Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Иран под знаком исламской революции
Вопросы для изучения: 1. Причины, этапы, характер иранской революции 1978- 1979 гг. 2. Теократическая диктатура аятоллы Хомейни (1979- 1989 гг.): а) конституция 1979 года; б) исламская «культурная» революция; в) разгром светской оппозиции; г) тупиковый характер «тоухидной исламской экономики». 3. Внешняя политика Исламской Республики Иран. а) антиамериканизм; б) экспорт исламской революции; в) ирано-иракская война 1980- 1988 гг. 4. Социально- экономические и политические проблемы Ирана в начале XXI века.
Методические указания к изучению темы: Первоначально, студент должен определить причины, повлекшие события в Иране, названные исламской революцией, при этом особенное внимание необходимо уделить белой революции и её последствиям для экономики и социальной сферы государства. Изучение самой иранской революции должно быть подчинено плану: причины, движущие силы, этапы (дается краткая характеристика), последствия. В вопросе характера революции необходимо выделить особенности революционного движения, его религиозную подоплеку. Изучение вопроса теократической диктатуры Хомейни необходимо начать с характеристики сложившейся в ходе революции формы государственного устройства, выделения основных понятий (исламская республика, аятолла и т.д.) студент должен иметь представление о работе Хомейни под названием «Исламское правление», основных её положениях. В вопросах экономического развития, студент должен четко знать особенности тоухидной экономики, его последствия.
Источники и литература 1. Агаев С.Л. Иран: рождение республики. М., 1984. 2. Агаев С.Л. К историографии иранской революции.//Народы Азии и Африки. 1988, №2. 3. Алиев. Антимонархическая и антиимпериалистическая революция в Иране.//Народы Азии и Африки. 1979, №3. 4. Алиев. Рухолла Хомейни.//Азия и Африка сегодня. 1988, №10. 5. Арабаджян А. Иранская революция: причины и уроки.//Азия и Африка сегодня. 1986, №3,4. 6. Арабаджян З.А. Иран: власть, реформы, революции XIX- XX вв. М., 1991. 7. Бади. Трудный путь сбалансирования экономики.//Азия и Африка сегодня. 1996, №5. 8. Володарский М., Бааэова Л. Россия, Иран и независимые государства Средней Азии после распада СССР (1990- 1994).//Восток. 1997, №1. 9. Дорошенко Е.А. Иран: о некоторых современных толкованиях проблем Валайше Факих.//Восток. 1996, №4. 10. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985. 11. Иранская революция 1978- 1979 гг. М., 1983. 12. Максименко В.И. Анализ иранской революции в советской востоковедной литературе.//Народы Азии и Африки. 1987, №3. 13. Михеева В. Вся власть заветам?//Азия и Африка сегодня. 1993, №7. 14. Резников А.В. Иран: падение шахского режима. М., 1983. 15. Уолдмен. «Капитализм мулл?»//Азия и Африка сегодня. 1992, №9. Тема 6. Саурская (апрельская) революция 1978 г. в Афганистане и ее последствия Вопросы для изучения: 1. Причины и участники государственного переворота в Афганистане 27 апреля 1978 г. 2. Политика Тарами и Амина (группировка Хальк) в 1978-1979 гг. 3. Консолидация внутренней и внешней исламской оппозиции Кабульскому режиму. 4. Причины и обстоятельства ввода советских войск в ДРА. Оценка их десятилетнего пребывания в Афганистане. 5. Политика Б. Кармаля и Наджибуллы. 6. Женевские переговоры между Афганистаном и Пакистаном. Женевские соглашения 1988г. 6. Афганистан после вывода советских войск. Методические указания к изучению темы: Изучение темы необходимо начать с характеристики социально-экономического и политического положения в Афганистане накануне государственного переворота. Изучение переворота необходимо осуществлять по схеме: причины, движущие силы, этапы, последствия и итоги. Студент должен получить четкое представление о группировке Хальк, целях её деятельности, задачах и итогах. В ходе изучения, необходимо выделить особенности оппозиционного движения правящему режиму, особенное внимание уделить его религиозному характеру. Студент должен знать причины, ход и последствия ввода советских войск в Афганистан. Источники и литература.
1. Афганистан.//Азия и Африка сегодня. 1995, №10. 2. Афганистан: проблемы войны и мира. М., 1996. 3. Богданов В.А. Как принималось решение.//Военно-исторический журнал. 1991, №7. 4. Булатов Ю.А. К вопросу о возникновении революционно- демократического движения в Афганистане. М., 1996. 5. Булатов Ю.А. Хальк и Парчам в борьбе за политическое лидерство в демократическом движении Афганистана в последние годы существования монархии. М., 1996. 6. Рецензия.//Восток. 1997, №4. 7. Вестад О.А. Накануне ввода советских войск в Афганистан.//Новая и новейшая история. 1994, .№2. 8. Гай Д., Снегирев В. Вторжение.//Знамя. 1991, №3,4. 9. Гай Д., Снегирев В. Вторжение: неизвестные страницы необъявленной войны. М., 1991. 10. Ганковский Ю. В бой вступают талибы.//Азия и Африка сегодня. 1995,.№7. 11. Иващенко А.С. Политика США в отношении Кабульского режима.//Восток. 1994, .№6. 12. Корниенко Г.М. Как принимались решения о вводе советских войск в Афганистан и их выводе.//Новая и новейшая история. 1993, .№3. 13. Корчун В.Г. Ислам и национализм в Афганистане.// Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1986. 14. Котов Л. Арена «большой игры».//Азия и Африка сегодня. 1996, №6. 15. Миронов А., Спольников В. Накануне.//Азия и Африка сегодня. 1989, №12. 16. Млечин Л. Об афганской войне.// Новое время. 1990, №47,48,49. 17. Москаленко В. Остановить кровопролитие.//Азия и Африка сегодня. 1997, .№2. 18. Новая геополитическая ситуация в Центральной Азии и ее импликация для России. //Восток. 1993, № 6. 19. Олимов М. Из заметок переводчика.//Восток. 1991, №3. 20. Пластун В. Горький урок.//Азия и Африка сегодня. 1993, .№1,2. 21. Пядышев Б. Наджибулла - президент Афганистана.//Международная жизнь. 1990, .№1. 22. Сафронов В. Как это было.//Военно-исторический журнал. 1990, №5. 23. Сафрончук В. Афганистан при Б. Кармале и Наджибулле.//Азия и Африка сегодня. 1996, .№6,7,8,10. 24. Спольников В. Друзья, соратники, враги.//Азия и Африка сегодня. 1993, .№9,10. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |