исламский фундаментализм // Вопросы истории. 1993. № 1.

21. Лики Востока. (Серия «Мудрость вождей»). СПБ.; М., 2000.

22. Малашенко А.В. Ислам в политике и политика в исламе // ААС. 1991. №8.

23. Малашенко А.В. Новый политический старт ислама // Восток. 1991. №5.

24. Малышева Д.Б. Религия и общественно-политическое развитие арабских и африканских стран, 1970-1980-е гг. М., 1986.

25. Мамедова Н. Иран - роль государства. Экономическое развитие. М., 1997.

26. Мамедова Н. Исламские фонды и предпринимательская деятельность иранского духовенства // МЭМО. 1997. № 7.

27. МедведкоЯ.Н., Германович А.В. Именем Аллаха. М., 1988.

28. Мусульманские страны: религия и политика, 1970-80-е гг. М., 1991.

29. Организация Исламская Конференция // ААС. 1999. № 9. С. 15.

30. Петров Н.Л. Салман Рушди и его «Сатанинские стихи» // Народы Азии и Африки. 1990. № 5.

31. Плешов О. Пакистан. Исламизация как фактор развития // ААС. 1999. №9.

32. Примаков Е.М. Волна «исламского фундаментализма»: проблемы и уроки // Вопросы философии. 1985. № 6.

33. Рамадан М. Тень Саддама Хусейна. М., 2000.

34. Сагадеев А. Исламский фундаментализм // ААС. 1994. №6.

35. Саддам Хусейн. Арабы, социализм и возрождение. Философские размышления, афоризмы, изречения. М., 1998.

36. Сикоев Р. Афганистан: Шариатское законодательство в действии // ААС. 2000. № 3.

37. Трофимов Д.А. Исламский фундаментализм // Восток. 1992. №1.

38. Фадеева И. Демократия в мусульманском мире: реальность и перспективы // ААС. 2001. № 8.

39. Фатхи Якан. Ислам: идеи, движения, перемены. М., 1992.

40. Феномен «ваххабизма» // ААС. 1999. № 8.

Источники и литература

Данная тема является наиболее сложной и дискуссионной в изучаемом курсе, так как, во-первых, затрагивает различные сферы жизни современного мусульманского общества. Во-вторых, в России и на Западе большое влияние на формирование образа исламской цивилизации оказывают СМИ, публикующие материалы, зачастую не соответствующие реальной действительности, но отвечающие конъюнктурным интересам тех или иных политических сил. В-третьих, для понимания современной истории мусульманского Востока чрезвычайно важно учесть значимость международного фактора, в частности, геостратегические, региональные, национальные, экономические интересы арабских стран и сверхдержав на Ближнем и Среднем Востоке, в районе Персидского залива, в Северной Африке.

Подготовку к семинару следует начать с ознакомления с энциклопедиями и справочниками по исламу, с работами А.А. Игнатенко и Н.В. Жданова, где обозначены общие подходы к изучаемой проблеме. Отвечая на первый вопрос, подумайте, когда, в каких странах и в связи с чем активизировалась деятельность исламских группировок, происходили всплески мусульманских движений. Почему на Востоке социальный протест как правило принимает религиозную окраску?

По второму вопросу необходимо охарактеризовать основные политические течения современного ислама – фундаментализм, традиционализм (ортодоксальный ислам), модернизм, секуляризм. Какова их социальная база? Какую роль в современном обществе отводят исламу сторонники того или иного течения? Какие цели и задачи ставят перед собой? В какой степени эти цели соответствуют национальным интересам отдельных мусульманских стран? Какие страны и каких политических лидеров Востока можно отнести к приверженцам фундаменталистского, ортодоксального или модернистского подходов в решении основных государственных и международных проблем?

Рассмотрение третьего вопроса начните с характеристики традиционных исламских ценностей (материал, хорошо знакомый по предшествующим курсам). Исламские концепции государственного строительства и их реализация на практике наиболее ярко иллюстрирует опыт Ливии (исламская Джамахирия М. Каддафи, 1980-1990-е гг.), Ирана и Афганистана (с приходом к власти соответственно шиитского духовенства и талибов). Необходимо охарактеризовать конституции этих стран полномочия глав государств, законодательных, исполнительных и судебных органов, степень влияния мусульманского духовенства, политических и общественных движений на процесс принятия решений.

В основе внешнеполитических концепций исламских лидеров лежит традиционное деление стран и народов на «земли мира», «земли войны», «земли мирного договора». По какому принципу проводится такая классификация? Какова должна быть политика мусульманского государства в отношении стран каждой категории? К какой «земле» с точки зрения приверженцев фундаментализма, ортодоксального и модернистского ислама следует отнести США, Западную Европу, Россию, южные государства СНГ? Приступая к подготовке вопроса о джихаде необходимо помнить, что это понятие трактуется значительно шире, чем просто «священная война». Какие виды джихада выделяет мусульманская традиция?На каких именно формах джихада акцентируют внимание последователи того или иного политического течения ислама?

В четвертом вопросе следует сравнить теоретические установки ислама по вопросам социально-экономического развития мусульманской общины с их реализацией в современных условиях (на примере Ирана). Имеются ли кардинальные отличия в экономических системах мусульманских и западных стран? Свой ответ обоснуйте.

В последнем вопросе обобщите   свои знания по рассматриваемым проблемам и сделайте вывод: противоречат ли принципы классического и современного политического ислама идеям общественного прогресса и модернизации мусульманских стран.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...