Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологические проблемы леворуких детей




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет педагогики, социальной работы и физической культуры

Кафедра дошкольного и начального образования

 

 

Семёнова Елена Александровна

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕВОРУКИХ

ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

 

 

Курсовая работа, выполнена в рамках изучения дисциплины

«Психология»

Направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование

Профиль: Физическая культура

 

 

Научный руководитель:

доцент кафедры общей и

когнитивной психологии

Камнева Ольга Анатольевна

 

 

Астрахань 2018 г.

Содержание

Введение……………………………………..………………………..…………3

1. Психологические проблемы леворуких детей …………………………5

1.1. Краткий обзор гипотез происхождения «леворукости»………………..5

1.2. Психологические особенности леворуких детей…………………………?

1.3. Психологические проблемы, возникающие с переучиванием детей в младшем школьном возрасте…………………………………………….…………..11

2.Психологические рекомендации по обучению и воспитанию леворуких детей ……………………………………………………………………………………14

2.1. Практические рекомендации для учителей и родителей ………………14

Заключение……………………………………………………………….……18

Библиографический список …………………………………..…………….21

Приложения…………………………………………………………………….22

 

Введение

Левшами являются около 11-16% людей. Леворукость не выступает патологией или недостатком развития, но является очень важной психологической индивидуальной особенностью человека.

У людей – правшей доминирует левое полушарие, а у левшей – правое полушарие, которое специализируется на обработке информации, полученной вербально. Расположение основных функций у левшей более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, как у людей с ведущей правой рукой. У левшей наблюдается менее четкая специализация в работе обоих полушарий. Это выражается в том, что центры речи у левшей могут иметь расположение как в левом, так и в правом полушарии. Зрительно-пространственные функции могут находиться в левом полушарии.

Актуальность работы связана с тем, что леворукость, как и праворукость, является одной из важнейших характеристик индивидуально-психологических различий людей, которую необходимо учитывать при решении широкого круга проблем.

В работу школьного психолога входит диагностика готовности детей 6-7 лет к школе. В ходе работы определяется широкий круг параметров, отвечающих за уровень подготовленности, который может быть: высоким, средним, низким.

При выведении коэффициента готовности огромную роль играет определение ведущей руки – правой или левой (Приложение 1).

Для практического психолога не секрет, что ребенок с ведущей левой рукой требует больше внимания, чем ребенок – правша.

На сегодняшний день нет четкого ответа на вопрос: «Чем отличаются психологические характеристики леворуких и праворуких обучающихся?», но ясно одно, что леворукий ребенок отличается от большинства праворуких сверстников. Поэтому педагогам и родителям необходимо сделать все, чтобы помочь раскрыться его неповторимой индивидуальности.

Цель работы – рассмотреть психологические проблемы леворуких детей

Объект исследования – феномен леворукости

Предмет исследования: психологические особенности леворуких детей

Задачи:

· изучить научную психолого-педагогическую литературу по проблеме леворукости;

· рассмотреть гипотезы происхождения леворукости у человека;

· выявить школьные психологические проблемы леворуких детей;

· подготовить практические рекомендации для широкой аудитории по обучению и воспитанию детей – левшей.

Используемые методы научного исследования:

- изучение научной и популярной литературы;

* изучение статей и публикаций, в том числе глобальной сети Enternet;

* аналитический метод;

* метод обобщения.

Практическая значимость:

Практическая значимость подобных исследований заключается в возможности использования полученных экспериментальных и теоретических данных педагогами, школьными психологами и другими специалистами при разработке индивидуальных методик и технологий обучения, средств и методов дифференциации обучения, построении индивидуальных программ адаптивного развития, а также проведении методической и коррекционной работы при обучении леворуких детей основным школьным навыкам.

 

 

ИЗМЕНИТЕ, КАК Я ИСПРАВИЛА В СОДЕРЖАНИИ!

ГДЕ ЖЕ ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ?! Все фамилии нужно использовать в тексте.

1. Проблема феномена леворукости

1.1. Краткий обзор гипотез происхождения «леворукости».

Гипотезы, полученные относительно долгого периода времени, можно подразделить на два основных потока. Первый поток характеризует развитие леворукости посредствам воздействием окружающей среды на развитие до и после рождения ребенка. Второй выдвигает разные варианты, которые обусловлены генетическими факторами (фамилия, год).

В качестве причины (приобретения) развития леворукости исследователи выдвигали сами условия воспитания ребенка, а также требования среды. А условия жизни людей (доказано) очень мало влияют на образование данного феномена, но отрицать воздействие социальной среды не стоит.

При проведении многих исследований рассматривалась причина вынужденной леворукости, когда определенные социальные условия, комплексы приводили к развитию данного феномена, но данные случаи по своей природе очень редкие.

Следующим вариантом возникновения леворукости у человека является патологическая леворукость. В обследованиях принимали участие люди, страдающие нервно-психическими заболеваниями, задержками общего и речевого развития. Полученные данные выступили в роли основания говорить о том, что есть наличие патологической леворукости. Дисфункция мозговой деятельности чаще всего встречается при родовой деятельности с наличием травм. Многие исследователи приводят соответствующую статистику (фамилия, год).

Наличие асимметрии парных органов может говорить о предпосылках возникновения левшества у человека. Ученым, исследователям известно, что парные органы у людей развиты по-разному. Один из органов является главнее другого. Так, как левая часть становится доминирующей от сюда и возникает левшество.

Рассматривая различные варианты возникновения левшества, можно выделить еще и сенсорное, то которое касается самих органов восприятия у человека. Рядом можно выделить и моторное левшество, связанное с крупной моторикой человека.

Леворукость является редким случаем моторного левшества.

На протяжении многих лет ученые исследовали феномен левшества и даже пытались приучить левшу пользоваться правой рукой, и это получалось. Если рассматривать ребенка 6-8 лет с ведущей левой рукой, то вышеизложенное к нему не должно быть примеримо, так как в данном возрасте идет очень быстрое развитие многих систем, то данные попытки переучивания могут привести к развитию психических неврозов и стать результатом задержки в развитии. Данное обстоятельство связано, прежде всего с тем, что одно из полушарий отвечает за деятельность правой руки, другое - за развитие работоспособности левой руки.

Таким образом, можно сделать вывод, что в основе леворукости лежит комплексное сочетание патологических, социальных, а также генетических факторов.

 

ОЧЕНЬ КОРОТКИЕ ПОДГЛАВЫ, ОБЪЕДИНИТЕ ИХ, ЧТОБЫ КАЖДАЯ ПОДГЛАВА БЫЛА НЕ МЕНЕЕ 6-8 СТРАНИЦ. ПУСТЬ БУДЕТ ЛУЧШЕ 4 ПОДГЛАВЫ!

ЭТОТ КОММЕНТАРИЙ НАДО УБРАТЬ!

Психологические проблемы леворуких детей

 

2.1. Психологические особенности леворуких детей.

Когда ребенок поступает в первый класс, педагоги и психологи настороженно относятся к тем детям, у которых главная ведущая рука – левая. Известно, что левши испытывают особенные тяжести при протекании процесса адаптации к школе, который из года может превратиться в несколько лет.

Рассмотрим особенности леворуких людей.

1) Морфологические особенности:

а) левая рука несколько больше правой;

б) ноготь левого мизинца несколько шире правого;

в) более развиты вены на тыльной стороне левой кисти;

г) более подвижна мимика левой половины лица.

2)Психофизические особенности:

а) плохая зрительно-двигательная координация. Может быть плохой почерк, трудности при срисовывании графических изображений;

б) речевые нарушения. И.Макарьев в своей книге «Если ваш ребенок левша» приводит неутешительные данные о том, что заикается каждый третий леворукий ребенок;

в) особенности пространственного восприятия. Искажение форм и пропорций фигур, зеркальность письма, плохая зрительная память;

г) сложно концентрировать и переключать внимание.

3) Эмоционально-психологические особенности:

а) повышенная эмоциональная чувствительность;

б) ранимость;

в) быстрая утомляемость и, как следствие этого, ограниченная работоспособность;

г) высокий уровень креативности;

д) ярко выраженные способности к оригинальному художественному творчеству;

е) раздражительность и обидчивость;

ж) подверженность различным страхам (боязливость);

з) низкий уровень самоконтроля;

и) пониженный эмоциональный фон (почти всегда плохое настроение);

к) комфортность (склонность к пассивному восприятию действительности);

л) сонливость;

м) повышенный уровень тревожности;

н) эстетическая впечатлительность.

Уделив левше чуть больше внимания, взамен получим уверенного в своих силах ребенка, который испытал успех на уроках. А это не так уж и мало.

Основные психологические трудности у детей-левшей возникают при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что зрительное восприятие у данной категории обучающихся затруднено. Пространственное восприятие, уровень зрительной памяти и зрительно-моторной координации, которые очень часто встречаются у детей – левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

* воспринять и запомнить сложное написание букв сложно, поэтому ребенок не успевает за темпом работы всего класса, следовательно объем учебной программы снижается для такого обучающегося;

* нарушено формирование зрительного образа букв, цифр: ребенок-левша путает количество элементов, в ходе работы может приписывать лишние; элементы букв не дописывает, сходные по написанию буквы при письме заменяет;

* простые графические построения строит, но чаще заменяет: например, вместо квадрата может построить ромб;

* развита функция копирования (списывание текста дается легче, чем написание диктанта);

* почерк у левшей часто неустойчив (выделяется написание крупными элементами, дисграфия);

* темп письма снижен до медленного.

Сниженный темп письма и зеркальные движения – составляющие, которые оказывают влияние на саму успешность обучения.

Когда пишет леворукий ребенок, можно наблюдать сменяющиеся между собой следующие стадии: выполнение определенного движения, далее наступает микропауза, которая отвечает за контроль движений, следует контроль и программирование последующего движения.

Зрительно-моторные координации у детей-левшей и правшей проявляются в различной длительности данных микропауз. В школе существует проблема, когда учитель пытается выработать быстрый навык письма у левши, тогда это приводит к психологической травме ребенка: он не успевает, так как сокращено время на данные микропаузы. Качество письма заметно сильно снижается, возникают многочисленные ошибки, которые могут пониматься взрослыми как присутствие невнимательности у данного ребенка.

Наличие зеркальных движений наблюдают родители маленьких детей-левшей. Кто-то пишет зеркальными буквами, у кого-то присутствует и зеркальное чтение, зеркальное рисование и восприятие. Взрослыми, если они правши, такие особенности ребенка могут пониматься как своего рода определенные способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются лишь отражением присутствующих трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

Параллельно с зеркальным письмом у детей достаточно часто может наблюдается зеркальное рисование. Особенно характерно выворачивание при рисовании: верх и низ, вертикальное и горизонтальное, правое и левое меняются местами, причем ребенок не чувствует неправильности, даже если педагог указывает ему на это. Подобное рисование является результатом нужной несформированности ребенком основных принципов организации своего пространства.

У некоторых детей-левшей еще одной трудностью является нарушение процесса чтения. У одних обучающихся причины нарушения носят главным образом зрительно-пространственный характер, когда дети испытывают затруднения в восприятии слова, как целого. Другие дети не находят связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают.

Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность. Неустойчивая глазодоминантность может привести к нарушению движений самого глаза, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице. Однако, необходимо еще раз уточнить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.

Таким образом, пытаться изменить природу левшества не возможно, что было бы очень удобным как учителям, так и родителям. Разрешение данной проблемы видится в приспособлении окружающих к психологическим особенностям леворукого ребенка. Задача взрослых – помочь ребенку адаптироваться в правоориентированном мире.

Школа – это начало общественного бытия человека, выступающего как субъекта деятельности.

В этом качестве младший школьник характеризуется, прежде всего, готовностью к обучению, которая определяется уровнем физиологического (анатомо-морфологического) и психического, а также, интеллектуального развития. Данные параметры обеспечивают возможность ребенка учиться.

Основные показателями готовности ребенка к школе являются: сформированность его внутренней позиции школьника, уровень произвольности, умение ориентироваться на систему правил и др.

Готовность к школьному обучению означает сформированность отношения к школе, к учению, познанию, как к радости открытия, вхождения в новый мир – мир взрослых. Это означает готовность ребенка к новым обязанностям, к новой социальной роли, ответственности перед школой, учителем и классом. Ожидание нового, интерес к нему лежит в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе, как эмоциональном переживании познавательной потребности опирается внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника встречается с содержанием самого процесса обучения.

Набор в первых классах в общеобразовательной школе составляет от 75 до 90 человек – это 3 полных укомплектованных класса. На этапе адаптации психолог посещает учебные занятия с целью выявления тех детей, которые требуют «особого» внимания. В их числе нашли свое место и дети-левши. В классе их можно встретить от двух до четырех человек. Цифра большая, если сравнивать с прошедшим десятилетием. В ходе обучения, дети-левши нуждаются в особой поддержке взрослых, поэтому дополнительно посещают коррекционные занятия по улучшению адаптационного процесса у педагога-психолога школы.

2.2. Психологические проблемы, возникающие с переучиванием детей в младшем школьном возрасте.

Процесс переучивания леворукого ребенка почти никогда не проходит без последствий. Взрослые часто говорят: “Я знаю левшу, которого переучили — ничего особенного с ним не случилось” или “Меня переучили, и здесь нет ничего страшного”.

Обычно в младшем дошкольном возрасте родители и воспитатели детских садов редко обращают свое внимание на то, какая рука у ребенка ведущая. Замечают это, только тогда, когда ребенок начинает больше рисовать, учится писать, более энергично действует одной из рук.

Скоро замечают леворукость малыша в тех семьях, где это наследственное явление. Чаще всего, именно в этих семьях родители тревожатся, что появился еще один левша; именно там стараются переучить ребенка еще до школы.

Чем руководствуются в этом случае родители? Скорее всего, хотят обезопасить своего ребенка от тех трудностей, с которыми столкнулись сами в школе.

Бывает и так, что о леворукости ребенка не знают ни учитель, ни родители. И долго бьются, не понимая, почему дела с письмом не идут хорошо, как хотелось бы, — пока не догадаются получить консультацию у соответствующих специалистов.

Родители берутся переучивать ребенка с легкостью. Взрослые не акцентируют внимание на само самочувствие ребенка в процессе данной работы, которое постепенно ухудшается. Ребенок пребывает в подавленном чаще настроении, утомляемость возрастает, нарушается сон, поднимается уровень тревожности. Все эти факторы говорят о том, что у ребенка присутствуют признаки невроза. Если не прекратить переучивание на первых порах, то данная работа приведет к развитию серьезного заболевания у ребенка.

Наблюдая за состоянием ребенка, можно отметить появление таких параметров, как повышенный уровень плаксивости, раздражительности, неусидчивость. От самого ребенка можно услышать жалобы на усталость, головные боли. А ребенка, все переучивают до судорожных сведений пальцев рук, которые говорит о наличии такого заболевания, как «писчий спазм». Насильная смена ведущей руки становится основной причиной его появления.

Родители выбирают неправильную тактику при самом обучении и отношении к своему леворукому ребенку.

Вопрос о “смене руки” может положительно решаться только в том случае, если ребенка переучивали и он привык пользоваться правой рукой, но еще не учился в школе, не начинал систематически писать.

Виды и проявления невроза, возникающие у детей – левшей, довольно всевозможны:

* Симптомы астенического невроза — повышенная утомляемость, истощение нервной системы, резкое снижение работоспособности. Дети могут активно работать только на первых двух уроках, а затем пробудить их внимание очень сложно; возникает двигательная расторможенность. Домашнее приготовление уроков обычно затягивается, а результаты чаще всего не положительные. С особенным напряжением выполняются письменные задания, где наблюдается неустойчивый почерк, буквы различной величины, разного наклона, не соблюдается строка, присутствует много дополнительных штрихов, исправлений. А повторное переписывание только ухудшает результаты!

У мальчиков и девочек невроз может протекать по-разному. Мальчикам свойственны расторможенность, неусидчивость, двигательное беспокойство. А для девочек более характерны пониженный фон настроения, вялость, плаксивость.

Довольно постоянно леворуких детей беспокоят школьные страхи — перед неудачами, перед письменными контрольными работами. Дети считают такие страхи нормальным состоянием и поэтому не стремятся их побороть

У левши при переучивании может возникнуть невроз навязчивых состояний, как правило, он появляется в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может стать преградой в дальнейшей жизни. Если родители заставляют детей выполнять все свои действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хотя это очень плохо получается. Родители видят в этом непослушание, каприз, упрямство и впоследствии наказывают ребенка. А если при этом, учитель требует писать правой рукой, да еще и снижает оценки за качество письма и за медлительность на уроке, то у бедных левшей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности.

 У переученных детей-левшей часто встречается и невротический энурез (недержание мочи). Энурез порождает чувство вины, боязнь неизбежности наказания. Так к проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются и эти неприятности. Как следствие больше снижается работоспособность, ребенок вообще не может сосредоточиться, то есть образуется порочный круг, разорвать который могут только взрослые, следуя рекомендациям психолога и врача.

У переученных левшей может возникнуть невротическое заикание. Оно усиливается после напряженного выполнения письменных заданий правой рукой. Особенно заметно заикание в школе; в привычной домашней обстановке оно обычно слабеет. Заикание может сочетаться со страхами, энурезом и различными тиками.

Невротические тики (мигание, облизывание губ, наморщивание лба, подергивание носом) редко вызывают беспокойство родителей, а учитель чаще всего принимает их за дурачество. А ведь ребенок не контролирует эти движения, они у него происходят непроизвольно. Но насмешки и передразнивания одноклассников, раздраженное одергивание учителя, замечания родителей усугубляют психологическое состояние ребенка. Как следствие, ребенок начинает стесняться сам себя, становится раздражительным. Тики непосредственно не связаны с выполнением письменных заданий правой рукой, но усиливаются, когда ребенок устает или нервничает. (Зинченко, 2006)

Известны случаи истерических неврозов у детей – левшей, которые могут возникнуть в результате насильственного переучивания. Перед уходом в школу и перед контрольными работами может возникнуть рвота, возможны и психомоторные припадки: дети с громким плачем падают навзничь, беспорядочно колотят по полу руками и ногами.

Таким образом, специалисты советуют не переучивать ребенка-левшу, с целью сохранения его стабильного психологического состояния. Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку родителями, воспитателями или учителями определит успех общих усилий.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 135.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...