Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические рекомендации по обучению и воспитанию леворуких обучающихся.




3.1. Практические рекомендации для учителей и родителей

Познавательная сфера леворукого ребенка– образное мышление.

Чаще всего на уроках учитель можно наблюдать следующее:

* сниженная способность зрительно-двигательных координаций;

* недостатки пространственного восприятия и зрительной памяти, «зеркальность» письма, пропуск и перестановка букв, оптические ошибки;

* поэлементная работа с материалом, раскладывание по «полочкам»;

* повышенная отвлекаемость, трудности переключения и концентрации внимания. Левша не всегда может сосредоточиться на рассказе учителя. Это может оцениваться учителем как проявление неорганизованности, нежелания учиться, ему делают постоянные замечания, обвиняют в недисциплинированности, что еще больше его отвлекает;

* речевые нарушения: ошибки звукобуквенного характера.

Поведенческая и эмоциональная сфера у детей – левшей особенная, требующая пристального внимания:

* эмоциональная чувствительность, повышенная ранимость, тревожность;

* сниженная работоспособность и повышенная утомляемость левшей в учебном процессе.

Таким образом, приведенные рекомендации помогут преодолеть многие трудности учителю и сохранить психологическое состояние ребенка на положительном уровне:

1. Учителю необходимо применять постепенную подачу материала. Для обучения левшей хорошо подходит разбивка системы действий на последовательные операции. Левша обязан все воспринимать строго последовательно и постепенно. В связи с этим, при объяснении определенного способа действия, необходимо четко выделять этапы выполнения в их соответственной последовательности.

2. При обучение леворуких детей должны использоваться яркие и красочные материалы.

3. Для снижения уровня утомляемости детей – левшей эффективным является постепенное включение в разнообразную учебную деятельность. Это достигается путем применения учителем наглядных пособий, звукозаписи, контроля и проверки знаний и так далее

Учителям также рекомендуется в определенной мере не придерживаться строгой регламентации их деятельности. При этом условии работоспособность левшей не будет ниже уровня их праворуких сверстников.

4. С целью снижения процесса отвлекаемости левшей – не садить за одну парту рядом с непоседливым, подвижным, легко возбудимым одноклассником.

5. Стоит отметить повышенную эмоциональность в понимании детьми – левшами своих успехов и неудач. Это обстоятельство требует более трепетного и внимательного отношения педагога при оценивании учебной деятельности леворуких школьников. Поэтому общение с ребенком необходимо строить доброжелательно и спокойно, оценивая не его самого, а его поступки. Если леворукий ребенок хорошо работал на уроке, соблюдал правила – это следует отметить в конце занятия похвалой.

6. Леворукий ребенок требует постоянного напоминания правил поведния в классе, правила работы на уроке.

7. Если у левши наблюдается агрессия в виде ярости и злости стоит использовать безопасные приемы выхода из данного состояния. На помощь педагогу приходит по данной причине психолог.

8. Если у ребёнка – левши резко снизилась работоспособность и присутствует усталость на уроке (вертится, «лежит» на парте), можно разрешить ему 1 минуту активности или отдыха (например, подвигаться в конце класса, а затем вернуться на место и продолжить работу; либо 1 минуту спокойно полежать на парте, при этом закрыв глаза).

При воспитании и обучении леворуких детей родителям следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности. Отличаясь чувствительностью, ранимостью, хорошим пониманием социальных норм и, в тоже время, испытывая присущие леворуким затруднения, ребенок – левша сильно нуждается в сочувствии и принятии. Задача взрослого – повысить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, своей самоценности и активного отношения к жизни. Принимая во внимание повышенную затрату энергии организма протекания психических процессов у леворуких детей, а как следствие быстрые утомляемость и истощаемость нервной системы, родителям необходимо придерживаться установленного режима дня и следить затем, чтобы ребенок не переутомлялся.

К сожалению, еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (т.к. даже ножницы ему нужны другие). Поэтому леворукие дети учатся выполнять все учебные действия так же, как и праворукие.

Выделим ряд рекомендаций, которые помогут родителям минимизироваться трудности ребенка – левши:

* необходимо помочь организовать свое рабочее место дома, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;

* не следует требовать от леворукого письма с правым наклоном, более разумным для них будет писать прямо;

* категорически противопоказано родителям требовать от него безотрывного письма;

* любые двигательные действия, которые необходимо выполнить, нужно раскладывать на элементы, объясняя поэтапно каждый элемент. При этом его выполнение должно быть осознанно ребенком;

* желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию (для этого имеется достаточное количество специальной литературы в постоянном доступе);

* никогда не проявлять негативного отношения к леворукости в присутствии ребенка, использовать особенности такого ребенка в классе для привития детям уважения индивидуальных особенностей каждого человека, терпимости по отношению к проявлению свойств, не характерных большинству;

* при выполнении различных заданий, организовать ребенку принятие «чувства успеха».

 

Заключение

В школе у ребенка формируются основные составляющие ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Школьник характеризуется доминированием внешней или, практической активности, причем сила этой активности у каждого человека достаточно велика. В младшем школьном возрасте начинается осознание себя как субъекта процесса обучения.

Для 76% населения земли правая рука является главной и с давних пор почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу «Удобно для праворуких» (включая изобретенный способ письма и принцип устройства книги: мы переворачиваем страницы справа налево правой рукой). Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картинку: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их было удобно брать левой рукой, чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.

Леворукие дети – это такие дети, которые требуют к себе индивидуального подхода. Они имеют свои конкретные психологические особенности.

Леворукие очень отличаются от праворуких детей. У леворуких ведущим является правое полушарие мозга, а у праворуких – левое. Научно установлено, что леворукие дети не такие внимательные, как праворукие, и их уровень запоминания ниже, чем у праворуких, поэтому дети с ведущей левой рукой нуждаются в специально-организованных условиях и индивидуальном подходе в обучении.

Опыт многих стран мира, в которых леворуких детей не только не переучивают, но и создают все условия для нормального существования, обучения, получения профессии, доказательно продемонстрировал, что бережное отношение к этим детям благоприятно сказывается на их развитии. Во многих странах есть специальные магазины для леворуких людей, где можно купить ножи и ножницы, различные приспособления, спортивные принадлежности, швейные машинки и даже компьютеры с клавиатурой, приспособленной для работы леворуких людей. Предпочтение руки учитывается не только в детстве, леворукий взрослый может получить практически любую специальность, так как есть станки, устройства и приспособления, предназначенные для леворуких.

У нас, к сожалению, всего этого нет. Возможно, ограничение в выборе некоторых профессий и толкает родителей на переучивание своих леворуких детей.

Педагоги старого поколения и родители прошлых десятилетий, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно. Привычка пользоваться левой рукой, с их точки зрения, снижала адаптивные возможности ребенка.

Чтобы не ошибиться в выбираемой педагогической стратегии, лучше вовремя определить, присущи ли малышу признаки леворукости. Особенно важно знать это перед его поступлением в школу. Специальное определение так называемого «мануального предпочтения руки» психологи советуют проводить в возрасте четырех – пяти лет. Квалифицированно это могут сделать только специалисты. Но «первые пробы» под силу провести и педагогам, и родителям – для того чтобы потом их подтвердили или опровергли психологи-профессионалы.

Несомненно, леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Ясно и другое – преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.

Практическое исследование по теме показало, что леворуких детей ждет очень много проблем в «праворуком мире». В связи с этим обстоятельством, психологи разрабатывают специальные рекомендации для учителей и родителей о том, как воспитывать и обучать леворуких детей.

 

 

Библиографический список

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. «Трудности в обучении леворуких детей», 2007г., с.221.

2. Басова Н.В. «Педагогика и практическая психология», 2004г., с. 416

3. Безрукова М., «Леворукий ребенок в школе и дома»

4. Венгер А.Л., Поливанова К.Н. «Особенности принятия учебных заданий леворукими детьми», Психология, 2006г.

5. Зинченко С.Н. «Почему детям бывает трудно учиться», 2006г., с 54.

6. Маркова Т.А. «Леворукий ребенок в школе», 2004 г.

7. Талызина Н. «Управление процессом усвоения знания леворукими детьми», 2006г.

 

Приложение

Тестовые задания для определения ведущей руки младшего школьника. Тестирование проводится следующим образом:

* Взрослый сидит напротив ребенка (лучше за столом).

* Приспособления, пособия, предметы положены перед ребенком строго на середину стола на равном расстоянии от правой и левой руки.

* Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не фиксирует внимание ребенка на том, что он (взрослый) определяет его ведущую руку.

Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять»

«Построй что-нибудь из палочек (кубиков), например колодец, дом или ограду».

«Открой несколько (2-3) пузырьков (коробочек) с завинчивающимися крышками».

«Нарисуй то, что хочешь, сначала одной рукой, затем —другой» -

«Нарисуй десять крестиков, после чего сотри их ластиком». - Ведущей считается более активная рука.

«Протри мебель (стол, шкаф, и др.)».

«Подними лежащий на полу предмет».

«Возьми все картинки в одну руку, а раскладывай другой».

«Соедини скрепки в цепочку».

«Нанизывай бисер (пуговицы) на иголку с ниткой».

«Сцепи пальцы рук, переплетая их между собой (замок)».

«Сцепи руки сзади».

«Скрести руки на груди (поза Наполеона)».

«Покажи, как ты аплодируешь».

«Развяжи узелки».

«Сядь на пол, а затем встань, помогая себе одной рукой».

«Заведи часы».

Интерпретация полученных результатов:

При выраженном предпочтении левой руки в задании ставится знак «+» в графу «Левая рука», при предпочтении правой - в графу «Правая рука».

Если при выполнении теста ребенок одинаково часто использует как правую, так и левую руку, знак «+» ставится в графу «Обе руки».

Ведущей у ребенка считается та рука, при выполнении действий которой он получил более 8 плюсов в графу.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 136.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...