Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Иран под знаком исламской революции




Вопросы для изучения:

1. Причины, этапы, характер иранской революции 1978- 1979 гг.

2. Теократическая диктатура аятоллы Хомейни (1979- 1989 гг.):

а) конституция 1979 года;

б) исламская «культурная» революция;

в) разгром светской оппозиции;

г) тупиковый характер «тоухидной исламской экономики».

3. Внешняя политика Исламской Республики Иран.

а) антиамериканизм;

б) экспорт исламской революции;

в) ирано-иракская война 1980- 1988 гг.

4. Социально- экономические и политические проблемы Ирана в начале XXI века.

 

Методические указания к изучению темы:

Первоначально, студент должен определить причины, повлекшие события в Иране, названные исламской революцией, при этом особенное внимание необходимо уделить белой революции и её последствиям для экономики и социальной сферы государства. Изучение самой иранской революции должно быть подчинено плану: причины, движущие силы, этапы (дается краткая характеристика), последствия. В вопросе характера революции необходимо выделить особенности революционного движения, его религиозную подоплеку. Изучение вопроса теократической диктатуры Хомейни необходимо начать с характеристики сложившейся в ходе революции формы государственного устройства, выделения основных понятий (исламская республика, аятолла и т.д.) студент должен иметь представление о работе Хомейни под названием «Исламское правление», основных её положениях. В вопросах экономического развития, студент должен четко знать особенности тоухидной экономики, его последствия.

 

Источники и литература

1. Агаев С.Л. Иран: рождение республики. М., 1984.

2. Агаев С.Л. К историографии иранской революции.//Народы Азии и Африки. 1988, №2.

3. Алиев. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране.//Народы Азии и Африки. 1979, №3.

4. Алиев. Рухолла Хомейни.//Азия и Африка сегодня. 1988, №10.

5. Арабаджян А. Иранская революция: причины и уроки.//Азия и Африка сегодня. 1986, №3,4.

6. Арабаджян З.А. Иран: власть, реформы, революции XIX- XX вв. М., 1991.

7. Бади. Трудный путь сбалансирования экономики.//Азия и Африка сегодня. 1996, №5.

8. Володарский М., Бааэова Л. Россия, Иран и независимые государства Средней Азии после распада СССР (1990- 1994).//Восток. 1997, №1.

9. Дорошенко Е.А. Иран: о некоторых современных толкованиях проблем Валайше Факих.//Восток. 1996, №4.

10. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985.

11. Иранская революция 1978- 1979 гг. М., 1983.

12. Максименко В.И. Анализ иранской революции в советской востоковедной литературе.//Народы Азии и Африки. 1987, №3.

13. Михеева В. Вся власть заветам?//Азия и Африка сегодня. 1993, №7.

14. Резников А.В. Иран: падение шахского режима. М., 1983.

15. Уолдмен. «Капитализм мулл?»//Азия и Африка сегодня. 1992, №9.

Тема 6. Саурская (апрельская) революция 1978 г. в Афганистане и ее последствия

Вопросы для изучения:

1. Причины и участники государственного переворота в Афганистане 27 апреля 1978 г.

2. Политика Тарами и Амина (группировка Хальк) в 1978-1979 гг.

3. Консолидация внутренней и внешней исламской оппозиции Кабульскому режиму.

4. Причины и обстоятельства ввода советских войск в ДРА. Оценка их десятилетнего пребывания в Афганистане.

5. Политика Б. Кармаля и Наджибуллы.

6. Женевские переговоры между Афганистаном и Пакистаном. Женевские соглашения 1988г.

6. Афганистан после вывода советских войск.

Методические указания к изучению темы:

Изучение темы необходимо начать с характеристики социально-экономического и политического положения в Афганистане накануне государственного переворота. Изучение переворота необходимо осуществлять по схеме: причины, движущие силы, этапы, последствия и итоги. Студент должен получить четкое представление о группировке Хальк, целях её деятельности, задачах и итогах. В ходе изучения, необходимо выделить особенности оппозиционного движения правящему режиму, особенное внимание уделить его религиозному характеру. Студент должен знать причины, ход и последствия ввода советских войск в Афганистан.

Источники и литература.

 

1. Афганистан.//Азия и Африка сегодня. 1995, №10.

2. Афганистан: проблемы войны и мира. М., 1996.

3. Богданов В.А. Как принималось решение.//Военно-исторический журнал. 1991, №7.

4. Булатов Ю.А. К вопросу о возникновении революционно- демократического движения в Афганистане. М., 1996.

5. Булатов Ю.А. Хальк и Парчам в борьбе за политическое лидерство в демократическом движении Афганистана в последние годы существования монархии. М., 1996.

6. Рецензия.//Восток. 1997, №4.

7. Вестад О.А. Накануне ввода советских войск в Афганистан.//Новая и новейшая история. 1994, .№2.

8. Гай Д., Снегирев В. Вторжение.//Знамя. 1991, №3,4.

9. Гай Д., Снегирев В. Вторжение: неизвестные страницы необъявленной войны. М., 1991.

10. Ганковский Ю. В бой вступают талибы.//Азия и Африка сегодня. 1995,.№7.

11. Иващенко А.С. Политика США в отношении Кабульского режима.//Восток. 1994, .№6.

12. Корниенко Г.М. Как принимались решения о вводе советских войск в Афганистан и их выводе.//Новая и новейшая история. 1993, .№3.

13. Корчун В.Г. Ислам и национализм в Афганистане.// Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986.

14. Котов Л. Арена «большой игры».//Азия и Африка сегодня. 1996, №6.

15. Миронов А., Спольников В. Накануне.//Азия и Африка сегодня. 1989, №12.

16. Млечин Л. Об афганской войне.// Новое время. 1990, №47,48,49.

17. Москаленко В. Остановить кровопролитие.//Азия и Африка сегодня. 1997, .№2.

18. Новая геополитическая ситуация в Центральной Азии и ее импликация для России. //Восток. 1993, № 6.

19. Олимов М. Из заметок переводчика.//Восток. 1991, №3.

20. Пластун В. Горький урок.//Азия и Африка сегодня. 1993, .№1,2.

21. Пядышев Б. Наджибулла - президент Афганистана.//Международная жизнь. 1990, .№1.

22. Сафронов В. Как это было.//Военно-исторический журнал. 1990, №5.

23. Сафрончук В. Афганистан при Б. Кармале и Наджибулле.//Азия и Африка сегодня. 1996, .№6,7,8,10.

24. Спольников В. Друзья, соратники, враги.//Азия и Африка сегодня. 1993, .№9,10.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...