Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Содержательный анализ рисункаСтр 1 из 2Следующая ⇒
Дополнительные, обралыяющиерисунок элементы Прозрачный стеклянный ящик — боязнь выставить себя всем на обозрение. Деревья — символизируют различные лица; если деревья как будто прячут дом — сильная потребность зависимости при доминировании родителей. Кусты — символизируют людей; если кусты тесно окружают дом — сильное желание оградить себя защитными барьерами. Кусты хаотично разбросаны по пространству или по обе стороны дорожки — незначительная тревога в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее. Дорожке, хорошие пропорции, легко нарисована — в контактах с другими такт и самоконтроль. Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации. Дорожка очень широкая в начале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием. Солнце — символ авторитарной фигуры, источник тепла и силы. Погода (какая погода изображена) — связанные со средой переживания; чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее восприятие среды как враждебной, сковывающей.
Цвет (конвенциональное, обычное его использование): зеленый — для крыши, коричневый — для стен; желтый — только для изображения света внутри дома (ночь или ее приближение) — среда враждебна; действия должны быть скрыты от посторонних глаз.
Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не менее двух или не больше пяти цветов. Раскрашивающий дом семью—восемью цветами — очень лабильный. Использующий всего один цвет — боится эмоционального возбуждения. Выбор цвета. Чем дольше, неувереннее и тяжелее подбирает цвета, тем больше вероятность личностных нарушений. Цвет черный — застенчивость, пугливость. Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности; не столь важно при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома. Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности. Цвет пурпурный — сильная потребность власти. Цвет красный — наибольшая чувствительность; потребность теплоты от окружения. Цвет, штриховка 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций. Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию. Цвет желтый — сильные признаки враждебности. Общий вид. Помещение рисунка на краю листа — генерализованное чувство неуверенности, опасности; часто связано: • правая сторона — будущее, левая — прошлое; • с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом; • левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные переживания. Перспектива: взгляд снизу вверх — чувство отверженности, отстраненности, непризнанности дома; потребность в домашнем очаге, которая считается недоступной, недостижимой. Перспектива: изображение вдали — желание отойти от конвенционального общества; чувство изоляции, отверженности; явное стремление отграничиться от окружения. Перспектива: признаки потери перспективы (правильно нарисован один конец дома, но в другом вертикальная линия крыши и стены — неумение изображать глубину) — начинающиеся сложности интегрирования; вертикальная боковая линия справа — страх перед будущим; линия слева — желание забыть прошлое. Перспектива тройная (трехмерная, четыре отдельные стены, из которых даже двух нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе; стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты. Размещение рисунка над центром листа — чем больше рисунок над центром, тем больше вероятность: 1) чувства тяжести своей борьбы и относительной недостижимости цели; 2) склонности искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность); 3) склонности держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность); потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия. Размещение рисунка ниже центра листа — чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше вероятность: 1) чувства небезопасности и неудобства, что создает депрессивное состояние; 2) чувства ограниченности, скованного реальностью. Размещение рисунка по левой стороне листа — акцентирование прошлого; импульсивность. Размещение рисунка в левом верхнем уму листа — склонность избегать новых переживаний; желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии. Размещение рисунка на правой половине листа — склонность искать наслаждения в интеллектуальных сферах; контролируемое поведение; акцентирование будущего. Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим; чрезмерная озабоченность свободными, откровенными» эмоциональными переживаниями. Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого; страх перед открытыми, свободными переживаниями; стремление сохранить жесткий контроль. Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых не испытывает в реальной жизни. Контуры очень прямые — ригидность. Контур эскизный, применяемый постоянно, — мелочность в лучшем случае, стремление к точности; неспособность к четкой позиции — (в худшем случае).
Схема обработки рисунка в тесте «Дом»
1. Схематическое изображение. 2. Детализированное изображение. 3. Метафорическое изображение. 4. Городской дом. 5. Сельский дом. 6. Заимствование из литературного или сказочного сюжета. 7. Наличие окон и их количество. 8. Наличие дверей. 9. Труба с дымом. 10. Ставни на окнах. 11. Размер окон. 12. Общий размер дома. 13. Наличие палисадника. 14. Наличие людей рядом с домом и в доме. 15. Наличие крыльца. 16. Наличие штор на окнах. 17. Наличие растений (количество). 18. Количество животных. 19. Наличие пейзажного изображения (облака, солнце, горы и т. д.). 20. Наличие штриховки по шкале интенсивности 1, 2, 3. 21. Толщина линий по шкале интенсивности 1,2,3. 22. Дверь открытая. 23. Дверь закрытая. «ДЕРЕВО»
Корни — коллективное бессознательное. Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии. Ветви — пассивность или противостояние жизни. Земля приподнята к правому краю листа — задор, энтузиазм. Земля опущена к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений. Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое. Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему. Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызывать тревогу. Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете. Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реального. Различная форма корней — желание жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении. Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром; выраженная тенденция сдержать агрессивность; колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, могущая быть источником внутреннего конфликта; заторможенные моральные проблемы. Двойственное расположение на листе — отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку; двойное желание: независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими; потребность жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки. Расположение с лева направо — увеличение направленности на внешний мир, на будущее; потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении. Форма листвы — круглая крона — экзальтированность, эмоциональность. Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования. Ветви опущены — потеря мужества, отказ от усилий. Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти. Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, непротивостояние ему. Листва-сетка, более или менее густая — большая или меньшая ловкость с целью избежать проблемных ситуаций. Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего. Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности. Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом. Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность. Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом. Ветви выходят из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для 7 лет. Ветви нарисованы одной линией — бегство от неприятностей реальности, ее трансформации и приукрашивание. Толстые линии — хорошее различение действительности. Листья-петельки — стремление использовать свое обаяние. Зигзаги в листве — осторожность и скрытность. Листва-сетка — уход от неприятных ощущений. Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние. Пальма — стремление к перемене мест. Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому опыту детства; трудности в принятии решений. Зачерчение, штриховка — напряжение, тревожность. Ствол зачернен — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность. Ствол — Желание походить на отца, померяться с ним силой, рефлексия неудач. Ствол в форме разломанного купола — острое ощущение внешнего принуждения и невозможность ему противостоять. Разделяющая линия в листве — пассивность, мягкость, податливость. Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи. Ствол из тонких линий, крона из толстых линий — способность самоутверждаться и действовать свободно. Листва из тонких линий — тонкая чувствительность, внушаемость. Ствол излишний с нажимом — решительность, активность, продуктивность. Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах. Линии ствола кривые — активность заторможена тревогой И мыслями о не преодолимое™ препятствий. «Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость. Ветви не связаны со стволом — уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка «убежать» от нее в мечты и игры. Ствол открыт и связан с листвой — хороший интеллект, нормальное развитее, стремление сохранить свой внутренний мир. Ствол оторван от земли — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная мало связаны. Ствол ограничен снизу — ощущение несчастья; поиск поддержки. Ствол расширяется книзу — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое «Я» против беспокойного мира. Изображение нижней четверти листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти. Изображение в нижней половине листа — менее выраженная зависимость и робость. Изображение на трех четвертых листа — хорошее приспособление к среде. Лист использован целиком — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листвы: страница делится на 8 частей 1/8 — недостаток рефлексии и контроля; норма для 4 лет; 1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия; 3/8 — хорошие контроль и рефлексия; 1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты; 5/8 — интенсивная духовная жизнь; 6/8 — высота листвы в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов; 7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты. Манера изображения Острая вершина — способность защищаться от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад; желание действовать на других, атаковать или защищаться, трудности в контактах; желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти; поиск безопасного убежища, против чувства покинутости для твердого положения, потребность в нежности. Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции. Два дерева — символизирует себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации). Добавление к дереву различных объектов — трактуется в зависимости от конкретных объектов. Пейзаж — сентиментальность. Перевернутый лист — независимость, признак интеллекта, рассудительность. Изображение земли одной чертой — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка. Изображение земли несколькими различными чертами — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Изображения земли, которые в совокупности касаются края листа несколькими совместными линиями, — спонтанный контакт, затем внезапное удаление, импульсивность, капризность.
«ЧЕЛОВЕК» Голова — сфера интеллекта (контроля); сфера воображения. Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека. Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности. Голова изображается в самом конце — межличностный конфликт. Нечеткая голова — застенчивость, робость. Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет. Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом); это их координационный признак. Подчеркнутая шея — потребность в защитном интеллектуальном контроле. Чрезмерно крупная шея — уступки своим слабостям и желаниям; выражение неподавленного импульса. Плечи, их размеры — признак физической силы или потребности во власти. Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или потребности во власти. Плечи мелкие — ощущение малоценности (никчемности), ничтожности. Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты. Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности. Плечи широкие — сильные телесные импульсы. Туловище угловатое или квадратное — мужественность. Туловище слишком крупное — неудовлетворенность, остро осознаваемые потребности. Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности. Черты лица: глаза, уши, рот, нос — рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью. Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать в отношениях. Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности. Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюцинации; особая чувствительность к критике. Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушать ее. Глаза закрыты или спрятаны под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов; враждебность. Глаза выпучены — грубость, черствость. Глаза маленькие — погруженность в себя. Подведенные глаза — грубость, черствость. Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя. Полные губы на лице мужчины — женственность. Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства. Рот впалый — пассивная зависимость. Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами. Ноздри — примитивная агрессия. Зубы четко нарисованы — агрессивность. Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость. Выражение лица подобострастное — незащищенность. Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности. Брови редкие, короткие — презрение, изощренность. Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремление к ней). Волосы сильно заштрихованы — тревога, связанная с мышлением или воображением. Волосы не заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову — субъектом управляют враждебные чувства. Руки — совершенное и чуткое приспособление к окружению, главным образом в межличностных отношениях. Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию. Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно, вытянутые в стороны — фиксирование действий или поступков, которые вышли из-под контроля. Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка. Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями); склонность контролировать проявление агрессивных враждебных влечений. Руки длинные и мускулистые — потребность в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации чего-либо. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления. Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межличностных отношениях. Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность. Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонности к импульсивному поведению. Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте. Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение. Большие руки и ноги у мужчины —- грубость, черствость. Сужающиеся руки и ноги — женственность. Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо. Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке. Руки, повернутые в стороны, достающие что-то — зависимость, желание любви, привязанности. Руки вытянуты по боками — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами. Руки сильные — агрессивность, энергичность. Руки топкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого. Рука как боксерская перчатка — вытесненная агрессия. Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность себе. Руки неясно очерчены — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях. Руки большие — компенсация ощущаемой слабости и вины. Руки отсутствуют в женской фигуре — материнская фигура как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая. Па/1ьцы отделены (обрублены) — вытесненная агрессия, замкнутость. Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия. Пальцев больше пяти — агрессивность, амбиции. Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия. Пальцев меньше пяти — зависимость, бессилие. Пальцы длинные — открытая агрессия. Пальцы сжаты в кулаки — бунтарство, протест. Кулаки прижаты к телу — вытесненный протест. Кулаки далеко от тела — открытый протест. Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы) — враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства. Ноги непропорционально длинные — сильная потребность к независимости и стремление к ней. Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости. Рисунок начат со ступней и ног — боязливость. Ступни не изображены — замкнутость, робость. Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность). Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости. Ноги отсутствуют — робость, замкнутость. Ноги акцентированы — грубость, черствость. Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межличностных отношениях. Ступни непропорционально длинные —'потребность безопасности; потребность демонстрировать мужественность. Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость. Лицо изображено так, что виден затылок, — тенденция замкнутости. Голова в профиль, тело в анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении. Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх, одиночество, подозрение.; Человек, изображенный в беге, — желание убежать, скрыться от кого-либо. Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия. Человек без определенных частей тела — отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных). Человек в слепом бегстве — панические страхи. Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость. Человек в профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции. Профиль человека амбивалентный: определенные части тела с другой стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации. Неуравновешенная стоячая фигура — напряжение. Кукла — уступчивость, переживание доминирования окружения. Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил. Фигура из палочек — увиливание и негативизм. Фигура Бабы-Яги — открытая враждебность к женщинам. Клоун, карикатура — переживание неполноценности и отверженности; враждебность, самопрезрение (у подростков). Фон, окружение, тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия. Забор для опоры, контур земли — незащищенность. Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте. Линия основы (земли) — незащищенность. (Необходимая точка отсчета или опоры для конструирования целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества, например «мальчик катается на тонком льду». Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.) Оружие — агрессивность. Разрыв линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта. Пуговицы, бляшка ремня, подчеркнута вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость. Комбинация твердых, ярких и легких линий, большие пальцы и руки, акцентированы глаза, пальцы, волосы; поза с широко расставленными ногами — грубость, черствость. Контур, нажим, штриховка — расположение. Мало гнутых линий, много острыхуглов — агрессивность, плохая адаптация. Закругленные (округлые) линии — женственность. Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость. Контур неяркий, неясный — боязливость, робость. Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность. Линии неодинаковой яркости — напряжение. Тонкие продленные линии — напряжение. Необрывающийся, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция. Эскизный контур — тревога, робость. Разрыв контура — сфера конфликтов. Подчеркнута линия — тревога, незащищенность; сфера конфликтов; регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали). Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность. Уверенные твердые линии — амбиции, рвение. Яркая линия — грубость. Сильный нажим — энергичность, настойчивость; большая напряженность. Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность. Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость. Неровный, неодинаковый нажим — циклотимичность, импульсивность, нестабильность; тревога, незащищенность. Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения. Штрихи укороченные — возбудимость. Штрихи удлиненные — отсутствие возбудимости. Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство. Короткие штрихи — импульсивное поведение. Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность. Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность. Штрихи угловатые, скованные — напряжение, замкнутость. Горизонтальные штрихи — воображение, женственность, слабость. Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства, настойчивости. Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность. Штриховка справа налево — ннтроверсия, изоляция. Штрихи слева направо — наличие мотивации. Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия. Стирания — тревожность, опасливость. Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка с улучшением) — хороший знак. Стирание с последующей порчей (ухудшением)рисунка — сильная эмоциональная реакция на рисуемый объект или на то, что он символизирует. Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт с собственно этой деталью или с тем, что она символизирует. Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию. Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувства дискомфорта и скованности. Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности. Недостаток симметрии — незащищенность. Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе. Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении. Отсутствие существенных деталей — интеллектуальная деградация или серьезное эмоциональное нарушение. Избыток деталей — вынужденная потребность наладить всю ситуацию, чрезмерная забота об окружении; характер деталей (существенные, несущественные или странные) — отражение специфичности, чувствительности. Лишнее дублирование деталей — неумение входить в тактичные и пластичные контакты с людьми. Недостаточная детализация — тенденция к замкнутости. Особо щепетильная детализация — Скованность, педантичность. Ориентация в задании: способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии неутерянного контакта с реальностью. Принятие задания с минимальным протестом —хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования. Извинения из-за рисунка — экстраверсия, потребность в поддержке; мелочность. Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом. Упорно рисует, несмотря на трудности — хороший прогноз, энергичность. Сопротивление, отказ от рисования — скрывание проблем, нежелание раскрыть себя.
Интерпретация признаков изображения в тесте «Рисунок несуществующего животного»
Это одна из наиболее распространенных проективных методик диагностики агрессивности детей. Проводится в режиме взаимодействия «психолог — ребенок» с целью выявления или уточнения черт личности, установок и психологических проблем ребенка. Поскольку методика проективная, первая ее особенность — умение ребенка фантазировать и отражать созданный образ в виде графического изображения или рисунка. Вторая особенность методики в том, что изображенный ребенком графический материал не только тесно связан с эмоциями, играющими роль в формировании образов фантазии, но и с реальными личностными и социальными проблемами ребенка. Третья особенность методики — метафоричность изображения, которая в процессе интерпретации рисунка переносится на личность ребенка и описывается уже в психологических категориях исходя из того, что, хотя процесс проекции и протекает без достаточного контроля сознания, он все же отражает сознательные установки ребенка. Методика проводится по стандартной процедуре. Вначале необходимо установить доверительный контакт с ребенком и лишь потом сообщить ему о характере задания. Инструкция: «Придумай и нарисуй несуществующее животное и назови его несуществующим названием». Далее можно уточнить, что нежелательно брать животное из мультфильмов, так как оно уже кем-то придумано; вымершие животные тоже не подходят. Для рисования необходим простой карандаш средней твердости, неостро отточенный (ручкой, фломастером рисовать нельзя). Лист бумаги — стандартный, белый или кремовый, но не глянцевый. Бумага должна быть расположена вертикально. Аспекты анализа рисунка разделяются на формальные и содержательные. К формальному аспекту относятся: • семантика расположения в пространстве; • графологические признаки. Формальные аспекты анализа Семантика пространства проективного рисунка. Пространство рисунка семантически неоднородно. Оно связано с эмоциональной окраской переживаний и временным периодом — настоящим, прошедшим и будущим, а также с действительным и идеальным. Пространство сзади и слева от субъекта связано с прошлым и с бездеятельностью (с отсутствием активной связи между замыслом, планированием и его осуществлением), а пространство впереди и справа — с периодом будущего и активностью. Л ист бумаги является двумерной проекцией этого пространства. На листе левая сторона и низ рисунка связаны с отрицательно окрашенными эмоциями, депрессией, неуверенностью, пассивностью, а правая сторона (соответственно доминантной правой руке) и верх — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий. В норме рисунок расположен по средней линии (или несколько левее) и чуть выше середины листа бумаги (см. приложение). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, неудовлетворенность собственным положением в обществе и недостаточным признанием окружающих, претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, потребность в признании. Повышение положения рисунка на листе бумаги коррелирует со стремлением соответствовать высокому социальному стандарту, (стремлением к эмоциональному принятию со стороны окружения, а также связано с уменьшением фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Положение рисунка в нижней части листа — обратный показатель: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем социальном положении, отсутствие стремления быть принятым окружением, склонность к фиксации на препятствиях к достижению ситуативных потребностей. Правая и левая полуплоскость листа имеют противоположную каннотацию по оппозициям пассивность — деятельность, внутреннее — внешнее, прошлое — будущее. Соответственно расцениваются местоположение рисунка вправо и влево от средней линии листа, а также ориентация головы и тела животного вправо, [ево, в фас. Местоположение рисунка, скорее, символизирует готовые к реализации состояния и реакции на момент рисования, в то время как ориентация головы и тела символизирует общую направленность в сторону достижения тех или иных состояний в рамках указанных оппозиций. Голова, повернутая вправо, —- устойчивая тенденция к действию: почти все, что обдумывается и планируется, осуществляется, или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца); настроенность на реализацию своих установок и намерений. Голова, повернутая влево, — тенденция к рефлексии, к размышлению, «не человек действия»; лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализовываться; нередко это также нерешительность, страх перед активными действиями; отсутствие притязаний на самоутверждение во внешне-преобразовательной деятельности, отсутствие склонности к доминированию, фиксация на какой-либо ситуации в прошлом. Положение головы в анфас — эгоцентризм; сходные параметры уровня притязаний с поворотом влево; иногда прямота, бескомпромиссность, сформировавшиеся как реакция на глубинное чувство незащищенности. Сдвиг рисунка вправо — акцентирование будущего, мужских черт характера, стремление к контролю над ситуацией, ориентация на окружающих, экстраверсия. Сильный сдвиг рисунка вправо (наблюдается редко) — «бунтарство», неподчинение. (Выявлена значительная связь между сдвигом вправо и рядом показателен фрустрационного теста С. Розенцвейга. Соответственно повышался удельный вес экстрапунитивных реакций с целью эго-защиты, общее количеств» направленных вовне реакций и уровень агрессивности. Связь активного отстаивания собственной правоты со сдвигом рисунка вправо хорошо иллюстрирует связь рисунка с языковой мета форой.) Сдвиг рисунка влево — акцентирование прошлого, нежелание участвовать в ситуации, склонность к принятию вины и ответственности на себя, застенчивость, интроверсия; преобладание интропунитивных реакций, снижение уровня внешненаправленной агрессивности и реактивности. Двухголовые (и более) животные и «тяни-толкай» — выражение противоречивых тенденций. Необходимо осторожно подходить к интерпретации рисунков, занимающих более 2/3 площади листа бумаги, а также к рисункам, выходящим за срез листа: они могут не подчиняться указанным семантическим закономерностям. Особую категорию составляют маленькие рисунки, расположенные в левом верхнем углу листа. Этот тип локализации часто свидетельствует о высокой тревожности, склонности к регрессивному поведению И эскапизму (желание выйти из ситуации, уход в прошлое либо в фантазию), избеганию новых переживаний. Возможна выраженная дисгармония между самооценкой и уровнем притязаний (актуальным и идеальным образом «Я»). Эти рисунки также могут не подчиняться общим семантическим закономерностям. Проективное пространство рисунка является символом всех возможных пространств, с помощью которых могут быть метафорически охарактеризованы личность и характер индивида. Чаще всего оно символизирует социальную среду в различных ее аспектах (ценностном, объектном, коммуникативном, временном, эмоциональном и т. д.). В плане интерпретации эти аспекты играют роль контекстных рамок, ограничивающих многозначность образа. К интерпретационным приемам работы с пространством относится акцентирование внимания на ощущениях, вызванных рисунком (например, шаткость — устойчивость, что относится к ориентации в социуме, самооценке и пр.). Можно попытаться представить, куда будет двигаться животное, если «открепить» его от плоскости (вправо, влево, вверх, вниз), или оно останется на месте. Можно попытаться определить, насколько однозначен и противоречив рисунок движения животного (например, 6д-: часть фигуры движется в одном направлении, а другая этому препятствует либо движется в противоположном направлении). Графологические признаки интерпретации 1. Уровень наличных технических средств воплощения образа в графике (анализ характеристик идеомоторного акта). 2. Пространственно-символический аспект. К первому аспекту относится анализ линий. Для нормы характерна линия со средним равномерным нажимом и четкими Соединениями. Колеблющаяся, прерывающаяся линия, «островки» перекрывающих друг друга линий, несоединенные углы, «запачканные» рисунки говорят о легкой напряженности, повышенном уровне тревожности, что свойственно невротикам. Контуры рисунка здесь могут быть размытыми, «волосатыми», во всем исполнении могут чувствоваться неуверенность, неловкость. Характер линии служит одним из индикаторов общей энергии. Слабая паутинообразная линия («возит карандашом по бумаге», не нажимая на него) — признак экономии энергии, астенизации, снижения общего тонуса. При пониженном фоне настроения встречается достаточно редко и сочетается с экономией линии и деталей. Противоположный характер линии не является основанием для полярных характеристик: это признак энергии, а следствие — увеличения тонуса мускулатуры в связи с тревожностью. Особо следует обращать внимание на резко продавленные линии, видимые с обратной стороны листа (судорожный, высокий тонус рисующей руки), являющиеся признаком резкой генерализованной тревожности, а также на то, какая деталь, какой символ выполнен с увеличением нажима, т. е. К чему привязана тревога. О повышении тревожности говорит наличие штриховки внутри контура фигуры и различных деталей. Во втором аспекте анализируются направление линии и характер контура рисунка. «Падающие» линии и преимущественное направление сверху вниз и влево свидетельствуют о быстро истощаемом усилии, низком тонусе, возможной депрессии. «Поднимающиеся» линии, преобладание движения снизу вверх и направо — хорошее энергетическое обеспечение движения, склонность к трате энергии, агрессивности. Контур фигуры традиционно трактуется как граница Я и социума, символизируемого окружающим пространством. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутость, закрытость своего внутренне! мира, нежелание сообщать о себе сведения окружающим, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки дают очень oограниченную информацию о себе. Контур фигуры анализируют по наличию или отсутствию выступов типа шипов, панцирей, игл, прорисовке или затемнении линии контура. Это означает защиту от окружающих: агрессию, если они выполнены в острых углах; страх и тревогу, если есть затемнение, «запачкивание» линии контура; опасение и подозрительность, если поставлены «щиты», заслоны, линия удвоена Направленность такой защиты соответствует пространственном;, положению. Верхний контур — защита против вышестоящих, против лиц, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту, родителей, учителей. Нижний контур — защита против насмешек, отсутствия авторитета, т. е. против нижестоящих младших, подчиненных, боязнь осуждения. Боковые контуры — недифференцированная опасливость, готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое — элементы, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного; справа — больше в процессе реальной деятельности, слева — больше в сфере своих мыслей, убеждений, вкусов. Степень агрессивности оценивается количеством, расположением и характером острых углов в рисунке независимо от их связи с той или иной деталью. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, клювы, зубы. Контур также может рассматриваться как оболочка, символ контроля со стороны Я за собственной эффективностью, проявлением вовне. Укрупненные рисунки свидетельствуют о повышении аффекта, эгоцентризме, повышенном значении собственной персоны. При этом учитывают, что дети рисуют крупнее взрослых, девочки рисуют крупнее, чем мальчики. Мелкие рисунки отражают депрессию, подавленность, угнетенность, повышенный самоконтроль. Уверенные, хорошо стыкующиеся линии, упругая пластичность контура являются показателями хорошего контроля собственной эффективности. При повышенной возбудимости, плохой контролируемости по интенсивности аффективных проявлений появляются увеличенные рисунки с плохо пристыкованными, имеющими перерывы, но энергичными линиями контурадающими впечатление разрывания оболочки изнутри наружу. Ощущение ригидности, хрупкости оболочки при отсутствии теплоты в общем впечатлении от рисунка может являться призом длительно подавляемой эмоциональности либо нивелирования, уплощение эмоциональной сферы.
Содержательный анализ рисунка 1. Центральная сусловая часть фигуры (голова или ее заместители). Значение рас положенных на голове деталей, соответствующих органам чувств. Уши — заинтересованность в информации и значимость мнения окружающих о себе. Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ — повышенная речевая активность (болтливость); в сочетании с прорисовкой губ — чувственность, иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно зачерченный, — облегченность возникновения опасений, страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: «огрызается», грубит в ответ на обращение к нему высказывания отрицательного содержания, осуждения или порицания. Зачерченный рот округлой формы — боязливость, тревога. Глаза — символ переживания страха, особенно при резкой прорисовке радужки. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры в поведении, для мужчин — женственные черты характера (с прорисовкой зрачков совпадает редко); заинтересованность в восхищении окружающих внешн«ей красотой и манерой одеваться, придание большого значения .внешности. Дополнительные детали на голове Рога — защита или агрессия (в сочетании с другими признаками агрессии — когтями, щетиной, иглами и пр. — определяется характер агрессии: спонтанный или защитно-ответной). Перья — тенденция к самоукрашению и самооправданию, демонстративность. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание женщинами свое го пола, ориентация на свою социальную роль. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 262. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |