Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Менеджмент во второй половине ХХ века ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Если представить себе историческое развитие менеджмента как процесс возникновения и практической реализации различных научных школ, то вторая половина ХХ века характеризуется становлением количественной школы науки управления, которая существует, совершенствуясь до настоящего времени. Эта школа привела к более глубокому пониманию сложных управленческих проблем благодаря использованию моделей сложных социальных объектов и процессов. Использование экономико-математических методов (линейное программирование, исследование операций, теория игр и т.п.) при подготовке принятия решений в некоторых случаях обеспечивали их оптимальность по определенным параметрам. Но большая часть экономико-математических моделей в качестве информационной основы используют экспертные оценки, которые не имеют абсолютной достоверности, а достоверны только с определенной вероятностью.
Этой школой было сделано многое для повышения обоснованности принимаемых управленческих решений. Математически решаются с достаточной степенью достоверности такие задачи, как [9]: · Определение плана выпуска нескольких изделий, требующих нескольких видов ограниченных ресурсов. Оптимизация по прибыли или по используемым ресурсам. · Оценка сбалансированности планов. Обеспечение сбалансированности планов · Оптимизация производственной программы по доходу · Минимизация себестоимости изделия для определенных производственных условий · Оптимизация маршрутов движения · Оптимизация сетевого графика выполнения крупных проектов · Рациональное распределение ресурсов · Составление межпродуктовых балансов · Оптимизация размещения заказов · Расчеты и оценка риска · Расчеты запасов сырья и материалов · Оптимальный раскрой материала · Составление календарных графиков, сменно-суточных заданий · Оптимизация загрузки ограниченного объема · Оптимизация очередности запуска партий деталей в обработку К количественной школе науки управления принято относить также системный подход, хотя, скорее всего, это – универсальный подход к менеджменту, которым в принципе можно было пользоваться не только в конце ХХ века, но и всегда. В основе системного подхода лежит системный анализ, который направлен на то, чтобы увидеть объект менеджмента – организацию – в единстве составляющих ее частей и их разновременной, крайне сложной динамики. К системному подходу относятся такие методы и концепции как построение деревьев целей и решений, программно-целевое управление, прогнозирование, бенчмаркинг. Во второй половине ХХ века в связи с впечатляющими успехами в развитии японской экономики и утверждениями японских менеджеров, что они владеют «управленческим сверхоружием», менеджмент как наука стал учитывать национальные особенности и строить национальные модели менеджмента. В настоящее время различаются американская, европейская и японская модели. Современный американский менеджмент базируется на постулатах классической школы, а также на следующих исторически сложившихся условиях: · Наличие развитого рынка продуктов и услуг, общества потребления · Индустриальный способ производства. Ремесленное производство в США не имело глубоких корней · Корпорация как основная форма предпринимательства (акционерные общества) · Индивидуализм как основа мировоззрения американца Японский менеджмент в большей степени ориентируется на человеческий фактор, но при этом личность должна подчиняться коллективу и подчинять свои интересы интересам организации. Японцы выше других ставят социальные потребности и возможности их удовлетворения. Вознаграждение за труд они воспринимают с позиций удовлетворения социальных потребностей (принадлежность к социальной группе, место в группе, внимание и уважение окружающих). Можно сказать, что японский менеджмент в целом больше тяготеет к школе человеческих отношений. Европейская модель менеджмента идеологически находится «посередине»: из классической школы европейцы в большей степени воспринимают идеи Файоля и Вебера, а из школы человеческих отношений в большей мере используются концепции «социального человека», социальной защищенности личности, учета ее интересов и ожиданий. На развитие менеджмента во второй половине ХХ века повлияли изменения в обществе. Мир менялся в результате научно-технического прогресса, повышались возможности качественного удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, возрастала степень гуманизации общества. Все это приводило к ориентации на интересы потребителя, изменился характер рынка: из рынка производителя он стал превращаться в рынок потребителя. Отсюда большое значение стало придаваться управлению качеством (TQM – Total Quality Management), маркетингу. Маркетинг превратился в важнейшую задачу менеджера, в возможность сформировать стратегию развития организации (стратегический менеджмент). Развитие IT-технологий позволило комплексно автоматизировать производство, что коренным образом изменило характер труда (ERP-cистемы, имитационное моделирование). Изменения в современном мире происходят настолько быстро, а воздействие внешней среды на организацию настолько велико, что очень многое стало зависеть от конкретного работника (менеджмент человеческих ресурсов). Достижения в технологии позволяют создавать и удовлетворять новые потребности, которые люди раньше не предъявляли (маркетинг-менеджмент). Ускорение научно-технического развития приводило к тому, что организации стали строить свою конкурентоспособность на инновациях, отсюда большое значение приобрел инновационный менеджмент. Специалисты последнего времени (их называют гуру менеджмента – устоявшийся термин в академических кругах) оказывают определенное влияние на теорию и практику менеджмента, хотя новые идеи и концепции в этой сфере науки и практической деятельности устаревают достаточно быстро. К признанным гуру менеджмента (гуру – в восточных религиях – учитель, тот, кому ученики внимают с почтением и чьи слова не подлежат сомнению) чаще всего относят следующих специалистов: · Питер Друкер. Автор многих современных идей в менеджменте: необходимость децентрализации, теория управления по целям, первичность стратегии и вторичность структуры · Майкл Портер. Специалист по конкурентной стратегии. Автор концепции «Пять факторов конкуренции» · Том Питерс. Автор концепции совершенной корпорации, в основе которой – страсть, лидерство, ценности и клиент. · Роберт Уотермен. Исследовал американские организации, которые ставят превыше всего не интересы акционеров, а интересы клиентов и сотрудников. Как следствие, такие фирмы имеют великолепные показатели на фондовом рынке. Автор концепции замены бюрократии адхократией. · Рассел Акофф. Автор, пожалуй, самой эффективной для менеджмента классификации систем. Показал, что современный менеджмент – это, чаще всего, управление дискретным хаосом · Игорь Ансофф. Специалист в области корпоративной стратегии, инструментария в области формирования корпоративной стратегии (матрица Ансоффа) · Брюс Хендерсон. Основатель Бостонской консультационной группы, автор инструментария стратегических построений: матрица БКГ, кривая опыта, управление портфелем. · Лейф Эдвинссон. Специалист в области интеллектуального капитала и экономики знаний · Майкл Хаммер. Один из авторов концепции реинжиниринга бизнес-процессов · Джеймс Чампи. Один из авторов концепции реинжиниринга бизнес-процессов · Ицхак Адизес. Автор концепций жизненного цикла организации и управленческих ролей · Ален Коэн. Специалист в области глобального лидерства и руководства · Дэвид Брэдфорд. Специалист в области организационного поведения, руководства и командной работы
Понятно, что этот список может быть субъективным и включение в него зависит от разных причин. Естественно, что только по прошествии определенного времени станет ясно, насколько весом вклад каждого из перечисленных специалистов в науку менеджмента. Менеджмент в своем развитии отвечает на вызовы времени. Контрольные вопросы: 1. В чем разница между менеджментом и социальным управлением? 2. Что такое первобытная демократия? 3. Что способствовало укреплению функции власти в первобытном обществе? 4. Когда и где появился первый учебник по менеджменту? 5. Какова роль цехов в средневековом менеджменте? 6. Почему система сословий или кастовая система позволяют экономить управленческие усилия? 7. В чем заключается концепция циклического развития организационных форм Н.Маккиавели? 8. Почему крупное машинное производство требует профессиональных менеджеров? 9. В чем «научность» научного менеджмента Ф.У.Тейлора? 10. В чем недостатки системы Тейлора? 11. Что такое НОТ? 12. Какие функции менеджмента выделил А.Файоль? 13. В чем заключаются принципы рациональной бюрократии? 14. В чем различие взглядов на организацию М.Вебера и Ч.Барнарда? 15. В чем значение для менеджмента трудов М.П.Фоллет? 16. В чем значение хоторнских экспериментов для развития менеджмента? 17. Назовите основные потребности по А Маслоу и интерпретируйте их для сотрудника организации. 18. Что такое теория Х и теория Y? 19. Что такое партисипативный менеджмент? 20. Охарактеризуйте национальные модели менеджмента (американская, японская, европейская). |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |