Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Требования к содержанию методических разработок




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

о методических разработках

 

Рудный, 2013

 

Методические указания подготовлены методической службой Рудненского социально-гуманитарного колледжа с целью повышения эффективности профессионального образования и самообразования педагога колледжа.

Предназначены для преподавателей и студентов Рудненского социально-гуманитарного колледжа имени И. Алтынсарина.

 

 

Автор-составитель: Гомонова В.Г., заместитель директора по научно-методической работе

 

 

Рассмотрено на заседании учебно-методического совета

Протокол №___от «__»_________________20__г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1. Общие положения ……………………………………………………….. 4

2. Классификация методических разработок ……………………………… 5

3. Структура методической разработки ……………………………………. 6

4. Требования к содержанию методических разработок …………………. 7

5. Основные требования к оформлению методических разработок ……… 8

 

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом РК «Об образовании»; Уставом колледжа.

 

      1.2. Настоящее Положение устанавливает требования к содержанию, структуре и оформлению методических разработок преподавателей.

 

      1.3. Методическая разработка - это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом.

 

      1.4. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.

 

      1.5. Главная цель методической работы педагогического коллектива Колледжа - совершенствование квалификации и профессионализма преподавателя, повышение его компетентности, а также создание методических систем обучения, ориентированных на развитие профессиональных компетенций студентов в соответствии с будущим профилем их деятельности и современными условиями информатизации общества.

 

      1.6. В зависимости от цели, задач, качества и значимости, методическая работа может быть разных уровней:

 1 уровень - преподаватель работает с литературой с целью изучения и накопления материала для последующего изменения содержания преподавания, изучает передовой опыт по проблемам разрабатываемой темы;

 2 уровень - преподаватель использует в работе элементы изученного передового опыта, изменяет содержание и технологию обучения. Представляет методическую работу в виде цикла лекций, описаний лабораторных и практических работ;

 3 уровень - преподаватель создает новую систему, несущую элементы передовых подходов, творчества, диалектического стиля мышления. Результатом этой работы могут быть дидактические пособия, учебно-методический комплекс по разделу или теме, включающий цикл уроков или внеклассных мероприятий;

 4 уровень - преподаватель создает работу творческого характера: разрабатывает авторскую программу и проводит экспериментальную работу по ее внедрению, разрабатывает новые дидактические пособия или новые формы и методы обучения;

 5 уровень - преподаватель принимает участие в исследовательской или экспериментальной работе по созданию новых дидактических и технологических систем. Разрабатывает УМК к электронному учебнику.

 

Формой работы 4 и 5 уровня может быть распространение своего опыта работы и может выполняться как индивидуально, так и творческими группами преподавателей - единомышленников.

 

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

 

       2.1. Методическая разработка может представлять собой:

 • Разработку конкретного урока;

 • Разработку серии уроков;

 • Разработку темы учебной дисциплины;

 • Разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

 • Разработку общей методики преподавания предметов;

 • Разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

 • Методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

 

      2.2. Учебные издания подразделяются:

  a) Учебник

 • содержит систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе;

 • официально утвержден;

 • предназначен для студентов.

  b) Учебное пособие 

 • частично или полностью дополняет или заменяет учебник;

 • допускает отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания какой-либо темы или проблемы;

 • может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины;

 • официально утверждено;

 • предназначено для студентов.

  c) Учебно-методическое пособие:

 • содержит материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, части) или по методике воспитания;

 • предназначено для преподавателей.

d) Практикум:

 • сборник практических заданий и упражнений, способствующих усвоению, закреплению, проверке знаний;

 • предназначен для студентов.

  e) Пособие учебное:

 • словари, справочники, альбомы, плакаты, учебные карты, таблицы, диаграммы, схемы, диафильмы, диапозитивы, кодопозитивы, видеофильмы, звукозаписи, слайды и др.

 • предназначено для студентов.

 

      2.3. Методические издания

a) Методическая разработка:

 • содержит конкретные материалы по методике преподавания учебной дисциплины (ее раздела, темы, урока) или проведения внеклассного мероприятия, по современным технологиям обучения, по обобщению передового опыта;

 • планирование материала по курсу (примерная и рабочая программа, рабочий учебный план), положения по вопросам учебно-воспитательной работы (на основе нормативных актов);

 • предназначена для преподавателей.

b) Методические пособия делятся на методические рекомендации и методические указания.

Методическое пособие:

 • содержит комплекс четко сформулированных рекомендаций, указаний по выполнению курсовых и дипломных проектов, лабораторных и практических занятий, решению вопросов практики, по подготовке к НОК; практические задания с примерами их выполнения;

 • предназначено для студентов.

 

3. Структура методической разработки

 

      3.1. Структура:

 • Аннотация (кратко, 3-4 предложения)

     Указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна

 • Содержание

 • Введение (раскрывается актуальность данной работы (1-2 стр.), т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования)

 • Основная часть

 •   Заключение

 • Список использованных источников

 • Приложения

 

      3.2. Структура текста методических указаний

 1. Название темы и обоснование ее актуальности.

 2. Учебные цели:

 a. овладение компетенциями (конечная цель);

 b. в результате освоения темы студент должен уметь;

 c. для формирования умений студент должен знать (исходные базисные знания и умения).

 3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы.

 4. Вид занятия (практическое, семинарское, лабораторное занятие).

 5. Продолжительность занятия (в академических часах).

 6. Оснащение: таблицы, плакаты, муляжи, фантомы, лабораторные данные и др.

 7. Содержание занятия:

 a. контроль исходного уровня знаний и умений в виде заданий (тестов) разного уровня, типовых задач;

 b. разбор с преподавателем основных и наиболее сложных вопросов, необходимых для освоения темы занятия;

 c. разбор узловых вопросов изучаемого материала;

 d. демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме;

 e. самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя (решение задач, лабораторная работа, оформление результатов проведенной работы и т.д.);

 f. контроль освоения темы занятия (тестовый контроль, решение ситуационных задач и др.).

  8. Учебно-исследовательская работа по данной теме (написание рефератов, подготовка наглядных пособий, стендов и др.).

  9. Литература: основная; дополнительная.

 В методических указаниях в лаконичной форме может быть дана справочная информация по изучаемой теме, графологическая структура темы, методические советы и указания студентам по выполнению контрольных заданий, эталон решения задачи, контрольные задания в необходимом количестве вариантов, дающие возможность обеспечить индивидуальное выполнение задания студентом. В заключении можно представить тестовые задания (тест-контроль) для самостоятельного контроля уровня усвоения темы с эталоном ответов.

 

Требования к содержанию методических разработок

 

      4.1. Предварительная работа над методической разработкой

 • выбор темы разработки. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;

 • определение цели методической разработки (например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов на уроках и т.д.);

 • изучение зарубежной и отечественной литературы, методических пособий, передового опыта по выбранной теме;

 •    составление плана и определение структуры методической разработки;

 • определение направления предстоящей работы.

 

      4.2. Требования, предъявляемые к методической разработке:

 a. Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

 b. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

 c. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

 d. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

 e. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

 f. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

 g. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

 h. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

 i. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

 j. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 159.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...