Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» ПО Л.С. ВЫГОТСКОМУ




 

Лев Семенович Выготский разработал концепцию о зонах ближайшего развития.

Основной постулат концепции состоит в том, что ребенок является самостоятельным субъектом деятельности, активно взаимодействующим с внешней средой. Задача обучения - создать такие условия среды, которые обеспечивают максимально прогрессивное взаимодействие.

Введение феномена «зона ближайшего развития» позволило педагогике выработать стратегическое направление в процессе организации обучения: развивать только то обучение, которое ориентировано на «зону ближайшего развития» данного ребенка. Обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый результат.

Зона ближайшего развития (далее ЗБР) — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, «итоги развития на вчерашний день», а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей, а возможности обучения во многом определяются именно ею уровень развития.

Л.С. Выготский выделял два уровня развития:

1. Зона актуальногоразвития, т.е. уровень психического развития, позволяющий ребенку осуществлять полностью самостоятельные действия.

2. Зона ближайшегоразвития, т.е. уровень активности психических свойств, позволяющий осуществить действия с помощью взрослых. Эта помощь собственно и есть обучение.

Зона ближайшего развития – логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала в совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития.

Именно активное поведение в «зоне ближайшего развития» позволяет ребенку переходить на новый уровень самостоятельного поведения. По мере обучения «зона ближайшего развития» становится «зоной актуального развития», а новый уровень психической активности, включенный в более сложную систему взаимодействия с взрослым, формирует новую «зону ближайшего развития». Так циклично обучение «ведет» за собой развитие.


 


ВЫВОДЫ

Изучив литературу по данным вопросам можно сделать следующие выводы:

1. Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем различных отраслей психологии и педагогики.

2. Традиционно принято выделять несколько подходов к решению  проблемы соотношения обучения и развития:

- Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение - это чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка.

- Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания.

- Обучение идет впереди развития и ведет его за собой.

3. Л.С. Выготский считал, что развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов.

Таким образом, движущая сила развития у человека — это обучение.

4. Л.С. Выготский ввел понятие «Зона ближайшего развития» — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.  

Л.С. Выготский выделял два уровня развития:

1. Зона актуальногоразвития, т.е. уровень психического развития, позволяющий ребенку осуществлять полностью самостоятельные действия.

2. Зона ближайшегоразвития, т.е. уровень активности психических свойств, позволяющий осуществить действия с помощью взрослых. Эта помощь собственно и есть обучение.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении всей истории образования предпринимались попытки разработки и внедрения в практику обучения психологически ориентированных методических концепций, основанных как на зарубежном педагогическом опыте, так и на разработках отечественных педагогов и психологов.

Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки.

Огромный вклад в вопрос соотношения обучения и развития внес Л.С. Выготский. Он считал, что обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость.

Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Лев Семенович является автором таких феноменов, как «уровень актуального развития» и «зона ближайшего развития». Всю свою жизнь он посвящал важнейшим вопросам педагогики и психологии.

В современном мире идеи Л.С. Выготского не забыты и находят свое воплощение в работах его последователей.



ЛИТЕРАТУРА

1. Габай, Т.В. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Т.В. Габай. – Москва: Издательский центр «Академия», 2008. – 240с.

2. Клюева Н.В. Педагогическая психология: учебник студентов высших учебных заведений / Н.В. Клюева, С.Н. Батракова, Ю.Л. Варенова. – Москва: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2003. – 400с.

3. Мухина, В.С. Детская психология: учебник для студентов педагогических институтов / В.С. Мухина. – Москва: Просвещение, 1985. – 272 с.

4. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология: учебное пособие / А.Н. Фоминова. – Москва, 2013. – 333 с.

5. Электронный ресурс. Режим доступа: https://author24.ru/spravochniki/psihologiya/razvitie_psihiki_v_ontogeneze/koncepciya_l_s_vygotskogo/ . (дата доступа 10.03.2018)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 447.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...