Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Анатомо-физиологическая перестройка организма подростка




Психофизиологические особенности подросткового возраста обус­ловлены главным физиологическим новообразованием данного этапа онтогенеза, который определяется как формирование репродуктивной функции,или половое созревание.Биологические изменения, связан­ные с половым созреванием, развиваются постепенно, и в этом процес­се выделяют несколько стадий (от трех до пяти).

Существует несколько периодизаций полового созревания, в основ­ном опирающихся на описание изменений половых органов и вторич­ных половых признаков (Физиология развития ребенка, 2000). Как у мальчиков, так и у девочек можно выделить пять стадий полового со­зревания.

Первая стадия - детство (инфантилизм); для нее характерно мед­ленное, практически незаметное развитие репродуктивной системы; ве­дущая роль принадлежит гормонам щитовидной железы и соматотропным гормонам гипофиза. Половые органы в этот период развиваются медленно, вторичных половых признаков нет. Эта стадия завершается в 8-10 лету девочек и 10-13 лету мальчиков.

Вторая стадия - гипофизарная - отмечает начало пубертата. Изме­нения, возникающие на этом этапе, обусловлены активацией гипофи­за: увеличивается секреция гипофизарных гормонов (соматотропинов и фоллитропина), которые влияют на скорость роста и появление на­чальных признаков полового созревания. Стадия оканчивается, как правило, у девочек в 9-12 лет, у мальчиков в 12-14 лет.

Третья стадия - этап активизации половых желез (стадия активиза­ции гонад). Гонадотропные гормоны гипофиза стимулируют половые железы, которые начинают вырабатывать стероидные гормоны (андрогены и эстрогены). При этом продолжается развитие половых органов и вторичных половых признаков.

Четвертая стадия - максимального стероидогенеза - начинается в 10-13 лету девочек и 12—16 лету мальчиков. На этой стадии под вли­янием гонадотропных гормонов наибольшей активности достигают по­ловые железы (семенники и яичники), продуцирующие мужские (андрогены) и женские (эстрогены) гормоны. Продолжается усиление вто­ричных половых признаков, и некоторые их них достигают на данной стадии дефинитивной формы. В конце этой стадии у девочек начинает­ся менструация.

Пятая стадия - окончательное формирование репродуктивной сис­темы - начинается в 11-14 лет у девушек и 15 -17 лет у юношей. Физио­логически этот период характеризуется установлением сбалансиро­ванной обратной связи между гормонами гипофиза и периферически­ми железами. Вторичные половые признаки выражены уже полностью. У девушек устанавливается регулярный менструальный цикл. У юно­шей завершается оволосение кожи лица и нижней части живота. Воз­раст окончания пубертатного процесса у девушек —15-16 лет, у юно­шей - 17-18 лет. Однако здесь возможны большие индивидуальные различия: колебания в сроках могут составлять до 2-3 лет, особенно у девушек.

Нервная система подростков и взрослых существенно различает­ся. В подростковом возрасте усиливается активность симпатоадреналовой системы, при этом пик ее активности приходится у мальчиков на 14 лет, а у девочек на 12-13 лет. У всех подростков она снижается к 17— 18 годам. Временное повышение активности симпатического звена ве­гетативной регуляции обеспечивает в подростковом возрасте адекват­ное энергообеспечение и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Это биологически целесообразно в период интен­сивного роста и развития.

Процесс полового созревания протекает под контролем ЦНС и же­лез внутренней секреции. Ведущую роль в нем играет гипоталамо-гипофизарная система. Гипоталамус, будучи высшим вегетативным центром нервной системы, управляет состоянием гипофиза, который, в свою очередь, контролирует деятельность всех желез внутренней сек­реции. Нейроны гипоталамуса выделяют нейрогормоны (рилизинг-факторы), которые, поступая в гипофиз, усиливают (либерины) или тормо­зят (статины) биосинтез и выделение тропных гормонов гипофиза. Тропные гормоны гипофиза, в свою очередь, регулируют активность ряда желез внутренней секреции (щитовидной, надпочечников, половых), которые в меру своей активности изменяют состояние внутренней сре­ды организма и оказывают влияние на поведение.

Чем определяется повышение активности гипоталамуса на началь­ных стадиях пубертата? Причина предположительно состоит в специ­фических связях гипоталамуса с другими железами внутренней секре­ции. Гормоны, выделяемые периферическими эндокринными железа­ми, оказывают тормозящее влияние на высшее звено эндокринной сис­темы. Это пример так называемой обратной связи, которая играет важную роль в работе эндокринной системы. Она обеспечивает саморегу­ляцию деятельности желез внутренней секреции. В начале пубертата, когда половые железы еще не развиты, нет условий для их обратных тормозных влияний нагипоталамо-гипофизарную систему, поэтому соб­ственная активность этой системы очень высока. Это вызывает усилен­ное выделение тропных гормонов гипофиза, оказывающих стимулиру­ющее действие на процессы роста (соматотропин) и развитие половых желез (гонадотропины).

В то же время повышенная активность гипоталамуса не может не сказаться на взаимоотношениях подкорковых структур ихоры больших полушарий.

Половое созревание - стадиальный процесс, поэтому возрастные изменения в состоянии нервной системы подростков развиваются по­степенно и имеют определенную специфику, обусловленную динами­кой полового созревания. Эти изменения находят отражение в психике и поведении подростка.

Установлено, например, что пубертатное возрастание уровня поло­вых гормонов коррелирует с появлением или усилением некоторых пси­хических особенностей. Так, количество тестостерона в плазме крови у мальчиков связано с такими явлениями, как ночные поллюции, мас­турбация, повышенный интерес к женскому полу (X. Ремшмидт, 1994). Подобные проявления имеют большой спектр индивидуальных разли­чий, диапазон которых связан с варьирующей в популяции интенсив­ностью продукции половых гормонов.

В функционировании нервной системы также наблюдаются специ­фические для каждого этапа пубертата изменения. Установившийся к 9—10 годам зрелый тип взаимодействия коры и подкорковых структур, в котором кора выполняет ведущую функцию, претерпевает существен­ные изменения. Значительное повышение активности подкорковых структур приводит к дестабилизации и сдвигам в балансе корково-подкорковых отношений. Описанные процессы находят свое отражение в изменении биоэлектрической активности мозга (см. раздел 3.10).

Баланс корково-подкорковых отношений в данном возрасте изменя­ется в пользу преобладания возбуждающих влияний подкорки. В ре­зультате в этом возрасте, особенно на второй и третьей стадиях, могут наблюдаться некоторая слабость тормозных процессов, повышенная воз­будимость, эмоциональная лабильность, гиперактивность. Последнее выражается в том, что младшие подростки нередко проявляют двига­тельную расторможенность, неусидчивость, эмоциональную реактив­ность и экзальтированность, конфликтность и агрессивность.

В связи с ослаблением контрольных функций коры страдает вся си­стема произвольной регуляции психической деятельности и поведения, и это сказывается не только на состоянии произвольной регуляции по­ведения, но и на протекании когнитивных процессов, в первую очередь на восприятии и внимании. Младшим подросткам свойственны недо­статочная дифференцировка и тенденция к широкому обобщению поступающих извне раздражителей (как сенсорных, так и вербальных). Подростки испытывают трудности в поддержании произвольного вни­мания и состояния бдительности. В обеспечении внимания начинает доминировать генерализованная активация, имеющая нередко эмоцио­нальную окраску. Увеличиваются латентные периоды ответных реак­ций. Речь подростков нередко замедляется, ответы становятся более ла­коничными и стереотипными. Таким образом, в начале полового созре­вания высокий уровень подкорковой активности приводит к отрица­тельным сдвигам в работе мозговых систем, ответственным за реали­зацию когнитивных функций. Следует, однако, подчеркнуть, что речь в данном случае идет только о временных функциональных изменениях, обусловленных нарушением корково-подкорковых отношений и ослаб­лением управляющей функции фронтальных отделов коры мозга. На четвертой и пятой стадиях полового созревания возрастает активность половых желез, и по системе отрицательных обратных связей тормо­зится активность гипоталамуса и гипофиза. В результате снижения из­быточных возбуждающих влияний подкорковых структур восстанав­ливается контрольная функция коры больших полушарий, стабили­зируется система корково-подкорковых отношений. На этом этапе полового созревания в корково-подкорковых отношениях вновь на­чинает доминировать кора больших полушарий. В результате у стар­ших подростков восстанавливается и нормализуется произвольная са­морегуляция поведения и психической деятельности. У девочек это на­блюдается в 14-15 лет, у мальчиков в 15-17 лет.

Следует подчеркнуть, что на протяжении всего подросткового воз­раста сохраняются позитивные тенденции морфофункционального со­зревания мозга, в первую очередь ассоциативных отделов коры мозга, которые создают условия для дальнейшего прогресса в психическом развитии в юношеском и взрослом возрастах.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 199.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...