Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соотношение обучения и развития в теории Л.С.Выготского




РЕФЕРАТ

На тему: «Проблема соотношения обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития»»

 

 

группа З-ППО-17/3

Заочная форма обучения

Бухтиярова Марта Львовна

Руководитель:

ст. преподаватель

Петрусенко Юлия Николаевна

Дата проверки работы_______________

Оценка____________________________

Подпись руководителя_______________  

 

 

Донецк 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ.. 4

1.1.Общие характеристики понятий обучения и развития. 4

1.2. Соотношение обучения и развития в теории Л.С.Выготского. 6

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ «ЗОНЫ БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ» ПО Л.С. ВЫГОТСКОМУ 8

ВЫВОДЫ.. 10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 11

ЛИТЕРАТУРА.. 12

 




ВВЕДЕНИЕ

 

Единство концептуального подхода к обучению и соответствующих педагогических техник — условие реализации развивающего подхода в обучении. На протяжении всей истории образования предпринимались попытки разработки и внедрения в практику обучения психологически ориентированных методических концепций, основанных как на зарубежном педагогическом опыте, так и на разработках отечественных педагогов и психологов.

Ученые пытались создать новые модели обучения, направленные на развитие тех или иных психологических процессов, а также личности обучаемых. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как и понятие «обучение».

Проблема соотношения обучения и развития – одна из центральных тем психологии развития. Решая данную проблему, мы получаем ответы на вопросы: в какой мере социальное окружение человека оказывает влияние на его развитие? Всякое ли обучение развивает ребенка? Затем в соответствии с этим организуется практика педагогического воздействия на подрастающее поколение, практика психологической диагностики и коррекции.

Над вопросом взаимосвязи обучения и развития работали многие выдающиеся педагоги и психологи: Ж.Пиаже, Синклер, Бове, Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, П. Я. Гальперин и другие.

Вопрос соотношения обучения и развития остается актуальным и в современном мире. Множество педагогов и психологов продолжают выдвигать различные концепции.


 


ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

Связь обучения и развития человека — одна из центральных проблем различных отраслей психологии и педагогики. Говоря об основной цели любой системы образования — развитии личности обучающегося, следует, прежде всего, подчеркнуть одно из основных положений современной педагогической психологии, согласно которому обучение является не только условием, но и основой и средством психического и в целом личностного развития человека. Существен вопрос о характере соотношения обучения и развития.

 

Общие характеристики понятий обучения и развития

При рассмотрении вопроса соотношения обучения и развития важно выделить, что такое обучение и что такое развитие в широком смысле.

Развитие есть сложное эволюционное, поступательное движение, в ходе которого происходят прогрессивные и регрессивные интеллектуальные, личностные, поведенческие, деятельностные изменения в самом человеке.  Развитие, особенно личностное, не прекращается до момента прекращения самой жизни, меняясь только по направлению, интенсивности, характеру и качеству. Общими характеристиками развития являются: необратимость, прогресс/регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения. В качестве факторов, определяющих психическое развитие, В.С.Мухина рассматривает его предпосылки, условия и связь развития и внутренней позиции ребенка.

Обучение предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире — жизненного опыта от учителя к учащемуся.

Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки. Какова взаимосвязь между двумя этими понятиями? Насколько они влияют друг на друга? Или они тождественны?

Традиционно принято выделять несколько подходов к решению проблемы соотношения обучения и развития:

1. Обучение и развитие являются независимыми процессами. Обучение – чисто внешний процесс, который не может активно влиять на психическое развитие ребенка. Прежде чем появится возможность чему-то научить ребенка, должны созреть определенные функции. Развитие предшествует обучению, следовательно, обучение просто надстраивается над развитием, и здесь снимается всякий вопрос о коррекции дефективного развития, активности ребенка и т.п. Приверженцы: Жан Пиаже, Бове.

2. Обучение и развитие – это одно и то же. Развитие равно обучению. Ребенок приобретает индивидуальный опыт, научается по мере созревания. В этом случае он полностью зависит от той культурной среды, в которой растет, и его можно научить всему, что необходимо взрослому. По мнению У. Джемса и Э. Торндайка, развитие и обучение – совпадающие по времени процессы. Ребенок провозглашается пассивным существом, личностно не включенным в процесс обучения.

3. Обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Развитие и обучение – не совпадающие по времени процессы, между ними существует сложная, меняющаяся в течение жизни взаимозависимость. Этот подход характерен для культурно-исторической теории развития Л.С. Выготского. Здесь обучение понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение – движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения – создание возможности овладения собственным поведением.


Соотношение обучения и развития в теории Л.С.Выготского

 

Лев Семенович Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. Детское развитие имеет свой ритм и темп, который меняется в разные годы жизни (год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).

Развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослых. Лев Семенович выделил закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития — закон развития высших психических функций.

Согласно Л.С. Выготскому, высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения ребенка, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь потом они становятся индивидуальными функциями и способностями самого ребенка. Так, сначала речь выступает как средство общения между людьми, но в ходе развития она становится внутренней и начинает выполнять интеллектуальную функцию. Отличительные особенности высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно в процессе овладения специальными средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.

Развитие высших психических функций происходит в процессе обучения, в процессе усвоения заданных образцов. Детское развитие подчиняется не биологическим законам, а общественно-историческим законам. Развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.

Таким образом, движущая сила развития у человека — это обучение. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимосотрудничества с окружающими, а затем становятся достоянием самого ребенка.

Решая проблему взаимосвязи обучения и развития, Л.С. Выготский выделяет два уровня развития ребенка: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой – в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития). Данная идея имеет принципиальное значение для понимания процесса организации обучения, диагностики индивидуального развития и успешности обучения. По мнению Л.С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в онтогенезе. Сотрудничество может приобретать и форму подражания, но подражание возможно только потому, что лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка. Подражание делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.

Л. С. Выготский показывает, каким образом обучение и развитие способствуют становлению уровней психического развития. Выделяется два уровня психического развития:

- Зона ближайшего развития

- Уровень актуального развития

Обучение – социально, это внешняя форма психических процессов, оно составляет основу «зоны ближайшего развития». Развитие – это внутренняя форма психических процессов; оно лежит в основе уровня актуального развития.

 


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 626.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...