Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПОДРОСТКА.




Долгие годы, здоровье подростка, его физическое развитие ассоциировалось с понятием акселерации. Первые ее признаки стали давать о себе знать еще в 60-е годы, а 70-80 эта тенденция резко усилилась. С начала 90-х годов физическое состояние школьников, в том числе и подростков, стало ухудшаться. Лонгитюдное исследование, проведенное институтом возрастной физиологии РАО, показало что в 90-е годы отчетливо стала проявлять себя тенденция затухания акселерации, снижаются годичные прибавки в длине тела, существенно по мере взросления увеличивается дефицит массы тела.

Само слово «подросток» указывает на основную тенденцию развития как внутреннего мира, так и внешнего облика детей этого возраста.

Интенсивный рост скелета (за год мальчики в среднем вырастают на 4-7 см, а девочки на 3-6 см) опережает развитие мускулатуры, а также других частей тела (груди и таза), от чего подростки часто выглядят нескладными, непропорциональными, угловатыми.

Увеличение роста , массы, мышечной силы с радостью воспринимается подростком как явные признаки его взрослости. Вместе с тем функционирование сердца, легких, кровоснабжения мозга не обеспечивают полноценную работу организма в целом. Отсюда быстрая и внезапная смена состояний и настроений подростка.

Наиболее важным моментом психофизиологического развития подростка является половое созревание и половая идентификация. Принято считать, что половое созревание и половая идентификация – два разведенных во времени процесса, на самом деле они лишь две линии одного и того же сложного процесса психосексуального развития.

Новые телесные ощущения, в том числе свидетельствующие о половом созревании : менструации и увеличение груди у девочек, эрекция и поллюции у мальчиков, - нередко воспринимаются подростками как сенсация, причем далеко не всегда самосознание ребенка адекватно справляется с переработкой и принятием этой новой информации о своем физическом «Я».

Очень часто подростки испытывают двойственное чувство к проявлениям своего физиологического взросления – чувство гордости соседствует с отвращением и брезгливостью к собственному телу. Эти противоречивые ощущения могут проявляться в поведении в самых неожиданных формах. В крайних случаях недовольство своей внешностью у девочек принимает утрированные не вполне нормальные формы, например, в клинике известны случаи так называемой нервной анорексии- отказа от еды вследствие кажущейся собственной «полноты».

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ ПОДРОСТКА:

§ Чувство тревоги;

§ Конфликтность;

§ Ранимость;

§ Повышенная возбудимость;

§ Колебания самооценки;

§ Депрессия;

§ Неадекватность реакций.

Социокультурная теория личности.

Основоположник-Карен Хорни.

Особенности данной теории:

v социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума;

v основа – клинические наблюдения- различия в личностно динамике пациентов- подтверждение влияния культурных факторов. Вывод – в основе нарушения функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

На развитие личности оказывают большое влияние детские переживания, но решающим фактором являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Существуют 2 потребности детства:

  1. потребность в удовлетворении – все биологические нужды – пища, сон и т.д.
  2. потребность в безопасности – главная – мотив быть желанным, любимым,

защищенным от опасности или враждебного мира. Зависимость от родителей. Основной результат негативного взаимоотношения родителей- дети- установка базальной враждебности – между двух огней6 зависит от родителей и испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования – защитные механизмы.

Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности, беспомощности у ребенка является началом неврозов у взрослого.

Защитные стратегии – существуют ля избавления от чувства беспомощности, враждебности – превращаются в невротические потребности, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни. Есть у всех людей. Но невротики – используют негибко – избирает только одну потребность и использует во всех ситуациях.

 

Потребность Проявления в поведении
1. В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым, объектом восхищения со стороны других, повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию
2. В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ, остаться в одиночестве, переоценка любви (любовь может решить все)

 

Диспозициональная теория

Основоположник –Гордон Олпорт

Личность – это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которое определяют характерное для него поведение и мышление.

Развитие личности:

Особенно важно в теории Олпорта понятие «Проприум» - как некая организующая сила, позитивное, творческое стремление к росту, развивающееся свойство человеческой природы, равнозначное понятию «мое» на основе которого происходит формирование чувства внутреннего единства.

При разделении Олпортом на аспекты (стадии) развития самости границы возрастов точно не указываются ( это является одним из недостатков данной теории).

 

Аспектов САМОСТИ

Стадии Возраст (примерно) «Я» как объект субъективного познания
1. Телесная самость 0-1 Осознание телесных ощущений – отличие себя от других
2.Самоидентичность До 2 лет Неизменность, непрерывность «Я», независимо от происходящих изменений – посредством языка
3. Самоуважение 3 года 5 лет Гордость за собственные достижения. Оттенок соревновательности
4. Расширение самости 4-6 лет «Я» охватывает важные аспекты социально-физического окружения – «МОЙ»
5. Образ себя 5-6 лет Отражение ожиданий других значимых людей в целях и стремлениях – «я хороший, я плохой»
6. Рациональное управление самим собой 6-12 лет Конформизм, моральное и социальное послушание, абстрактное аргументирование, применение логики для разрешения проблем
7. Проприативное стремление   Целостное «Я», планирование перспективных целей. Центральное для подростка – выбор карьеры, жизненных целей.
8. Познание самого себя    

Созревание – непрерывно, продолжается всю жизнь.

Незрелая личность – невротическая личность.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 174.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...