Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Устно выполнить следующие задания




1. Абдулла изнасиловал и убил сестру своего давнего врага Йусуфа Фатиму. Его заметили проходившие мимо мужчины и начали преследовать. Убегая, Абдулла отсек ножом кисть одному из догонявших его мужчин. Затем он ворвался в первый попавшийся дом, вытолкал хозяев за дверь и «забаррикадировался». Мужчины начали вышибать дверь. Тогда Абдулла стал бросать из окна предметы домашнего обихода, стараясь попасть ими в преследователей. Тяжелым медным чаном он попал в голову одному из мужчин, и на голове пострадавшего образовалась зияющая рана. Другому Абдулла попал серебряной статуэткой в глаз, а третьему он переломил позвоночник кувшином (кумганом). У третьего пострадавшего отнялась нижняя часть тела. Воспользовавшись замешательством и «отступлением» преследователей, Абдулла проломил стену дома с другой стороны и скрылся. Через несколько дней, раскаявшись, Абдулла пришел к имаму и все рассказал. Имам ему не поверил, поскольку Абдулла пользовался хорошей репутацией. Однако после разговора со свидетелями и потерпевшими, имам убедился, что Абдулла не врет. Абдулла все вновь рассказал в присутствии свидетелей. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIIIв.)? Какие нормы «Корана» и «Сунны» были нарушены Абдуллой? Как будет проходить разбирательство дела? Какое наказание ждет Абдуллу?

2. Маджа с группой грабителей напал на торговый караван. Были похищены дорогие украшения (золотые, серебряные), драгоценные камни, кусочки ладана и т.д. стоимостью в 1000 дирхем. Убегая, грабители убили проводника каравана. Когда все стало известно, старший сын проводника Абу, выяснив, где дом Маджи, подкараулил его и убил, в отместку за гибель отца. Абу схватили. В мечеть пришла жена проводника и ее второй (малолетний) сын, чтобы объяснить имаму, что Абу отомстил за гибель отца. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIIIв.)? Имел ли право Абу убивать Маджу, если исходить из норм «Корана» и «Сунны»? Какое наказание ждало грабителей за ограбление каравана?

3. Торговец Муслим, изнывая от жары и пыли, приказал своему слуге полить водой дорогу перед домом. Проходивший мимо Аска поскользнулся и упал, ударившись виском о камень. Слуга Муслима подбежал к Аске, чтобы помочь подняться, но увидел, что тот уже не дышит. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIIIв.)? Какие положения «Корана» и «Сунны» были нарушены?

4. Хурайра вырыл перед домом колодец. Аббас, по привычке проходивший по дороге и не знавший о колодце, провалился в него и разбился. Хурайра вечером обнаружил в колодце тело Аббаса. Боясь ответственности, он приказал слуге достать Аббаса и положить его в другом конце селения. Ночью слуга так и сделал. Утром Уасля нашел возле своего дома окоченевшее тело Аббаса и поднял крик. Родственники Аббаса обвинили Уаслю в убийстве. Уасля привел домочадцев в качестве свидетелей, что всю ночь он был дома. Выяснилось, что кто-то видел слугу Хурайры, который нес большой мешок. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIIIв.)? как будет вестись расследование? Какие виды доказательств будет использовать имам?

5. Сахих решил жениться на дочери богатого торговца шелками Умара прекрасной Зейнаб. Однако у него уже была жена Лейла, родившая ему двоих детей (сына и дочь). Чтобы извести свою жену, он приказал ей ухаживать за своим престарелым и больным другом Имраном. Лейла каждый день носила Имрану еду, убиралась у него, стирала и давала лекарства. Через время Сахих обвинил Лейлу в прелюбодеянии. Лейла все категорически отрицала. Сахих договорился с Имраном и двумя свидетелями – мужчинами (подкупив их), дать показания имаму, что якобы Лейла ему изменила. Имам приговорил Лейлу к побиванию камнями. Законно ли решение имама, если исходить из «Книги о Харадже» (VIIIв.)? Какие положения «Корана» и «Сунны» были нарушены и кем? Оцените поведение каждого участника дела. Изменится ли исход дела, если бы стало известно, что Лейла ждет ребенка?

6. Хасан дружил с семьей христиан и регулярно заходил к ним в гости. Друзья ему предлагали хлеб и вино, но от вина Хасан всегда отказывался. Однако на дне рождения своего друга Милана – отца христианского семейства, его уговорили выпить вина, убеждая, что от одного глотка с ним ничего не случится, что так принято, что хозяин дома обидится. Хасану хватило этого глотка, чтобы, возвращаясь домой по жаре, упасть и уснуть прямо у порога своего дама. Прохожие его заметили, решили, что он либо заболел, либо получил солнечный удар, и занесли его в дом. Хасан начал петь, кричать, махать руками, и свидетели поняли, что он пьян. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIIIв.)? Какие положения «Корана» и «Сунны» были нарушены? Виды преступлений и наказаний по мусульманскому праву? К какому виду относится поступок Хасана? Имеет ли значение для имама собственное признание Хасаном вины? Где будет приводиться в действие приговор?

