Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы и пр.). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Основательность этой части по отношению к размеру всей фигуры и по форме — обдуманность, рациональность в принятии решений, основательность в суждениях, опора на существенные положения. В обратном случае — поверхностность суждений, легкомыслию в выводах, неосновательность суждений; иногда — импульсивность в принятии решений, особенно если на рисунке: отсутствуют или почти отсутствуют ноги. Соединения ног (лап) с корпусом: точное, тщательное, небрежное, слабое или ноги (лапы) с корпусом не соединены вовсе — xapaктер контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, повторяемость форм: ног, лап, любых элементов опорной части — конформность сужденнй и установок, их стандартность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей — своеобразие установок, суждений, самостоятельность, банальность, небанальность, необычность форм — творческое начало или инакомыслие
3. Часть поднимающиеся над уровнем фигуры (функциональные или украшения). Крылья - дополнительные ноги, щупальца, детали панциря — энергичный охват разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, самовосхваление с неделикатным, неразборчивым притеснением окружающих либо любознательность, соучастие в как можно большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем» увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий. Перья, бантики, завитушки, кудри — демонстративность, склонность обращать на себя внимание, манерность. Хвосты — отношение к собственным действиям и решениям, размышлениям, выводам, к своей вербальной продукции. Хвосты вправо — отношение к своим действиям и поступкам (поведению). Хвост влево — отношение к своим мыслям, решениям, пропущенному моменту, собственной нерешительности. Хвост вверх — уверенная, положительная оценка отношения. Хвост, падающий вниз, — недовольство собой, подавленность, сожаление, сомнение ПО собственному поводу, раскаяние и т. п.
4. Общая энергия. Оценивается количеством изображенных деталей. Необходимое количество деталей, чтобы дать представление о придуманном животном (тело, голова, конечности, хвост и т. д.), — экономия энергий, астенизированность. Не только необходимые, но и усложняющие конструкцию дополнительнее детали, — высокая энергия. 5. Тематический аспект рисунков. Тематически животные делятся на угрожающие, угрожаемые и нейтральные. Это соотносится с собственной персоной, своим представлением о своем положении в мире, защищенности-беззащитности, способности опекать — потребности в заботе, дружелюбности—агрессивности и т. д.. Уподобление животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения (на две лапы вместо четырех, человеческой одежде) и кончая похожестью морды на лицо, конечностей на ноги и руки — инфантилизм и эмоциональная незрелость. Механизм этого сходен с аллегорическим значением животных и их характером в сказках и притчах. Но это не следует путать к. наделением животного разумом и признаками человеческих взаимоотношений с себе подобными, что, напротив, является одним из признаков неформального отношения к обследованию следовательно, хорошей проекции. Акцентировка признаков пола — изображение вымени, сосков, груди (при человекоподобной фигуре) — фиксация на сексуальных проблемах. Рисунок одного с собой пола — хорошая идентификация со своей сексуальной ролью; обратный случай — нарушения этой идентификации. 6. Необычные детали. Резкое и необычное «вмонтнрование» механических частей в тело животного. Постановка животного на постамент, тракторные гусеницы, прикрепление к голове пропеллера, демонстрирование» в тело проводов, электроламп и т. п. — у больных шизофренией и глубоких шизоидов (если не продиктовано установкой на особую оригинальность). 7. Творческие возможности. Сочетание элементов фигуры.Форма «готового», существующего животного, к которому лишь приделывают также «готовые детали», чтобы существующее животное стало несуществующим, — банальность, отсутствие творческого начала. Построение фигуры из элементов, а не из «заготовок» — оригинальность. Название. Рациональное содержание смысловых частей (летающий заяц, бегакот, мухожор) — рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации. Словообразование с «книжно-научным», иногда с латинским суффиксом или окончанием (реталетус, наплиомрия) – демонстративность, направленная, главным образом, на подчеркивание своего разума, эрудиции. Названа поверхностно-звуковые, без всякого осмысления ( Грятэкр, лалио) - легкомысленность в отношении к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, аффективные критерии в основе мышление перевес эстетических элементов над рациональным. Иронически-юмористические названия (ринурочка, пельмеш) – ироничееки-синеходительное отношение к окружающим Названия с повторяющимися элементам (тру-тру, кус-кус) инфантильность. Непомерно удлиненные названия - склонность к фантазированию (чаще защитного порядка). Беседа. Рисование животного завершается беседой-опросом. Выясняют происхождение, пол, возраст, габариты, уточняют предназначение необычных органов, а также органов, носящих агрессивный характер. Выясняют способ добывания пищи (плотоядное или нет). Взаимоотношение с сородичами и их наличие способ обзаведения потомством (брачные отношения), характер поведения в опасных ситуациях, борьбы с врагами или с жертвами Если ребенок не готов к ответам на эти вопросы, можно попросить его описать « один день из жизни животного», задавая по ходу нужные вопросы. Одним из индикаторов силы неосознанной идентификации с образом животного является его принятие либо отвержение испытуемым. ЭТО особенно проявляется в ситуации затрудненного контакта. Ребенок тем тесней идентифицируется с образом, чем выше его оценивает. Однако степень идентификации и отражение ситуации на рисунке не тождественны. Так, во время интерпретирующей беседы (подачи психологической обратной связи ребенку) можно столкнуться с отвержением в рисунке ряда St собственной личности (агрессивность, подозрительность, враждебность). Таким образом, прицельное выяснение степени принятия или отвержения испытуемым различных особенностей или всего образа в целом создает возможность выяснить степень Гн щфикацин, а также предположить наличие и определить характер отвергаемых (вытесненных из сознания) черт личности. Общее впечатление Существует разделяемое большинством специалистов по проективному рисунку мнение, что интерпретация должна начинаться с осознания общего впечатления от рисунка переживания эмоционального тона и целостности содержащегося в нем сообщения. Это интуитивный эмпатический процесс, приходящий только с опытом. Психотехника вживания состоит в том, чтобы позволить свободно войти в сознание первому впечатлению, не мешая ему какими-либо предпосылками со стороны интеллекта. Это первое впечатление позволяет получить первичное понимание индивидуальных эмоциональных реакций ребенка, степени его эмоциональной зрелости, наличия или недостатка внутреннего баланса. Первое впечатление является той целостностью, из которой психолог исходит, приступая к интерпретации, < которой должен вернуться, пройдя этап анализа деталей изображения. Любые отклонения и противоречия в толковании частного Признака с целостным впечатлением должны быть специально проанализированы с учетом того, что приоритет всегда за общим впечатлением. Важное правило интерпретации — все приведенные толкования частных признаков имеют ценность только как одна из более доступных форм осознания и конкретизации общего целостного впечатления как форм его вербализации. Устойчивость общего впечатления может проявляться при повторном выполнении рисунка одним и тем же ребенком. Общим 1десь является ощущение ригидности, неподвижности, тяжести изображения. Это, скорее, изображение статуй, а не животных существ. Такой рисунок может принадлежать личности, характеризующейся ригидностью эмоциональных установок, аффектов либо с признаком эмоциональной отчужденности, трудностями контактов, либо с сильной склонностью к вытеснению глубинного аффективного комплекса. То, что в общем впечатлении присутствуют более отрицательные, чем положительные эмоции, свидетельствует о некотором снижении фона настроения ребенка. Основной трудностью при истолковании рисунка является многозначность отдельных деталей и признаков. Опора на общее впечатление помогает сделать правильный вывод при многозначности отдельного признака. Так, расположение рисунка по вертикали листа соответствует норме, а «депрессивные» рисунки тяготеют к нижнему краю листа, что может создавать противоречивое впечатление о снижении фона настроения рисунка. В этом случае противоречие должно быть отнесено к собственно внутриличностным противоречиям ребенка. Оно может отражать борьбу сильных ригидных установок на достижение успеха с ситуативно обусловленным снижением настроения, сочетающимся с фрустрацией временной перспективы. Величина рисунка в зависимости от характера контура, гpафики, эмоционального фона и т. д. может говорить либо о тенденциях к самораспространению, о преобладании эгоцентричных установок, либо о нарушении контроля над интенсивностью аффективных проявлений или гипертимий (гипомании) и т. д. Кроме обязательного подчинения толкования отдельных деталей общему впечатлению важным способом сузить значение символа является сознательный выбор надлежащего контекста интерпретации. Так, при наличии в рисунке панциря, шипов, чешуи и т. п. при интерпретации на первый план выступает контекст самозащиты, задаваемый оппозицией уязвимость — защищенность, а не характер уровня притязаний, связанный с расположением по вер тикали. Эвристической опорой в обоих примерах служит употребимость указанных аспектов рисунка в повседневной речевое метафорике («высокая самооценка», «высокие цели» или «человек в панцире»). Правильный выбор контекста в работе с рисунком позволяет расширить содержательно его интерпретацию. Количество возможных интерпретационных контекстов во многом зависит or фантазии и внутренней подвижности экспериментатора. Однако здесь же кроется и опасность обратной проекции собственных личностных черт экспериментатора на материал рисунка. Для оценки агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения можно использовать табл. 3. Таблица 3 Симптомохомплексы теста «Несуществующее животное»
ВАРИАНТ 2 Интерпретация признаков изображения в тесте «Дом — дерево — человек»
«ДОМ»
«Дом». Дом старый, развалившийся — иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе. Дом вдали — чувство отвергнутости (отверженности). Дом вблизи — открытость, доступность и (или) чувство теплоты и гостеприимности. План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт. Разные постройки — агрессия направлена против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными и культурными стандартами. Ставни закрыты — субъект в состоянии приспособиться в интерперсональных отношениях. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, вредящей правильной оценке реальности. Неприступность субъекта (хотя он сам может страстно желать свободного сердечного общения). Стены. Задняя стена, изображенная с другой стороны, необычна, выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции. Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями — субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помешен внизу). Стена с акцентированным контуром основы — субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу. Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды. Стена: контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль. Стена: одномерная перспектива — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции. Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Стена с акцентированными вертикальными измерениями — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно. Двери. Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери (одна или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание. Двери (одна или несколько) парадные — первый признак откровенности, достижимости. Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «Я». Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции. Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. Окна. Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межличностным отношениям. Тенденция ограничения от действительности. Окна, сильно открытые, — субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна, сильно закрытые (занавешенные). Озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта). Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебности отчужденность. Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. Крыша. Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символически выражают чувства субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли. Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой. Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля фантазии. Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием). Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная организация. Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлением за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка. Комната. Ассоциации могут возникнуть в связи с: 1) человеком, проживающим в комнате; 2) межличностными отношениями в комнате; 3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску. Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом. Комната: субъект выбирает верхнюю дальнюю комнату — незначительная тенденция к отчуждению. Комната: субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность. Ванна. Выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций. Труба. Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых. Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность. Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность). Дополнительные, обрамляющие рисунок, элементы. Прозрачный «стеклянный» ящик. Символизирует переживание выставления себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом. Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей. Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесно окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами. Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее. Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — доказывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль. Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации. Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у лома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием. Солнце. Символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы. Погода (какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Цвет. Цвет, конвенциональное, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый — для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно: 1) среда к нему враждебна; 2) его действия должны быть скрыты от постоянных глаз. Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделанный субъект обычно использует не меньше двух или не больше пяти цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.
Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений. Цвет черный — застенчивость, пугливость. Цвет зеленый — потребность в чувстве безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома. Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности. Цвет пурпурный — сильная потребность власти. Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения. Цвет желтый — сильные признаки враждебности. Штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций. Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Общий вид. Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением: а) правая сторона — будущее, левая — прошлое; б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом; в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.
Перспектива. Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома. Или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым. Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, е признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспек-ива, признаки «потери перспективы» (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) — сигнализирует о начинающихся сложностях интегрирования, страх перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желание забыть прошлое (линия слева). Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка. Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность, что: 1) субъект чувствует тяжесть своей борьбы и относительную недостижимость цели; 2) субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия. Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что: 1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно и что это создает у него депрессивное настроение; 2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью. Размещение рисунка по левой стороне листа — акцентирование прошлого. Импульсивность. Размещение рисунка в левом верхнем уму листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии. Размещение рисунка на правой половине листа — субъект склонен искать наслаждения в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями. Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль. Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни. Контуры очень прямые — ригидность. Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.
«ЧЕЛОВЕК» Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения. Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности. Голова изображается в самом конце — межличностный конфликт. Нечеткая голова — застенчивость, робость. Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет. Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак. Подчеркнутая шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле. Чрезмерно крупная шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса. Плечи, их размеры — признак физический силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или потребности во власти. Плечи мелкие — ощущение малоценности (никчемности), ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты. Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности. Плечи широкие — сильные телесные импульсы. Туловище. Туловище угловатое или квадратное — мужественность. Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенности, остро осознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности. Лицо. Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать. Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюцинации. Встречается у особо чувствительных к критике. Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушать ее. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность. Глаза выпучены — грубость, черствость. Глаза маленькие — погруженность в себя. Подведенные глаза — грубость, черствость. Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Полные губы на лице мужчины — женственность. Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Рот впалый — пассивная зависимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами. Ноздри — примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы — агрессивность.
Ноги слишком короткие- — чувство физической или психологической неловкости. Рисунок начат со ступней и ног — боязливость. Ступни не изображены — замкнутость, робость. Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости. Ноги отсутствуют — робость, замкнутость. Ноги акцентированы — грубость, черствость. Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межличностных отношениях. Ступни непропорционально длинные — потребность безопасности. Потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость. Поза. Лицо изображено так, что виден затылок, — тенденция замкнутости. Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение. Человек, изображенный в беге, — желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия. Человек без определенных частей тела —.указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи. Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость. Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность замкнутость и оппозиционные тенденции. Профиль амбивалентный — определенные части тела изображены с другой стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение. Кукла — уступчивость, переживание доминирования окружения. Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил. Фигура из палочек — может означать увиливание и негативизм. Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение. Фон, окружение. Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например, «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком. Оружие. Агрессивность. Многоплановые критерии. Разрыв линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта. Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость. Комбинация твердые, ярких и легких линий, большие пальцы и руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы. Поза с широко расставленными ногами — грубость, черствость. Контур, нажим, штриховка, расположение. Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация. Закругленные (округлые) линии — женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость. Контур неяркий, неясный — боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность. Линии неодинаковой яркости — напряжение. Тонкие продленные линии — напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция. Эскизный контур — тревога, робость. Разрыв контура — сфера конфликтов. Подчеркнута линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали). Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии — амбиции, рвение. Ярка линия — грубость. Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряжешность. Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность. Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость. Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность, нестабильность. Тревога, незащищенность. Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильны* настроения. Длина штрихов. Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются. Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи — импульсивное поведение. Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность. Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность. Штрихи угловатые', скованные — напряжение, замкнутость. Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость. Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства, настойчивости. Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность. Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция. Штрихи слева направо — наличие мотивации. Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия. Стирания — тревожность, опасливость. Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак. Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка - наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта. Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт с собственно этой деталью (или с тем, что она символизирует). Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию. Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности. Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности. Недостаток симметрии — незащищенность. Край листа, рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе. Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении. Детали. Здесь важно их знание, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Психолог должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность. Существенные детали. Отсутствие существенных деталей В рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, часто показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение. Избыток деталей. Неумение ограничить себя указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности. Лишнее дублирование деталей — субъект, скорее всего, не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми. Недостаточная детализация — тенденция к замкнутости. Особо щепетильная детализация — скованность, педантичность. Ориентация в задании. Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью. Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым следует усталость и прерывание рисования. Извинения из-за рисунка — экстраверсия, потребность в поддержке. Мелочность. Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом. Упорно рисует, несмотря на трудности, — хороший прогноз, энергичность. Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя. «ДЕРЕВО» Общие закономерности. Корни — коллективное бессознательное. Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни. Земля приподнимается к правому краю листа — задор, энтузиазм. Земля опускается к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений. Корни. Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое. Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему. Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу. Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете. Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реального, различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении. Симметрия — видимое стремление быть в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдерживать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта. Заторможенные моральные проблемы. Расположение на листе двойственное — отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки. Расположение слева направо — увеличивается направленность на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении. Форма листвы — круглая крона — экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве — поиск ускакивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования. Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему. Листва-сетка, более или менее густая, — большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций. Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего. Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности. Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом. Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом. Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для 7 лет. Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание. Толстые линии — хорошее различение действительности. Листья-петельки — предпочитает использовать свое обаяние. Зигзаги в листве — осторожность и скрытность. Листва-сетка — уход от неприятных ощущений. Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние. Пальма — стремление к перемене мест. Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений. Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность. Ствол. Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Ствол — желание походить на отца, померяться с ним силой, рефлексия неудач. Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять. Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, податливость. Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи. Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми — может самоутверждаться и действовать свободно. Листва тонкими линиями — тонкая чувствительность, внушаемость. Ствол линиями с нажимом — решительность, активность, продуктивность. Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий. «Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость. Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир. Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск поддержки. Ствол расширяется книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира. Расположение, размеры. Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти. Нижняя половина листа — менее выраженная зависимость и робость. Три четверти листа — хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листвы (страница делится на 8 частей): 1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для 4 лет, 1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия, 3/8 — хорошие контроль и рефлексия, 1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты, 5/8 — интенсивная духовная жизнь, 6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов, 7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты. Манера изображения Острая вершина — защищается от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад, желание действовать на других, атакует или защищается, трудности в контактах, хочет компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти, поиск безопасного убежища, против чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности. Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции. Два дерева — могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации). Добавление к дереву различных объектов — трактуется в зависимости от конкретных объектов. Пейзаж — означает сентиментальность. Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта, рассудительность. Земля. Земля изображена одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Земля изображена несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю, в совокупности и касающихся края листа, — спонтанный контакт, затем внезапное удаление, импульсивность, капризность. Для экспресс-оценки агрессивности ребенка и других видов нарушений поведения можно использовать табл. 8.
Симптомокомплексы теста «ДОМ — ДЕРЕВО — ЧЕЛОВЕК»
Условные обозначения: 0 баллов — отсутствие признака, 1 балл — присутствие признака либо признак выражен слабо, 2 балла — многократное проявление признака.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 207. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |