Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Правовые отношения могут регулироваться 2-мя методами: 




1) Метод власти и подчинения (императивный)

2) Метод юридического равенства (диспозитивный). Те отношения, которые регулируются методом юридического равенства, являются частноправовыми. Отношения, которые регулируются методом власти и подчинения – публично-правовые. Границы между частным и публичным правом исторически меняются. Одни и те же общественные отношения в разные эпохи могут регулировать либо методом равенства, либо методом власти и подчинения. Частное право изменяется значительно медленнее, чем публичное, оно более стабильно.

 2. Система РЧП, Дуализм гражданского права.

 1.Цивильное (от лат. civitas — «город»), или квиритское, право (римляне называли себя квиритами в честь бога войны Яна Квирина) — совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее — сената.

Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан.

Основными памятниками права, относящимися к цивильному праву, являлись: законы XII таблиц (принятые в 451–450 г до н.э.), а также более поздние законы, принятые народными собраниями; постановления сената или сенатусконсульты, комментарии жрецов и юристов. Средством защиты исков в цивильном праве  были только законные иски.

Важнейшие черты квиритского (цивильного) права:

1) Национальная исключительность и характер права.

2) Замкнутость правовой системы.

3) Системность и строгость права (допускалось только буквальное толкование правовых норм).

4) Формализм (такой порядок юридической оценки актов, в котором юридическое значение приписывается только определенной форме акта (если нарушена форма, значит, нет самого акта)).

Сделки, в которых выражался формализм:

1. манципационные сделки

2. виндикационные сделки – те сделки, которые заключаются в ходе гражданского процесса (эмансипация, инъюрецессия).

3. стипуляция

4. литеральные контракты.

Цивильное право по своему характеру было консерватив­ным и малоподвижным. Интерпретационная практика с трудом применяла казуистичные постановления цивильных законов, но и она не справлялась под напором быстро меняющихся общественных отношений. Сплошь и рядом создавались такие отношения, для которых в цивильном праве не было никакой нормы. Жизнь постоянно выдвигала требование привести в со­ответствие старые нормы права с новыми условиями.

2. Преторское право – это система права, которая сложилась в практике деятельности преторов (магистров), то есть специально уполномоченных государственных чиновников, ведавших вопросами юриспруденции.

По определению римского юриста Папиниана, «преторское право – это то, что преторы ввели в общественных интересах для поддержания, дополнения и исправления цивильного права».

Источники преторского права: эдикты преторов.

Эдикты преторов содержали в себе программу их деятельности на время службы, а также информацию о характере обстоятельств, при которых предоставлялась судебная защита

Должность городского претора была учреждена в 367 г. до н.э.

Он имел полномочия по судебным делам, субъектами которых были римские граждане, обладал правом imperium (т.е., в частности, имел право издавать общеобязательные эдикты и интердикты). Помимо текущих, претор издавал эдикт на год (т.е. на весь срок своих полномочий). Обычно новый претор сохранял нормы такого постоянного эдикта предыдущего претора, соответствующие жизненным условиям, дополняя их чем-то своим, со временем сложился определенный правовой массив, переходящий из эдикта в эдикт.

Преторы не обладали законодательными полномочиями, но могли предписывать и проводить в жизнь своей властью различные мероприятия, которые признавали целесообразными. С середины II в. до н.э. в Риме был введен новый, формулярный порядок гражданского процесса (начало этой реформе судопроизводства было положено законом Эбуция- lex Aebutia (ок. 160 г. до н. э.). Как и ранее, процесс проходил две стадии: 1-я (in iure) - у претора (или др. судебного магистрата), 2-я (in iudicio) - у назначенного им судьи.

В 1-й стадии истец обосновывал иск, ответчик приводил возражения. Претор не проверял фактических обстоятельств дела. Он возлагал это на судью, а сам устанавливал только, обоснован ли предъявляемый иск (если приводимые истцом факты подтвердятся) и заслуживают ли внимания (при том же условии) возражения ответчика. По новому порядку претор получил право, решая вопрос об обоснованности иска, вырабатывать собственную инструкцию для назначаемого по данному делу судьи, т.н. формулу (отсюда «формулярный» процесс), являвшуюся для судьи обязательной. Руководя, таким образом, гражданским процессом, претор в тех случаях, когда развитие хозяйственной жизни не могло довольствоваться старыми нормами цивильного права, стал удовлетворять возникавшие на этой почве новые запросы. С этой целью он иногда отказывал в иске при таких обстоятельствах, когда по цивильному праву лицо должно было получить защиту, и, наоборот, допускал иск в случаях, не предусмотренных цивильным правом. При каких именно обстоятельствах будет допускаться иск и в каких случаях в иске будет отказано (хотя бы по цивильному праву данное отношение пользовалось защитой), объявлялось претором заранее в его эдикте.

Таким образом, формально ничего не меняя в цивильном праве, претор в одних случаях оставлял без применения отдельные устаревшие его нормы, а в других - давал судебную защиту отношениям, не предусмотренным цивильным правом, и этим по существу создавал новые нормы. Эти нормы являлись обязательными.

Вместе с тем, преторское право не отменяло цивильное. Последнее просто переставало действовать на практике, становилось "мертвым", в этом проявлялся дуализм римского права. Так, параллельно с институтом квиритской собственности (по цивильному праву) существовал институт бонитарной собственности (по преторскому праву) ,наряду с цивильным наследственным правом - преторское наследственное право.

Кодификация преторского права. В 125-138 гг. н. э юрист Сальвий Юлиан (по поручению императора Адриана) выработал редакцию "постоянного преторского эдикта" (edictum perpetuum), которая в дальнейшем уже не изменялась и вошла в историю как Юлианов эдикт. Правда, edictum perpetuum не был признан законом, но по предложению императора особый сенатусконсульт объявил его неизменяемым; право делать прибавления и дополнения было оставлено лишь за императором. Таким образом, развитиие преторского права прекратилось.

Взаимосвязь цивильного и преторского права выражалась в деятельности римских юристов, которые комментировали как цивильное, так и преторское право.

Юрист Марциан называл преторское право живым голосом цивильного права в том смысле, что преторский эдикт быстро откликался на запросы общественной жизни и интересы господствующего класса и удовлетворял их.

В 4-5 вв. н.э.происходит постепенное сближение цивильного и преторского права, завершившееся их окончательным слиянием в Юстиниановой кодификации (534 г н.э.).

3. Право народов (перегринское) – это правовые нормы, заимствованные от покоренных и союзных народов, в противоположность специфически римскому «квиритскому праву».

Данные правовые нормы являлись частью римского законодательства и сложились во время разрешения споров между римскими гражданами и иностранцами (перегринами): преторы в таких случаях руководствовались нормами, общераспространенными у окружающих римлян народов (финикийцев, греков, египтян и др.), и по мере накопления такого рода прецедентов эти нормы становились частью римской системы права

Право народов  появилось во второй половине существования Республики в Древнем Риме, когда он стал центром всемирной торговли. С развитием торговли, в Римскую Республику стали прибывать торговцы из разных стран, которые именовались иностранцами (peregrini). Так как цивильное право не предусматривало для иностранцев никакой защиты, возникла необходимость урегулирования правовых отношений как между самими иностранцами на территории Рима, так и в случае, когда одной стороной являлся римский гражданин, а другой — иностранец. Разбором таких конфликтов занимался перегринский претор (был учрежден в  242 г. н.э.).

Источниками права народов являются эдикты преторов и магистратов по делам иностранцев.

По сравнению с цивильным правом право народов высокоразвито, имеет хорошо разработанные юридические конструкции.

В праве народов  появляются новые средства защиты: преторские иски, реституция, интердикт и введение во владение (неисковой способ защиты).

В праве народов появляется критерий доброй совести (bonae fidei) и справедливости (aequitas) при решении вопроса о действительности сделки. В отличие от цивильного права, где была важна форма сделки, в праве народов на первое место вышел критерий содержания сделки. Сделка могла быть признана действительной и с нарушением формы.

Различие между правом народов и цивильным правом потеряло своё значение после принятия закона Каракаллы, распространившего римское гражданство на все население Империи (212 год).  

В эпоху рецепции римского права в Европе право народов привело к возникновению в науке и практике государств понятия «международное право».

4. Естественное право – это совокупность основополагающих принципов и прав, вытекающих из самой природы человека и не зависящих от социальных условий, государства и действующих в нем правовых норм.

Ульпиан следующим образом определяет его (Д.1.I.3): “Естественное право - это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права”.

Естественное право римляне понимали как некий высший закон, как состояние порядка в природе и обществе. Законы (иные акты людей), устанавливаемое людьми позитивное право, не должны нарушать этот всеобщий порядок. Нарушение этого порядка, следовательно, естественное право, порождает бесправие, произвол, беззаконие (параномию). Напротив, соответствие человеческих установлений естественному праву порождает справедливость (aequitas), которая и является целью права.

Такое понимание права соответствует следующему высказыванию Павла (Д.1.I.11.): “...право означает то, что всегда является справедливым и добрым - каково естественное право”.

Следовательно, то, что не порождает справедливость, не имеет ценности права.

Слияние цивильного, преторского права и права народов в единое целое происходит в результате их сближения, взаимопроникновения в практической деятельности преторов, юристов, путем императорских распоряжений. Этот процесс завершается в Своде законов императора Юстиниана в VI в. н.э.

3. Деление права на писаное и неписаное. Закон как источник РП.

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным (юс скриптум) и неписаным (юс нон скриптум).

Писаное право – это закон и другие нормы, исходящие от органов власти и зафиксированные ими.

Неписаное право – это нормы, которые складываются в самой практике. Если правила поведения людей не получают признания и защиты от гос. власти, они остаются простыми обычаями. Если обычаи признаются и защищаются государством, они становятся юридическими обычаями, составляют обычное право, а иногда признаются гос. властью, придающей им форму закона.

Формы права зависели от конкретных условий, определяющих политику государства в определенное время и в определенном месте. Формирование обычаев является результатом их неоднократного применения, где правило, если оно признано государством, превращается в норму, обязательную для применения.

 

 

Обычное право представляет собой древнейшую форму образования римского права.

mores majorum – обычаи предков

usus – обычная практика

commentarii pontificum – обычаи, сложившиеся в практике жрецов

commentarii magistratuum – обычаи, сложившиеся в практике магистров

commetudo – обычай (в императорский период)

В течение долгого времени писаных законов вообще не было. В этом не было необходимости, можно было обойтись обычным правом. Мнение о том, что в царский (дореспубликанский) период издавались «легес реджиа» - царские законы (Сервий Туллий издал 50 законов о договорах и деликтах) недостоверно. Даже законы 12 таблиц представляли собой кодификацию обычаев.

По мере укрепления и расширения государства неписаное обычное право уступает место закону и другим формам правообразования. Императоры вели борьбу с обычаями, устранявшими действие закона, когда говорили,что закон «ин десъютудинем эбит» т.е. перестал применяться (нома закона 12 таблиц о штрафе утратила силу). Обычай значителен, но он не может быть сильнее закона.

Законы (leges) – главное воплощение римского писаного права.

Для признания правового предписания в качестве закона необходимо было, чтобы он исходил от имеющего соответствующие полномочия органа, т. е. так или иначе воплощал весь римский народ, и чтобы он был надлежащим образом обнародован: тайный правовой акт не мог иметь верховной юридической силы. Для его принятия закон должен был быть доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговременно на специальном месте форума.

«Законы – имеющие предписывающий характер общие постановления, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом». Закон для придания ему должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Иногда наименование было двойным по двум именам, например закон Валерия-Горация.

Закон должен был содержать обязательные элементы:

1) praescriptio – вводная часть, или указатель обстоятельств издания;

2) rogatio – текст закона, который мог подразделяться на главы и т. п.;

3) sanctio – последствия нарушения закона и ответственность нарушителей.

Древнейший закон – Leges XII tabularum 451 г. до н. э. (Законы XII Таблиц). Их появление объясняют борьбой плебеев с патрициями за ограничение произвола. Законы XII таблиц установили одинаковые нормы для коренных жителей и плебеев, но не провели их равенства. Содержание Законов XII Таблиц отражает жизнь Рима – земледельческого общинного натурального хозяйства. Нет норм о меновой торговле, об обязательствах, за исключением займа.

Кроме законов 12 таблиц важное место имеют: «лекс поетелиа» (Пэтелиев закон IV в.до н.э) отменивший продажу в рабство; «лекс Аквилиа» (Аквилиев закон около 286 г. до н.э.) об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей.

Виды законов:

– lex perfecta, нарушение которых влечет недействительность сделки;

– lex minus quam perfecta – влечет невыгодные последствия без признания сделки недействительной;

– lex imperfecta – без санкции.

В Риме республиканского периода законами являлись постановления народного собрания – plebiscita. Причем народное собрание не имело законодательной инициативы. Чиновник, имеющий право созыва народного собрания, выдвигал на нем свой законопроект, который либо принимался в предложенном виде, как правило, с именем автора (uti rogas), либо отвергался полностью (antiquo). Частичные изменения в законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допускала.

Подвиды римских законов:

– lex как постановление народного собрания, имеющее высшую юридическую силу;

– plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины, которые стали иметь силу закона по закону Гортензивса 258 г. до н. э. В период с I до середины III в. основной формой законодательства стали постановления Сената – сенатусконсульты (senatusconsulta). Однако реально сфера сенатусконсульта все же несколько отличалась от полного закона: известные по содержанию сенатусконсульты в основном касались правовых форм деятельности магистратов и применимости их полномочий к разным территориям и типам правоприменения. С укреплением императорской власти они были вытеснены постановлениями императора – конституциями. Конституции приобретают наименование leges, в отличие от прежде созданного права – jus vetus.

Императорские законы носили название конституций и существовали в виде:

1) эдикты – общие распоряжения, обращенные к населению.

2)рескрипты – распоряжения по отдельным делам.

3)мандаты– инструкции для чиновников.

4) декреты – решения по поступавшим на рассмотрение императора спорным делам.

В период абсолютной монархии императорские законы стали именоваться «легес», встречаются новые термины: «легес генералес», «санкцио прагматика».

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...