Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характеристика транспортной системы России




СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 3

1.1. Общая характеристика транспортной системы России. 3

1.2. Нормативно-правовые основы функционирования транспортной системы.. 16

1.3. Организация государственного регулирования транспортной системы в России. 25

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В МОСКВЕ

2.1. Анализ состояния транспортной системы Москве

2.2. Органы управления и регулирования транспортной системы Москве

2.3. Механизм регулирования транспортной системы Москве

ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В МОСКВЕ

3.1. Проблемы регулирования транспортной системы Москве

3.2. Направления развития транспортной системы Москве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Общая характеристика транспортной системы России

В условиях нарастающей глобализации и интеграции эффективное развитие промышленности и торговли, а также оптимальное географическое разделения труда позволяет обеспечить транспорт.

Транспорт – это одна из важнейших отраслей материального производства, обеспечивающая перевозку пассажиров и грузов, и одновременно совокупность всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения.[1]

Развитие транспорта имеет решающее значение в России с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и производства. Он создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка, обеспечивает связи национальной экономики с внешним миром, объединяет в единый народно-хозяйственный комплекс различные регионы нашей страны.

Транспортная отрасль реализует свои функции по перемещению людей и грузов различного назначения из одного места в другое посредством совокупности всех видов путей сообщения, транспортных средств, технических устройств и сооружений на путях сообщения, объединяемых понятием транспортной системы. В научной литературе существуют различные трактовки понятия «транспортная система».

Так, исследователи Ю.А. Почаев и С.В. Милославская характеризуют транспортную систему как совокупность согласованно функционирующих транспортных средств и путей сообщения, обеспечивающих перевозки грузов и пассажиров и погрузочно-разгрузочные работы.[2]

По мнению Е.Н. Шуравиной, «транспортная система – это функционально адаптированная система с обратной связью, которая выполняет различные транспортно обеспечивающие и распределительные операции и функции. Она включает в себя ряд подсистем и имеет развитые связи с внешней средой»[3].

Таким образом, транспортную систему можно характеризовать как совокупность транспортных средств, инфраструктуры и систем транспортного управления, обеспечивающих согласованное развитие и функционирование транспортной отрасли с целью максимального удовлетворения транспортных потребностей в национальной экономике.

На основании представленного определения транспортная система Российской Федерации может быть представлена в виде следующей совокупности подсистем (рис.1).

Рис.1. Структура транспортной системы[4]

 

Рассмотрим сущность структурных компонентов транспортной системы подробнее.

Транспортные средства (виды транспорта) – это технические устройства, непосредственно реализующие функцию перемещения людей и грузов между пунктами назначения. Транспортные средства могут находиться в государственной и муниципальной собственности, в собственности транспортных организаций и предприятий отраслей материального производства, сферы обслуживания и управления, а также в индивидуальном пользовании.

Существуют различные подходы к классификации транспортных средств исходя из целей их анализа. Так, например, для целей транспортного налогообложения[5] принято выделять следующие четыре группы транспортных средств:

§ наземные (легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, локомотивы и вагоны, велосипеды и др.);

§ водные (лодки, катера, яхты, корабли и др.);

§ воздушные (самолеты, вертолеты и др.);

§ космические (космические корабли).

Для целей макроэкономического анализа и государственного регулирования наиболее оптимальной представляется следующая классификация видов транспорта (рис.2).

Рис.2. Виды транспорта для целей государственного регулирования[6]

 

Железнодорожный транспорт – это вид наземного транспорта, перевозка грузов и пассажиров на котором производится колёсными транспортными средствами (локомотивами и вагонами) по рельсовым путям. Россия обладает одной из крупнейших железнодорожных сетей в мире. Общая протяжённость железнодорожных путей составляет 124 тыс. км.

Крупнейшей отраслевой компанией России является ОАО «Российские железные дороги», на рынке функционируют также прочие операторы, владеющие и не владеющие инфраструктурой. Парк подвижного состава Российской Федерации представлен на рис.3.

Рис.3. Железнодорожный транспорт Российской Федерации (2017 г.)[7]

 

Автомобильный транспорт – это вид наземного механического безрельсового транспорта, осуществляющего перевозки грузов и пассажиров с использованием легковых и грузовых автомобилей. Автомобильный транспорт является наиболее распространенным видом транспорта в современном мире, в том числе и в России.

Основные показатели парков легковых, грузовых автомобилей, автобусов и мотоциклов в Российской Федерации по данным на 2017 год представлены на рис.4.

 

       А. Парк легковых автомобилей                     Б. Парк легковых автомобилей

 

             В. Парк автобусов                                                  Г. Парк мототехники

Рис.4. Статистика автомобильного транспорта РФ (2017 г.)[8]

 

Таким образом, по данным на 2017 год в России числилось 41,9 млн. легковых автомобилей, 3,7 млн. грузовых автомобилей, 397,1 тыс. автобусов и 2,4 млн. единиц мототехники. Подавляющее число функционирующих в России автомобилей – иномарки. Самый крупный из региональных парков автотехники находится в Москве, где числится 3,75 млн. легковых и 171 тыс. грузовых автомобилей. Количество автомобилей имеет тенденцию к увеличению.

Уровень автомобилизации России по данным за 2010 – 2017 годы наглядно представлен на рис.5.

Рис.5. Уровень автомобилизации России, авто/1000 чел.[9]

 

Таким образом, в 2017 году уровень автомобилизации России составлял 292 автомобиля на 1000 человек. Для сравнения, в США на 1000 человек приходится 423 автомашины, в Великобритании – 457 автомашин, в Италии – 602 автомашины.

Морской транспорт – это вид водного транспорта, производящий перевозки по морям и океанам. Значимость морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы на 42 тыс.км. Согласно статистическим данным, российский флот насчитывает 22 740 морских судов.[10] К данной категории относятся линейные, трамповые суда, пассажирские суда и паромы. Средний возраст судов составляет 33,2 года.

Речной транспорт – это водный транспорт, производящий перевозки пассажиров и грузов по внутренним естественным (реки, озёра) и искусственным (каналы, водохранилища) водным путям. Речное судоходство в России развито достаточно слабо, однако данный вид транспорта существует крупных водных путях – Волге, Дону, Каме, Днепре, в Волго-Балтийской водной системе.

Трубопроводный транспорт – это стратегический вид транспорта в России с наибольшим объёмом грузооборота. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Протяженность магистральных трубопроводов в России составляет 248 тыс.км. Динамика объемов перекачки представлена на рис.6.

Рис.6. Объем перекачки по нефтепроводам и газопроводам, млн.т.[11]

 

Таким образом, по трубопроводному транспорту России ежегодно перекачивается более миллиарда тонн нефти и газа.

Воздушный транспорт (авиаперевозки) – это способ транспортировки грузов и перевозки пассажиров при помощи воздушных судов. По данным на 2017 год в России имелось 255 аэропортов, принявших и отправивших 94 миллиона пассажиров и 1231 млн.тонн грузов. [12]

При анализе структуры российской транспортной системы целесообразным представляется выделение промышленного транспорта. К данной категории относится технологический транспорт, выполняющий перевозки грузов на внутренних дорогах промышленных предприятий и не выходящий на дороги общего пользования. В соответствии со СНиП 2.05.07-91[13] в состав промышленного транспорта входят железнодорожный транспорт с колеей 1520 мм и 750 мм, технологический автомобильный транспорт (в т.ч. моторные тележки), гидравлический, канатный подвесной и конвейерный транспорт.

Также можно выделить отдельно категорию общественного транспорта, включающего в себя автобусы, троллейбусы, трамваи и метрополитен. Лидирующее положение в структуре общественного транспорта России занимает автобус, в крупных городах налажено также троллейбусной и трамвайное сообщений (общая эксплуатационная длина линий – 7,6 тыс.км. В семи крупнейших городах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге, Новосибирске и Казани – имеется метрополитен (общая эксплуатационная длина путей – 475 км).

Среди прочих видов транспорта часто выделяется электронный транспорт, обеспечивающий возможность передачи электроэнергии на расстояние по высоковольтным линиям электропередачи (ЛЭП). Россия имеет огромное протяжение с запада на восток и положена во многих часовых поясах, в связи, с чем и пиковые нагрузки в различных ее районах наступают в разное время. Высоковольтные ЛЭП позволяют мобильно передавать электроэнергию из районов, где еще не наступили часы пиковых нагрузок, в районы максимальных пиковых нагрузок. Различают воздушные и кабельные линии электропередачи. В последнее время приобретают популярность газоизолированные линии – ГИЛ. Протяженность ЛЭП в России составляет около 470 тыс.км. [14]

К числу прочих видов транспорта можно также отнести гужевой, вьючный и верховой транспорт, различные эскалаторы, фуникулеры и канатные дороги, велосипеды, квадрациклы и ряд других видов транспорта, однако они не имеют принципиального значения в российской экономике.

Все ключевые виды транспорта различаются по таким параметрам как скорость, себестоимость, возможности пассажирооборота и грузооборота, зависимость от погодных условий и загрязнение окружающей среды (табл.1).

Таблица 1

Анализ основных видов транспорта России

Виды транспорта Скорость Себесто-имость Пассажиро-оборот Грузо-оборот Зависимость от погодных условий Загрязнение окружающей среды
Автомобильный ----> $$$$ JJJJJ *** Ω Ω Ω
Железнодорожный -------> $$$ JJJJJ □□□□□ ** Ω Ω
Морской -> $ J □□□ **** Ω Ω Ω Ω
Речной -> $$ J **** Ω Ω Ω Ω
Авиационный -----------> $$$$$ JJJ ***** Ω Ω Ω Ω Ω
Трубопроводный -----> $   □□□□□ *
Электронный -----------> $$     *

 

Таким образом, каждый из перечисленных видов транспорта имеет определенные достоинства и недостатки и находит применения в соответствующих условиях.

Наряду с транспортными средствами в транспортную систему Российской Федерации входят также пути сообщения – транспортные пути, технические сооружения и устройства на них, обеспечивающие пропуск и движение транспортных средств. Транспортная система России характеризуется развитой транспортной сетью, одной из наиболее обширных в мире (табл.2)


Таблица 2

Протяженность путей сообщения, тыс.км[15]

Показатель 2010 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Железнодорожные пути общего пользования 86 86 86 86 86 86 86
Автомобильные дороги общего пользования 825 1278 1396 1451 1481 1498 1502
из них с твердым покрытием 665 925 985 1024 1046 1054 1058
Трамвайные пути 2,6 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5
Троллейбусные линии 4,9 4,8 4,8 5,3 5,3 5,3 5,3
Пути метрополитенов 0,475 0,497 0,512 0,514 0,517 0,532 0,551
Магистральные трубопроводы – всего 233 249 250 251 252 249 247
в том числе:              
газопроводы 168 175 175 177 178 178 178
нефтепроводы 49 55 55 55 55 54 54
нефтепродуктопроводы 16 20 20 19 19 17 17
Внутренние водные судоходные пути 101 101 102 102 102 101 101
в том числе с гарантированными габаритами 48 48 49 49 49 49 49

 

Таким образом, общая протяженность путей сообщения в России чрезвычайно велика. При этом огромные расстояния и суровый климат страны предопределили центральное значение всепогодных типов наземного транспорта – железнодорожного и трубопроводного, которые являются лидирующими в сфере грузоперевозок. Водный транспорт играет в целом незначительную роль в связи с коротким навигационным периодом. Значение автомобильного транспорта в совокупном грузообороте также невелико, что обусловлено небольшими средними расстояниями перевозок (они осуществляются в основном в пределах городов и пригородов, а также с лесозаготовок и карьеров).

Согласованную работу транспортной системы обеспечивают транспортные узлы – комплексы транспортных устройств в пункте стыка нескольких видов транспорта, совместно выполняющих операции по обслуживанию транзитных, местных и городских перевозок грузов и пассажиров. В РФ функционирует около ста транспортных узлов, важнейшими из которых являются города Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Архангельск и другие.

Транспортная система не может функционировать без эффективной системы обеспечения. Так, для развития автомобильного транспорта необходимы заправочные станции, станции технического обслуживания, автобусный и троллейбусный парки. Для железнодорожного транспорта требуется контактная сеть и тяговые подстанции, пункты заправки и экипировки локомотивов и др.

Неотъемлемой частью транспортной системы являются трудовые ресурсы. Среднегодовая численность работников транспорта в России представлена на рис.7.

Рис.7. Среднегодовая численность работников транспорта, тыс.чел. [16]

 

Регулирующим компонентом функционирования транспортной системы являются системы управления. Функции по выработке и реализации государственной политики в транспортной сфере реализует Министерство транспорта Российской Федерации, а также его подведомственные органы – Ространснадзор, Росавиация, Росавтодор, Росжелдор и Росморречфлот. Собственные министерства транспорта создаются также на уровне регионов.

Для каждого вида транспорта также характерны собственные прикладные инструменты управления. Так, функции управления в авиации реализуют диспетчерская служба и авиамаяки, в сфере автомобильного транспорта регулирующее значение имеют правила дорожного движения, светофоры, дорожные знаки и автотранспортные инспекции.

Соответствие между структурными элементами транспортной системы России приведено в таблице 3.

Таблица 3

Соответствие между структурными элементами транспортной системы РФ

Виды транспорта Транспортные средства Пути сообщения Транспортные узлы Системы обеспечения Работники Управление
Автомобильный Грузовые и легковые автомобили Автодороги, мосты, тоннели, эстакады Автовокзалы, автостоянки, перекрестки АЗС, станции ТО Водители Ространснадзор
Железнодорожный Локомотивы, вагоны Ж/д путь, мосты, тоннели, эстакады Железно-дорожные вокзалы и станции Контактная сеть и тяговые подстанции Машинисты, проводники, кассиры и другие Росжелдор
Морской Суда Моря, океаны Морские порты Маяки, буи, пристани Капитаны, матросы, штурманы и другие Росморречфлот
Речной Суда Реки, озера, каналы Речные порты Маяки, буи, пристани Судово-дители, капитаны Росморречфлот
Авиационный Самолеты, вертолеты Воздушные коридоры Аэропорты Авиамаяки, диспетчер Летчики, стюардессы, работники аэропорта Росавиация
Трубопроводный Нефтепровод, газопровод Нефтепровод, газопровод Наливные станции Х Работники Собственник
Электронный ЛЭП ЛЭП Электростанции Х Работники Собственник

 

Структура грузооборота и пассажирооборота в России по видам транспорта представлена на рис.7.

Рис.7. Структура грузооборота и пассажирооборота (2017 г.)[17]

В структуре грузооборота заметно лидируют железнодорожный и трубопроводный транспорт. Основная часть пассажирооборота распределяется между четырьмя категориями транспорта: воздушным, железнодорожным, автобусным транспортом и метрополитеном. Одной из заметных тенденций последнего десятилетия является многократное увеличение удельного веса воздушного транспорта и уменьшение доли железнодорожного транспорта в общем объеме пассажирских перевозок.

Следует отметить, что современное состояние транспортной системы Российской Федерации характеризуется чрезвычайно низким качеством технической базы большинства транспортных предприятий, значительным физическим износом и снижением безопасности подавляющего большинства транспортных средств, а также отсутствием инвестиций для преодоления указанных проблем.

Ещё одной значимой проблемой является недостаточность, низкая плотность и чрезвычайно плохое качество автомобильных дорог в стране. По протяженности автомобильных дорог Россия находится на пятом месте в мире, однако при этом по количеству дорог с твердым покрытием она значительно уступает Японии и многим небольшим европейским странам. Наименьшая плотность автодорог наблюдается на территории Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, причем многие из размещенных на данной территории дорог даже не соединены с федеральной сетью (такая проблема наблюдается, например, на Камчатке).

При этом около 10% населения России проживает в регионах, где фактически отсутствует какой-либо выход на сеть круглогодично эксплуатируемых автомобильных дорог. Одной из ключевых причин территориальной разобщенности страны является изначальное построение ее транспортной системы по принципу звезды с лучами, расходящимися от центра – Москвы.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 260.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...