Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Дети с социальной, в частности, школьной дезадаптациейСтр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 9. Психологические основы работы с трудными детьми План: Педагогически запущенные дети. Дети, требующие медицинской помощи.
Педагогически запущенные дети Ребенок становится «трудным» — педагогически запущенным когда: 1. происходит совпадение, наложение отрицательных внешних влияний (аморальное поведение взрослых, отрицательное влияние улицы, компании правонарушителей); 2. происходит совпадение, наложение неудач в школе и педагогических ошибок учителей, воспитателей; 3. происходит совпадение, наложение отрицательного влияния семейного быта и внутрисемейных отношений. В категории педагогически запущенных детей условно можно выделить 3 подгруппы; — дети с отклонениями в поведении; — дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией; — дети с акцентуированным характером. Дети с отклонениями в поведении Т.Шибутани выделили 3 типа отклоняющегося поведения: 1. Конформное поведение — такое поведение, которое характеризуется следованием человека за эталонной группой. Если эти эталоны отличаются от общепринятых, то человек, следовавший им, становится правонарушителем. Многое из того, что называют «преступностью малолетних» составляет приспособление к требованиям эталонной группы. Большинство действий юношеских шаек участники не считают плохими. Борьба шайки за территориальные прерогативы -— это дело чести. «Неисправимый» мальчик может быть наделен многими качествами, которые вызывают уважение к нему в его первичной группе, такими, как мужество, верность, цельность, порядочность и «честная игра». Такие мальчики не обязательно страдают личностными расстройствами и в большинстве своем хорошо приспособлены к своему миру. 2. Импульсивное поведение — это такое поведение, которое возникает в результате временной утраты самоконтроля, особенно под влиянием сильного возбуждения, вопреки собственным стандартам поведение. 3. Компульсивное поведение — это такое поведение, которое возникает в случае, когда поведение человека дезорганизовано сильными оскорблениям и, употреблением наркотиков, алкоголя. Такой тип личности бессилен приспособиться к существующим нормам, некоторые малолетние правонарушители агрессивны, ожесточены и не испытывают чувства вины. Основные виды отклоняющегося поведения: Агрессия (лат. Aggressio — приступ, нападение) — поведение человека, причиняющее моральный, физический и материальный ущерб другим людям. Наибольшей жестокостью отличаются «немотивированные» преступления. Аномия — состояние человека, вызванное отсутствием целей в жизни, чувством изолированности и одиночества. Причиной аномии является дезорганизация жизни общества, ослабление сдерживающих поведение человека факторов, выражающихся в распаде социальных идеалов, утрате смысла жизни, приводящих к моральному нигилизму и цинизму. Фрустрация — состояние человека, встретившегося с преградой (физической, нравственной), мешающей достижению цели и удовлетворению потребности. Ответной реакцией на это является агрессия. Следовательно, одной из причин агрессии подростков является фрустрация. На возникновение отклоняющегося поведения несовершеннолетних влияют не изученность социальных процессов в современной молодежной среде и неумение работать с ней.
В работе с подростками, имеющими отклонения в поведении, необходимо учитывать 3 момента: 1. В общении с ними очень важно теплое, сердечное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение; 2. Необходимо выявлять то положительное, что имеется в личности каждого ученика (наличие педагогического оптимизма и опора па «положительный фонд личности» в работе с «трудными» детьми); 3. Открытое выражение доверия к нравственным силам «трудных» подростков. Подростки очень ценят, когда им доверяют:
доверие должно быть естественным и непринужденным; учитель, воспитатель должен быть уверен, что отрицательные черты личности подростка не укоренились настолько, чтобы заглушить здоровые нравственные тенденции; учитель, воспитатель должен терпеливо и тактично, без унижения чувства собственного достоинства подростка помогать ему, вовремя оказывать, ему помощь и поддержку.
Дети с социальной, в частности, школьной дезадаптацией
Социальная (школьная) дезадаптация включает в себя такие формы поведения человека (школьника), которая свидетельствует о плохой приспособленности человека к обществу (ребенка к школе). Методика, предложенная психологом Д.Стоттом, направлена на тщательную фиксацию различных форм поведения, свидетельствующих о плохой приспособленности ребенка к школе. К числу наиболее типичных форм школьной дезадаптации Д.Стотт относит следующие: Недоверие к новым людям, вещам, ситуациям ■ Разговаривает с учителем только тогда, когда находится с ним наедине. ■ Плачет, когда ему делают замечания. Никогда не предлагает никому никакой помощи, но охотно оказывает ее, если его об этом попросят.
■ Ребенок «подчиненный» (соглашается на «невыигрышные» роли, например, во время игры бегает за мячом, в то время как другие спокойно на это смотрят). ■ Слишком тревожен, чтобы быть непослушным. ■ Лжет из боязни. ■ Любит, если к нему проявляют симпатию, но не просит о ней. ■ Слишком застенчив, чтобы попросить о чем-то (например, о помощи). 2. Депрессия ■ Во время ответа на уроке иногда старателен, иногда ни о чем не заботится. ■ Ведет себя очень по-разному. Старательность в учебной работе меняется почти ежедневно. ■ В играх иногда активен, иногда апатичен. ■ Выполняет ручную работу иногда очень старательно, иногда нет. ■ Нетерпелив, теряет интерес к работе по мере ее выполнения. ■ Часто наблюдаются внезапные и резкие спады энергии. ■ Взгляд «тупой» и равнодушный. ■ Вызывает жалость (угнетенный, несчастный), редко смеется. 3. Уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение. ■ Не реагирует на приветствия. ■ Не проявляет дружелюбия и доброжелательности к другим людям. ■ Не проявляет интереса к коллективным играм. ■ Держится вдали от взрослых, даже тогда, когда чем-то задет или в чем-то подозревается. ■ Совершенно изолируется от других детей. ■ Ведет себя подобно «настороженному животному». 4. Тревожность по отношению к взрослым. ■ Проявляет чрезмерное желание здороваться с учителем. ■ Чрезвычайно дружелюбен по отношению к учителю. ■ Преувеличенно много рассказывает учителю о своих занятиях в семье. ■ «Подлизывается», старается понравиться учителю. Всегда находит предлог занять учителя своей особой. ■ Добивается симпатии учителя. Приходит к нему с различными мелкими делами и жалобами на товарищей. ■ Чрезмерно озабочен тем, чтобы заинтересовать собой взрослых и приобрести их симпатии. 5. Враждебность по отношению к взрослым. ■ Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с учителем. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность. ■ Иногда, кажется, что он умышленно плохо выполняет работу. ■ Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений. ■ Временами лжет без какого-либо повода и без затруднений. ■ Всегда на что-то претендует и считает, что несправедливо наказан. ■ «Дикий» взгляд. Смотрит «исподлобья». Очень непослушен, не соблюдает дисциплину. ■ Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу). Ведет себя непристойно, вызывающе. 6. Тревога по отношению к детям. ■ «Играет роль героя», когда ему делают замечание. ■ Склонен «прикидываться дурачком». ■ Слишком смел (рискует без надобности). ■ Заботится о том, чтобы всегда находиться в согласии с большинством. Навязывается другим; им легко управлять. ■ Играет исключительно (или почти исключительно) с детьми старше себя. ■ Хвастает перед другими детьми. Паясничает (строит из себя шута). ■ Дурацкие выходки в группе сверстников. Подражает хулиганским проделкам других.
7. Недостаток социальной нормативности (асоциальность). 8. Враждебность к детям. От ревнивого соперничества до открытой враждебности. 9. Неугомонность, нетерпеливость, неспособность к работе, требующей усидчивости, концентрации внимания и размышления Склонность к кратковременным и легким усилиям. Избегание долговременных усилий. 10. Эмоциональное напряжение. 11. Невротические симптомы.
■ Заикается, запинается. «Трудно вытянуть из него слово». ■ Говорит беспорядочно. ■ Часто моргает. ■ Бесцельно двигает руками. Разнообразные «тики». ■ Грызет ногти. ■ Ходит, подпрыгивая. ■ Сосет палец (старше 10 лет). |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 138. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |