Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Особенности партийной системыСтр 1 из 4Следующая ⇒
Определения 1. Кто такие шеффены и ассизы? 2. Особенности судебной власти. Виды судебных органов и судебных систем. Мусульманские суды и суды обычного права. 3. Общие и специальные суды. Конституционная юстиция и административная юстиция.
1.Основные модели организации судебной системы в зарубежных странах. 3. Принципы организации и деятельности органов правосудия. 5.Конституционно-правовые принципы организации и функционирования судебных систем.
Контрольные вопросы 1. В чем заключаются особенности судебной власти? 2. Каковы виды судебных органов и судебных систем? 3. Назовите конституционные принципы осуществления судебной власти. 4. Что такое специальные суды и их виды? 3. Порядок формирования судов в зарубежных странах. 4. Конституционные принципы судебного процесса.
Литература: 1. Ашерова Т. В. Конституционное регулирование организации и деятельности судов: зарубежная практика // Журнал российского права. – 1999. – № 6. 2. Брайсон Уильям К. Американская судебная система. – Верховенство права: Сборник переводов. – М., 1988. 3. Власов И. С. Судьи в зарубежных странах. – М., 1991. 4. Джорж Л. Д. Федеральные суды США: организация, структура // Российская юстиция. – 1995. – № 12. 5. Жидков О. А. Верховный Суд США: право и политика / Отв. ред. А. Л. Мишин. – М., 1985. 6. Лузин В. В. Судебный контроль за действиями исполнительной власти в Великобритании // Государственное и местное самоуправление. – М., 1988. – № 1. 7. Саликов М. С. Судебный федерализм США // Известия вузов. Правоведение. – СПб., 1998. – № 1. 8. Судебные системы западных государств. – М., 1991.
Семинар №3 Тема 3. Конституционные модели исполнительной и законодательной власти. Вопросы для обсуждения 1.Понятие, социальные функции и полномочия парламента. 4.Формы работы высшего представительного органа. Формы парламентского контроля.Законодательный процесс: понятие и основные стадии. 5. Парламенты зарубежных государств: функции и полномочия. Основные формы деятельности.Правовой статус парламентария. Иммунитет и индемнитет. 6. Общая характеристика и конституционный статус главы государства. 7. Монарх: правовое положение, механизм замещения, ответственность. 8. Президент: правовое положение, механизм замещения, ответственность. 9. Правительство: понятие, компетенция, место в системе государственных органов, ответственность.
Цель занятия: Изучить порядок формирования представительных органов власти в зарубежных странах. Уяснить особенности правового статуса депутата. Разобраться в формах контроля со стороны парламента за деятельностью правительства. В абсолютном большинства стран право принимать законы принадлежит высшему представительному учреждению, именуемому Парламентом. Во многих странах с англосаксонской системой права (Индия, Великобритания) понятие парламента триединое. Парламент соединяет несколько качеств. Это высший представительный орган, законодательный орган и орган контроля за деятельностью правительства. Кроме того, парламент образует многие другие высшие органы государства. Студентам необходимо уяснить структуру парламента и порядок формирования палат. Следует разобраться в правовом положении членов парламента в различных странах. Изучить вопросы депутатского иммунитета и индемнитета, привилегий. Особо подробному изучению подлежит законодательный процесс. Надо проследить все стадии законодательного процесса. Следует проследить формы парламентского контроля за управлением: вызовы министров, отчеты правительства, парламентские слушания; интерпелляция министрам; контроль омбудсменов.
Темы выступлений 1. Место парламента в системе государственных органов зарубежных государств. 2. Процедура деятельности парламента в современных зарубежных странах. 3.Исполнительная власть: сущность и функции.
Контрольные вопросы: 1. В чем различие научного и обыденного понятия парламента? 2. Назовите иммунитеты и привилегии члена парламента. 3. Каковы внутренние органы палат? 4. Назовите организационно-правовые формы работы парламента. 5. Охарактеризуйте законодательный процесс и особенности принятия закона о бюджете. 6. Каковы формы парламентского контроля за управлением?
Литература: 1. Маклаков В. В. Парламенты стран – членов Европейского союза: Справочник – РАН ИНИОН. – М., 1994. 2. Очерки парламентского права (зарубежный опыт) / Под ред. Б. П. Топоркина. – РАН ИгиП. – М., 1993. 3. Парламенты мира. – М.: Высшая школа Интерпракс, 1991. 4. Пилипенко А. Н. Контроль деятельности исполнительной деятельности за рубежом // Журнал российского права. – М., 1998. – № 10/11. 5. Боботов С. В. Законодательный процесс в Великобритании // Журнал российского права. – М., 1998. – № 4/5. 6. Боботов С. В. Законодательный процесс в США // Журнал российского права. – М., 1997. – № 5. 7. Депутат парламента в зарубежных государствах / Отв. ред. проф. Д. А. Ковачев. – М., 1995.
Семинар №4 Тема 4. Основы конституционного праваСША
Вопросы для обсуждения 1. Конституционное развитие. Конституция США 1787 г. Билль о правах. Другие поправки к конституции. Порядок изменения Конституции. Конституционно-правовой статус человека и гражданина. Особенности правового регулирования деятельности партий и общественных организаций в США. 2. Партийная система и политические партии. Профсоюзы и социально-экономические организации предпринимателей. Средства массовой информации. 3. Избирательная система. Активное и пассивное избирательное право. Порядок выборов Президента, Вице-президента, конгрессменов и сенаторов. Первичные выборы (праймериз). Избирательные округа. Система распределения мандатов. 4. Конгресс США. Полномочия, внутренняя организация, процедура и взаимоотношения палат. Сессия. Законодательный процесс. Импичмент. Президент США. Полномочия, акты, порядок замещения должности в случае досрочной вакансии. Вице-президент. Кабинет. Федеральная публичная администрация. 5. Верховный суд США. Порядок формирования и полномочия. Судебная система США и ее особенности. Особенности конституционного контроля. 6. Американский федерализм. Правовое положение федерального округа и штатов. Взаимоотношения штатов с центром. Зависимые территории. Политико-административное устройство штатов. Органы штатов. Хартии самоуправления городов, формы местного самоуправления.
Определения 1. Конституция США 2. Высшие органы государственной власти. 3. Американский федерализм. 4.Местные органы власти и управления.
1. Конституция США Одной из высокоразвитых зарубежных стран считается США - президентская республика с федеративной формой государственного устройства. Конституция США, принятая 17 сентября 1787 г. является "конституцией первого поколения" и по мнению большинства авторов является первой конституции, хотя данное положение в науке конституционного права не бесспорно. Конституция США - сравнительно краткий документ. Принята Конвентом 17 сентября 1787 года. В ней содержится приблизительно 7 тысяч слов. Она состоит из преамбулы, а также из семи довольно пространных статей, обозначенных римскими цифрами. Большинство статей делится на разделы. Важнейшими конституционными документами являются также Декларация независимости 1776 года и поправки к конституции, которые обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. К настоящему времени принято 27 поправок, последняя из них - в 1992 году. Конституция США - прогрессивный документ, который оказал влияние на конституции многих стран мира. Она закрепила образование суверенного федеративного государства, провозгласила принцип народного суверенитета, определила демократические принципы организации государственности, установила приоритет федерального права над правом штатов. Под влиянием этой конституции в мире стала распространяться доктрина конституционализма. В США существует двухпартийная система. Одной из главных партий является Республиканская партия, основанная в 1854 году. Республиканцы, которые с 1994 года имеют большинство в обеих палатах конгресса, выступают во внутренней политике за сокращение финансовых социальных программ (ассигнования, помощь безработным), а во внешней политике требуют решительно сократить финансовую помощь зарубежным странам. Вторая Демократическая партия возникла в 1828 году. Демократы, которым принадлежит пост президента, занимают противоположные позиции. Они пользуются поддержкой довольно разнообразных слоев населения, но по характеру своей деятельности это тоже партия монополистической буржуазии.
2. Высшие органы государственной власти. Высший законодательный орган государственной власти - Конгресс состоит из двух палат: Палаты представителей Сената. Палата представителей, в состав которой входит 435 членов, избирается путем прямых выборов по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты, представляющие интересы населения всей страны, избираются на два года. Сенат - палата, выражающая интересы штатов, избирается по той же системе на шесть лет с обновлением 1/3состава каждые два года. В ее составе 100 человек - по два от каждого штата, независимо от численности населения штата. В Палате представителей председательствует спикер, избираемый из числа ее депутатов, в Сенате - вице-президент США. Спикер является представителем партии, располагающей большинством мест в парламенте. Компетенции центрального правительства перечислены в разд.8, ст.1 Конституции. Глава исполнительной власти - Президент США избирается сроком на четыре года путем косвенных выборов: избиратели выбирают выборщиков, а они - президента (в отличии, например, от Франции, где выборы президента прямые и всеобщие). Конституция предусматривает, что избранным считается тот кандидат, который получил абсолютное число голосов выборщиков. Палата представителей избирает президента из трех кандидатов, получивших наибольшее число голосов. Никто не может занимать президентский пост более двух раз. Компетенция президента, который сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства, чрезвычайно обширна. В настоящее время наблюдается тенденция к расширению фактического объема его полномочий. В США функционируют параллельно единая система судов, возглавляемая Верховным судом США, и самостоятельные судебные системы каждого из 50 штатов, округа Колумбия и четырех федеральных территорий. В компетенцию федеральных судов входит прежде всего рассмотрение уголовных дел о преступлениях, предусмотренных федеральным законодательством, и гражданских дел по искам к федеральным властям. Подавляющая часть уголовных и гражданских дел рассматривается судами штатов, и лишь относительно небольшая их часть (5-10%) оказывается предметом разбирательства федеральных судов. Верховный суд США - единственное судебное учреждение, упоминаемое в Конституции США, - состоит из девяти судей, одного из которых президент США назначает председателем. Члены Верховного суда, включая председателя, назначаются президентом и утверждаются Сенатом. Кворум, необходимый для принятия решения, составляют шесть членов суда. Верховный суд рассматривает по первой инстанции дела по спорам между двумя или более штатами, по искам, в которых в одной из сторон являются послы иностранных государств, и некоторые другие (на практике такого рода дела немногочисленны).
3. Американский федерализм. Федерация в США не является и не может быть формой национально-государственного устройства, т.к. население США однонациинально по своему составу (индейцы, негры, чиканос - так называют граждан Америки мексиканского происхождения, - это не отдельные нации, а неотъемлемые части единой американской нации), и штаты не отличаются друг от друга по своему национальному составу. Каждый штат имеет свою Конституцию, принятую независимо от федеральных властей. Штаты имеют свое гражданство. Конституции США записано, что "все лица, родившиеся или натурализованные вСоединенных Штатов и того штата, где они проживают". Конституция США разграничивает сферу исключительной компетенции федерации и сферу исключительной компетенции штатов. В процессе развития американской федерации непрерывно шла борьба двух тенденций : одна направлена на расширение компетенции федеральных органов, другая на сохранение и расширение прав штатов. Давайте вспомним, когда мы рассматривали тему "Муниципальные системы зарубежных стран" и говорили об органах местного самоуправления, то отмечали, что правительство любыми путями стремится расширить сферу влияния над местными органами власти. Так и здесь федеральное правительство ежегодно предоставляет органам штатов значительные денежные субсидии на строго определенные цели (так называемые "дотации в помощь") и проверяет расходование этих субсидий. Используя финансовую зависимость штатов от таких субсидий, федеральные власти получают возможность в какой-то степени контролировать деятельность властей штатов. Власти штатов иногда протестуют против расширения компетенций федеральных властей.
4. Местные органы власти и управления. Главою исполнительной власти штата повсюду является губернатор, избираемый непосредственно населением штата на 2 или 4 года. Объем его конституционных полномочий неодинаков в различных штатах, но везде та законодательная программа, которую он обещал реализовать, баллотируясь на выборах, составляет главное направление работы законодательного органа штата. Какие же полномочия предоставлены губернатору : право относительного вето на законопроекты штата; издает распоряжения нормативного характера; назначает и смещает невыборных чиновников штата; помилование лиц, осужденных судами штата; руководит полицией и национальной гвардией штата. Заместителем губернатора во многих штатах является лейтенант-губернатор. Являясь вторым должностным лицом штата, он не имеет ни каких полномочий по управлению штатом. Избирается одновременно с губернатором. Имеются и другие выборные должностные лица: секретарь штата - является хранителем архивов, удостоверяет право собственности на землю, выдает различные лицензии, осуществляет контроль над проведением выборов. Казначей штата - ведает денежными средствами штата. Законодательные органы штата официально называются по-разному (законодательная ассамблея, генеральная ассамблея и т.д.), но их называют просто легислатурами. Почти во всех штатах они двухпалатные. Формируются путем прямых выборов, но нижняя палата избирается на 2 года, а члены верхней - на 4 года.
Решение задач и их обсуждение Задача 1.Демократическая партия США выдвинула на пост Президента США кандидатуру человека, который в возрасте 16 лет вместе с родителями переехал на постоянное место жительства в Австралию. За 2 года до выборов он вернулся в США. Лидеры Республиканской партии заявили, что данный кандидат не может быть зарегистрирован Федеральной избирательной комиссией, поскольку Президентом может быть избран только тот гражданин США, который в течение 14 лет перед выборами проживал в самих США. Кто прав в данной ситуации? Задача 2.Требования, предъявляемые к члену палаты представителей конгресса США (указать необходимые требования с указанием ссылки на Конституцию США): - возраст 21 год; - возраст 25 лет; - гражданство США в течение 5 лет; - гражданство США в течение 7 лет; - проживание на территории штата в течение 5 лет; - проживание на территории штата в течение 10 лет; - житель штата. Задача3.Укажите необходимое количество голосов, необходимых для принятия поправки к Конституции США.Обоснуйте свой ответ: - 2/3 конвента - 3/4 конвента; - 2/3 Законодательного собрания штатов; - 3/4 Законодательного собрания штатов; - 2/3 голосов членов конгресса США; - 3/4 голосов членов конгресса США. Задача 4. Возможно ли рассмотрение судом присяжных США иска, если ценность иска составляет 15 долларов. Обоснуйте свой ответ. Задача 5. В каком случае будет принят закон США: - если за законопроект проголосовало 3/4 палаты американского парламента; - если за него после пересмотра президентом проголосовало 2/3 палаты парламента; - если президент не возвратит закон в течение 10 дней в парламент для доработки; - если за закон проголосовало большинство членов конгресса США. Обоснуйте свой ответ. Задача 6. Депутат Палаты представителей Конгресса США по окончании парламентской сессии направлялся к месту жительства. Находясь в нетрезвом состоянии, депутат разбил витрину магазина, за что был задержан полицейским. Депутат требовал освободить его, однако полицейский утверждал, что иммунитет депутата закончился с момента окончания сессии парламента. Выберите верный ответ: а) доводы депутата правильные, так как иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение всего срока полномочий депутата; б) доводы полицейского правильные, так как иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение срока парламентской сессии; в) доводы депутата правильные, так кА иммунитет депутата Палаты представителей Конгресса США действует в течение более длительного срока по сравнению с парламентской сессией (40 дней до и после парламентской сессии).
Темы выступлений 1. Правовой статус федерального округа, зависимых территорий. 2. Эволюция конституционного регулирования прав и свобод в США. 3. Правоохранительные органы. Полиция США.
Литература 1. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник / Г.Н. Комкова, Е.В. Колесников, О.В. Афанасьева. - М. :Юрайт, 2011. 2. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебное пособие / А. Я. Буяков и др.; под ред. А. А. Зелепукина. Саратов: СЮИ МВД России, 2008. 3. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : курс лекций : учеб.пособие / Н. А. Сыродоев ; Исслед. центр част. права. - М. : Проспект, 2009. 4. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран [Текст] : учебник. - М. : ГроссМедиа, 2008. 5. Аверьянова Н.Н., Бердникова Е.В., Деманова С.В. Практикум по курсу «Конституционное (государственное) право зарубежных стран». Саратов. 2009.
Семинар № 5 Тема 5. Основы конституционного права Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии
Вопросы для обсуждения 1. Общая характеристика ”неписанной” конституции Великобритании: форма, особенности содержания, источники. 2. Конституционно-правовой статус личности: правовой режим граждан и иных лиц. 3. Политическая система Великобритании: общая характеристика, эволюция в XX в. 4. Конституционные основы государственного механизма Великобритании: статус монарха, парламента, правительства. Правительство и Кабинет. 5. Судебная система Великобритании: структура, особенности организации. 6. Органы местной власти: порядок формирования, состав. Методы правительственного контроля за местной властью.
Определения 1.Конституция Великобритании. 2. Правовое регулирование общественных объединений и статуса личности. 3. Высшие органы государственной власти Великобритании. 4. Местное самоуправление и управление. 1. Конституция Великобритании Королевство Великобритания является по форме правления парламентской монархией, а по форме государственного устройства сложным унитарным государством. Население страны - около 60 млн. чел. Особенностью британской конституции является то, что она не является писанной как в США, то есть не существует такого закона или свода законов, которые были бы объявлены основным законом страны. Конституция Великобритании состоит их четырех категорий источников: статутов, конституционных обычаев, судебных прецедентов и доктринальных источников. Статут - акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства - монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были октроированными, т.е. приняты самим монархом. К числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Хартию, Билль о правах 1679 г., акт о престолонаследии 1701 г., об объединении с Шотландией 1706 г., о Парламенте 1911 и 1949 гг., о Палате Общин 1978 г., об автономии Шотландии 1997, о Северной Ирландии 1999 г., о реформе Палаты лордов 1999 г. и др. Судебный прецедент - это решения так называемых судов, которые обязательны при рассмотрении аналогичных дел нижестоящими судами. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах. Конституционные обычаи сложились в практической деятельности высших органов государственной власти (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров). Доктринальные источники - это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются Парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании. 2. Правовое регулирование общественных объединений и статуса личности. Большое значение для деятельности государственного механизма в Великобритании имеет двухпартийная система. В парламентских выборах участвуют обычно десятки традиционных и вновь образованных партий, но большинство голосов получает одна из двух основных политических партий: Лейбористкая и Консервативная. В Великобритании различаются граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, граждане британского Содружества и граждане зависимых территорий. В Великобритании существует свобода вероисповедания, есть церковные объединения католиков, иудеев, мусульман, буддистов, но государственной церковью является английская протестантская церковь. Ее глава - монарх. Решение ее синода приобретают силу после утверждения Парламентом и одобрения монархом. 3. Высшие органы государственной власти Великобритании. Законодательная власть в Великобритании принадлежит Парламенту, который состоит из трех частей: 1) Палаты общин, 2) Палаты Лордов, 3) монарха. Палата общин состоит из 659 членов, выбираемых по мажоритарной системе относительного большинства на 5 лет. Палата очень часто распускается, особенно после Второй мировой войны. Палата лордов после 1999 года составляет примерно 500 членов (до этого около 1200 членов). В состав палаты входят пожизненные пэры, духовные лорды и др. Судебный комитет Палаты лордов - высшая судебная инстанция по гражданским делам. Монарх Великобритании - это символ единства нации, преемственности государства. Он рассматривается как гарантия стабильности в обществе. Монарх - лицо неприкосновенное, политически нейтрален. Юридически британский монарх обладает значительными полномочиями, которые в совокупности называются королевской прерогативой. Фактически этими правами монарх не пользуется. В стране существует три высоких суда: Суд короны, Высокий суд и Апелляционный суд. Средний уровень - суди графств. Низшие суды - магистраты (мировые суды), помощники судей. 4. Местное самоуправление и управление. Великобритания - сложное унитарное государство с политическими (Северная Ирландия и Шотландия) и административной (Уэльс) автономиями). Особое положение занимают также несколько мелких островов вокруг Великобритании (Сарк, Мэн, Нормандские острова и др.). Они считаются ассоциированными членами Королевства Великобритании и Северной Ирландии, имеют свои законодательные органы (по местным вопросам). Кроме того, Великобритания имеет колониальные владения: это остров Святой Елены, другие мелкие острова, Гибралтар. Территории Англии и Уэльса разделены на графства (39 - в Англии, 22 - в Уэльсе), а графства - на округа (их всего 339). Шотландия разделена на 32 единицы. Северная Ирландия делится на 26 графств.
Темы выступлений 1. Роль общественных объединений в политической системе Великобритании. 2. Парламентская ответственность правительства Великобритании. 3. Правоохранительные органы, полиция Великобритании.
Решение задач и их обсуждение 1. За организацию во время избирательной кампании бесплатного обеда для избирателей, мистер Джонс был приговорен магистратским судом к штрафу в размере 15 фунтов стерлингов. Считая это решение незаконным, так как обед был устроен для своих друзей и соседей, м-р Джонс обжаловал решение суда в Суд Короны. В обоснование жалобы он заявил, что дело должно было быть рассмотрено Высоким Судом, а при принятии решения по существу - учитываться практика вынесения решений по похожим делам в других графствах в качестве судебного прецедента. Какое решение следует принять апелляционной инстанции? 2. Парламентская модель омбудсмена. 3. Четыре историко-географические области как части британского унитарного государства. Англия. "Автономия" Шотландии и Уэльса. Правовое положение Северной Ирландии (Сельстера) Самостоятельных административные единицы – о-в Мэн и Нормандских о-ва. 13 зависимых территорий (Виргинские о-ва и др.). Британское Содружество. 4. Реформы политико-административного деления и местного самоуправления 70-х и 80-х гг. Графства, округа, приходы (общины). Местные советы. 5. Соединенное Королевство и Европейская Конвенция о правах человека и основных свободах. Соединенное Королевство и право ЕС.
Литература 1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть. Учебник для вузов. 2-у изд. М.: Норма, 2006. 2. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник, том 1-2, издание 2-е. — М.: Бек, 2009. 3. Конституционное право зарубежных стран. Учебник, издание 2-е. — М.: Норма, 2005. 4. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ.ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. 2-е изд., перераб. М., 2005. 5. Ларин А.Ю. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Курс лекций. Учеб.пособие. М.: Книжный мир, 2008. 6. Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. – М., 1984. 7. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник /отв. ред. проф. А.Я. Сухарев М., 2000. 8. Страны мира. Справочник. М.2003. 9. Остром В. Демократия и самоуправление // Государство и право. — 1994. 10. Парламенты мира (под редакцией Мишина А.А.). — М.: Высшая школа, 1991. 11. Политическая система Великобритании. — М.: Юрид. литература, 1984. 12. Правительство, министерства и ведомства в зарубежных странах. — М.: Юрид. литература, 1994.
Семинар № 6 Тема 6. Основы конституционного права Франции.
Вопросы для обсуждения 1. Конституция и конституционное развитие Франции. Особенности Конституции Франции, ее структура, содержание. Французская модель конституционного контроля. 2. Конституционно-правовой статус личности: система конституционных прав, свобод и обязанностей; гарантии и ограничения, основных прав и свобод; гражданство. 3. Политическая система. Французский вариант многопартийности. Избирательное право и избирательная система. 4. Конституционные основы организации государственной власти. Смешанная форма правления. Президент, правительство, парламент. Основы судебной системы.
Определения 1. Конституция Франции. 2. Правовое регулирование общественных объединений. 3. Высшие органы государственной власти Франции.
1. Конституция Франции Французская республика является высокоразвитым европейским государством. По форме правления Франция полупрезидентская республика, по форме государственного устройства - сложное унитарное государство. Конституция Франции состоит из Основного закона 1958 г., Декларации прав человека 1789 г., преамбулы конституции 1946 г. Конституция Франции не велика по объему. Конституция 1958 г. в отличие, например, от итальянской конституции 1947 г. не содержит положений о социально-экономической структуре общества; в ней почти нет положений о политической системе, нет раздела о правовом статусе личности. Право предлагать поправки к Конституции принадлежат Президенту, который должен делать это по предложению правительства. Конституция 1958 г. "жесткая", ее изменение происходит в две стадии. Сначала проект об изменениях принимается раздельно обоими парламентами. Затем такой закон утверждается на референдуме или конгрессом Парламента (совместным заседанием палат). Конституционный контроль во Франции осуществляет Конституционный совет. Основная часть данного органа назначается тремя высшими должностными лицами: Президентом, председателем Сената, председателем Национального собрания.
2. Правовое регулирование общественных объединений. Наиболее активное влияние на политическую жизнь оказывают политические партии. Во Франции действует несколько десятков политических партий. Они постоянно изменяются: сливаются, разделяются, меняют политическую линию и названия. Наиболее крупными из них являются: Французская социалистическая партия, Французская коммунистическая партия, Объединение в поддержку республики, Республиканская партия, Национальный фронт. Во Франции действуют предпринимательские союзы, которые имеют различные формы: национальные, отраслевые, торгово-промышленные, союзы работодателей и др. Профсоюзы во Франции организованы в основном по производственному принципу. Во Франции действует избирательный кодекс, кодифицировавший различные акты о выборах с 1852 г. Активным избирательным правом пользуются граждане, обладающие политическими и гражданскими правами, достигшие 18 лет.
3. Высшие органы государственной власти Франции. Законодательная власть в стране осуществляется парламентом. Парламент состоит из двух палат: Национального собрания (557 депутатов от метрополий и 22 - от заморских территорий) и Сената (321 чел.). Французский парламент имеет свободный мандат. Каждая палата имеет бюро, постоянные и специальные комиссии. Исполнительная власть Франции бицефальная (двойственная), т.е. состоит из двух элементов: Президента республики и правительства. Президент избирается на 5 лет гражданами страны (с 2000 года). Президент обладает большими полномочиями, которые можно разделить на две группы: осуществляемые им самостоятельно и требующие контрасигнатуры Премьер-министра.Во Франции пять различных ветвей осуществления правосудия: 1. Общественные суды, когда рассмотрение мелких споров осуществляется непрофессиональными судьями - медиаторами. 2. Иерархическая система судов общей юрисдикции, рассматривающих уголовные и гражданские дела, дело рассматривает либо один судья, либо несколько профессиональных судей. 3. Различные специальные суды (для несовершеннолетних, военнослужащих и др.). 4. Иерархическая система административных судов. 5. Особое звено судов присяжных.
4. Местное самоуправление и управление. Франция делится на регионы, департаменты, округа и коммуны. Три звена (кроме округов) считаются территориальными коллективами, т.е. в них имеются выборные органы управления. В регионах, объединяющих 3-8 департаментов (всего26 региона) избирается региональный совет. Исполнительным органом совета является избираемый им председатель. В департаментах (их 96) избирается генеральный совет на шесть лет по мажоритарной системе. Исполнительным органом совета с 1982 г. является не назначаемый префект, а избираемый им председатель совета. Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община). Крупные города тоже имеют статус общин, но с более широкими полномочиями. Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники - представители государства. В регионе это региональный префект. В департаменте - префект департамента. В округе - супрефект.
Темы выступлений 1. Статус политических партий, иные общественные объединения, СМИ: французский вариант. 2. Правоохранительные органы. Полиция Франции. 3. Конституционная юстиция во Франции.
Решение задач и их обсуждение Задача 1. Ссылаясь на Конституцию Франции, укажите правильно: 1) в течение какого срока действует Конституционный Совет Франции: а) 9 лет; б) 10 лет; в) 5 лет, г) 12 лет; 2) кем избирается Председатель Конституционного Совета Франции: а) Конституционным Советом; б) парламентом; в) Президентом республики. Обоснуйте свой ответ. Задача 2.Назвать единицы административно-территориального деления Французской Республики из нижеперечисленных, ссылаясь на положения Конституции Франции: округ, департамент; область; коммуна; приход; заморская территория; уезд, графство. Задача3. В соответствии со ст. 51 Французского избирательного кодекса в период выборов муниципальные органы каждой коммуны выделяют специальные места для размещения избирательных афиш. Приведенная правовая норма обеспечивает осуществление следующих избирательных действий: а) голосование; б) предвыборную агитацию; в) выдвижение кандидатов; г) регистрацию избирателей
Литература 1. Андреева Г.Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. М., 2005. 2. Арбузкин А.М. Конституционное право зарубежных стран: Учебное пособие. М., 2004. 3. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Грамматика свободы: Конституционноен право России и зарубежных стран (англо-саксонская, континентальная и иные правовые системы). Учебные и научно-информационные материалы. М.: Юрист, 2001. 4. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. Краткий курс. СПб: Питер, 2008. 5. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право. Учебное пособие. М.: Юрист, 2005. 6. Енгибарян Р.В. Сравнительное конституционное право: Учебное пособие. М., 2005. 7. Ершов В.А. Конституционное право зарубежных стран. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гросс Медиа, 2009. 8. Крутоголов М.А. Конституционный Совет Франции. М.: Наука, 1993. 9. Крутоголов М.А. Парламент Французской республики. М.: Наука, 1988. 10. Крутоголов М.А. Президент Французской республики. М.: Наука, 1980. 11. Рахманина Т.Н. Принцип разделения властей в государственно-правовой доктрине и конституционном механизме Франции // Вестник Московского Университета. Право. — 1976. 12. Рахманина Т.Н. Теория разделения властей Монтескье и ее отражение в первой Конституции Франции (1791) // Вестник Московского Университета. Право.— 1976.
Семинар№7 Тема7 Основы конституционного права Федеративной республики Германии
Вопросы для обсуждения 1. Основной закон ФРГ 1949 г. Конституционное развитие Германии после Второй мировой войны. Объединение Германии в 1990 г. Дополнения к Основному закону. 2.Конституции земель.Конституционно-правовой статус человека и гражданина и его гарантии. Гражданство. Институализация партий в ФРГ. Закон о партиях. Порядок запрещения объединений, цели и деятельность которых противоречат конституции 3. Избирательное право и избирательная система. Избирательные округа. Система распределения мандатов. Бундестаг и бундесрат. Порядок их формирования, полномочия, внутренняя организация, процедура и взаимоотношения. Законодательный процесс. Контрольные процедуры. Совместный комитет. Уполномоченный Бундестага по обороне. 4. Федеральный Президент: порядок избрания, компетенция, порядок ее осуществления, ответственность, реальная политическая роль.Федеральное Правительство: порядок формирования, компетенция, акты. Правовой статус Федерального канцлера. Федеральный правительственный аппарат. Федеральный конституционный суд.Германский кооперативный федерализм. Высшие органы власти и управления земель. 5. Судебная система. Федеральный конституционный суд как орган конституционного контроля.Политико-административное устройство земель. Местные органы самоуправления и управления.
Определения 1. Конституция Германии. 2. Правовое регулирование институтов демократии. 3. Высшие органы государственной власти Германии. 4. Германский федерализм и местное самоуправлении. 1. Конституция Германии.Конституция Германии 1949 г., четвертая конституция в истории Германии, официально называется Основным Законом и принималась как временная. По форме правления Германия - парламентская республика, по форме государственного устройства федерация. Конституция Германии также как и Франции исходит из принципов общечеловеческих ценностей: демократии, справедливости, равенства, разделения властей, гуманности. Германия определяется конституцией как демократическое, социальное и правовое государство. Основной закон был разработан комиссией немецких правоведов, которые действовали по указаниям премьер- министров западногерманских земель, избранных ландагами (представительными органами земель), но подчинявшихся также губернаторам трех оккупационных зон, находившихся под управлением Великобритании, США и Франции. Изменение и дополнение конституции может быть осуществлено только специальным конституционным законом, который принимается 2/3 голосов в каждой палате парламента. За время действия конституции было принято около четырех десятков законов, изменяющих и дополняющих ее. Конституционный контроль в Германии осуществляет федеральный конституционный суд. 2. Правовое регулирование институтов демократии.В Основном законе ФРГ содержатся основные положения, касающихся трех главных форм непосредственной демократии: выборы, референдум и народная инициатива. Референдум проводится только в некоторых землях и возможен только в связи с изменениями границ и образованием новой земли. Активным избирательным правом пользуются лица, достигшие 18-летнего возраста, если они не лишены избирательных прав. Народный опрос также проводится в Германии и может касаться законопроекта по поводу передачи территории той или иной земле. В Германии действует около 40 политических партий. Однако среди множества партий ведущая роль принадлежит 5-6 партиям. Основными политическими партиями являются: Христианско-демократический союз, Социал-демократическая партия, Свободная демократическая партия, Партия демократического социализма, Партия 90-х (партия зеленых). В Германии существует единый профсоюзный центр - Объединение немецких профсоюзов. Большое внимание в Германии уделяется средствам массовой информации. 3. Высшие органы государственной власти Германии.Законодательная власть осуществляется парламентом страны. Нижняя палата - Бундестаг (Союзный съезд), 669 депутатов избираемых по смешанной системе на 4 года. Бундестаг создается по партийному принципу. Верхняя палата - Бундесрат (Союзный совет). Некоторые специалисты германского права считают, что парламент однопалатный и Союзный совет не является верхней палатой. Палата состоит из 69 членов направляемых правительствами земель в количестве от 3 до 6 человек. В Бундесрате создаются руководящие и вспомогательные органы. Исполнительная власть осуществляется Федеральным правительством, состоящим их Федерального Канцлера, Президента Германии и федеральных министров. Федеральный Канцлер является ведущей политической фигурой в Германии. Президент избирается на пять лет Федеральным собранием. Судебная власть Германии полисистемная. Действует шесть ветвей правосудия: конституционное, трудовое, административное, финансовое, социальное и общее. Каждое направление возглавляется высшим судом. В землях действуют конституционные и верховные суды. Имеют место и специализированные суды. 4. Германский федерализм и местное самоуправлении.ФРГ - это конституционная федерация, учреждаемая на основе Основного закона 1949 года. Систему отношений федерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативный федерализм. После объединения двух германских государств в состав ФРГ входит 16 земель, являющихся субъектами, в том числе три города - Берлин, Гамбург и Бремен. Основной закон закрепляет основные принципы федеративного устройства Германии: конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского, демократического и социально-правового государства. На территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у граждан земель равные права и обязанности. Все земли имеют равный статус, компетенция земель и федерации разделена. Земли делятся на округа (их около 50), округа - на районы и города, имеющие статус районов. В Германии действую принципы местного управления. Во всех административно-территориальных единицах, кроме округов, существуют представительные органы, избираемые населением.
Решение задач и их обсуждение Задача 1.В соответствии с Конституцией ФРГ необходимо определить минимальное число представителей от земель в бундесрате исходя из нижеперечисленных вариантов: 1) одна земля – 1 голос; 2) одна земля – 2 голоса; 3) одна земля – 3 голоса; 4) одна земля – 4 голоса; 5) одна земля – 5 голосов. Задача 2. Определить на основании Конституции ФРГ порядок формирования Совместного комитета парламента ФРГ исходя из представленных ниже вариантов: 1) половина представителей от бундестага и половина от бундесрата; 2) 2/3 от бундесрата и 1/3 от бундестага; 3) 2/3 от бундестага и 1/3 от бундесрата. Задача 3. Определить на основании Конституции ФРГ кем будут исполняться полномочия федерального президента в случае досрочного освобождения его от должности: а) канцлером ФРГ; б) президентом бундесрата; в) президентом бундестага.
Вопросы для самоконтроля: 1. Каков порядок принятия и структура Основного закона Германии? 2. Назовите важнейшие основы конституционного строя Германии. 3. Охарактеризуйте партийную систему Германии. 4. Как осуществляется конституционный контроль в Германии? 5. Почему Германию нередко именуют «канцлерской республикой»? 6. Каковы особенности законодательного процесса в Германии? 7. В каком случае Основной закон Германии предусматривает создание Бундестагом и Бундесратом совместного комитета? Каков его состав и полномочия?
Литература 1. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Гос-во и право. – 1997. – № 3. 3. Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование. – М., 1995. 4. Косонкина А. С., Нефедова Т. И. Президент, конгресс, законодательство (опыт взаимодействия исполнительной и законодательной властей в США) // Гос-во и право. – М., 1998. – № 1. 5. Лузин В. В. Президентская модель разделения властей (на примере США) // Гос-во и право. – М., 1999. – № 3. 6. Сакаров Н. А. Институт президентства в современном мире. – М., 1994. 7. Урьяс Ю. П. Механизм государственной власти ФРГ. – М., 1988. 8. Урьяс Ю. П. Правительственный аппарат ФРГ // Сов.гос-во и право, 1983. – № 2. 9. Рукосуев Е. Ю. Короли, президенты, премьеры: Научно-справочное издание. – Екатеринбург, 1996.
Семинар №8 Тема 8. Основы конституционного права Италии
Вопросы для обсуждения 1. Конституция Италии 1947 г., ее характеристика и развитие.Конституционно-правовой статус человека и гражданина, его гарантии.Партийная система и политические партии. Профсоюзы и социально-экономические организации предпринимателей, средства массовой информации. 2. Избирательное право. Избирательная система. Порядок выборов депутатов и сенаторов. Избирательные округа. Система распределения мандатов. Народная инициатива. Референдумы.Парламент. Полномочия, внутренняя организация, процедура и взаимоотношения палат. Законодательный процесс, контрольные процедуры. Правительство, порядок его формирования, компетенция, акты, ответственность. Правовой статус главы правительства.Государственный совет.Счетный суд. 3. Конституционные основы судебной власти. Конституционный суд. Система конституционного контроля. Верховный совет магистратуры.Областная автономия. Особенности правового статуса пяти областей. Организация власти на областном, провинциальном и коммунальном уровнях.
Определения 1. Конституция Итальянской Республики. 2. Права и свободы человека и гражданина. 3. Парламент. 4. Президент. 5. Правительство. 6. Судебная система. 7. Территориальное устройство. 1. Конституция Итальянской Республики. «Жесткий» способ изменения конституции. Права человека и гражданина: гражданские права; этико-социальные права; экономические права; политические права. Правовое положение парламент Италии. Палаты парламента Италии – палата депутатов и Сенат. Состав палат. Формирование палат по смешенной избирательной системе. Депутатские (сенаторские) комиссии – джунты. Компетенции парламента. Правовой статус президента республики. Избрание. Срок полномочий. Полномочия президента. Конституционно-правовой статус правительства – совета министров. Председатель совета министров. Декреты правительства. Формы контроля парламента над деятельностью правительства. Судебная система. Высший совет магистратуры. Компетенция высшего суда магистратуры. Мировые судьи. Преторы. Аппеляционные суды. Кассационный суд. Специальные суды. Италия стала республикой после проведения референдума 2 июня 1946 года, когда большинством избирателей была отвергнута монархическая форма правления. Одновременно были проведены выборы в Учредительное собрание, которое приняло 22 декабря 1947 года новую конституцию. После промулгирования главой государства конституция вступила в силу 1 января 1948 года. Конституция закрепила, широкий круг прав и свобод человека, провозгласила народный суверенитет, объявила антифашизм в качестве официальной политики государства. В качестве формы правления в Италии была учреждена парламентарная республика, а формой политико-территориального устройства государства был признан унитаризм, построенный на широкой территориальной автономии областей. В конституцию были включенный демократические институты народной инициативы и референдума. По способу изменения конституция Италии относиться к числу жестких, поскольку процедура пересмотра предусматривает две стадии – это принятие закона, изменяющего конституцию, и его ратификацию. Установлены следующие правила изменения конституции: - поправки принимаются дважды в каждой из палат парламента; - между обсуждениями должно пройти не мене трех месяцев; - во втором голосовании они должны быть одобрены абсолютным большинством голосов членов каждой из палат. Второе голосование является ратифицирующим. Если во втором голосовании поправки не получили двух третей голосов в каждой из палат, но получили одобрение абсолютным большинством голосов (более 50 %) от общего числа членов каждой из палат, то по требованию, заявленному в трехмесячный срок: 1/5 членов какой-либо из палат, 500 тыс. избирателей либо 5 областными советами, может быть проведенреферендум об одобрении данных поправок. Если за эти поправки проголосуют более 50 % избирателей, принявших участие в голосовании, то данные поправки считаются принятыми. Однако референдум не проводиться, если при втором голосовании закон об изменении конституции был принят большинством в 2/3 голосов. Следует также учесть, что предметом конституционного пересмотра не может быть республиканская форма правления.
2.Права и свободы человека и гражданина. Первая часть конституции Италии содержит четыре раздела, которые посвящены правам и свободам: гражданские отношения, этико-социальные отношения, экономические отношения и политические отношения. Это 54 статьи из 139 статей указанного документа. Подавляющая часть прав и свобод – это права человека. Конституция уже в первых двух статьях устанавливает положения, относящиеся к статусу человека и гражданина. Так, в статье 1 устанавливается, что «Италия – демократическая республика, основывающаяся на труде», а статья 2 указывает, что эта «Республика признает и гарантирует неотъемлемые права человека – как индивидуального лица, и как члена общественных объединении, в которых проявляется его личность, и которые требуют выполнения непреложных обязанностей, вытекающих из политической, экономической и социальной солидарности». Конституция закрепляет такие личные и гражданские права и свободы как: неприкосновенность личности (статья 15), свобода передвижения и проживания в любой части национальной территории (статья 16), свобода собраний (статья 17), свобода на объединение в организации (статья 18), свобода совести (статья 19), свобода слова и печати (статья 21). К этико-социальным правам относятся: права на семью (статья 29), право на здоровье (статья 32), право на бесплатное лечение для неимущих (статья 32), право на преподавание (статья 33), право на бесплатное начальное образование). Экономические права в включают в себя: право на труд (статья 4, 35, 37), право на вознаграждение (статья 36), право на отдых (статья 36), право на образование профсоюзов (статья 39), право на забастовку (статья 40), право на частную экономическую инициативу (статья 41), право на частную собственность (статья 42), права наследования (статья 43), право трудящихся участвовать в управлении предприятием (статья 46). К политическим правам и свободам относятся: избирательное право (статья 48), право свободно объединяться в партии (статья 49),право на обращение в парламент с петициями (статья 50), право поступления на службу в государственные учреждения и занятия выборных должностей (статья 51). Конституция итальянской Республики на ряду с правам устанавливает, так же и обязанности, каковым относятся обязанность: трудиться (статья 4), получать начальное образование (статья 35), защищать родину(статья 52), платить налоги (статья 53), быть верным республике и соблюдать конституцию и законы (статья 54), участвовать в выборах. Гарантирование прав и свобод. Конституция закрепляет ряд положений, носящих судебно-правовой характер защиты конституционных прав и свобод. К конституционным гарантиям относятся: недопустимость лишения по политическим мотивам правоспособности и дееспособности, гражданства, имени (статья 22); личные повинности и имущественные обложения могут быть установлены только законом (статья 23); все могут в судебном порядке защищать свои права и законные интересы (статья 24); никто ни может быть изъят из подсудности того суда, который предусмотрен законом (статья 25); выдача гражданина возможна только в случаях, точно предусмотренных международными соглашениями (статья 26); презумпция невиновности (статья 27); должностные лица и служащие государства и публичных учреждений несут ответственность за нарушение чьих-либо прав (статья 28).
3.Парламент. Парламенту посвящен раздел I части II Конституции Италии «Устройство Республики». Этот раздел состоит из двух отделов: «Палаты» (статьи 55-69) и «Составление законов» (сватьи 70-82). Парламент Италии – это высший орган законодательной власти, состоящий из двух палат: Палаты депутатов состоящей из 630 депутатов избираемых на 5 лет и Сената состоящего из 315 сенаторов, избираемых на 5 лет. Депутатами могут быть граждане не моложе 25 лет, а сенаторами – не моложе 40 лет. Каждый бывший Президент Республики является сенатором по праву, пожизненно, если он не откажется от того права. Сенат является палатой, представляющей области. С 1993 года Палата депутатов и Сенат избираются по смешанной избирательной системе. Это значит, что 75 % мест в каждой палате распределяется по мажоритарной избирательной системе, а 25 % - по пропорциональной избирательной системе. Палаты обладают практический равным статусом. Конституция не проводит различия между ними. Каждая палата принимает свой Регламент абсолютным большинством голосов своих членов. Руководящие органы палат – бюро. Каждая из этих органов включает председателя палаты, 4 заместителей, 3 квесторов и 8 секретарей. Бюро избирается на 5 лет. В палатах образуются депутатские (сенаторские) комиссии, именуемые джунтами. В Палате депутатов образуются: джунта по вопросам регламента, состоит из 10 депутатов, джунта по вопросам выборов из 30 депутатов и джунта по вопросам парламентской неприкосновенности – из 21 депутата. Все депутаты названных джунт назначаются председателем палаты. В Сенате образуются джунта по вопросам выборов и парламентских иммунитетов в составе 21 человека; библиотечная комиссия сената в составе трех сенаторов, а также джунта по вопросам европейских сообществ (22 сенатора). К компетенции палат парламента относятся: - принятие закона; - принятие решения о состоянии войны; - ежегодное утверждение представляемого правительством бюджета и расходов; - проведение амнистии и помилования; - санкционирование ратификации международных договоров; - назначение третьей части членов конституционного суда, Высшего совета магистратуры; - решение вопроса о придании суду президента республики, председателя совета министров и министров.
4. Президент. Согласно Конституции Итальянской Республики исполнительная власть сосредотачивается в руках президента и правительства. Президент республики является главой государства и представляет национальное единство. Он избирается на 7 лет на совместном заседании палат парламента. Президентом республики может быть избран любой гражданин, достигши 50 лет и пользующийся гражданскими и политическими правами. Со сроком полномочии президента связано другое конституционное требование: палаты парламента не могут быть распущенный в течении шести месяцев, предшествующих сроку истечения мандата главы государства. Полномочия главы государства достаточно широки. Например, президент: - промульгирует законы, издает декреты имеющие силу закона; - обладает правом отлагательного вето; - назначает референдум; - может распустить палаты парламента; - назначает председателя совета министров; - назначает гражданских и военных должностных лиц; -аккредитует дипломатических представителей в иностранных государствах; - ратифицирует международные соглашения; - председательствует в совете министров и в высшем совете магистратуры; - обладает правом помилования; - жалует знаки отличия; - является главнокомандующим вооруженными силами; - по решению парламента объявляет состояние войны; Конституция предусматривает случаи досрочного прекращения полномочии президента: его смерть, отставка или длящееся препятствие к исполнению президентских функций. В этом случае Председатель палаты депутатов назначает выборы нового президента в течении 15 дней.
5. Правительство. В Италии правительство официально именуется советом министров. Оно руководит страной, в соответствии с волей парламентского большинства, а именно: исполняет законы, принимает постановления, декреты. Во главе правительства стоит председатель совета министров, который назначается на должность президентом страны и несет политическую ответственность перед обеими палатами парламента. Он же руководит общей политикой правительства. Правительство утверждается в обеих палатах парламента. Министры назначаются руководящими органами партий, а не предлагаются председателем совета министров. Полномочия, предоставленные конституцией президенту, фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента. Согласно статье 77 Конституции Итальянской Республики правительство вправе издавать распоряжения (декреты), имеющие силу закона в случае особой необходимости. Однако, такие декреты должны быть предоставлены для утверждения в парламент в тот же день. В случае, если парламент распущен, то он специально созывается в течение пяти дней. Декреты теряют силу с момента издания, если они не получили законодательного утверждения в течении 60 дней после их опубликования. Тесная взаимосвязь правительства и парламента в Италии, подтверждается еще и тем, что последний обладает многочисленными формами контроля за деятельностью правительства. К токовым можно отнести: - устные и посменные вопросы; - интерпелляции; - создание расследовательских комиссий; - вотум недоверия; - право палат на заслушивание руководителей государственной администрации. Министры коллегиально ответственны за действия совета министров, индивидуально – за действия своих ведомств. Преступления, совершенные председателем совета министров и министрами, рассматриваются даже после прекращения ими своих полномочий в порядке обычного судопроизводства. При правительстве действуют вспомогательные и контрольные органы: национальный совет экономики и труда; государственный совет, консультативный юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции.
6. Судебная система. В Италии прокуратура объединена с судебной системой. Как следствие этого судьи и прокуроры образуют обособленную от других государственных органов сословие магистратов. Высшим судебным органом является Высший совет магистратуры (статьи 104-108). В состав этого органа входят по должности – президент республики в качестве председателя, председатель и генеральный прокурор кассационного суда. Остальные члены высшего совета магистратуры избираются: 14 – магистратами из числа лиц, принадлежащих к различным категориям магистратуры, 7 – парламентом на совместном заседании палат из числа штатных профессоров права университетов и адвокатов с 15-летним стажем. Из 14 магистратов 6 избираются из числа магистратов кассационного суда, двое из них должны занимать руководящие посты, 4-из числа магистратов апелляционных судов и 4 из числа магистратов трибуналов со стажем работы после повышения в эту должность не менее четырех лет. В компетенцию высшего совета магистратуры входит: - прием в состав магистратуры, переводы, повышения и другие меры, связанные со статусом магистратов; - назначение и отзыв почетных вице-преторов, мировых судей и их заместителей; - наложение дисциплинарных санкции на магистратов; - представление за выдающиеся заслуги профессоров и адвокатов к назначению кассационными магистратами; - предоставление в пределах бюджетных ассигнований компенсации и субсидии магистрам или их семьям и др. Судебная система Италии делится на две ветви – общие суды (гражданские и уголовные) и специальные (административная юстиция). Система судебных округов не совпадает с системой административно-территориального деления. Общие суды. Мировые судьи (консилираторы) – рассматривают малозначительные гражданские дела. Преторы – являются апелляционной инстанцией по отношению к консилираторам. Трибуналы – разрешают апелляционные жалобы на решение и приговоры преторов. 23 Апелляционных суда занимаются рассмотрением гражданских и уголовных дел, поступающих из трибуналов. Кассационный суд высший судебный орган системы общих судов. Кассационный суд имеет 6 палат – три по уголовным и три по гражданским делам. По каждому делу решение принимают жюри из 7 судей, а особо сложные дела рассматриваются в составе 15 судей. Специальные суды (административная юстиция). Административная юстиция имеет две подсистемы – общие административные суды во главе с Государственным советом и специальные –возглавляемые Счетной палатой.
Конституционный суд Италии - это орган конституционного контроля. Конституция не включает его в судебную систему, а провозглашает одной из важнейших конституционных гарантий (разд. VI ч. II). Конституционный суд был учрежден Конституцией 1947 году (впервые в истории Италии), но образован лишь в 1956 году. Суд включает 15 судей, назначаемых на девять лет без права повторного назначения. Они назначаются по 1/3: Президентом Республики, Парламентом на совместном заседании палат и высшей магистратурой - общей и административной. Судьи Конституционного суда назначаются из числа судей высших общих и административных судов, в том числе находящихся в отставке, профессоров права университетов и адвокатов с 20-летним стажем. Суд избирает из числа своих членов Председателя, срок полномочий которого составляет три года. Возможно неоднократное избрание Председателем одного лица. Конституция устанавливает несовместимость должности судьи Конституционного суда с обязанностями члена Парламента или областного совета, с адвокатской и иной деятельностью, указанной в законе (ст. 135). В полномочия Конституционного суда входит рассмотрение споров о конституционности законов и имеющих силу закона актов государства и областей; споров о компетенции между различными органами государства, между государством и областями, между отдельными областями; обвинения, выдвинутого Парламентом против Президента Республики (ст. 134). В последнем случае в заседании Конституционного суда участвуют не только его ординарные судьи, но и 16 членов суда, назначаемых по жребию из списка граждан, обладающих правом избрания в сенаторы. Этот список составляется Парламентом каждые девять лет путем выборов (ст. 135). В случае объявления судом какого-либо акта неконституционным он утрачивает юридическую силу со дня, следующего за днем опубликования решения суда (ст. 136). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 248. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |