Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Содержательный анализ рисунка




Дополнительные, обралыяющиерисунок элементы

Прозрачный стеклянный ящик — боязнь выставить себя всем на обозрение.

Деревья — символизируют различные лица; если деревья как будто прячут дом — сильная потребность зависимости при до­минировании родителей.

Кусты — символизируют людей; если кусты тесно окружают дом — сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе сто­роны дорожки — незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожке, хорошие пропорции, легко нарисована — в контактах с другими такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто со­провождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце — символ авторитарной фигуры, источник тепла и силы.

Погода (какая погода изображена) — связанные со средой пе­реживания; чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее вос­приятие среды как враждебной, сковывающей.

 

Цвет (конвенциональное, обычное его использование): зеле­ный — для крыши, коричневый — для стен; желтый — только для изображения света внутри дома (ночь или ее приближе­ние) — среда враждебна; действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

 

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, за­стенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно исполь­зует не менее двух или не больше пяти цветов. Раскрашивающий дом семью—восемью цветами — очень лабильный. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения.

Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее подбирает цвета, тем больше вероятность личностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, ог­радить себя от опасности; не столь важно при использовании зе­леного цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждеб­ности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность; потребность теплоты от окружения.

Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выра­жением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности.

Общий вид. Помещение рисунка на краю листа — генерализо­ванное чувство неуверенности, опасности; часто связано:

• правая сторона — будущее, левая — прошлое;

• с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;

• левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуаль­ные переживания.

Перспектива: взгляд снизу вверх — чувство отверженности, от­страненности, непризнанности дома; потребность в домашнем очаге, которая считается недоступной, недостижимой.

Перспектива: изображение вдали — желание отойти от кон­венционального общества; чувство изоляции, отверженности; яв­ное стремление отграничиться от окружения.

Перспектива: признаки потери перспективы (правильно нари­сован один конец дома, но в другом вертикальная линия крыши и стены — неумение изображать глубину) — начинающиеся слож­ности интегрирования; вертикальная боковая линия справа — страх перед будущим; линия слева — желание забыть прошлое.

Перспектива тройная (трехмерная, четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабочен­ность мнением окружающих о себе; стремление иметь в виду (уз­нать) все связи, даже незначительные, все черты.

Размещение рисунка над центром листа — чем больше рису­нок над центром, тем больше вероятность:

1) чувства тяжести своей борьбы и относительной недости­жимости цели;

2) склонности искать удовлетворение в фантазиях (внутрен­няя напряженность);

3) склонности держаться в стороне.

Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность); потребность заботливого кон­троля ради сохранения психического равновесия.

Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше вероятность:

1) чувства небезопасности и неудобства, что создает депрес­сивное состояние;

2) чувства ограниченности, скованного реальностью. Размещение рисунка по левой стороне листа — акцентирова­ние прошлого; импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем уму листа — склонность избегать новых переживаний; желание уйти в прошлое или углу­биться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — склонность искать наслаждения в интеллектуальных сферах; контролируе­мое поведение; акцентирование будущего.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим; чрезмерная озабоченность свободными, откровенными» эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого; страх перед открытыми, свобод­ными переживаниями; стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых не испыты­вает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно, — мелочность в луч­шем случае, стремление к точности; неспособность к четкой по­зиции — (в худшем случае).

 

Схема обработки рисунка в тесте «Дом»

 

1. Схематическое изображение.

2. Детализированное изображение.

3. Метафорическое изображение.

4. Городской дом.

5. Сельский дом.

6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета.

7. Наличие окон и их количество.

8. Наличие дверей.

9. Труба с дымом.

10. Ставни на окнах.

11. Размер окон.

12. Общий размер дома.

13. Наличие палисадника.

14. Наличие людей рядом с домом и в доме.

15. Наличие крыльца.

16. Наличие штор на окнах.

17. Наличие растений (количество).

18. Количество животных.

19. Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, го­ры и т. д.).

20. Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3.

21. Толщина линий по шкале интенсивности 1,2,3.

22. Дверь открытая.

23. Дверь закрытая.

«ДЕРЕВО»

 

Корни — коллективное бессознательное.

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Земля приподнята к правому краю листа — задор, энтузиазм.

Земля опущена к правому краю листа — упадок сил, недоста­точность стремлений.

Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.

Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже пред­ставляющее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вы­зывать тревогу.

Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий — способность к различению и рассу­дительность в оценке реального.

Различная форма корней — желание жить, подавлять или вы­ражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним ми­ром; выраженная тенденция сдержать агрессивность; колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта; заторможен­ные моральные проблемы.

Двойственное расположение на листе — отношение к прошло­му, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку; двой­ное желание: независимости и защиты в рамках окружения.

Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими; потребность жесткой и неукоснительной сис­тематизации с опорой на привычки.

Расположение с лева направо — увеличение направленности на внешний мир, на будущее; потребность в опоре на авторитет; по­иски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навя­зывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колеба­ния в поведении.

Форма листвы — круглая крона — экзальтированность, эмо­циональность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования.

Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контак­тов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружаю­щему, непротивостояние ему.

Листва-сетка, более или менее густая — большая или мень­шая ловкость с целью избежать проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое при­нятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объ­ективности.

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.

Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, прини­мающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.

Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для 7 лет.

Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформации и приукрашивание.

Толстые линии — хорошее различение действительности.

Листья-петельки — стремление использовать свое обаяние.

Зигзаги в листве — осторожность и скрытность.

Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние.

Пальма — стремление к перемене мест.

Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачерчение, штриховка — напряжение, тревожность.

Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, бо­язнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол — Желание походить на отца, померяться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внеш­него принуждения и невозможность ему противостоять.

Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, подат­ливость.

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол из тонких линий, крона из толстых линий — способность самоутверждаться и действовать свободно.

Листва из тонких линий — тонкая чувствительность, внушае­мость.

Ствол излишний с нажимом — решительность, активность, про­дуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задержи­вается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой И мыслями о не преодолимое™ препятствий.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотребле­ний, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не соответ­ствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры.

Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нор­мальное развитее, стремление сохранить свой внутренний мир.

Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны.

Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск под­держки.

Ствол расширяется книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укре­пить свое «Я» против беспокойного мира.

Изображение нижней четверти листа — зависимость, недос­таток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Изображение в нижней половине листа — менее выраженная зависимость и робость.

Изображение на трех четвертых листа — хорошее приспо­собление к среде.

Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчи­тывать на других, самоутверждаться.

Высота листвы: страница делится на 8 частей

1/8 — недостаток рефлексии и контроля; норма для 4 лет;

1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои

действия;

3/8 — хорошие контроль и рефлексия;

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;

5/8 — интенсивная духовная жизнь;

6/8 — высота листвы в прямой зависимости от интеллекту­ального развития и духовных интересов;

7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты. Манера изображения

Острая вершина — способность защищаться от опасности, на­стоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;

желание действовать на других, атаковать или защищаться, трудности в контактах;

желание компенсировать чувство неполноценности, стрем­ление к власти;

поиск безопасного убежища, против чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном лис­те) — детское поведение, испытуемый не следует данной инст­рукции.

Два дерева — символизирует себя и другого близкого челове­ка (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).

Добавление к дереву различных объектов — трактуется в зави­симости от конкретных объектов.

Пейзаж — сентиментальность.

Перевернутый лист — независимость, признак интеллекта, рассудительность.

Изображение земли одной чертой — сосредоточенность на це­ли, принятие некоторого порядка.

Изображение земли несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, по­требность в идеале.

Изображения земли, которые в совокупности касаются края листа несколькими совместными линиями, — спонтанный контакт, затем внезапное удаление, импульсивность, капризность.

 

 

«ЧЕЛОВЕК»

Голова — сфера интеллекта (контроля); сфера воображения.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадек­ватности.

Голова изображается в самом конце — межличностный кон­фликт.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его со­циальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой кон­троля (головой) и сферой влечений (телом); это их координаци­онный признак.

Подчеркнутая шея — потребность в защитном интеллектуаль­ном контроле.

Чрезмерно крупная шея — уступки своим слабостям и желани­ям; выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размеры — признак физической силы или потреб­ности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или по­требности во власти.

Плечи мелкие — ощущение малоценности (никчемности), ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожно­сти, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недоста­ток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Туловище слишком крупное — неудовлетворенность, остро осознаваемые потребности.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, мало­ценности.

Черты лица: глаза, уши, рот, нос — рецепторы внешних сти­мулов — сенсорный контакт с действительностью.

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать в отношениях.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой сла­бости и нерешительности.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюци­нации; особая чувствительность к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой крити­ки, заглушать ее.

Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов; враждебность.

Глаза выпучены — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, со­блазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чув­ства.

Рот впалый — пассивная зависимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные ус­тановки, тенденция мыслить ироническими социальными сте­реотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Зубы четко нарисованы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возмож­ны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрело­сти и стремление к ней).

Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышле­нием или воображением.

Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом управляют враждебные чувства.

Руки — совершенное и чуткое приспособление к окружению, главным образом в межличностных отношениях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны — фиксирование действий или поступков, ко­торые вышли из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями); склонность контролировать проявление аг­рессивных враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые — потребность в физической си­ле, ловкости, храбрости как в компенсации чего-либо.

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межличностных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувст­вом неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей при­способляемости в социальных отношениях с чувством неадек­ватности и склонности к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком ин­теллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой сторо­не — социально-ролевой конфликт.

Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины —- грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависи­мость, желание любви, привязанности.

Руки вытянуты по боками — трудности в социальных контак­тах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки топкие, слабые — ощущение недостаточности достиг­нутого.

Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность себе.

Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятель­ности и социальных отношениях.

Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Па/1ьцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замк­нутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — открытая агрессия.

Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест.

Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность к не­зависимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие — чувство физической или психоло­гической неловкости.

Рисунок начат со ступней и ног — боязливость.

Ступни не изображены — замкнутость, робость.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (не­подчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.

Ноги отсутствуют — робость, замкнутость.

Ноги акцентированы — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или пси­хологической) в межличностных отношениях.

Ступни непропорционально длинные —'потребность безопасно­сти; потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависи­мость.

Лицо изображено так, что виден затылок, — тенденция замк­нутости.

Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная социаль­ным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание най­ти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.;

Человек, изображенный в беге, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — отвержение, непри­знание человека в целом или его отсутствующих частей (акту­ально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.

Человек в профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль человека амбивалентный: определенные части тела с другой стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение.

Кукла — уступчивость, переживание доминирования окру­жения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощуще­ние внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек — увиливание и негативизм.

Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — переживание неполноценности и отвер­женности; враждебность, самопрезрение (у подростков).

Фон, окружение, тучи — боязливая тревога, опасения, де­прессия.

Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязан­ности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. (Необходимая точка отсчета или опоры для конструирования целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда за­висит от придаваемого ей субъектом качества, например «маль­чик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.)

Оружие — агрессивность.

Разрыв линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигу­ры, карманы — зависимость.

Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы и руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы; поза с широко рас­ставленными ногами — грубость, черствость.

Контур, нажим, штриховка — расположение.

Мало гнутых линий, много острыхуглов — агрессивность, пло­хая адаптация.

Закругленные (округлые) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопас­ность.

Линии неодинаковой яркости — напряжение. Тонкие продленные линии — напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигу­ру, — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость. Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнута линия — тревога, незащищенность; сфера кон­фликтов; регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой де­тали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии — амбиции, рвение. Яркая линия — грубость.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость; большая на­пряженность.

Легкие линии — недостаток энергии.

Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скован­ность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость. Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импуль­сивность, нестабильность; тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, ла­бильные настроения.

Штрихи укороченные — возбудимость. Штрихи удлиненные — отсутствие возбудимости. Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, рас­кованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные — напряжение, замкнутость. Горизонтальные штрихи — воображение, женственность, сла­бость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищен­ность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, реши­тельность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — ннтроверсия, изоляция.

Штрихи слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.  

Стирания — тревожность, опасливость.

Частые стирания — нерешительность, недовольство собой.

Стирание при перерисовке (если перерисовка с улучшением) — хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением)рисунка — силь­ная эмоциональная реакция на рисуемый объект или на то, что он символизирует.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внут­ренний конфликт или конфликт с собственно этой деталью или с тем, что она символизирует.

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.

Отсутствие существенных деталей — интеллектуальная де­градация или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей — вынужденная потребность наладить всю ситуацию, чрезмерная забота об окружении; характер деталей (су­щественные, несущественные или странные) — отражение спе­цифичности, чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — неумение входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденция к замкнутости.

Особо щепетильная детализация — Скованность, педантич­ность.

Ориентация в задании: способность к критической оценке ри­сунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом —хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — экстраверсия, потребность в под­держке; мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с жен­ским полом.

Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, не­желание раскрыть себя.

 

 

Интерпретация признаков

изображения в тесте «Рисунок несуществующего животного»

 

Это одна из наиболее распространенных проективных мето­дик диагностики агрессивности детей. Проводится в режиме взаимодействия «психолог — ребенок» с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика проективная, первая ее особен­ность — умение ребенка фантазировать и отражать созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая осо­бенность методики в том, что изображенный ребенком графиче­ский материал не только тесно связан с эмоциями, играющими роль в формировании образов фантазии, но и с реальными лично­стными и социальными проблемами ребенка. Третья особенность методики — метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и опи­сывается уже в психологических категориях исходя из того, что, хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка.

Методика проводится по стандартной процедуре. Вначале не­обходимо установить доверительный контакт с ребенком и лишь потом сообщить ему о характере задания. Инструкция: «Приду­май и нарисуй несуществующее животное и назови его несуще­ствующим названием». Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультфильмов, так как оно уже кем-то приду­мано; вымершие животные тоже не подходят.

Для рисования необходим простой карандаш средней твердо­сти, неостро отточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги — стандартный, белый или кремовый, но не глян­цевый. Бумага должна быть расположена вертикально.

Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и со­держательные. К формальному аспекту относятся:

• семантика расположения в пространстве;

• графологические признаки.

Формальные аспекты анализа

Семантика пространства проективного рисунка. Пространство ри­сунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом — настоящим, про­шедшим и будущим, а также с действительным и идеальным. Про­странство сзади и слева от субъекта связано с прошлым и с без­деятельностью (с отсутствием активной связи между замыслом, планированием и его осуществлением), а пространство впереди и справа — с периодом будущего и активностью. Л ист бумаги явля­ется двумерной проекцией этого пространства.

На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассив­ностью, а правая сторона (соответственно доминантной правой руке) и верх — с положительно окрашенными эмоциями, энер­гией, активностью, конкретностью действий.

В норме рисунок расположен по средней линии (или не­сколько левее) и чуть выше середины листа бумаги (см. прило­жение). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, неудовлетворенность собственным положением в обществе и не­достаточным признанием окружающих, претензия на продвиже­ние, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги коррелирует со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, (стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения, а также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей.

Положение рисунка в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружени­ем, склонность к фиксации на препятствиях к достижению си­туативных потребностей.

Правая и левая полуплоскость листа имеют противополож­ную каннотацию по оппозициям пассивность — деятельность, внутреннее — внешнее, прошлое — будущее. Соответственно рас­цениваются местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, [ево, в фас. Местоположение рисунка, скорее, символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисова­ния, в то время как ориентация головы и тела символизирует об­щую направленность в сторону достижения тех или иных состоя­ний в рамках указанных оппозиций.

Голова, повернутая вправо, —- устойчивая тенденция к дейст­вию: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляет­ся, или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца); настроенность на реализацию своих установок и намерений.

Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, к раз­мышлению, «не человек действия»; лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться; нередко это также нерешительность, страх перед активными действиями; отсутствие притязаний на самоутверждение во внешне-преобразовательной деятельности, отсутствие склонности к доминированию, фиксация на какой-либо ситуации в прошлом.

Положение головы в анфас — эгоцентризм; сходные парамет­ры уровня притязаний с поворотом влево; иногда прямота, бес­компромиссность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности.

Сдвиг рисунка вправо — акцентирование будущего, мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией, ориента­ция на окружающих, экстраверсия.

Сильный сдвиг рисунка вправо (наблюдается редко) — «бун­тарство», неподчинение. (Выявлена значительная связь между

сдвигом вправо и рядом показателен фрустрационного теста С. Розенцвейга. Соответственно повышался удельный вес экстрапунитивных реакций с целью эго-защиты, общее количеств» направленных вовне реакций и уровень агрессивности. Связь ак­тивного отстаивания собственной правоты со сдвигом рисунка вправо хорошо иллюстрирует связь рисунка с языковой мета форой.)

Сдвиг рисунка влево — акцентирование прошлого, нежелание участвовать в ситуации, склонность к принятию вины и ответст­венности на себя, застенчивость, интроверсия; преобладание интропунитивных реакций, снижение уровня внешненаправленной агрессивности и реактивности.

Двухголовые (и более) животные и «тяни-толкай» — выраже­ние противоречивых тенденций.

Необходимо осторожно подходить к интерпретации рисун­ков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги, а также к ри­сункам, выходящим за срез листа: они могут не подчиняться ука­занным семантическим закономерностям. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верх­нем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению И эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое либо в фантазию), избеганию новых переживаний. Возможна выра­женная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальным и идеальным образом «Я»). Эти рисунки также мо­гут не подчиняться общим семантическим закономерностям.

Проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть мета­форически охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего оно символизирует социальную среду в различных ее аспектах (ценностном, объектном, коммуникативном, времен­ном, эмоциональном и т. д.). В плане интерпретации эти аспекты играют роль контекстных рамок, ограничивающих многознач­ность образа.

К интерпретационным приемам работы с пространством от­носится акцентирование внимания на ощущениях, вызванных рисунком (например, шаткость — устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.). Можно попытаться представить, куда будет двигаться животное, если «открепить» его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте. Можно попытаться определить, насколько однозначен и противоречив рисунок движения животного (например, 6д-: часть фигуры движется в одном направлении, а другая этому препятствует либо движется в противоположном направлении). Графологические признаки интерпретации

1. Уровень наличных технических средств воплощения образа в графике (анализ характеристик идеомоторного акта).

2. Пространственно-символический аспект.    

К первому аспекту относится анализ линий. Для нормы ха­рактерна линия со средним равномерным нажимом и четкими Соединениями. Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «остров­ки» перекрывающих друг друга линий, несоединенные углы, «за­пачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышен­ном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем ис­полнении могут чувствоваться неуверенность, неловкость.

Характер линии служит одним из индикаторов общей энер­гии. Слабая паутинообразная линия («возит карандашом по бумаге», не нажимая на него) — признак экономии энергии, астенизации, снижения общего тонуса. При пониженном фоне настроения встречается достаточно редко и сочетается с эконо­мией линии и деталей.

Противоположный характер линии не является основанием для полярных характеристик: это признак энергии, а следст­вие — увеличения тонуса мускулатуры в связи с тревожностью. Особо следует обращать внимание на резко продавленные ли­нии, видимые с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус рисующей руки), являющиеся признаком резкой генера­лизованной тревожности, а также на то, какая деталь, какой сим­вол выполнен с увеличением нажима, т. е. К чему привязана тре­вога. О повышении тревожности говорит наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей.

Во втором аспекте анализируются направление линии и ха­рактер контура рисунка.

«Падающие» линии и преимущественное направление сверху вниз и влево свидетельствуют о быстро истощаемом усилии, низ­ком тонусе, возможной депрессии. «Поднимающиеся» линии, преобладание движения снизу вверх и направо — хорошее энер­гетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности.

Контур фигуры традиционно трактуется как граница Я и со­циума, символизируемого окружающим пространством. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутость, закрытость своего внутренне! мира, нежелание сообщать о себе сведения окружающим, неже­лание подвергаться тестированию. Такие рисунки дают очень oограниченную информацию о себе.

Контур фигуры анализируют по наличию или отсутствию выступов типа шипов, панцирей, игл, прорисовке или затемнении линии контура. Это означает защиту от окружающих: агрессию, если они выполнены в острых углах; страх и тревогу, если есть затемнение, «запачкивание» линии контура; опасение и подозрительность, если поставлены «щиты», заслоны, линия удвоена Направленность такой защиты соответствует пространственном;, положению. Верхний контур — защита против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ог­раничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей. Нижний контур — защита против насмешек, отсутствия авторитета, т. е. против нижестоящих млад­ших, подчиненных, боязнь осуждения. Боковые контуры — не­дифференцированная опасливость, готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного; справа — больше в процессе реальной деятельности, слева — больше в сфере своих мыслей, убеждений, вкусов.

Степень агрессивности оценивается количеством, располо­жением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отноше­нии прямые символы агрессии — когти, клювы, зубы.

Контур также может рассматриваться как оболочка, символ контроля со стороны Я за собственной эффективностью, прояв­лением вовне. Укрупненные рисунки свидетельствуют о повы­шении аффекта, эгоцентризме, повышенном значении собствен­ной персоны. При этом учитывают, что дети рисуют крупнее взрослых, девочки рисуют крупнее, чем мальчики. Мелкие ри­сунки отражают депрессию, подавленность, угнетенность, повы­шенный самоконтроль.

Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластич­ность контура являются показателями хорошего контроля собст­венной эффективности. При повышенной возбудимости, плохой контролируемости по интенсивности аффективных проявлений появляются увеличенные рисунки с плохо пристыкованны­ми, имеющими перерывы, но энергичными линиями контурадающими впечатление разрывания оболочки изнутри наружу. Ощущение ригидности, хрупкости оболочки при отсутствии теплоты в общем впечатлении от рисунка может являться при­зом длительно подавляемой эмоциональности либо нивели­рования, уплощение эмоциональной сферы.  

 

Содержательный анализ рисунка

1. Центральная сусловая часть фигуры (голова или ее замес­тители). Значение рас положенных на голове деталей, соответствую­щих органам чувств.

Уши — заинтересованность в информации и значимость мне­ния окружающих о себе.

Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ — повышенная речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ — чувственность, иногда и то, и другое вместе.

Открытый рот  без прорисовки языка и губ, особенно зачерчен­ный, — облегченность возникновения опасений, страхов, недо­верия.

Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: «огрызается», грубит в ответ на обращение к нему вы­сказывания отрицательного содержания, осуждения или пори­цания.

Зачерченный рот округлой формы — боязливость, тревога.

 Глаза — символ переживания страха, особенно при резкой прорисовке радужки.

Ресницы — истероидно-демонстративные манеры в поведе­нии, для мужчин — женственные черты характера (с прорисов­кой зрачков совпадает редко); заинтересованность в восхищении окружающих внешн«ей красотой и манерой одеваться, придание большого значения .внешности.

Дополнительные детали на голове

Рога — защита или агрессия (в сочетании с другими призна­ками агрессии — когтями, щетиной, иглами и пр. — определяет­ся характер агрессии: спонтанный или защитно-ответной).

Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, де­монстративность.

Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркива­ние женщинами свое го  пола, ориентация на свою социальную роль.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...