Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методическое описание педагогического опыта




Особенности экспертизы методических продуктов

Типы и виды методической продукции

Информационные

Информационно- ознакомительные Информационно-нормативные (организационно-нормативная)
· Картотека · Каталог · Справочник · Тематическая папка, подборка · Проспект, буклет, листовка · Портфолио Должностная инструкция · Положение · Информационно-методическое письмо · План работы

Прикладные

        Знаково-графические Технические
· Плакаты · Схемы, графики · Макет · Раздаточный дидактический материал · Аудиозапись · Видеозапись · Техническая модель · Сайт · Слайдовая презентация · Видеофильм

Исследовательско-продуктивные

Проектные Технологические
· Проект · Концепция · Программа · Модель · Методическое пособие · Дидактические материалы · Учебно-методический комплекс · Методические рекомендации · Методическое описание (обобщение) опыта · Сценарий · Методическая разработка

Виды учебно-методических продуктов по ГОСТ 7.60-2003 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу

Сценарий –самый распространенный вид прикладной методической продукции. Сценарий– это конспективное, подробное описание праздника, любого коллективного творческого дела.

 

УМК - это совокупность различных дидактических средств обучения, в том числе, печатных пособий, технических средств обучения (ТСО), обучающих программ обеспечивающих освоение детьми образовательной программы (учебного курса).

Методическое пособие - учебно-методическое издание, содержащее материалы по методике самостоятельного изучения либо практического освоения обучающимися учебной дисциплины.

Дидактические материалы – это наглядные развивающие учебные пособия, которые применяют для освоения и закрепления изучаемого материала.

Методическая разработка - это вид методической продукции, раскрывающее конкретные формы, средства, методы организации образовательного процесса, элементы современных образовательных технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме (разделу) программы.

Методическая разработка может представлять собой:
• Разработку конкретного занятия (образовательной ситуации);

• Разработку серии занятий (образовательных ситуаций);

• Разработку (сценарий) мероприятия (события);

• Разработку частной (авторской) методики.

 Примерная структура методической разработки

• Аннотация (кратко, 3-4 предложения)

- Указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна

• Содержание

• Введение (раскрывается актуальность данной работы (1-2 стр.), т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования)

• Основная часть

• Заключение

• Список использованных источников

• Приложения

 

Методические рекомендации –один из видов методической продукции, содержащий комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогических работников или проведенного исследования. Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта с учетом конкретных условий и особенностей деятельности данного педагогического коллектива, педагога.

Методические рекомендации раскрывают логику, акценты какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия. При этом акцент делается не столько на последовательность осуществляемых действий (как в методической разработке). Их задача– рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий. Методические рекомендации раскрывают одну или несколько частных методик, выработанных на основе результативного педагогического опыта.

Примерная структура методических рекомендаций

1.Вступительная часть– пояснительная записка, где выделяется тема или проблемный вопрос, требующий решения, обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, указывается адрес опыта.

2. Содержание методических рекомендаций включает:

изложение главного тезиса (тезисов), содержащих конкретные предложения, рекомендации по данной теме или решению обозначенной проблемы.

3. Конкретные методические указания:

- по использованию одной или нескольких частных методик, подходов, приемов, форм деятельности, выработанных на основе положительного педагогического опыта;

- примерные варианты проведения ;

- использование технических и других средств;

- описание результатов деятельности.

4. Список литературы по теме.


Методическое описание педагогического опыта

Обобщение опыта неотъемлемая часть методической работы. Оно предполагает описание содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приемов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные

методы и приемы являются оптимальными.

Методика обобщенияпередового педагогического опыта включает 4 стадии деятельности:

- выбор проблемы, темы, обоснование актуальности;

- изучение в целом имеющегося опыта работы по данной теме;

- всестороннее изучение всей системы работы педагога;

- методическое описание опыта.

Методическое описание опытаявляется итоговой стадией обобщения опыта, его материальным (документальным) выражением.

Схема описания передового педагогического опыта по модульной технологии

Титульный лист с указаниемследующих данных: полное название учреждения согласно уставу, наименование опыта, Ф.И.О., должность педагогического работника, место и год создания методического материала.

Модуль 1. Сведения об авторе:

-  личные данные: Ф.И.О., образование, название (полное) учебного заведения, год его окончания, специальность по диплому, место работы, должность, педагогический стаж, квалификация, награды;

Модуль 2. Условия формирование опыта:

Указать направление деятельности, условия работы, в т.ч. материальные и социальные, основную категорию детей, с которой работает педагог, звания, награды и другие достижения.

Что натолкнуло педагога на идею формирования опыта?

Например, на формирование опыта работы оказали влияние следующие факторы:

- изучение методической литературы;

- изучение опыта коллег;

- курсовая переподготовка: курсы повышения квалификации;

- активное участие в работе городских методических объединений Модуль 3. Теоретическая база опыта:

Указать, какие теории, положения, законы, закономерности творчески реализуются педагогом. В этот раздел возможно включение ведущих педагогических принципов, идей и теорий, отражающих как приоритетные функции общего и дополнительного образования, так м собственные позиции

педагога, его представления о целях и результатах деятельности.

Модуль 4. Актуальность и перспективность опыта:

Актуальность опыта раскрывается через обоснование причин, противоречий и вытекающих из них проблем, свидетельствующих о необходимости изучения именно этого опыта, и постановку конкретной цели обобщения опыта работы. Необходимо спрогнозировать и аргументировать те перспективные цели и ценности, ради которых организуется предстоящее обобщение.

Исходя из противоречия формируются проблема и задача.

Модуль 5. Новизна опыта:

Необходимо указать, в чем конкретно проявляется новизна:

- в педагогической концепции автора опыта;

- в содержании и организации учебно-воспитательного процесса;

- в изменение условий педагогической деятельности.

Новизна может проявляться и в том, что педагог:

- видит новые функции известных ранее педагогических средств;

- комбинирует ранее известные способы педагогической деятельности в новый способ.

Модуль 6. Адресность опыта:

Указать адресную направленность: кому рекомендовано использовать этот опыт (категории педагогических работников, уровень мастерства и т.д.), определить область применения опыта (в группах раннего возраста; в группах коррекции, на отдельных занятиях и т.д.).

Модель 7. Трудоемкость опыта:

Проанализировать трудоемкость опыта. Педагог должен указать, в чем состоят трудности, возможные риски при использовании данного опыта.

Модуль 8. Технология опыта:

Технология опыта раскрывается в системе конкретных педагогических действий, в организации содержания образовательного процесса, в приемах и методах воспитания и обучения детей. Описывается и анализируется то, что педагогу удалось и дало положительный результат.

Модель 9. Результативность опыта (вытекает из целеполагания и прогнозируемых результатов).

 

Критерии экспертной оценки педагогического опыта:

1. Логическая выстроенность и законченность: описывать нужно те педагогические категории (цели, задачи, принципы, содержание, система, комплекс, алгоритм, методы, приемы, средства, связи, формы, критерии оценки), которые содержат что-то новое, интересное, оригинальное и социально востребованное.

2. Высокая информативность (в небольшом объеме материала – веские аргументы, большая информация).

3. Популярность изложения. Педагогический язык должен быть понятным.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 144.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...