Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Виды работ, проводимые при капитальном ремонте
4.6.1 Земляные работы 4.6.1.1 Общие сведения Земляные работы при ремонте линейной части МТ и технологических трубопроводов НПС должны проводиться в соответствии с требованиями СП 45.13330.2012, РД-13.110.00-КТН-260-14, ОР-23.040.00-КТН-128-15,ВСН 31-81, РД 39-00147105-015-98, ОР-03.100.30-КТН-150-11,ОР-13.100.00-КТН-030-12. Производство земляных работ разрешается без снижения рабочего давления в трубопроводе. Производство работ в охранных зонах линий и сооружений технологической связи, телемеханики и электрических сетей, входящих в состав МТ, должно выполняться с соблюдением специальных требований. Разработка грунта в местах пересечения трубопровода с другими подземными коммуникациями допускается лишь при наличии письменного разрешения и в присутствии представителя организации, эксплуатирующей эти подземные коммуникации (трубопроводы, линии связи, кабели и др.). Вызов представителя возлагается на подрядчика. При обнаружении на месте производства работ подземных коммуникаций и сооружений, не указанных в проектной документации, подрядчик должен поставить в известность заказчика и принять меры по защите обнаруженных коммуникаций и сооружений от повреждений. При пересечении трассы трубопровода с действующими подземными коммуникациями разработка грунта механизированным способом разрешается на расстоянии не ближе 2 м от боковой стенки и не менее 1 м над верхом коммуникации (трубы, кабеля и др.) в соответствиисоспециальными требованиями. Оставшийся грунт должен дорабатываться вручную без применения ударных инструментов и с принятием мер, исключающих возможность повреждения этих коммуникаций. Все ремонтные работы следует вести на полосе, отводимой во временное пользование. Ширина отводимой полосы определяется проектной документацией. Ширину полосы земель, отводимых для капитального ремонта двух и более параллельных магистральных подземных трубопроводов, следует принимать равной ширине полосы земель для одного трубопровода плюс расстояния между осями крайних трубопроводов. 4.6.1.2 Рекультивация плодородного слоя почвы Работы по снятию и восстановлению плодородного слоя почвы должны производиться в соответствии с проектной документацией по рекультивации земель. Плодородный слой почвы должен быть снят и уложен в отвал для использования его при восстановлении (рекультивации) нарушенных участков. Минимальная ширина полосы снятия плодородного слоя почвы должна быть равной ширине траншеи по верху плюс 0,5 м в каждую сторону, максимальная - ширине полосы отвода земель. Толщина плодородного слоя почвы и места его снятия по трассе устанавливаются проектной документацией на основании материалов изысканий и должны быть указаны в ППР. При снятии, перемещении и хранении плодородного слоя почвы не допускается смешивание его с подстилающими породами, загрязнение ГСМ и материалами. Запрещается использование плодородного слоя почвы для засыпки траншей, приямков, котлованов и т.д. По окончании ремонтных работ после искусственного уплотнения минерального грунта в траншее на рекультивируемую полосу наносят плодородный слой грунта и планируют его. 4.6.1.3 Разработка траншеи и ремонтного котлована Перед разработкой траншеи следует восстановить (воспроизвести) разметку оси вскрываемого трубопровода с установкой вешек не реже, чем через 50 м и в характерных точках, Для устойчивой и надежной работы машин и механизмов полоса трассы в зоне их движения должна быть спланирована и по оси трубопровода вновь забиты вешки в тех же местах, которые указаны в нормативных документах. Поперечный профиль и размеры разрабатываемой траншеи и котлована устанавливаются в проектной документации в зависимости от принятого вида и способаремонта, диаметра ремонтируемого трубопровода, габаритных размеров рабочих органов землеройных машин и механизмов. Во избежание повреждения трубопровода минимальное расстояние между стенкой трубы и ковшом работающего экскаватора должно быть в пределах от 0,15 до 0,20 м. Длина вскрытого участка устанавливается в проектной документации согласно расчету на продольную устойчивость. Допускается вскрытие трубопровода в «задел» с оставлением грунтовых перемычек через 20 – 50 м в зависимости от диаметра трубопровода. Размеры ремонтного котлована при выборочном ремонте зависят от габаритов применяемой ремонтной техники и должны обеспечить возможность работы в соответствии с применяемой технологией. Траншеи и ремонтный котлован с вертикальными стенками без крепления разрабатываются одноковшовым экскаватором в грунтах естественной влажности с ненарушенной структурой при отсутствии грунтовых вод на глубину: - в насыпных песчаных и гравелистых грунтах - не более 1,00 м; - в супесях – не более 1,25 м; - в суглинках и глинах – не более 1,50 м; - в особо плотных нескальных грунтах – не более 2,00 м. Для рытья траншей или ремонтного котлована большей глубины необходимо устраивать откосы различного заложения, в зависимости от состава грунта при уровне грунтовых вод ниже глубины выемки. Допустимая крутизна откосов траншеи и ремонтного котлована приведена в таблице 4.1. Таблица 4.1 – Допустимая крутизна откосов траншеи и ремонтного котлована
Размещение отвалов минерального и плодородного грунта относительно оси трубопровода может быть одностороннее или двустороннее. Схема размещения грунта выбирается в зависимости от взаимного расположения параллельно проложенных трубопроводов и других коммуникаций, возможного направления движения ремонтной колонны, с учетом рельефа местности и т.п. При больших габаритах траншеи допускается размещать отвалы минерального грунт; по обе стороны траншеи. При этом на одной стороне размещается максимально возможная часть грунта, а оставшаяся часть – на другой стороне траншеи и планируется бульдозером для прохода ремонтной колонны. При проведении работ в водонасыщенных грунтах вскрытие трубопровода следует начинать с пониженных мест для спуска и откачки воды. При сильном притоке грунтовых вод необходимо предусмотреть искусственное водопонижение, а в необходимых случаях принять меры по укреплению стенок траншеи или ремонтного котлована шпунтовыми креплениями, сваями или другими средствами. При разработке траншеи или ремонтного котлована, их необходимо защищать от затопления и размыва поверхностными водами соответствующей планировкой территории, созданием защитных сооружений и водоотводных канав. При сильном притоке грунтовых вод, необходимо предусмотреть искусственное водопонижение, а в необходимых случаях принять меры по укреплению стенок траншеи или ремонтного котлована шпунтовыми креплениями, сваями или другими средствами. При разработке траншеи или ремонтного котлована, их необходимо защищать от затопления и размыва поверхностными водами соответствующей планировкой территории, созданием защитных сооружений и водоотводных канав. 4.6.1.4 Засыпка траншей До начала работ по засыпке уложенного отремонтированного трубопровода необходимо восстановить устройства ЭХЗ. Засыпать траншею следует непосредственно после укладочных работ в течение одной смены после подключения средств ЭХЗ. В скальных, щебенистых, а также сухих комковатых и мерзлых грунтах трубопроводы укладывают в траншею на подсыпку из мягкого грунта толщиной не менее 20 см и таким же грунтом присыпают над верхней образующей на высоту 20 см. Подбивку грунта под трубопровод следует выполнять на участках, определенных в ППР. После этого производится окончательная засыпка. Засыпку траншеи или котлована минеральным грунтом осуществляют бульдозером с одной или с обеих сторон траншеи. Допускается производить засыпку экскаваторами или другими техническими средствами. Засыпку криволинейного участка трубопровода начинают с середины, двигаясь поочередно к его концам. Траншею следует засыпать минеральным грунтом с запасом по высоте на величину осадки. Величина запаса зависит от вида грунта и глубины траншеи. 4.6.2 Очистка внешней поверхности трубопровода Очистка трубопровода заключается в удалении с наружной поверхности трубы остатков земли, старого изоляционного покрытия и продуктов коррозии. Очистка трубопровода при капитальном ремонте осуществляется ремонтными очистными машинами. Очистка трубопровода заключается в удалении с наружной поверхности трубы остатков земли, старого изоляционного покрытия и продуктов коррозии. После проведения сварочных работ по восстановлению стенок труб (перед нанесением изоляционного покрытия) осуществляют повторную очистку, с целью удаления с поверхности труб окалины, брызг металла и следов коррозии. Во избежание нарушения целостности трубы, перед началом очистных работ и во время технологических перерывов следует тщательно осмотреть трубопровод (включая нижнюю часть), сделать видимые отметки стыков, хомутов, латок и других препятствий натрубопроводе. Очистка трубопровода в зоне заплат, вантузов, хомутов и других препятствий выполняется вручную. Не допускается нанесение царапин, рисок, сколов основного металла и срезания сварных швов. Поверхность трубопровода, имеющая острые выступы, заусеницы, задиры, брызги металла и шлак, должна быть обработана и зачищена. На очищенной поверхности не должно быть ржавчины, влаги, масла. Степень очистки поверхности труб перед нанесением покрытий должна соответствовать виду защитного покрытия и требованиям нормативных документов. Допускается наличие следов старого изоляционного покрытия, прочно сцепленного с поверхностью трубы, при нанесении в последующем нового изоляционного покрытия, грунтовочный состав которого совместим со старым по своей химической природе. Запрещается проводить очистные работы во время дождя, снега, тумана. 4.6.3 Сварочно-восстановнтельные работы при капитальном ремонте трубопровода 4.6.3.1 Сварочные работы на трубопроводах в процессе капитального ремонта проводятся с целью усиления кольцевых швов, восстановления стенки труб, приварки накладных элементов (муфт) штуцеров, катодных выводов, шунтирующих перемычек. 4.6.3.2 Сварочные работы при капитальном ремонте МН подразделяются на: - сварочно-монтажные работы при замене труб и ремонтные; - сварочные работы при восстановлении стенки трубы. 4.6.3.3 В процессе капитального ремонта с заменой труб при производстве сварочно-монтажных работ следует соблюдать требования СП 36.13330.2012, СП 86.13330.2014, ВСН 006-89, РД-25.160.00-КТН-037-14. 4.6.3.4 Трубы сваривают любым способом (автоматическим электродуговым, прессовым, пайкой и др.) по соответствующей нормативной документации, согласованной в установленном порядке. Специальные сварочные работы (сварка захлестов, вварка запорной и распределитель ной арматуры и др.), термообработку сварных швов при капитальном ремонте с заменой труб допускается выполнять в соответствии с требованиями перечисленных выше нормативных документов. 4.6.3.5 Перед началом проведения работ по капитальному ремонту трубопровода следует провести аттестацию выбранной технологии сварки. 4.6.3.6 К выполнению сварочных работ допускаются сварщики, прошедшие ежегодную проверку квалификации с целью определения способности сварщика вьшолнить качественное сварное соединение. 4.6.3.7 Сварочно-монтажные работы при капитальном ремонте МТ с заменой труб включают: - подготовку к сборочным и сварочным работам; - сборку и сварку труб в трубные секции на трубосварочных базах и в полевых условиях; - сборку и сварку секций в сплошную нитку на трассе; - контроль качества сварных соединений трубопроводов. 4.6.3.8 Перед выполнением работ по сборке и сварке труб на трубосварочной базе - монтаж трубосварочной базы на специально подготовленной и спланированной площадке; - подготовка для. трубоукладчика подъездных путей к приемному стеллажу сборочного стенда и стеллажу для складирования труб; - подводка коммуникаций (силовые и сварочные кабели); - размещение в зоне производства работ трубоукладчика; - установка вагончиков для хранения инвентаря и сварочных материалов, а также печи для сушки флюса и прокалки электродов. 4.6.3.9 Сборку и сварку труб в секции проводят на полумеханизированныхтрубосварочных базах (стеллажах) для ручной поворотной сварки или типовыхтрубосварочных базах с применением полевых автосварочных установок. 4.6.3.10 При сборке секций труб на трубосварочных базах следует выполнитьследующие операции: - очистку полости труб; - подготовку кромок труб; - сборку труб на линии сборки труб при помощи внутренних центраторов; - подогрев концов труб, если того требует технология сварки; сварку корневого шва, зачистку шва; - сварку заполняющих и облицовочного слоев шва, нанесение клейма сварщика или бригады сварщиков, выполнивших сварку стыка; - контроль сварных соединений; ремонт дефектных сварных стыков. 4.6.3.11 Перед сборкой и сваркой секций труб в нитку в условиях трассы должны - развезены и уложены секции труб на расстоянии не более 1,5 м от бровки траншеи под углом от 15° до 20° к проектной оси траншеи; - размещены в зоне производства работ трубоукладчики, сварочные агрегаты, бульдозер, центратор, емкости ГСМ, инвентарные лежки и другое необходимое оборудование и инструменты; - установлены на полосе отвода вагончики для обогрева людей, хранения инвентаря и сварочных материалов. 4.6.3.12 Перед сборкой трубопровода необходимо выполнить следующие операции: - конец трубопровода уложить на инвентарные лежки или на земляную тумбу; - секцию труб очистить от грязи и других посторонних предметов; - зачистить до металлического блеска кромки и прилегающие к ним наружные и внутренние поверхности секции на ширину не менее 20 мм. 4.6.3.13 Работы по сборке и сварке трубопроводов выполняются в два этапа: а) первый этап – центровка секции с ниткой трубопровода с помощью внутреннегоили наружного центратора и сварка первого (корневого) слоя шва; б) второй этап – сварка последующих слоев и контроль качества сварного шва. 4.6.3.14 Устранение дефектов в сварных швах, выявленных при проведении сварочно-монтажных работ, допускается, когда суммарная длина дефектных участков не превышает 1/6 длины шва. 4.6.3.15 Ремонт трещин согласно РД-25.160.00-КТН-037-14 не допускается. 4.6.3.16 Устранение дефектов в сварных швах следует выполнить следующими способами: наплавкой ниточных валиков высотой не более 3 мм при ремонте подрезов; вышлифовкой и последующей заваркой участков швов со шлаковыми включениями и порами. Обнаруженные при внешнем осмотре недопустимые дефекты должны быть устранены до проведения контроля неразрушающими методами. 4.6.3.17 Отремонтированные сварные швы должны быть подвергнуты внешнему осмотру и удовлетворять требованиям нормативных документов. 4.6.3.18 Ремонтные сварочные работы на трубопроводах проводятся без остановки перекачки или при остановленной перекачке с целью устранения дефектов стенки труб и сварных швов путем установки усилительных элементов (муфт) или наплавки металла. Сварочные работы на трубопроводах под давлением проводятся так же при приваркештуцеров, катодных выводов и т.п. 4.6.3.19 Сварочные работы необходимо выполнять с соблюдением требований нормативных документов. 4.6.3.20 Внутреннее давление в трубопроводе при проведении сварочных работ рассчитывается в соответствии с РД-75.180.00-КТН-274-10. 4.6.3.21 Запрещается проводить сварочные работы на участках трубопроводов, работающих при неполном заполнении сечения трубопровода перекачиваемой нефтью/нефтепродуктом. 4.6.3.22 Заполнение трубопровода нефтью/нефтепродуктомследует определять на основании гидравлических расчетов (с учетом перевальных точек) и контролировать ультразвуковым методом по амплитуде эхо-сигнала от внутренней поверхности трубы (при полном заполнении трубы нефтью/нефтепродуктомамплитуда эхо-сигнала на 15 % - 20 % меньше чем при частичном заполнении). 4.6.3.23 Перед выполнением сварочных работ на заполненном нефтью/нефтепродуктомтрубопроводе обязательно проведение следующих мероприятий: - назначение ответственных за подготовку трубопровода к проведению сварочных работ (от заказчика); - назначение лиц, ответственных за проведение сварочных работ (от подрядчика); оформление наряда-допуска на ведение огневых работ; - определение перечня противопожарных мероприятий. В процессе сварки необходимо вьшолнение следующих операций: проверка состояния воздушной среды на месте проведения сварочных работ; внешний осмотр, классификация дефектов, измерение толщины стенки труб трубопровода в местах предполагаемой сварки; - подготовка поверхностей свариваемых деталей (снятие фаски, зачистка поверхностей труб); сварочные работы; контроль качества сварки. 4.6.3.24 В зависимости от вида, размера и взаимного расположения поврежденийвыбирают один из следующих методов устранения дефектов стенки трубы: - зачистка, шлифовка поверхности с дефектами; - заварка (наплавка) металла дефектов стенок труб; - установка обжимных муфт; - ремонт с применением композитно-муфтовой технологии; - вырезка катушки. 4.6.3.25 Зачистку, шлифовку поверхности с дефектами применяют при наличиидефектов глубиной, не превышающей 20 % от номинальной толщины стенки. Устранение дефектов стенки труб путем наплавки металла допускается при остаточной толщине стенки не менее 5 мм. Ремонт с применением композитно-муфтовой технологии (КМН) проводится установкой неприварньгх муфт на участки трубопровода с различными дефектами стенки трубы несквозного характера (потери металла от коррозии, вмятины, трещины, расслоения, риски и их комбинаций). Результаты проверки сварных швов (наплавленного металла) физическими методами оформляются в виде заключения. Заключения по результатам дефектоскопического контроля должны храниться в РНУ (УМН) до демонтажа трубопровода. При ремонте трубопровода от места производства земляных, очистных и изоляционно-укладочных работ до места производства сварочных работ оставляют технологический разрыв не менее 300 м. Принятый технологический разрыв исключает возможность передачи механических колебаний от места производства очистных и изоляционно-укладочных работ, поступление паров нефти/нефтепродуктов на место сварки. При невозможности обеспечения требуемого технологического разрыва на время выполнения сварочных работ все другие работы прекращаются. Машины и механизмы останавливаются и отключаются. Возможность повторного использования и технология сварки бывших в эксплуатации труб устанавливается на основе комиссионного обследования труб с оформлением соответствующих актов и согласовываться с техническим надзором. 4.6.4 Изоляционные работыпри капитальном ремонте трубопровода Изоляционные работы при капитальном ремонта проводятся при всех видах ремонта. 4.6.4.1 Противокоррозионная изоляция трубопровода Изоляционные покрытия наносятся на трубопровод механизированным или ручным способом, обеспечивающим проектную толщину изоляционного слоя и его сплошность. При капитальном ремонте трубопроводов с заменой труб рекомендуется применение труб с защитным покрытием, нанесенным в заводских или базовых условиях. Нанесение грунтовки и изоляционного покрытия на влажную поверхность трубопровода не допускается. Противокоррозионную изоляцию поверхности трубопроводов осуществляют покрытиями нормального или усиленного типа на основе битумных изоляционных мастик, полимерных лент отечественного и импортного производства, а также других изоляционных материалов, согласованных к применению в установленном порядке. Тип и вид защитных покрытий трубопровода устанавливаются в проектной документации. Покрытия на основе битумных изоляционных мастик применяют для изоляции трубопроводов диаметром до DN 800 при температуре транспортируемого продукта не выше 40 °С. Допускается применение покрытий на основе битумных изоляционных мастик на трубопроводах диаметром DN 1000 при температуре воздуха не выше 25 °С во время нанесения. Покрытия из полимерных изоляционных лент можно применять для изоляции трубопроводов всех диаметров. При температуре транспортируемого продукта не выше 60 ° С применяются полиэтиленовые ленты, а при температуре транспортируемого продукта не выше 35 °С – поливинилхлоридные ленты. При нанесении в трассовых условиях предпочтение отдается мастичным покрытиям. Обычно изоляционные работы проводятся с помощью машин, описание которых приведено в подразделе 4.7 настоящей части документа, при этом проводится огрунтование поверхности и нанесение изоляции. 4..6.4.2 Огрунтование поверхности трубы Очищенную поверхность трубопровода следует огрунтовать. Поверхность трубопровода при нанесении грунтовки должна быть сухой, наличие влаги в виде пленки, капель, наледи или инея, а также следы копоти и масла не допускаются. Слой грунтовки должен быть сплошным и не иметь сгустков, подтеков и пузырей. Под изоляционное покрытие наносится соответствующая грунтовка, обеспечивающая максимальную адгезию (приклеивание/прилипание) покрытия к металлу труб. Допускается также по согласованию с заказчиком применение других грунтовок, если они обеспечивают нормированную величину адгезии. 4.6.4.3 Нанесение изоляционного покрытия Изоляционные ленты наносятся на трубопровод по свеженанесенной невысохшей грунтовке или после высыхания грунтовки «до отлипа», в соответствии с требованиями нормативной документации на эти материалы. Изоляционные ленты и обертки наносятся без гофр, перекосов, морщин, отвисаний с величиной нахлеста для однослойного покрытия – не менее 3 см, для двуслойного – 50 % ширины ленты плюс 3 см. Для обеспечения плотного прилегания лент и оберток по всей защищаемой поверхности и создания герметичности в нахлесте необходимо постоянное натяжение материала с усилием. Защитные обертки, не имеющие прочного сцепления с изоляционным покрытием трубопровода, должны быть закреплены в конце полотнища, а при необходимости, через 10 – 12 м. Для закрепления оберток используются специальные бандажи, клеи и т.п. Изоляционное покрытие на битумной основе наносится на трубопровод сразу же после высыхания грунтовки. Битумную мастику наносят по периметру и длине трубопровода ровным слоем за данной толщины без пузырей и посторонних включений. Армирование битумного покрытия стеклохолстом и обертку защитными рулонными материалами производят без гофр, морщин и складок. Толщина наносимого битумного изоляционного слоя, его сплошность и прилипаемость, степень погружения стеклохолста в мастичный слой зависят в основном от вязкости мастики, которую регулируют изменением температуры в ванне изоляционной машины в зависимости от температуры окружающего воздуха. Нанесение изоляционных покрытий осуществляется в соответствии с требованиями технологических инструкций по применению. 4.6.4.4 Контроль сплошности защитного покрытия на уложенном и засыпанномтрубопроводе, находящемся в незамерзшем грунте, проводится искателем повреждений неранее чем через две недели после его засыпки. Все выявленные дефекты покрытия должны быть устранены и после засыпки, снова проконтролированы искателем повреждений. 4.6.4.5 Оценка качества изоляции отремонтированных участков трубопровода напереходное сопротивление проводится методом катодной поляризации при глубинепромерзания грунта до 0,5 м. 4.6.5 Подъем, поддержание и уклада трубопровода при капитальном ремонте 4.6.5.1 Общие сведения Работы по подъему и поддержанию трубопровода проводятся, как правило, одновременно с очисткой и нанесением изоляционного покрытия (если оно не было нанесено в заводских условиях). Работы по подъему и поддержанию трубопровода следует проводить после того, как: - ремонтируемый участок вскрыт; - установлено дежурство на отсекающих задвижках со средствами радиосвязи с диспетчером; - установлено рабочее давление не более 2,5 МПа; - получено письменное разрешение от диспетчера РНУ (УМН). Работы по подъему и укладке трубопроводов разрешается производить только в присутствии лица, ответственного за производство работ. Перед подъемом трубопровода должны быть выполнены все мероприятия, предусмотренные в ППР, обеспечивающие безопасность его проведения и предотвращение аварийных ситуаций. Число и грузоподъемность трубоукладчиков или других механизмов, а также порядок подъема и расстановки должны строго соответствовать ППР. Запрещается поднимать трубопровод одним трубоукладчиком. Подъем трубопровода следует осуществлять плавно, без рывков. Контроль величины усилий на крюках трубоукладчиков производится динамометрами или индикаторами усилия на крюке. На время длительных остановок и в конце смены трубопровод следует укладывать на лежки, опоры-крепи и др. 4.6.5.2 Особенности подъема, поддержания и укладки трубопровода при капитальном ремонте с заменой труб При капитальном ремонте с заменой труб укладка нового участка трубопровода проводится либо совмещенным способом, либо раздельно. При укладке совмещенным способом укладка нового участка трубопровода проводится в едином технологическом потоке с работами по очистке и изоляции трубопровода (в соответствии с РД 39-00147105-015-98). 1 – отвал минерального грунта 2 –заменяемый участок трубопровода 3 – отвалплодородного слоя почвы 4 – очистная машина 5 – трубоукладчик 6 – резервный трубоукладчик 7 – электростанция 8 – вновь прокладываемый участок трубопровода 9 – изоляционная машина 10 – бульдозер Рисунок 4.1 – Схема расстановки машин и механизмов при совмещенном способе производства изоляционно-укладочных работ Технологические параметры колонны приработе совмещенным способом приведены в таблице 4.2. Таблица 4.2 – Технологические параметры колонны при изоляционно-укладочных работах совмещенным способом.
Раздельный способ проведения изоляционно-укладочных работ следует применять на участках со сложным рельефом местности (рисунок 4.2). На рисунке условно показаны три трубоукладчика. 1 – отвал минерального грунта 2 –заменяемый участок трубопровода 3 – вновь прокладываемый участок трубопровода 4 – инвентарные лежки (земляные тумбы) 5 – трубоукладчик 6 – бульдозер 7 – отвал плодородного слоя почвы Рисунок 4.2 — Схема расстановки машин и механизмов при раздельном способе производства Технологические параметры колонны при работе раздельным способом приведены в таблице 4.3. Необходимое количество трубоукладчиков, их расстановка и высота подъема трубопровода с учетом конкретных условий должны быть уточнены с помощью проверочных расчетов на прочность и устойчивость ремонтируемого участка. Таблица 4.3 – Технологические параметры колонны при укладке в траншею раздельным способом
При укладке трубопровода в траншею должны обеспечиваться: - правильная расстановка трубоукладчиков; - минимально необходимая для производства работ высота подъема трубопровода; - сохранность изоляционного покрытия; - плотное прилегание трубопровода ко дну траншеи; - проектное положение трубопровода. 4.6.5.3 Особенности подъема, поддержания и укладки трубопровода при ремонте с заменой изоляционного покрытия Последовательность технологических операций при капитальном ремонте трубопровода с заменой изоляционного покрытия описана в подразделе 4.4 настоящей части документа. Здесь следует отметить только особенности операций по подъему, поддержанию и укладке трубопровода. Монтаж троллейных подвесок, очистной, изоляционной и других машин, участвующих в технологическом процессе, производится на участке, уложенном на лежки. Длина участка, уложенного на лежки, должна быть достаточной для монтажа ремонтных машин. Начало/конец поднимаемого участка трубопровода должно находиться от линейных задвижек или других мест защемления: - для трубопроводов диаметром до DN 500 - на расстоянии, не менее 30 м; - для трубопроводов диаметром от DN 500 до DN 700 - на расстоянии, не менее 40м; - для трубопроводов диаметром более DN 700 – на расстоянии, не менее 50 м.Особенности подъема и укладки трубопровода. Подъем и укладка трубопровода на лежки осуществляется трубоукладчиками по двум схемам (рисунок 4.3, 4.4). б) подъем трубопровода одновременно всеми трубоукладчиками на заданную технологическую высоту в) укладка лежек под приподнятый трубопровод (лежки должны быть расположены от поперечного шва на расстоянии не менее 3 м г) укладка трубопровода на лежки одновременно всеми трубоукладчиками и переход трубоукладчиков в следующее исходное положение Рисунок 4.3 – Схема подъема и укладки трубопровода на лежки одновременно тремя трубоукладчиками: 1 – трубоукладчик; 2 – трубопровод; 3 – лежки а) расстановка трубоукладчиков и установка полотенец (расстояние от места установки полотенца до поперечного сварного шва - не менее 3 м) б) подъем трубопровода одновременно всеми трубоукладчиками на заданнуютехнологическую высоту г) укладка трубопровода на лежки последним по ходу движения трубоукладчиком
1 – трубоукладчик 2 – трубопровод 3 – лежки Рисунок 4.4 – Схема подъема и укладки трубопровода на лежки с переходом одного трубоукладчика Далее операции повторяются в указанной последовательности. По этой схеме трубопровод поддерживается в приподнятом состоянии тремя трубоукладчиками, а последний по ходу движения трубоукладчик опускает трубопровод на лежки и перемещается только после того, как подъем трубопровода первым трубоукладчиком произведен и его подъемные лебедки поставлены на тормоз. Подъем и укладка трубопровода при проведении изоляционно-укладочных работ осуществляется трубоукладчиками, оборудованными троллейными подвесками. Движение троллейной подвески вдоль трубопровода осуществляется плавно. Не допускается останавливать троллейную подвеску ближе 3 м от поперечного сварного шва на трубопроводе. Ремонт трубопроводов диаметром от DN 700 до DN 1200 проводится без подъема с поддержанием грузоподъемными механизмами. Поддержание подкопанного участка трубопровода рекомендуется выполнять трубоукладчиками, опорами-крепями или пневмоподъемниками. 4.6.5.4 Особенности подъема, поддержания и укладки трубопровода при выборочномремонте Выборочный ремонт дефектных участков трубопровода проводится без подъема и поддержки ремонтируемого участка. При выборочном ремонте со вскрытием протяженных участков во время подсыпки и уплотнения грунта поддержание трубопровода рекомендуется выполнять грузоподъемным механизмом, оснащенным мягким полотенцем, установленным в средней части подкопанного участка трубопровода. 4.6.5.5 Укладка изолированного трубопровода в траншею После проверки качества изоляционного покрытия изолированный трубопровод следует уложить в траншею, при этом необходимо следить за сохранностью покрытия. При наличии дефектов в покрытии следует произвести ремонт покрытия. Изолированный участок трубопровода после укладки необходимо незамедлительно засыпать или присыпать грунтом. В скальных, каменистых, щебенистых, сухих, комковатых, глинистых и суглинистых грунтах под изолированный участок следует подсьшать мягкий грунт толщиной не менее 20 см. При засыпке трубопровода грунтом, содержащим мерзлые комья, щебень, гранит и другие включения размером более 50 мм в поперечнике, изоляционное покрытие следует предохранять от повреждений присыпкой мягким грунтом на толщину 20 см над верхней образующей трубы или устройством защитных покрытий, предусмотренных ПНР. Мягкую подсыпку дна траншеи и засыпку мягким грунтом трубопровода, уложенного в скальных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах, допускается по согласованию с заказчиком заменять сплошной надежной защитой, выполненной из негниющих, экологически чистых материалов. Изолированный и присыпанный участок допускается оставлять незасыпанным грунтом не более 24 ч. 4.6.6 Очистка внутренней полости и испытание трубопровода на прочность и герметичность после капитального ремонта. Сдача трубопровода в эксплуатацию 4.6.6.1 Общие сведения При капитальном ремонте трубопровода с заменой труб вновь прокладываемыйучасток перед его подключением в основную магистраль подлежит испытанию на прочностьипроверкенагерметичностьсогласноРД-93.010.00-КТН-011-15,РД-23.040.00-КТН-021-14. Перед проведением испытаний следует провести очистку полости трубы. В проектной документации должны устанавливаться: - способы, параметры и схемы проведения очистки полости и испытания трубопровода; - очистка загрязненной воды (или жидкости) после промывки полости трубы; - проверочный расчет на устойчивость трубопровода против всплытия на обводненных участках. Работы по очистке полости и испытанию трубопроводов следует выполнять после вы вода персонала и основной ремонтной техники из опасной зоны. 4.6.6.2 Очисткаполости трубопровода. При очистке полости трубопровода необходимо: - удалить случайно попавшие внутрь при монтаже (сварке) грунт, воду и различные предметы, а также поверхностный рыхлый слой ржавчины и окалины; - проверить путем пропуска поршня проходное сечение трубопровода и тем самым обеспечить возможность многократного беспрепятственного пропуска очистных, инспекционных или других специальных устройств при дальнейшей эксплуатации; - достигнуть качества очистки полости, обеспечивающего заполнение участка трубопровода транспортируемой нефтью/нефтепродуктмбез загрязнения и обводнения. Очистка полости трубопровода должна производиться после укладки и засыпки одним из следующих способов: промывкой, продувкой или протягиванием очистного устройства. Промывка или продувка осуществляются с пропуском очистного или разделительного устройства. При продувке трубопровода пропуск и выпуск загрязнений и очистных поршней через линейную арматуру запрещаются. На трубопроводах, монтируемых без внутренних центраторов, следует производить предварительную очистку полости протягиванием очистных устройств в процессе сборки и сварки отдельных труб или секций в нитку. Промывке, как правило, подвергают трубопроводы, испытание которых предусмотрено в ППР гидравлическим способом. Промывку совмещают с удалением воздуха при заполнении трубопровода водой или другой жидкостью. Пропуск очистного или разделительного устройства по трубопроводу осуществляется под давлением жидкости. Впереди очистного или разделительного устройства для смачивания и размыва загрязнений заливают воду в количестве от 10 % до 15 % объема полости очищаемого трубопровода. Скорость перемещения очистного или разделительного устройства при промывке должна быть не менее 1 км/ч для обеспечения безостановочного устойчивого движения устройства. Промывка считается законченной, когда очистное или разделительное устройство выйдет из трубопровода неразрушенным. Очистка полости вытеснением загрязнений в потоке воды (жидкости) совмещается с удалением воды (жидкости) после гидравлических испытаний трубопровода с пропуском поршня-разделителя под давлением сжатого воздуха или газа. Скорость перемещения поршня-разделителя должна быть не менее 5 км/ч. 4.6.6.3 Испытание трубопровода на прочность и герметичность Испытание отремонтированного участка трубопровода при капитальном ремонте с заменой труб на прочность и герметичность проводится после полной готовности всего участка: установки арматуры и приборов, приварки катодных выводов, засыпки минеральным грунтом. Испытание отремонтированного участка следует проводить гидравлическим (водой, незамерзающими жидкостями), пневматическим (воздухом) или комбинированным (воздухом и водой) способами. Параметры испытания на прочность, независимо от способа испытания, принимаются в соответствии с рабочей документации. Трубопроводы испытываются, как правило, гидравлическим способом. Различают гидроиспытания вновь сооруженных и гидравлические переиспытания трубопроводов после ремонта. Установлена единая последовательность работ: - проверка состояния изоляции трубопровода методом катодной поляризации на соответствие сопротивления проектным значениям. Проверка производится до установки временных камер пуска и приема. - очистка полости МТ; - подъем давления до Рраб и выдержка в течение 3 ч; - проведение профилеметрии; - вскрытие дефектов, выявленных при катодной поляризации и профилеметрии, проведение их ДЦК; - устранение дефектов и проведение повторной катодной поляризации; - проведение гидравлических испытаний на прочность 1,25 Ррабв течение 24 ч; - снижение давления до Рраб и проверка на герметичность в течение времени, необходимого для осмотра трубопровода, но не менее 12 ч; - освобождение трубопровода от воды. Приведенная последовательность должна быть отражена в проектной документации на строительство трубопроводов и ППР на гидравлические испытания. Участок МТ, подготовленный к проведению гидравлических испытаний должен быть ограничен сферическими заглушками, рассчитанными на давление не менее испытательного. Запрещается использование линейной запорной арматуры, задвижек вантузов в качестве ограничительного элемента. При проведении гидроиспытаний задвижки должны быть открыты на 30 % - 50 %. Скорость подъема давления при испытании не должна превышать 0,04 МПа (0,4 кгс/см ) в минуту. При достижении величины давления, равной 0,9 от величины максимального испытательного давления в нижней точке трассы, скорость подъема давления должна находиться в пределах от 0,01 до 0,02 МПа (0,1 до 0,2 кгс/см2) в минуту. Гидравлические переиспытания участков эксплуатируемых МТ проводятся: - на участках трубопроводов, на которых был выполнен капитальный ремонт и реконструкция с заменой труб; - перед вводом в работу трубопроводов, которые были выведены из эксплуатации на срок 3 года и более без освобождения от нефти/нефтепродукта; - перед вводом в работу трубопроводов, которые были выведены из эксплуатации на срок 1 год и более с освобождением от нефти/нефтепродукта. Рабочее (нормативное) давление Рраб, используемое для расчета испытательного давления, должно определяться по проектной эпюре максимального рабочего давления на данном участке, используемой для раскладки труб. Заводское испытательное давление Рзав определяется по сертификатам (паспортам) на трубы как гарантированное заводом испытательное давление. Если испытываемый участок трубопровода состоит из труб с различными Рзав, то Рзав выбирается по наименьшему из всех значений. Трубопровод считается выдержавшим испытание на прочность и проверку на герметичность, если за время испытания трубопровода на прочность труба не разрушилась, а при проверке на герметичность давление осталось в пределах допустимых норм и не были обнаружены утечки. При разрыве, обнаружении утечек визуально, по звуку или с помощью приборов,участок трубопровода подлежит ремонту и повторному испытанию на прочность и проверке на герметичность. После окончания испытаний и проверки на герметичность следует удалить воду из участка трубопровода с помощью разделителей, перемещаемых под давлением воздуха. Испытанный на прочность и проверенный на герметичность вновь проложенный участок трубопровода следует подключить к основной магистрали и заполнить нефтью/нефтепродуктом. Вытесняемый воздух следует удалять через вантузы. 4.6.6.4 Сдача трубопровода в эксплуатацию Сдача отремонтированного участка МТ заказчику должна производиться после полной готовности участка (засыпки, обвалования или крепления, подключения новых участков, установки арматуры и приборов, восстановления средств ЭХЗ, пикетных и километражных знаков), проведения контроля состояния изоляции методом катодной поляризации, проверки на прочность и герметичность, а также работ по рекультивации в соответствии с рабочей документацией. Приемка отремонтированного участка трубопровода осуществляется приемочной комиссией, назначенной руководителем предприятия-заказчика. При приемке в эксплуатацию отремонтированного участка трубопровода комиссия должна руководствоваться нормами, правилами, техническими условиями и другими нормативными документами, действующими в период проектирования и производства капитального ремонта. Запрещается приемка в эксплуатацию отремонтированного участка с недоделками, препятствующими безопасной эксплуатации, с отступлением от утвержденного ППР, без проверки качества выполненных работ и без испытания замененного участка. В процессе сдачи отремонтированного участка подрядчик должен представить комиссии комплект приемо-сдаточной документации. Акт приемки отремонтированного участка трубопровода в эксплуатацию, составляемый по форме. Датой ввода в эксплуатацию отремонтированного участка трубопровода считается дата подписания акта приемочной комиссией. После окончания работы приемочной комиссии приемо-сдаточная документация передается заказчику и хранится наравне с документацией по строительству трубопровода. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 462. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |