Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Современные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.




Лекция № 11.Выборы и избирательные системы

1. Выборы как политический институт. Функции и классификация выборов.

2. Современные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

3. Избирательное право и его принципы. Избирательная процедура и избирательная кампания.

4. Избирательные технологии и их виды.

5. Выборы и избирательная система в Республике Казахстан.

Выборы как политический институт. Функции и классификация выборов.

 

Выборы – важнейший компонент современной политики.Выборы представляют собой способ формирования органов власти на основе выражения политической воли граждан.

В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются как для формирования органов государственной власти, так и в других демократических организациях: партиях, профсоюзах, добровольных ассоциациях, кооперативах, акционерных обществах и т.д.

Выборы – довольно частое в общественной жизни явление, поскольку они распространяются на различные институты и уровни правления: парламент, президент, представительные, а часто и исполнительные органы субъектов федерации, местные органы власти. Этот перечень дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Такое многообразие открывает перед гражданами широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела.

Выборы всегда связаны с голосованием. Однако при всей близости этих понятий между ними есть существенные отличия. Выборы обычно понимаются как закрепленный в конституции и других законах относительно регулярный, периодичный процесс избрания состава органов власти. Голосование же не всегда связано с выборами. Оно используется и в различных формах прямой демократии: в референдумах, опросах, принятии коллективных решений на собраниях и т.п.

Выборы как неотъемлемый элемент демократии несут отпечаток ее различных форм и играют в ее различных моделях неравноценную роль. Сравнительно низка значимость выборов в политических системах, базирующихся на прямых формах демократии, непосредственном участии граждан в подготовке и принятии важнейших государственных решений. В таких случаях властные полномочия избираемых гражданами руководителей государства сильно ограничены, что снижает и политическую значимость самих выборов. Примером такого рода государств являлась древнегреческая Афинская республика в периоды непосредственного правления большинства, решения плебсом на площадях вопросов размера налогов, войны и мира, смены судей и военачальников и проч.

В условиях современных демократий выборы – это стержневой механизм, главная форма проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Они служат также важнейшим каналом представления в органах власти интересов различных общественных групп. Всеобщие выборы предполагают право участия в них каждого гражданина. Для многих людей, а в некоторых странах и для большинства граждан они являются единственной формой их реального участия в политике соответствующих организаций.

Выборы выполняют важные функции в обществе. Выделим основные функции выборов:

- выражение интересов различных групп общества;

- институализация отношений представительства, создание функционирующей представительной системы;

- легитимация и стабилизация политической системы;

- легитимное воспроизводство политической элиты;

- контроль за политическими элитами;

- политическая социализация личности.

Если принять за исходную основание классификации разделение властей, то можно выделить выборы в законодательные, исполнительные и судебные органы.

Выборы в законодательные органы власти: парламенты, собрание представителей - характерны для большинства стран с развитой демократией. Так, в США один раз в четыре года проводятся федеральные, общенациональные президентские выборы; каждые два года - выборы в палату представителей - нижнюю палату конгресса. В эти же сроки - раз в два года, но не на два, а на шесть лет избирается одна треть членов верхней палаты конгресса - сената.

Согласно территориального представительства можно выделить:

- выборы в государственные (федеральные) органы власти (в парламент, президента);

- выборы в региональные органы власти (губернаторов, депутатов земельных, краевых, областных и других территориальных органов власти);

- выборы в местные (муниципальные) органы власти или органы местного самоуправления (бургомистров, мэров, глав администраций, депутатов собрания, дум, советов и т.д.);

- выборы в международные органы, например, в Европарламент. В демократических странах все чаще используется и принцип выборности руководителей исполнительной власти: губернаторов и президента - в США, президента и префектов - во Франции и т.д.

В некоторых странах принцип выборности используется для отбора представителей судебной власти: судей, судебных заседателей, присяжных поверенных. Однако чаще, чтобы обеспечить независимость и политическую неуязвимость судей, создавая тем самым в государстве систему сдержек и противовесов, выбор их заменяют назначению, иногда пожизненным.

Общую картину дополняют выборы в партиях, профсоюзах и многочисленных добровольных ассоциациях. Многообразие электоральных форм открывает перед гражданами достаточно широкие возможности для проявления политической активности и влияния на государственные и общественные дела.

Выборы в органы власти могут быть общими и локальными. Всеобщие выборы проводятся в масштабах всего государства или региона. Локальные выборы проводятся при создании новых административно-территориальных образований, в случае выбытия представителей (из причин недееспособности, вспоминают, смерти, изменения избирательного законодательства и т.п.).

Отметим также, что выборы могут быть очередными и досрочными. Борьба за досрочные выборы может быть очень сильным оружием политиков. В то же время, как показывает опыт демократических стран, легитимность досрочных выборов, если они проводятся в соответствии с конституцией, не вызывает сомнений.

Современные избирательные системы: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.

Как правило, избирательные системы представляют собой разные модификации двух основных типов: мажоритарной и пропорциональной.

В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (победителем на выборах считается кандидат, набравший большинство голосов). Избирательные округа здесь являются одномандатными, т.е. от каждого округа избирается один депутат. Мажоритарная система имеет свои разновидности.

При мажоритарной системе относительного (простого) большинства избранным считается тот кандидат, который получил больше голосов избирателей, чем любой из его соперников. Система проста, т.к. обеспечивает победу одной партии (кандидата) даже при минимальном перевесе. Но может получиться так, что за победившую партию проголосует меньшинство избирателей (остальные голоса заберут другие партии), и правительство, которое сформирует эта партия, не будет пользоваться поддержкой большинства граждан. По аналогии со скачками эту систему иногда называют «победитель получает все». В настоящее время эта система используется в США, Канаде, Великобритании, Новой Зеландии и др.

Пропорциональная система предполагает голосование по спискам партий, что означает выделение многомандатного округа (округом является вся территория страны) либо нескольких округов. Это наиболее распространенная система (страны Латинской Америки, Бельгия, Швеция и др.). Смысл этой системы заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте число мандатов, пропорциональное количеству поданных за нее голосов. При всей демократичности у этой системы есть один недостаток. Она гарантирует представительство даже мелких партий, что при парламентской или смешанной формах правления создает проблемы с формированием правительства. Такое становится возможным, когда ни одна из партий не имеет в парламенте абсолютного большинства или не может его создать, не вступив в коалицию с другими партиями. Во многих странах пытаются сгладить этот недостаток, а также излишнюю фрагментацию партий, вводя «избирательный порог» (барьер) - наименьшее количество голосов, необходимое для избрания одного депутата. Обычно в разных странах это 2-5%.

В настоящее время многие страны применяют смешанные системы, сочетающие элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Так, в ФРГ одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, вторая – по пропорциональной системе.

Смешанная система предполагает комбинирование мажоритарной и пропорциональной систем; например, одна часть парламента избирается по мажоритарной системе, а вторая – по пропорциональной; при этом избиратель получает два бюллетеня и отдает один голос за партийный список, а второй – за конкретного кандидата, избирающегося на мажоритарной основе.

В последние десятилетия некоторые организации (ООН, партии «зеленых» и др.) используют консенсусную систему выборов. Она имеет позитивную направленность, т.е. ориентирована не на критику противника, а на нахождение наиболее приемлемого для всех кандидата или избирательной платформы. Практически это выражается в том, что избиратель голосует не за одного, а за всех (обязательно больше двух) кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений. За первое место дается пять баллов, за второе – четыре, за третье – три, за четвертое – два, за пятое – один балл. После голосования полученные баллы суммируются, по их количеству определяется победитель.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 205.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...