7. Молодой раб Ибрагима Хайда, которому первый раз было поручено продать на рынке партию маслин, растратил вырученные деньги, играя на рынке в карты. Проиграв хозяйские деньги, он набрал долгов у торговцев - друзей Ибрагима, а, поняв, что не может отыграться, сбежал в дом хозяина. Вечером Ибрагим спросил у раба, продал ли тот товар, на что Хайда ответил, что торговля шла плохо, и он ничего не продал. На следующий день в дом Ибрагима пришли торговцы с требованием вернуть деньги, взятые у них в долг Хайдой, якобы для Ибрагима. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIIIв.)? Будет ли наказан раб за кражу денег у своего хозяина Ибрагима?

8. Хузай являлся вором-карманником, ловко разрезавшим рукава и вытаскивающим деньги у богатых покупателей на рынке. Однажды он был пойман местным имамом с поличным, но все отрицал. Как решится дело по «Книге о Харадже» (VIIIв.)? Нужны ли в данном случае свидетели вины Хузая? За чей счет обычно содержали преступников в тюрьме?

Контрольные вопросы:

1.Какой принцип положен в основу периодизации истории Арабского халифата? Какие периоды в своем развитии прошло Арабское государство в эпоху средневековья?

2.Чем было вызвано появление теократической формы правления в Арабском халифате?

3.Назовите особенности общественного строя мусульманской империи?

4.Как регулировались поземельные отношения, и какие виды земельной собственности были в Халифате?

5.Каким образом была организована система центрального, местного управления и судоустройства?

6.Назовите источники мусульманского права и охарактеризуйте их.

7.Какие две категории вещей не могли в соответствии с шариатом входить в собственность мусульманина?

8.Как классифицируется преступление в уголовном праве мусульман? Какие наказания предусматривал шариат?

9.Какой характер имел судебный процесс в Арабском халифате? Как он проходил?

 

Литература:

Основная:

1. Вениосов, А.В. История государства и права зарубежных стран / А. В. Вениосов, В. В. Сажина, М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2013. – 639 с.

2.Вениосов, А.В. История государства и права зарубежных стран: В 2 ч. Ч.1. История государства и права древних и средних веков: Учеб.пособие / А.В. Вениосов, В.А. Шелкопляс; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, Акад. МВД. – Минск: Академия МВД Респ. Беларусь, 2004. – 489 с.

3.Вениосов, А.В. История государства и права зарубежных стран: учебник – 2-е изд./ А.В. Вениосов. – Минск: Тетра Системс, 2012. -544 с.

4.Графский, В.Г. Всеобщая история права и государства. / В.Г. Графский. –М: Юристъ, 2002. – 593 с.

5.Ильинский, Н.И. История государства и права зарубежных стран. Курс лекций / Н.И. Ильинский. М: Проспект, 2006. – 641 с.

6.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: в 2 т. / Под ред. К.И. Батыра и Е. Поликарповой. М: Юристъ, 2002. Т.1: 2002. – 390 с; Т.2.2002. –519

7.Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: учеб. Пособие / Сост. В.Н. Садиков. –2-е изд. перераб. и доп. – М: Харвест, 2006- 633 с.

8.Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века). Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М., Норма, 2003. – 807 с.

 

Дополнительная:

1. Абу Амина Биляль Филипс. Законы жизни мусульман. Эволюция фикха. М., 2002.

2. Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права // Журнал российского права. 2007. № 3.

3. Ахмедов А.Ш. Ханафитская школа мусульманского права: противоречия и разногласия в ранней мусульманской юриспруденции // История государства и права. 2010. № 24.

4. Барковская Е.Ю. Мусульманское право и правовая культура. М., 2001.

5. Бартольц В.В. Ислам: Сб. ст. М., 1992.

6. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1998. Ч. 4. Раздел 1. Мусульманское право.

7. Доктор Рахман. Краткая история ислама. Хронология событий 570-1000 гг. до Рождества Христова. М., 2003.

8. Елаян Г.Ф. Основы мусульманского уголовного права. Махачкала, 2002.

9. Искандарова А.Р. К проблеме правового положения женщины в мусульманском государстве // История государства и права. 2010. № 3.

10. Керимов Г.М. Шариат. Закон жизни мусульманина. М., 1999.

11. Козлихин И.Ю. Мусульманское право // Правоведение 2011. № 3.

12. Максуд. Ислам. М., 2000.

13. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002.

14. Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. М., 2008. Гл. Мусульманское право.

15. Мусульманское право (структура и основные институты). М., 1984.

16. Примак Т.К., Старостина С.А. Договор в мусульманской политико-правовой доктрине // Государство и право. 2008. № 9. С. 73-76.

17. Рассказов Л.П., Кангезов М.Р. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2000. № 1.

18. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

19. Сюкияйнен Л.Р. Шариат и мусульманская правовая культура. М., 1997.

20. Цмай В.В. Вакх как институт мусульманского гражданского права: история и современность // История государства и права. 2009. № 2.


 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 691.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...