Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Организация работ по ликвидации аварий
6.3.1 Оповещение об аварии При получении сообщения об аварии на трубопроводе или падении давления на выходе НПС или трассе трубопровода, увеличении нагрузки на электродвигатели, оператор ЛПДС (НПС) должен сообщить об этом диспетчеру РДП, РНУ (УМН) и начальнику ЛПДС, НПС. ABC, обходчики при осмотре трассы трубопровода и обнаружении выхода нефти/нефтепродукта на поверхность земли, водоема, водотока должны: - сообщить о выходе нефти/нефтепродукта оператору НПС и диспетчеру РДП; - продублировать сообщение по телефону или рации с ближайшей ЛПДС (НПС); - приступить к ликвидации аварии, действуя согласно ПМЛЛПА. Руководитель ЛПДС, на участке которого произошла авария, после получения сообщения об аварии, обязан доложить руководству РНУ (УМН), принять на себя руководство по ликвидации аварии до прибытия на место аварии руководителя работ от РНУ (УМН) или ответственного руководителя по ликвидации аварии, назначенного приказом по ОСТ. После обнаружения аварии или аварийной утечки нефти/нефтепродуктаОСТ обязана уведомить об аварии в территориальный орган Ростехнадзора и другие инспектирующие органы. Главный диспетчер ПАО «Транснефть» при получении информации о возникновении аварии или повреждения с выходом нефти/нефтепродукта должен: - уточнить информацию об аварии (источник полученной информации, время, дата, наименование объекта, привязка по трассе, характер и последствия аварии, угроза нанесения ущерба, принятые меры, сведения об ответственном руководителе организации работ, периодичности представления информации о ходе производства АВР); - доложить руководству и в отделы ПАО «Транснефть» об аварии, о принятых мерах и изменении ситуации в распределении грузопотоков; - сообщить об аварии диспетчеру АО «Связьтранснефть»; - осуществлять постоянный контроль за выполнением плана-графика и представлением информации в ПАО «Транснефть»; - доложить руководству ПАО «Транснефть» о готовности объекта к возобновлению перекачки нефти/нефтепродукта. 6.3.2 Организация поиска места аварии При поступлении сообщения об аварии, для определения места повреждения трубопровода, начальник ЛПДС, НПС должен оперативно выслать на трассу трубопровода патрульную (поисковую) группу и бригаду на закрытие линейных задвижек для локализации поврежденного участка, совместно с представителем службы безопасности. Время на сбор патрульной группы устанавливается: в рабочее время - 0,5 ч, в нерабочее время -2 ч; время на обследование участка трубопровода не должно превышать: в светлое время - 3 ч, в темное (ночное) время -4 ч. При благоприятных погодных условиях в светлое время суток обнаружение места аварии может проводиться с использованием воздушных транспортных средств. Количество патрульных (поисковых) групп и время на обнаружение места аварии для конкретных участков МТ должны быть определены вПМЛЛПА в зависимости от расположения повреждения на трассе, расстояния от места дислокации ABC до предполагаемого места повреждения, погодных условий, времени года и суток, наличия препятствий на трассе трубопровода (водных или других преград). Патрульная группа, выезжающая на осмотр трассы и закрытие линейных задвижек, должна иметь оборудование, средства индивидуальной защиты, сигнальные знаки для ограждения и обозначения места разлива нефти/нефтепродукта, необходимый набор инструментов, инвентарь, материалы, а также средства связи. Перечень необходимого оборудования и материалов устанавливается отделом эксплуатации РНУ (УМН) с учетом состояния сооружений линейной части МТ. При обнаружении места выхода нефти/нефтепродукта на поверхность земли, водоема, водотока патрульная группа должна немедленно сообщить об этом начальнику ЛПДС, НПС, диспетчеру РДП, указав при этом: - точное место аварии; - обстановку на местности; - характер истечения и разлива нефти/нефтепродукта; - наличие вблизи населенных пунктов, предприятий, водоемов, автомобильных и железных дорог и угрозы им от растекания нефти/нефтепродукта; - состояние подъездных дорог и проездов. Патрульная группа, обнаружившая выход нефти/нефтепродукта, должна: - принять меры по предотвращению пожара, несчастных случаев; - закрыть задвижки по команде диспетчера РНУ (УМН); - обозначить место выхода и разлива нефти/нефтепродукта предупредительными знаками; - принять меры по локализации растекания нефти/нефтепродукта; - в случае выхода нефти/нефтепродукта вблизи населенного пункта обратиться за помощью к представителям местных властей для организации работ по предотвращению растекания нефти/нефтепродукта. Линейные задвижки на поврежденном участке закрываются в режиме телеуправления с РДП или по месту патрульной группой или бригадой направленной для этих целей. 