Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией




Лекция 9. Психологические основы работы с трудными детьми

План:

Педагогически запущенные дети.

Дети, требующие медицинской помощи.

 

 

Педагогически запущенные дети

Ребенок становится «трудным» — педагогически запущенным когда:

1. происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, отрицательное влияние улицы, компании правонарушителей);

2. происходит совпадение, наложение неудач в школе и педагогических ошибок учителей, воспитателей;

3. происходит совпадение, наложение отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений.

В категории педагогически запущенных детей условно можно выделить 3 подгруппы;

дети с отклонениями в поведении;

дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией;

дети с акцентуированным характером.

Дети с отклонениями в поведении

Т.Шибутани выделили 3 типа отклоняющегося поведения:

1. Конформное поведение — такое поведение, которое характеризуется следованием человека за эталонной группой. Если эти эталоны отличаются от общепринятых, то человек, следовавший им, становится правонарушителем. Многое из того, что называют «преступностью малолетних» составляет приспособление к требованиям эталонной группы. Большинство действий юношеских шаек участники не считают плохими. Борьба шайки за территориальные прерогативы -— это дело чести. «Неисправимый» мальчик может быть наделен многими качествами, которые вызывают уважение к нему в его первичной группе, такими, как мужество, верность, цельность, порядочность и «честная игра». Такие мальчики не обязательно страдают личностными расстройствами и в большинстве своем хорошо приспособлены к своему миру.

2. Импульсивное поведение — это такое поведение, которое возникает в результате временной утраты самоконтроля, особенно под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведение.

3.    Компульсивное поведение — это такое поведение, которое возникает в случае, когда поведение человека дезорганизовано сильными оскорблениям и, употреблением наркотиков, алкоголя. Такой тип личности бессилен приспособиться к существующим нормам, некоторые малолетние правонарушители агрессивны, ожесточены и не испытывают чувства вины.

Основные виды отклоняющегося поведения: Агрессия (лат. Aggressio — приступ, нападение) — поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям. Наибольшей жестокостью отличаются «немотивированные» преступления.

Аномия — состояние человека, вызванное отсутствием целей в жизни, чувством изолированности и одиночества. Причиной аномии является дезорганизация жизни общества, ослабление сдерживающих поведение человека факторов, выражающихся в распаде социальных идеалов, утрате смысла жиз­ни, приводящих к моральному нигилизму и цинизму.

Фрустрация — состояние человека, встретившегося с преградой (физической, нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности. Ответной реакцией на это является агрессия. Следовательно, одной из причин агрессии подростков является фрустрация.

На возникновение отклоняющегося поведения несовершеннолетних влияют не изученность социальных процессов в современной молодежной среде и неумение работать с ней.

 

В работе с подростками, имеющими отклонения в поведении, необходимо учитывать 3 момента:

1.    В общении с ними очень важно теплое, сердечное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение;

2.    Необходимо выявлять то положительное, что имеется в личности каждого ученика (наличие педагогического оптимизма и опора па «положительный фонд личности» в работе с «трудными» детьми);

3.    Открытое выражение доверия к нравственным силам «трудных» подростков. Подростки очень ценят, когда им доверяют:

 

       доверие должно быть естественным и непринужденным;

       учитель, воспитатель должен быть уверен, что отрицательные черты личности подростка не укоренились настолько, чтобы заглушить здоровые нравственные тенденции;

       учитель, воспитатель должен терпеливо и тактично, без унижения чувства собственного достоинства подростка помогать ему, вовремя оказывать, ему помощь и поддержку.

 

Дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией

 

Социальная (школьная) дезадаптация включает в себя такие формы поведения человека (школьника), которая свидетельствует о плохой приспособленности человека к обществу (ребенка к школе).

Методика, предложенная психологом Д.Стоттом, направлена на тщательную фиксацию различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе.

К числу наиболее типичных форм школьной дезадаптации Д.Стотт относит следующие:

Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям

■    Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине.

■    Плачет, когда ему делают замечания.

Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.

 

■ Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, на­пример, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят).

■ Слишком тревожен, чтобы быть непослушным.

■ Лжет из боязни.

■ Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней.

■ Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи).

2. Депрессия

■ Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится.

■ Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меня­ется почти ежедневно.

■ В играх иногда активен, иногда апатичен.

■ Выполняет ручную работу иногда очень старательно, иногда нет.

■ Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения.

■ Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии.

■ Взгляд «тупой» и равнодушный.

■ Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется.

3. Уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение.

■ Не реагирует на приветствия.

■ Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям.

■ Не проявляет интереса к коллективным играм.

■ Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается.

■ Совершенно изолируется от других детей.

■ Ведет себя подобно «настороженному животному».

4. Тревожность по отношению к взрослым.

■ Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем.

■ Чрезвычайно дружелюбен по отношению к учителю.

■ Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье.

■ «Подлизывается», старается понравиться учителю. Всегда находит предлог занять учителя своей особой.

■ Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей.

■ Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии.

5. Враждебность по отношению к взрослым.

■ Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность.

■ Иногда, кажется, что он умышленно плохо выполняет работу.

■ Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений.

■ Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений.

■ Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан.

■ «Дикий» взгляд. Смотрит «исподлобья». Очень непослушен, не соблюдает дисциплину.

■ Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу). Ведет себя непристойно, вызывающе.

6.    Тревога по отношению к детям.

■    «Играет роль героя», когда ему делают замечание.

■    Склонен «прикидываться дурачком».

■    Слишком смел (рискует без надобности).

■    Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять.

■    Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя.

■    Хвастает перед другими детьми. Паясничает (строит из себя шута).

■    Дурацкие выходки в группе сверстников. Подражает хулиганским проделкам других.

 

7.    Недостаток социальной нормативности (асоциальность).

8.    Враждебность к детям. От ревнивого соперничества до открытой враждебности.

9.    Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий.

10.  Эмоциональное напряжение.

11.  Невротические симптомы.

 

■    Заикается, запинается. «Трудно вытянуть из него слово».

■    Говорит беспорядочно.

■    Часто моргает.

■    Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики».

■    Грызет ногти.

■    Ходит, подпрыгивая.

■    Сосет палец (старше 10 лет).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 138.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...