Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

П.1.1. Понятие и виды прибыли




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«МОСКОВСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Инженерно-экономический институт (ИнЭИ)

Кафедра экономики в энергетике и промышленности

 

Факультет: Инженерно-экономический институт

Выпускающая кафедра: Финансы, бухгалтерский  учет  и налогообложения

Направление подготовки: «Экономика»

Профиль: Финансы и кредит

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему:

«Управление прибылью предприятия в практике современной России»  

Автор работы: Студент 4 курса очной формы обучения Рыскалин М.И. ____________ Руководитель работы: Старший преподаватель Зотова Дарья  Вячеславовна ____________ Заведующий выпускающей кафедрой: Заведующий кафедрой, доцент Андрошина Ирина Сергеевна ____________  

Москва - 2018г.

 



План

План работы:

Глава 1. Теоретические основы управления прибылью
п.1.1. Понятие и виды прибыли

п.1.2. Методы управления прибылью

Глава 2. Анализ управления прибылью ОАО Гамма

п.2.1. Общая характеристика предприятия

п.2.2. Анализ выручки от реализации и чистой прибыли.

п.2.3. Анализ прибыли и рентабельности предприятия

Глава 3. Пути повышения финансовых результатов предприятия

п.3.1 Поиск резервов увеличения прибыли

п.3.2. Рекомендации по повышению прибыли предприятия

 
Введение

Актуальность темы. Эффективность работы предприятия оценивают по его финансовым результатам. А главным показателем финансового результата является прибыль. Именно этот показатель, а конкретнее комплекс показателей различных видов прибыли является базой для оценки эффективности деятельности коммерческого предприятия в рыночной экономики. Потому что одна из главных целей любого коммерческого предприятия – это получение прибыли. Благодаря прибыли предприятие выполняет часть своих обязательств перед бюджетом, другими организациями и предприятиями. Прибыль является основой для экономического развития предприятия. Когда прибыль растет, то предприятие может заняться самофинансированием и расширением производства. Это позволяет еще больше увеличить объемы прибыли. Именно поэтому прибыль такой важный финансовый показатель, который показывает эффективность всей деятельности предприятия.

Тем не менее повышение роста прибыли может быть целью предприятия только в краткосрочном временном периоде. Иногда же повышение прибыли в долгосрочном периоде не оправдывает стратегические планы развития предприятия. К примеру, при переходе предприятия на новейшие технологии, предприятие часто работает без получения прибыли, для качественного изменения своей деятельности. В соответствии с этим на разных этапах жизненного цикла необходимо пользоваться разными стратегиями и методами управления прибылью. Различные методы и модели необходимо применять в зависимости от изменений во внешней и внутренней среды функционирования предприятия. Но принимать решения необходимо не стихийно, а в соответствии с научно обосновавыми  методами управления прибылью Управление прибылью должно основываться на планируемом управлении доходами и расходами предприятия. В связи с этим оно должно основаться на данных анализа финансовых результатов прошлых отчетных периодов, и  на прогнозах вероятных реализаций в будущие периоды деятельности. Во время прогнозирования продаж нужно основываться на статистических данных изменений в товарообороте в сегменте рынка каждого конкретного региона. Необходимую  информацию можно получить из экспертных оценок региональной торгово-промышленой палаты. После составления плана продаж  также необходимо создать  план производства, который определит виды и количество выпускаемой продукции, которые будут  выпускаться  в будущем бюджетном периоде. На основе  сформированных бюджетов необходимо  создать  бюджет доходов и расходов. Бюджет этого типа  показывает структуру и  количество  доходов и расходов предприятия, а также  запланируемый финансовый результат к получению в бюджетируемом периоде.

Иными словами, актуальность выбранной темы дипломной работы состоит  в необходимости и  важности использования научно-обоснованых методов управления прибылью в рыночной экономики.

Объект исследования – управление прибылью предприятия на примере ОАО Гамма

Предмет исследования- экономические отношения, обусловленные процессом управления прибылью ОАО Гамма

Цель дипломной работы заключается в проведении исследований системы управления прибылью ОАО Гамма и ее совершенствование





Глава 1. Теоретические основы управления прибылью

 

п.1.1. Понятие и виды прибыли

Первые попытки объяснить экономическое содержание понятия «прибыль» были предприняты еще в XVI – XVII вв. Так, меркантилисты, наиболее яркими представителями которых являлись англичанин Томас Манн и француз Жан-Батист Кольбер, утверждали, что возникновение прибыли связано с внешней торговлей, поскольку товары за границей продаются по более высоким ценам, чем внутри страны. Таким образом, у меркантилистов нет никакой теории прибыли, согласно их убеждению прибыль возникает в процессе обмена как разница между продажной и покупной ценой

Представители классической школы политэкономии А. Смит и Д. Риккардо видели источник прибыли в производстве. Они считали, что при обмене созданного товара на деньги кроме оплаты всех расходов возникает «нечто», что является компенсацией предпринимателю за риск, т. е. прибыль. Величина прибыли при этом определяется только величиной капитала и не связана с заработной платой.

В последующем более развернутое обоснование предпринимательской прибыли было дано Йосифом  Шумпетером в книге «Теория экономического развития». Сущность предпринимательской деятельности заключается не во владении капиталом, а в изобретении новых технических средств и методов организации производства или несении риска. Важно лишь то, что предприниматель применяет новые комбинации факторов производства и внедряет их. А что касается капитала, то его можно взять взаймы, используя чужие изобретения и существующие методы. Таким образом, по его мнению, предприниматель не тот, кто «изобретает или производит с помощью новых средств производства, или, наконец, является владельцем капитала, а тот, кто использует существующие методы по-другому, более эффективно внедряет их комбинации».

Действительно, такая комбинация при существующих ценах способствует снижению издержек производства, в результате чего появляется определенная разница, которая и представляет собой предпринимательскую прибыль.

Совсем по-другому рассматривает прибыль Ф. Найт. Он также связывает ее происхождение с предпринимательской деятельностью, но подходит к ее анализу со стороны фактора хозяйственного риска. Теория прибыли Найта стала доминирующей в экономической литературе запада. По его мнению, риск представляет собой полную неопределенность, и его несение является функцией предпринимателя. Поэтому этот риск требует особого вознаграждения, что осуществляется в виде получения прибыли. По Найту, решение проблемы происхождения прибыли лежит в области различий между условиями совершенной и реальной конкуренции. Эти расхождения вызываются неопределенностью, невозможностью предсказания хозяйственной конъюнктуры. Согласно Найту неопределенность и прибыль – неразрывно связанные понятия. Источником прибыли является неопределенность, которая может рассматриваться как вознаграждение предпринимателя за принятие решений в условиях неопределенности.

К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости, порожденную всем авансированным капиталом. Источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников, занятых в сфере материального производства. Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда «затушевывается» и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение «капиталист – наемный рабочий» составляет основное отношение капиталистического общества.

В настоящее время многие российские экономисты (Д. С. Моляков, Н. Б. Клишевич) склоняются к марксистскому подходу и рассматривают прибыль с позиции теории трудовой стоимости, согласно которой прибыль представляет собой денежное выражение части стоимости прибавочного продукта.

Кроме того, следует отметить, что во многих источниках современной экономической литературы прибыль рассматривается как разница между доходами от хозяйственной деятельности и затратами на эту деятельность в денежном выражении.

Так, И. Бланк понятие прибыли характеризует следующим образом: «прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предприятием деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности»

Согласно Налоговому Кодексу  РФ, прибыль - это полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

С учетом вышеизложенного мы предлагаем следующее комплексное определение термина «прибыль». Прибыль – это экономическая категория, представляющая собой обобщающий показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности, который определяется как разница между выручкой, полученной от реализации произведенной продукции, и затратами на осуществление данной деятельности, исчисленная в денежном выражении.

Для аналитических целей параметр «прибыль» различается функциональным назначением по разным группам субъектов, каждый из которых может выделять в качестве приоритетных разные показатели прибыли (таблица 1).

 

Таблица 1 – Обобщенная классификация определений прибыли по функциональному назначению.

Классификационный признак Вид прибыли
По российскому законодательству Валовая Прибыль от продаж Прибыль до налогообложения Налогооблагаемая прибыль Чистая прибыль Базовая прибыль на акцию Разводненная прибыль
По источникам формирования Прибыль от продаж Прибыль от реализации имущества Прибыль от внереализационных операций
По видам деятельности Прибыль от обычных видов деятельности Прибыль от операционной деятельности Прибыль от инвестиционной деятельности Прибыль от финансовой деятельности
По составу включаемых элементов Маржинальная прибыль Прибыль от продаж Прибыль до налогообложения Чистая прибыль Нераспределенная прибыль
По характеру использования чистой прибыли Капитализированная чистая прибыль Потребляемая чистая прибыль
По характеру налогообложения Налогооблагаемая прибыль Прибыль, не облагаемая налогом
По характеру инфляционной очистки Номинальная прибыль Реальная прибыль
В зависимости от рассматриваемого периода формирования прибыли Прибыль предшествующего периода Прибыль отчетного периода Прибыль планового периода
По направлению распределения Прибыль, причитающаяся акционерам Прибыль, остающаяся в распоряжении организации Нераспределенная прибыль
По значению итогового результата Положительная прибыль Отрицательная

 

 После того, как мы разобрались в понятии и классификации прибыли, необходимо подробно изучить методы управления прибылью, которые рассмотрены в следующей главе.

 

 

 

Методы управления прибылью

Управление прибылью предприятия является сложным процессом направленного воздействия субъекта на конкретный объект для достижения конкретных  финансовых результатов. Необходимо рассмотреть  некоторые виды методов управления прибылью предприятия.   

Метод управления прибылью предприятия – является способом воздействия субъекта управления на конкретный  объект с целью достижения определенных результатов. Теоретическая база этого метода управления нуждается в  глубокой и тщательной проработки, потому что  ошибочное применение может привести к значительным  негативным последствиям.

Методы управления прибылью предприятия можно разделить на экономические, организационные и социально-психологические

Экономический метод управления прибылью предприятия основывается  на социально-экономических законах, а также на закономерностях формирования  объективного мира, природы, общества и мышления. Этот метод воздействует на экономические интересы личности, группы, общества.

Организационно-распорядительный метод управления прибылью предприятия базируется на ответственности людей во всех уровнях хозяйствования. Предполагается применение руководителем власти, ответственность его подчиненных.

Социально-психологический метод управления прибылью предприятия базируется на создании и развитии общественного мнения нравственных ценностей.

Метод управления прибылью предприятия необходимо  подбирать. Как показывает практика наилучшая эффективность  достигается тогда, когда  используется  целая система методов, в которой каждый метод будет дополнять  и усиливать другой.

Выбор метода управления прибылью предприятия всегда зависит от целей бизнеса, формы собственности и хозяйствования; масштаба предприятия, обеспечения предприятия материальными и трудовыми ресурсами; степень подготовки персонала; конъюнктуры рынка, а также политики государства.    

Экономические методы управления прибылью предприятия являются целым комплексом  мероприятий, которые влияют на производство не непосредственно, а косвенно, при помощи  экономического стимулирования  и рычагов  и направляющая  деятельность предприятия и его сотрудников в необходимом для общества направлении.

Экономические рычаги необходимо анализировать по степеням их преимущественного воздействия. К примеру, материальное стимулирование является одним  из наиболее важных экономических рычагов, функционирующих  на уровне сотрудника; на уровне коллектива этим рычагом может выступать прибыль, рентабельность; на уровне общества - фондоотдача, окупаемость инвестиций, экологичность производства и т.д.

Организационно-распорядительный метод включает в себя  приемы и методы  воздействия субъекта управления на его объект благодаря  силе  и авторитету власти - указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, инструкций и т.д. Они устанавливают обязанности, права, ответственность каждого руководителя и подчиненного (исполнителя), а также каждого звена и уровня управления. Организационно-распорядительные методы обеспечивают персональную ответственность работников аппарата управления за исполнение воли вышестоящих органов власти.

Для того чтобы система работала эффективно, необходимы два основных условия:

— сбалансированность прав и ответственности на каждом уровне управления;

— сбалансированность прав и ответственности между разными уровнями управления; при этом каждый промежуточный уровень должен выступать в качестве «ретранслятора» (передающего устройства), не создающего помех и перекосов.

При нарушении этих условий неизбежно возникают и развиваются тенденции к доминированию прав и снижению ответственности. Система превращается в автократическую, следствием чего становятся диктат центра, парад суверенитетов, безответственность на промежуточных уровнях управления.

Организационно-распорядительные методы - это в основном прямое директивное воздействие органов власти на управляемые системы, вследствие чего их часто называют административными. Однако возможно и косвенное воздействие в рамках этих методов - в виде рекомендаций, предложений, советов. 

Организационно-распорядительные методы можно классифицировать по направлениям воздействия. Рычагами воздействия являются регламенты, нормы, инструкции, директивные требования, ответственность и полномочия, приказы, распоряжения и т.д.

Выделяют три группы организационно-распорядительных методов:

­— распорядительные;

—  организационно-стабилизирующие;

—  дисциплинирующие.

Вкратце разберем социально-психологические методы управления производственными затратами.

В жизни общества и отдельной личности важную  роль играет морально-этические категории, ценности,  представления  о порядочности взаимоотношений между людьми. Методы формирования и применения общественного и индивидуального сознания, социальной активности, основываются  на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях. Они формируют в совокупности социально-психологические методы управления.

Объектами управления с помощью социально-психологических методов являются:

— личностные характеристики работников, а также их психологические и психофизиологические особенности;

— способы организации труда и рабочих мест;

— система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров;

— информационное обеспечение и его использование;

— система стимулирования работников;

— морально-психологический климат в коллективе;

— социально-бытовые условия работников;

— инфраструктура региона.

Необходимо точно выбирать методы управления прибылью предприятия. На выбор метода влияют множество факторов:  цель бизнеса, форма собственности и хозяйствования;  масштабы предприятия и его обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами;               профессиональный уровень сотрудников; конъюнктура рынка, а также                   политика государства. Величина прибыли, которую получает предприятие зависит, как от внутренних факторов — таких как эффективность использования ресурсов предприятия, так и от внешних факторов основной из которых это состояние экономики государство в целом. В настоящее время экономика Российской Федерации находится в предкризисном состоянии, из за того ,что государство находится в сырьевой зависимости. Модель роста экономики Российской Федерации была построена на продажах сырьевых ресурсов, таких как нефть и газ, при условиях постоянном росте цен на них. Но к сожалению, на сегодняшний день цена на эти ресурсы сильно упала, а именно произошло падение роста цен на нефть. Исходя из этого становится ясно, что экономика отдельного предприятия во многом зависит от экономической политики государства, потому что  одной из функций страны является  разработка наиболее эффективной  стратегии развития экономики и обеспечение условий для ее реализации.

В первой главе было рассмотрено понятие прибыли, как экономической категории, изучена классификация и виды прибыли, перечислены и рассмотрены все методы управления прибылью, выяснено, что необходимо правильно выбирать методы управления прибылью и что на выбор оказывает влияние множество факторов.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 468.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...