6.3.3 Методы ликвидации аварий Ликвидация аварий трубопровода может быть выполнена методами постоянного или временного ремонта. К постоянным методам относится вырезка катушки или участка трубопровода с повреждением и вварка новой катушки или секции трубы (в соответствии с РД-23.040.00-КТН-140-11), заварка свищей с установкой «чопиков» (металлических пробок), приварка патрубков с заглушками. Единый порядок работ при проведении ремонта различными методами МТ с рабочим давлением до 6,3 МПа устанавливается в соответствии с РД-23.040.00-КТН-386-09. В качестве временного метода аварийного ремонта могут быть применены на срок не более одного месяца установка необжимной приварной муфты, муфты с коническими переходами, галтельной муфты с обязательной последующей заменой их с применением методов постоянного ремонта. Восстановление аварийного участка трубопровода путем вырезки и замены на новый проводится при: - наличии на трубопроводе сквозной трещины в сварном шве и в основном металле трубы; - разрыве кольцевого монтажного шва; - разрыве продольного сварного шва или металла трубы. Ремонт трубопровода путем вырезки и замены разрушенного участка на новый проводится с обеспечением безопасных условий выполнения сварочно-монтажных работ (остановки перекачки нефти/нефтепродукта, закрытия линейных задвижек, уборки разлитой нефти/нефтепродукта на месте повреждения, герметизации внутренней полости трубопровода). При замене поврежденных участков ввариваемые катушки должны соответствовать следующим требованиям: - катушки должны быть изготовлены из труб, прошедших гидравлические испытания давлением, величина которого должна быть не ниже давления, вызывающего в стенках труб кольцевое напряжение, равное 95 % от нормативного предела текучести (заводское испытательное давление) в соответствии со СП 36.13330.2012; - труба, из которой изготовлена катушка, должна быть подвергнута дефектоскопии металла и сварных швов, не должна иметь дефекты в виде трещин, закатов, расслоений, вмятин, задиров и рисок на поверхности катушки; - катушки должны иметь маркировку, паспорт и сертификат на трубу, из которой они изготовлены. Технология ремонта методом замены участка должна соответствовать требованиям СП 86.13330.2014, ВСН 006-89, ВСН 012-88 и других нормативных документов. Одиночные дефекты в виде сквозных отверстий (свищей) диаметром до 40 мм могут быть устранены установкой стального чопа и последующей обваркой. Чопы бывают двух конструктивных исполнений: гладкие чопы диаметром от 8 до 40 мм. Для обеспечения плотности «чопики» изготавливаются диаметром до 40 мм конической формы с уклоном поверхности не более 1:10. «Чопик» не должен препятствовать прохождению очистных и внутритрубных инспекционных снарядов и выступать внутрь трубы более чем на 8 мм. Гладкие чопы изготавливают из стали аналогичной основной трубе. В качестве резьбовых чопов используют болты по ГОСТ 7798 из стали прочностного класса 48 (Ст10, От 10 кп) или 46 (Ст20) с резьбой по всей длине. Не допускается устанавливать более одного «чопика» по периметру поперечного сечения трубопровода. Расстояние между «чопиками» по продольной оси трубопровода должно быть не менее 0,5 м. Повреждения типа сквозных коррозионных свищей или несанкционированные врезки могут ремонтироваться приваркой патрубков с заглушками. При ремонте повреждений временными методами для прекращения течи нефти/нефтепродукта из трубопровода могут применяться накладные элементы с уплотняющей прокладкой, прижатой к поверхности трубы при помощи наружных центраторов, прижимных хомутов, струбцин, домкратов, с последующей обваркой накладных элементов и установкой на них муфт временного ремонта. При ремонте повреждений путем применения ремонтных муфт и приваркой патрубков с заглушками технология их монтажа, применяемые материалы, контроль качества работ должны соответствовать РД-23.040.00-КТН-386-09. При выполнении АВР, для опорожнения трубопровода и закачки собранной нефти/нефтепродукта, в трубопровод врезаются отводы с задвижками от DN 100 до DN 200. Количество отводов с задвижкой определяется в зависимости от объема освобождаемого трубопровода. Присоединяемый узел отвода, его конструктивные элементы должны быть выбраны и смонтированы с учетом диаметров отвода и магистрали, возможных нагрузок на МТ и соответствовать требованиям нормативных документов. При выполнении АВР применяемые оборудование, арматура, материалы труб, муфт, усиливающих элементов, соединительных деталей трубопроводов, технология сборки и сварки должны соответствовать требованиям СП 36.133302012, требованиям СП 86.13330-2014, ВСН 006-89, ВСН 012-88 и других нормативных документов. Аварии и аварийные утечки на линейных задвижках ликвидируются: - в сальниковых устройствах — донабивкой уплотнений сальниковых камер с помощью специальных приспособлений, после остановки перекачки при отсутствии избыточного давления в трубопроводе; - во фланцевых соединениях (между крышкой и корпусом задвижки, на байпасах) -заменой прокладок с остановкой перекачки нефти/нефтепродукта и, при необходимости, с опорожнением участка трубопровода; - при разгерметизации корпуса задвижки либо потере работоспособности запорного устройства - заменой задвижки на новую путем остановки перекачки нефти/нефтепродукта по трубопроводу, опорожнением участка трубопровода от нефти/нефтепродукта, вырезки дефектной задвижки и монтажом новой задвижки. 6.3.4 Ликвидация аварий на участках МТ в обычных условиях 6.3.4.1 Общие сведения АВР на МТ проводятся в следующей организационно-технологической последовательности: - сооружение земляного амбара и сбор в него нефти/нефтепродукта, уровень заполнения нефтью/нефтепродуктомамбара должен быть ниже от верха обвалования на 1 м; - подготовка ремонтной площадки и размещение на ней технических средств; - вскрытие аварийного участка трубопровода и сооружение ремонтного котлована; - освобождение аварийного участка трубопровода от нефти/нефтепродукта; - вырезка дефектного участка трубопровода; - герметизация (перекрытие) внутренней полости трубопровода; - монтаж и вварка катушки; - заварка контрольных отверстий и отверстий для отвода нефти/нефтепродукта; - контроль качества сварных швов; - пуск трубопровода, вывод его на эксплуатационный режим; - изоляция отремонтированного участка трубопровода; - засыпка трубопровода, восстановление обвалования. Большинство этапов этих работ были описаны в разделе 5 настоящей части документа. Поэтому здесь целесообразно отметить только те этапы работ, которые отличаются от работ по ремонту дефектных участков. 6.3.4.2 Сооружение земляного амбара. Сбор нефти/нефтепродукта Для предотвращения разлива и ограничения распространения нефти/нефтепродукта -т.е. возможности попадания вытекшей нефти/нефтепродукта в водоемы, водотоки, загрязнения лесных массивов, сельскохозяйственных угодий, населенных пунктов, дорог, животноводческих ферм с учетом рельефа местности - должны быть созданы земляные обвалования и амбары для сбора разлитой нефти/нефтепродукта. В зависимости от характера аварии и местных условий для этой цели могут быть использованы существующие защитные сооружения, эластичные резинотканевые резервуары, естественные складки местности, резервуары близлежащих НПС, неповрежденные участки аварийного трубопровода или параллельно проложенные трубопроводы. При сооружении земляных амбаров должны соблюдаться следующие условия: - объем сооружаемого амбара должен обеспечивать прием разлитой, откачиваемой и вылившейся самотеком нефти/нефтепродукта из трубопровода; - основание и стенки амбаров должны быть уплотнены или покрыты пленками; - уровень заполнения нефтью/нефтепродуктомамбара должен быть ниже от верха обвалования на 1,0 м. Амбар для сбора нефти/нефтепродукта должен быть устроен не ближе 100 м от места проведения АВР. В целях предотвращения перелива нефти/нефтепродукта из амбара необходимо предусмотреть отвод и дренаж ливневых и грунтовых вод. Для отвода разлитой нефти/нефтепродукта в амбар или в сторону обвалования должна быть устроена траншея или проложен временный трубопровод диаметром от 150 до 200 мм. Сооружение земляного амбара и нефтеотводной траншеи осуществляется землеройными машинами (бульдозерами, экскаваторами) или с использованием энергии взрыва. 6.3.4.3 Подготовка ремонтной площадки и размещение технических средств В зависимости от вида дефекта и технологии ликвидации аварии, применяемых и привлекаемых для этого технических средств, с учетом природно-климатических и погодных условий, рельефа местности, а также в соответствии с требованиями охраны труда и пожарной безопасности подготавливается ремонтная площадка. Технические средства (сварочные агрегаты, насосно-компрессорные установки и другие несамоходные механизмы) должны устанавливаться на спланированной горизонтальной площадке. Размеры площадки определяются габаритными размерами механизмов, условиями их обслуживания. При этом механизмы должны находиться на расстоянии не менее 1 м от края площадки. При сооружении ремонтной площадки, при необходимости, следует выполнить мероприятия по отводу поверхностных вод путем сооружения отводной (обводной) канавы, водосборного котлована или защитной дамбы выше ремонтной площадки. Площадка для проведения ремонтно-восстановительных работ должна быть подготовлена до начала работ по вскрытию трубопровода. 6.3.4.4 Освобождение аварийного участка трубопровода от нефти/нефтепродукта. Освобождение аварийного участка трубопровода от нефти/нефтепродукта может проводиться: - самотеком через поврежденное место и откачкой её в амбар для сбора по временному трубопроводу; - откачкой передвижными насосными агрегатами в земляные амбары и другие емкости; - откачкой из поврежденного трубопровода в параллельный трубопровод; - откачкой передвижными насосными агрегатами за линейную задвижку или перевальную точку. Врезка отводов вантузных задвижек с усиливающими воротниками допускается в случае их вырезки после окончания АВР. Насосные агрегаты (установки) для откачки или закачки нефти/нефтепродукта должны устанавливаться от амбара или места закачки нефти/нефтепродукта в трубопровод на расстоянии не менее 50 м. После перекрытия аварийного участка при пропуске отсекающих задвижек, осуществляется отвод («перехват») поступающей нефти/нефтепродукта путем резки в трубопровод на нижней точке по профилю трассы отверстия диаметром до 12 мм или вантузной задвижкой диаметром 100 мм. Количество отверстий или врезаемых патрубков определяются объемом пропускаемой нефти/нефтепродукта задвижками. Одновременно с освобождением трубопровода должны продолжаться работы по сбору разлитой нефти/нефтепродукта, предотвращению дальнейшего распространения её по поверхности земли, попаданию в населенные пункты, водоемы, реки, на железнодорожные и автомобильные магистрали. После ремонта нефть/нефтепродукт из земляных амбаров и других емкостей передвижными насосными агрегатами по временному трубопроводу должна быть закачана в трубопровод. 6.3.4.5 Вырезка дефектного участка Способ вырезки дефектных участков выбирается в зависимости от конкретных условий, наличия соответствующих технических средств и условий безопасности ведения работ. Вырезка дефектной катушки производится после подготовки ремонтного котлована, очистки его от нефти/нефтепродукта, подготовки трубопровода (зачистки от грязи, изоляции) в местах резки. Перед вырезкой поврежденного участка, на трубопроводе должны быть установлены шунтирующие перемычка. В остальном вырезка дефектных участков аналогична работам, описанным в разделе 5 настоящей части документа. 6.3.4.6 Контроль качества сварных швов Все сварные швы, выполненные при ликвидации аварий, должны обозначаться личным клеймом сварщика. Стали труб и соединительных деталей, применяемых при монтаже и соединении сваркой в ходе АВР на трубопроводе, по своим механическим свойствам и химическому составу должны быть аналогичными стали труб ремонтируемого трубопровода и отвечать требованиям СП 36.13333.2012 В процессе сборки и сварки стыков ремонтируемого участка трубопровода мастером ABC должен осуществляться пооперационный контроль качества сварочных работ. Все сварные швы подлежат ВИК в объеме 100 %. Все законченные сварные стыки после очистки их от шлака, брызг металла подвергаются внешнему осмотру непосредственными исполнителями. Все монтажные сварные стыки, выполненные дуговой сваркой, в условиях центральной базы производственного обслуживания при заготовке деталей конструктивных элементов или на трассе трубопровода, при замене дефектного участка, подлежат ВИК и контролю физическими методами в объеме 100% с учетом требований СП 86.13330.2014, ВСН 012-88, РД-25.160.10-КТН-016-15 и других нормативных документов. Все кольцевые стыковые сварные швы подлежат ВИК и РК в объеме 100 %. Угловые сварные швы, продольные швы при монтаже муфт, выполненные на трубопроводе при ремонтных работах, подлежат ВИК и УЗК в объеме 100 %. Сварные швы, соединяющие трубы, арматуру или детали с разной толщиной стенок, подлежат ВИК, РК и УЗК в объеме 100 %. Наплавки на стенке трубопровода, выполненные при устранении повреждений (коррозионных повреждений, рисок, царапин), а также швы обваренных «чопиков», болтов подлежат ВИК, контролю магнитографическим или ультразвуковым методами в объеме 100%. Сварные соединения считаются годными, если по результатам визуального контроля Сварные соединения, в которых по результатам контроля обнаружены недопустимые дефекты (признанные «негодными»), подлежат удалению или ремонту. 6.3.4.7 Засыпка ремонтного котлована Засыпать ремонтный котлован следует после завершения изоляционных работ, проверки качества изоляции с учетом требований СП 86.13330.2014, РД 39-00147105-015-98. При засыпке ремонтного котлована, расположенного в скальных, гравийных и галечниковых грунтах, подсьшку под трубопровод следует выполнить из мягкого грунта толщиной не менее 20 см с подбивкой и выполнить присыпку над ним таким же грунтом на высоту 20 см над верхней образующей трубы. После подбивки грунта под трубопровод проводится окончательная засыпка ремонтного котлована минеральным грунтом, осуществляемая бульдозером с одной или с обеих сторон траншеи, с устройством по верху котлована валика с учетом последующей осадки грунта. По ширине валик должен перекрывать котлован не менее чем на 0,5 м в каждую сторону. При необходимости, производится засыпка экскаваторами или другими техническими средствами. 6.3.5 Ликвидация аварий на участках МТ, расположенных на болотах Ликвидация аварий на участках МТ с применением мобильно дорожного покрытия (МДП) регламентируется документом СТО-00204961-00.1-2008 (выдержки из документа приведены в приложении А). На рисунке 6.1 приведены мобильное покрытие МДП (а) и процесс укладки МДП на болоте.
а) б) Рисунок 6.1 – Мобильное покрытие МДП (а) и процесс укладки МДП на болоте. При ликвидации аварий на болотах, отключение аварийного участка, освобождение трубопровода от нефти/нефтепродукта, герметизация внутренней полости трубопровода, вырезка дефектного участка, монтаж и сварка катушки, ремонт дефектных мест без замены катушки, организация пуска трубопровода выполняются в соответствии с требованиями для обычных условий. ABC, обслуживающие болотистые участки трассы, должны оснащаться дополнительными техническими средствами, предназначенными для работы на болотистой местности. Поиск места аварии, а также доставка технических средств, материалов и ремонтного персонала к месту ведения АВР осуществляется с использованием воздушного и наземного транспорта высокой проходимости. Основные особенности ведения АВР в условиях болот заключаются в необходимости проведения следующих мероприятий: - повышение несущей способности болота; - сооружения пешеходных дорог, ремонтной и вертолетной площадок; - ремонтный котлован на болотах I и II типа может быть сооружен с креплением и без крепления стенок, комбинированным методом – с креплением стенок и применением ремонтной герметичной камеры; - котлован для сбора нефти/нефтепродукта может быть разработан: за пределами болота на твердом грунте – при помощи энергии взрыва или землеройными механизмами; непосредственно на болоте – с использованием энергии взрыва; - работа по сбору разлития нефти/нефтепродукта заключается в: ограждении места разлитой нефти/нефтепродукта; - подготовки земляных обвалований, котлованов, резинотканевых резервуаров и других емкостей; прокладке сборно-разборных трубопроводов или создание дренажных траншей; откачке нефти/нефтепродукта в подготовленные емкости; - очистка поверхности болота от остатков нефти/нефтепродукта может быть осуществлена путем смьша нефти/нефтепродукта с поверхности болота или выжигания (допускается как исключение). 6.3.6 Ликвидация аварий на подводных переходах магистральных трубопроводов Способ ремонта трубопровода подводного перехода МТ (ППМТ) выбирается в зависимости от вида и характера повреждения. Ремонт свищей и трещин на поперечных швах трубопровода может осуществляться применением временного метода с установкой обжимной или галтельной муфт. При разрушении металла трубы, сварного шва ремонт трубопровода должен проводиться с заменой дефектного участка. Для ликвидации аварий на ППМТ, с разгерметизацией трубопровода и выходом нефти/нефтепродукта, необходимо: - остановить перекачку нефти/нефтепродукта; - закрыть береговые задвижки и отключить аварийный участок трубопровода; - установить ограждения, препятствующие распространению нефти/нефтепродукта в водном объекте, и организовать сбор разлившейся нефти/нефтепродукта; - определить место и характер повреждения ППМТ; - определить объемы ожидаемой утечки; - организовать доставку людей и технических средств к месту аварии; - организовать ремонт поврежденного (разрушенного) участка ППМТ одним из способов, указанных в ПМЛЛПА; - испытать отремонтированный участок трубопровода. При поступлении сообщения о появлении нефти/нефтепродукта на водной поверхности, берегах водного объекта диспетчер РДП должен немедленно остановить перекачку, направить на место расположения ППМТ группу патрулирования ABC для определения места выхода нефти/нефтепродукта (утечка из резервной или основной нитки ППМТ), изучения ситуации. При необходимости на судоходных реках должны быть приняты меры по предупреждению судов об опасности. Диспетчер в случае выхода нефти/нефтепродукта из основной (резервной) нитки ППМТ, по согласованию с руководством РНУ (УМН) и диспетчером ОСТ, вводит в работу резервную (основную) нитку, отключив аварийную нитку, путем переключения береговых задвижек. При возникновении аварии на ППМТ во время работы обеих ниток, диспетчер должен остановить перекачку нефти/нефтепродукта, отключить нитки закрытием задвижек и принять меры по определению места аварии. Перекачка нефти/нефтепродукта должна быть возобновлена по исправной нитке. На место аварии немедленно направляются подразделения ABC и водолазные бригады участков подводно-технических работ. Подразделения ABC, прибывшие на место аварии, должны выставить предупреждающие знаки и принять меры по ограждению и охране места выхода нефти/нефтепродукта. В ПМЛЛПАдля каждого ППМТ должны быть приведены зоны возможного распространения нефтяного загрязнения и даны рекомендации по локализации и сбору нефти/нефтепродукта с поверхности реки или водоема. Зоны возможного распространения нефтяных загрязнений для каждого конкретного ППМТ, эксплуатирующегося в системе МТ, определяются при проведении учений по локализации и ликвидации последствий возможных аварий на ППМТ или методами экспериментальной гидрологии на масштабных лабораторных моделях. Основными факторами, определяющими скорость и направление распространения нефтяного загрязнения по водной поверхности, являются: - скорость течения реки на участке русла в створе ППМТ, а также в прилегающих рукавах реки; - профиль трассы трубопровода ППМТ; - рельеф береговой зоны на участке ППМТ, рельеф дна реки, наличие береговой и донной растительности; - гидрометеорологические и климатические условия в момент возникновения и в период ликвидации аварии; - характер повреждения стенки трубопровода ППМТ; - объем утечки нефти/нефтепродукта из поврежденного участка. Задержание и сбор нефти/нефтепродукта на малых реках и водоемах может осуществляться созданием временных или постоянных запруд или дамб с водоспускными трубами. Конструкции этих запруд и дамб, их места расположения определяются при разработке ПМЛЛПА. Рекомендуемые общие строительные размеры элементов насыпи - дамбы для улавливания нефти/нефтепродукта на водотоке для обычных условий трассы приведены в нормативной документации. Локализация нефти/нефтепродукта на поверхности водных объектов осуществляется установкой боновых заграждений. Боновые заграждения могут устанавливаться в несколько рядов в зависимости от объема и интенсивности выхода нефти/нефтепродукта, по возможности, они должны полностью перекрывать русло реки, с учетом различных факторов. На мелких реках, на заранее выбранных и подготовленных местах, могут быть использованы также специальные маты из соломы, камыша, бревен и т.п. Уловленную нефть/нефтепродуктнаправляют вдоль ограждения к нефтесборщикам или к берегу для последующей откачки. Из всего многообразия боновых заграждений можно выделить: ленточные, щитовые, трубчатые и многотрубчатые боны. Ленточные боны отличаются наличием ровной, плоской по всей длине заграждения, нефтеулавливающей поверхности с грузами в ее нижней части и поплавками, крепящимися односторонне (реже двусторонне) к ее верхней части. В водоемах образуют ровную, жесткую по всей длине нефтеудерживающую поверхность. Состоят из секций длиной от 5 до 30 м. Нефтеудерживающие секции состоят из нефтеулавливающих пластин, выполненных из высокопрочных полимерных материалов (полиэтилена, полихлорвинила, полиуретана и др.). Общая высота секций может варьироваться от 300 до 1000 мм. Щитовые боны имеют множество поплавков квадратной (прямоугольной) формы, расположенных вертикально относительно поверхности воды, с расположенными между ними мягкими межпоплавковыми пространствами. Это позволяет формировать из них заграждения любого вида и формы, компактно складывающихся на воде и суше. Трубчатые боны имеют объемные, расположенные горизонтально относительно поверхности воды поплавковые камеры, в сечении имеющие форму круга, прямоугольника, ромба. Боны данного типа образуют нефтеудерживающий барьер с повышенной устойчивостью в потоке к волновому и ветровому воздействию. Трубчатые боны рекомендуют к применению в открытых акваториях рек, водохранилищ, озер и морей, для использования их в качестве удерживающих. Возможно также использование их и в качестве концентрирующих и берегозащитных. Многотрубчатые боны отличаются тем, что нижняя часть секций у. них выполнена в виде одной или двух мягких пустотелых секций, заполняемых при эксплуатации водой. Вследствие этого боны получили название «гидробалластные». Данная группа боновых заграждений является земноводной, т. е. может быть использована как в условиях открытых акваторий, так и прибрежной полосы водоемов, болот и суши. Следует отметить, что часть трубчатых и многотрубчатых бон предназначена для реализации сорбционного и сорбционно-механического способа локализации аварийных разливов нефти/нефтепродуктов. Сорбционные боновые системы отличаются от вышеописанных бонов наличием у них сетчатой или ячеистой наружной оболочки, способной пропускать через свою поверхность нефтяные загрязнения, и присутствием внутри бонов абсорбентов, обладающих высокой поглотительной способностью. Основными областями применения трубчатых сорбционных бонов являются концентрирование и сбор незначительных по площади нефтяных загрязнений на водной поверхности и грунте, защита береговой зоны. Локализацию и ликвидацию аварийных разливов/нефтепродуктов на водоемах очень часто осуществляют в условиях, при которых опасность возникновения возгорания яефтезагрязнений очень высока. Особенно это касается аварийных разливов сырой нефти/нефтепродуктов с большим содержанием легколетучих фракций. Для этих целей разработаны огнестойкие боны, которые могут осуществлять свои технологические функции в условиях прямого контакта с горящей нефтью/нефтепродуктом. Способы и места установки заграждений и объемы подготовительных мероприятий, с учетом местных условий и времени года, должны быть предусмотрены в ПМЛЛПА для ППМТ и отработаны на учениях по ликвидации аварий на ППМТ. С поверхности воды нефть/нефтепродуктследует собирать нефтесборщиками или откачивать ее насосами (в смеси с юдой) в специальные емкости (резинотканевые емкости), устраиваемые на берегу, с целью последующей ее утилизации. В пассивных нефтесборщиках перемещение нефтяной пленки к нефтесборному узлу осуществляется путем ее пассивного перемещения вместе с поверхностным слоем воды. Движение поверхностного слоя воды к нефтесборщику может быть обусловлено непосредственно током движения воды в водоеме или создаваться искусственно за счет его откачки. По принципам устройства нефтезаборного узла в составе пассивных нефтесборщиков можно выделить пороговые нефтесборщики и лотковые нефтесборщики. Отличительной особенностью активных нефтесборщиков является то, что перемещение нефтяной пленки к нефтесборному узлу обеспечивается непосредственно самим нефтесборщиком. Особую группу составляют вихревые и вакуумные нефтесборщики. Вследствие специфики их принципиального устройства, обусловленного всасыванием нефти/нефтепродуктавместе с поверхностным слоем воды, как правило, в их состав входят приемно-разделительные емкости. В данных емкостях происходит разделение фаз с возвратом воды в водоемы. Однако, в отличие от пассивных нефтесборщиков, в связи с отсутствием активного перемешивания при транспортировке в шлангах, сбрасываемые воды имеют минимальный уровень загрязнения и не оказывают существенного влияния на общий уровень загрязнения водоемов. Объемы емкостей и способы утилизации собранной нефти/нефтепродукта также определяются при разработке ПМЛЛПА. Места устройства заграждений на водотоках, определенные согласно ПМЛЛПА, уточняются ответственным руководителем по ликвидации аварий, с учетом конкретных обстоятельств в каждом случае, с таким расчетом, чтобы ко времени подхода головной части нефтяного пятна были закончены работы по сооружению заграждений. 6.3.7 Особенности ликвидации аварий в горных условиях, на переходах через железные и автомобильные дороги 6.3.7.1 При ликвидации аварии в горных условиях производство работ сводится к восстановлению работоспособности трубопровода и укреплению грунта в районе его прохождения. Производство земляных работ должно выполняться с учетом требований СНиП Ш-42-80*. При производстве работ в горных стесненных условиях должны быть приняты меры против повреждения самого трубопровода в процессе ремонта, а рабочие механизмы должны размещаться на полке в технологической последовательности и иметь возможность беспрепятственно отходить после отработки, не задерживая выполнения последующих операций АВР. Площадки для проведения работ устраиваются в зависимости от рельефа и характеристики грунтов в виде выемки или полунасыпи-полувыемки. При невозможности устройства горизонтальных площадок в горных условиях должны приниматься меры по обеспечению устойчивости механизмов путем закрепления их упорами и якорением за деревья, тракторы, механизмы. При работе на склонах крутизной более 35° рабочие должны быть обеспечены съемными металлическими подковами; при работе на откосах высотой более 3 м и крутизной более 45° работающие закрепляются предохранительными поясами, закрепляемыми за стальной штырь. Штыри заделываются в пробуренных шпурах на 0,5 м в скальных и 0,7 м в связанных грунтах. Земляные работы на участках с поперечным уклоном до 8° и продольным уклоном 15° должны выполняться механизмами на колесном и гусеничном ходу обычными методами, на косогорах с поперечным уклоном более 8° и продольным уклоном более 15° устойчивость механизмов обеспечивается устройством полок и/или анкеровкой. В этом случае способ закрепления, количество анкеров или марка удерживающих механизмов, выбор троса для закрепления должны быть определены в ПМЛЛПА с учетом ситуации местности и возможных обстоятельств. При восстановлении трубопровода на участках в скальных грунтах необходимо учитывать трудность создания ремонтного котлована в стесненных условиях непосредственно у трубопровода. Разработка грунта должна проводиться после предварительного рыхления, осуществляемого механическим или взрывным способом. Остальные операции восстановительного ремонта трубопроводов в скальных грунтах выполняются обычным способом. Производство работ по ликвидации аварии, методы выполнения технологических операций, с учетом местных условий, должны быть определены в ПМЛЛПА. 6.3.7.2 Аварии на переходах трубопроводов через автомобильные и железные дороги ликвидируются, как правило, путем замены дефектного участка новым. Выполнение АВР на переходах МТ через автомобильные и железные дороги включает следующие операции: - монтаж и сварка участка трубопровода рядом с ремонтируемым трубопроводом; - вскрытие участка; - создание рабочего и приемного котлована; - освобождение от нефти/нефтепродукта участка трубопровода; - вырезка участка трубопровода в рабочем котловане необходимой длины для демонтажа поврежденного участка; - вытаскивание поврежденного участка трубопровода из кожуха; - прокладка (протаскивание) нового трубопровода внутри кожуха и его оггрессовка; - соединение трубопровода сваркой с трубопроводом; - изоляция стыков; - устройство уплотнений, колодца, отводной канавы; - засыпка котлована и рекультивация земли. В случае невозможности вытаскивания поврежденного трубопровода из кожуха или значительной сдвижки его вместе с кожухом следует соорудить новый переход согласие разработанному ППР. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 432. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |