Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Месопотамская цивилизация (третье тысячелетие до н.э.).




Некоторые общие понятия и их соотношения

Под социальным управлением следует понимать управление социальными системами, которые представлены организацией, обществом, нацией.

Под менеджментом следует понимать управление организацией.

Таким образом, социальное управление как понятие шире, чем менеджмент и включает его. Вместе с тем, менеджмент как процесс управления организациями любого вида и профиля, представляет собой весьма широкое поле исследований и приложения усилий.

Организации как представители социальных систем отличаются тем, что они создаются искусственно для достижения определенных целей, в то время как общество или нация складываются стихийно под воздействием неуправляемых или неявно управляемых социальных процессов (переселение народов, географические открытия, религиозные концепции, колонизация, революции и т.п.)

Поэтому, когда речь заходит об истории возникновения управления и менеджмента, целесообразно рассмотреть некоторые исторические периоды, в которых зарождалось социальное управление как праоснова менеджмента. При этом в разделе 1 под управлением будем понимать социальное управление или воздействия на социумы различного масштаба с целью достижения упорядоченности жизни и движения к определенным целям.



Зарождение управления в первобытном обществе

 

    Развитие общества как системы определяется, в том числе, стремлением к упорядочиванию. Упорядочивание осуществляется через управление. Общественные отношения первобытного общества включали в себя и управленческие отношения: люди накапливали опыт оптимизации взаимоотношений друг с другом в малых социальных общностях, таких как семья, род, племя.

    Даже в самом примитивном первобытном обществе необходимо было организовывать жизнь и деятельность, для чего необходимо было установить систему правил, разделение труда.

    Первоначально в условиях дефицита материальных благ все члены общины были равны в потреблении с учетом пола и возраста. По мере накопления излишнего продукта возникала дифференциация людей по обеспеченности и происходило имущественное расслоение.

    В первобытном обществе имела место естественная иерархия: возникали лидеры и вожаки, наиболее сильные, смелые опытные особи, которые были первыми в схватках, добывании пищи и т.п. К ним прислушивались, им уступали, на них ориентировались, их боялись. Постепенно эти люди начинали играть все более заметную роль в жизни общины, брать на себя все больше обязанностей. Это оформлялось в отношения власти и подчинения. При этом все наиболее важные вопросы жизни общины решались общим собранием взрослых ее членов, то есть существовала первобытная демократия. Но особым отношением пользовались зрелые, умудренные опытом люди – старшее поколение общины. Для оперативного управления избирался старейшина как наиболее уважаемый член общины. Старейшина мог быть в любой момент сменен, если находился более сильный, умный и опытный. Смена происходила спокойно, поскольку «должность» старейшины не давала никаких привилегий.

    Существовали также социальные нормы, правила поведения в общине, которая контролировала соблюдение этих правил: разделение труда, сотрудничество, взаимная защита, справедливость распределения, недопустимость брачных отношений внутри семьи и т.п.

    Схема управления в первобытной общине допускала некоторую вариативность: мог быть единственный вождь-лидер, а также двое или несколько вождей-лидеров.

    С развитием общества люди постепенно осознавали важность хорошего управления, причем уже тогда происходила специализация управления: в частности, могли быть лидеры в области охоты, рыболовства, сбора плодов, скотоводства.

    Жизнь в общине требовала объединения трудовых усилий. Вместе с тем рост производительных сил делал получение избыточного продукта регулярным. Постепенно становилось наглядным неравенство участия различных членов общины в получении избыточного продукта, то есть наметился путь к имущественному неравенству. Накопление имущества во владении отдельных (наиболее умелых, опытных) общинников приводило к тому, что они начинали играть более заметную роль в общине. Теперь можно было обеспечить себе лидерство не только проявлением силы и храбрости, но и наличием материального богатства.

    Вместе с тем имущественное расслоение приводило к противоречиям и конфликтам. Усложнение жизненных ситуаций требовало укрепления организационно-управленческой функции, функции власти. Власть придает обществу организованность, управляемость и порядок. Публичная (общественная) власть в первобытном обществе обладает следующими чертами:

· Осуществляется либо самим обществом, либо выборными лицами, не получающими в связи с этим обстоятельством никаких привилегий

· Отсутствие аппарата управления

· Опора на общественное мнение: принуждение исходило от всего общества; не требовалось специальных органов принуждения (полиция, суд, армия и т.п.)

Разделение труда, присутствовавшее в первобытном обществе, осуществлялось по полу и возрасту, то есть было физиологическим.

Разложение первобытно-общинного строя сопровождалось становлением государственных образований, что приводило к существенным изменениям в управленческой практике.

 

Управление в период античности

Прогресс общества сопровождался переходом от физиологического разделения труда (первое) к его более сложным формам, прежде всего отделением земледелия от скотоводства (второе разделение труда). Кроме того, постепенно возникло ремесло как деятельность, связанная с переработкой продуктов, получаемых от земледельцев и скотоводов, что означало возникновение промышленного или производственного разделения труда (третье разделение труда).

Четвертым разделением труда считается выделение торговли, как деятельности, связанной с обменом продуктов второго и третьего разделения труда.

Следующим разделением труда стало выделение в обществе людей, которые специализируются на выполнении управленческих функций. Для наилучшего развития производительных сил и культурного роста общества необходимо наличие лиц, освобожденных от физического труда. К таким лицам относятся и организаторы деятельности во всех сферах жизни общества.

Античный период человеческой истории породил ряд новаций в сфере управления, значение которых универсально и не утрачено до наших дней.

Месопотамская цивилизация (третье тысячелетие до н.э.).

· Сословное разделение общества как результат его самоорганизации. Обеспечивает автоматическое управленческое действие по регулированию отношений как между сословиями, так и внутри них. Сословное деление общества упрощает управление им.

· Централизация производства, характеризующая приоритет общей цели государства над целями составляющих хозяйство и общество элементов.

· Форма частно-государственного партнерства: переход государственных земель, ремесленных мастерских, торговых предприятий под контроль частных лиц (с целью их восстановления с точки зрения эффективности)

· Основы системы гильдийв ремесленном производстве










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 187.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...