Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 4. Основы правового статуса участников образовательных отношений (2 часа)




Тема 1. Основные понятия курса «Образовательное право» Понятие образовательного права (2 часа)

Основные понятия курса «Образовательного права»: «система права», «норма права», «отрасль права», «образование», «получение образования», «образовательное учреждение», «образовательный договор», «система образования», «образовательная программа», «государственный образовательный стандарт», «форма получения образования», «содержание образования».

План занятия:

1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1.Общая характеристика образовательного права. Явления образовательного права. Образовательное право как отрасль права и как учебная дисциплина.

2.Право на образование. Образовательные отношения и система образовательных отношений. Отношения, включающиеся в сферу образования. Педагогические, трудовые, управленческие, имущественные, социальные отношения.

4. Структура образовательного законодательства. Федеративный характер российского законодательства об образовании. Общая характеристика и классификация образовательного законодательства Российской Федерации.

4.Принципы правового регулирования образовательных отношений. Задачи законодательства РФ в области образования. 

5. Место образовательного права в системе права. Источники образовательного права.

 

2.ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 

1.  Выпишите из Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования профиль «Дошкольное образование» уровень бакалавриата основные структурные элементы этого документа.

Основная литература

1. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2012. – 352с.

2. Конвенция о правах ребенка. – Кнорус, 2011. – 32 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2013. – 144 с.

Дополнительная литература

1. Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования - М.: Омега-Л, 2010. - URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=126055

2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России / Е.Л. Болотова. – М.: Школьная Пресса, 2005.

3. Маскин В.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации / В.В. Маскин. – М., 2004.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. – Омега-Л , 2011. – 78 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

6. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов / М.Ю. Федорова. – М., 2003. – 320 с.

Тема 2. Правовые аспекты государственной политики в области образования (2 часа)

План занятия:

1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

Законодательство, регулирующее отношения в сфере образования Российской Федерации

1.1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» (2013) и отношения в сфере образования как предмет его регулирования.

1.2.Право граждан на получение образования в образовательных организациях разных типов.

1.3.Обязанности государства по отношению к разным категориям детей.

Основные законодательные акты в области образования

2.1.Основные законодательные акты в области образования.

2.2.Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка.

2.3.Смежные законодательные акты, затрагивающие область образования.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Конституционные основы образовательного законодательства.

1. Фраза «каждый имеет право на образование» в ст. 43 Конституции РФ означает, что на территории Российской Федерации право на образование имеют:

а) только граждане РФ

б) только иностранные граждан

в) все физические лица независимо от гражданства

г) все дееспособные физические лица

2. Конституция РФ закрепляет следующие принципы регулирования образовательных отношений:

а) адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся

б) свободы и плюрализма в образовании

в) общедоступности и бесплатности основного общего образования в государственный и муниципальных образовательных учреждениях

г) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей

3. Общие вопросы воспитания и образования по Конституции РФ относятся:

а) к исключительной компетенции РФ

б) к совместной компетенции РФ и субъектов РФ

в) исключительной компетенции субъектов федерации

г) совместной компетенции федерации, субъектов федерации и местных органов управления

4. Обязанность получения основного общего образования Конституцией РФ возлагается на:

а) ребёнка

б) родителей (замещающих их лиц), государство, государственные и муниципальные органы, государственные и муниципальные должностные лица

в) ребёнка и родителей

г) государственные и муниципальные органы, государственные и муниципальные должностные лица

Заполните таблицу  «Гарантии прав граждан РФ на образование»

1. Гарантии прав граждан на образование Содержание, документ, статья

 

Основная литература

1. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2012. – 352с.

2. Конвенция о правах ребенка. – Кнорус, 2011. – 32 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2013. – 144 с.

Дополнительная литература

1. Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования - М.: Омега-Л, 2010. - URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=126055

2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России / Е.Л. Болотова. – М.: Школьная Пресса, 2005.

3. Маскин В.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации / В.В. Маскин. – М., 2004.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. – Омега-Л , 2011. – 78 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

6. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов / М.Ю. Федорова. – М., 2003. – 320 с.

7. Фриш Г.Л. Обязательные нормативно-правовые документы общеобразовательной школы / Г.Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2006.

8. Шкатулла В.И. Образовательное право / В.И. Шкатулла. – Инфа-М., 2001. – 688с.

 

 

Тема 3. Структура системы образования в Российской Федерации

(2 часа)

План занятия:

1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

ФГОСы и федеральные государственные требования, образовательные стандарты

1.1.Понятие Федерального государственного образовательного стандарта

1.2. Понятие Федеральные государственные требования, образовательного стандарта в ФЗ «Об образовании в РФ»

Образовательные программы

2.1.Понятие образовательной программы.

2.2. Основные общеобразовательные программы,

2.3.Основные профессиональные образовательные программы,

2.4.Дополнительные образовательные программы.

2.5. Формы получения образования

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

3.1.Понятие образовательной организации.

3.2.Типы образовательных организаций в РФ.

3.3.Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации

Органы управления образованием

4.1.Полномочия федеральных органов исполнительной власти 

4.2.Полномочия организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования.

4.3.Полномочия объединений юридических лиц, работодателей и их объединений, общественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Составьте логико-структурную схему «Система образования Российской Федерации»

Основная литература

1. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2012. – 352с.

2. Конвенция о правах ребенка. – Кнорус, 2011. – 32 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2013. – 144 с.

Дополнительная литература

1. Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования - М.: Омега-Л, 2010. - URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=126055

2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России / Е.Л. Болотова. – М.: Школьная Пресса, 2005.

3. Маскин В.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации / В.В. Маскин. – М., 2004.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. – Омега-Л , 2011. – 78 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

6. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов / М.Ю. Федорова. – М., 2003. – 320 с.

7. Фриш Г.Л. Обязательные нормативно-правовые документы общеобразовательной школы / Г.Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2006.

8. Шкатулла В.И. Образовательное право / В.И. Шкатулла. – Инфа-М., 2001. –688с.

Тема 4. Основы правового статуса участников образовательных отношений (2 часа)

План занятия:

1. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:

1. Правовой статус обучающихся и их родителей

2. Категории обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы и формы обучения. Образовательная правосубъектность ребенка Особенности получения образования разными категориями детей.

3.Правовой статус педагогического работника. Его академические права и свободы, трудовые права и социальные гарантии, компенсации, обязанности и ответственность педагогических работников.

4.Трудовые отношения работника и образовательной организации. Статьи закона РФ «Об образования» и нормы трудового права.

5.Право на занятие педагогической деятельностью. Образовательный ценз. Квалификационные характеристики по должности «воспитатель».

6.Трудовой договор с педагогами в сфере образования. Неопределенный и пятилетний срок трудового договора. Прекращение (расторжение) трудового договора. Увольнение педагогических работников до окончания учебного года, по инициативе администрации или по инициативе  работника.

7.Особенности оплаты труда педагогических работников. Права преподавателей. Дисциплина труда в образовательном учреждении. Рабочее время и время отдыха. 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Разработайте план-проспект мероприятия по ознакомлению детей дошкольного возраста и/или их родителей с правами ребенка дошкольника.

Основная литература

1. Загвязинский В.И. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – 2-е изд. – М.: Академия, 2012. – 352с.

2. Конвенция о правах ребенка. – Кнорус, 2011. – 32 с.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Эксмо, 2013. – 144 с.

Дополнительная литература

1. Агешкина Н.А. Защита интересов школьников и студентов при получении образования - М.: Омега-Л, 2010. - URL: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=126055

2. Болотова Е.Л. Права ребенка в современной России / Е.Л. Болотова. – М.: Школьная Пресса, 2005.

3. Маскин В.В. Нормативно-правовое обеспечение образовательных учреждений в условиях модернизации / В.В. Маскин. – М., 2004.

4. Семейный кодекс Российской Федерации. – Омега-Л , 2011. – 78 с.

5. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2008. – 576 с.

6. Федорова М.Ю. Образовательное право: Учеб. пособие для вузов / М.Ю. Федорова. – М., 2003. – 320 с.

7. Фриш Г.Л. Обязательные нормативно-правовые документы общеобразовательной школы / Г.Л. Фриш. – М.: УЦ «Перспектива», 2006.

9. Шкатулла В.И. Образовательное право / В.И. Шкатулла. – Инфа-М., 2001. –688с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...