Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
На основе этого были выделены следующие индивидуальные стили педагогической деятельности.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Лекция 18. Психология личности педагога
План:
3. Профессиональная компетентность педагога. Индивидуальный стиль общения педагога. 5. Креативность как творческий потенциал педагога. Структура профессионально значимых качеств личности педагога. По Н.В. Кузьминой, структура профессионально значимых качеств личности педагога, учителя включает три блока:
Направленность личности педагога. Направленность личности включает: ___________________________________
Направленность личности определяет: ___________________________________
Педагогическая направленность. Это мотивация к профессии педагога, главным в которой является действенная ориентация на развитие личности обучаемого (ребенка, школьника, студента и т.д.), причем педагогическая направленность не ограничивается только любовью к детям. Устойчивая педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться педагогом, помогающая ему преодолевать препятствия и трудности в своей работе. Направленность личности педагога проявляется во, всей его профессиональной жизнедеятельности и в отдельных педагогических ситуациях, определяет его восприятие и логику поведения, весь облик человека.
Педагогические способности. Это такие индивидуально -психологические особенности педагога, которые позволяют ему быстро достигать высоких результатов в педагогической деятельности. В настоящее время существуют разные подходы к выделению структурных компонентов педагогических способностей. Так, в исследования Крутецкого В.А., установлено, что существуют общие и специальные педагогические способности.
Личностные способности. Включают в себя:
Подход Кузьминой Н.В. Кузьмина Н.В. Выделяет 2 уровня: ________________________________________ Перцептивно - рефлексивный уровень:
Перцептивно - рефлексивный уровень:
Второй уровень - проективные способности. n Конструктивные способности проявляются в желании и умении развивать личность ученика, отбирать и композиционно строить учебный Материал применительно к возрастным и индивидуальным особенностям детей. n Организаторские способности проявляются в умении включать учащихся в различные виды деятельности, и умело воздействовать на каждую личность ребенка. n Коммуникативные способности проявляются в умении устанавливать правильные взаимоотношения с детьми, чувствовать настроение всего коллектива, понимать каждого ученика. n Проектировочные способности проявляются в умении представить конечный результат воспитываюшего обучения в заданиях и задачах, расположенных во времени на весь период обучения. n Гностические способности позволяют учителю глубоко проникать во внутренний мир школьника.
Профессиональная компетентность педагога. Пятью рассматриваемыми сторонами труда учителя являются: n Педагогическая деятельность учителя. n Педагогическое общение учителя. n личность учителя. n Обученность школьников. n Воспитанность школьников.
Характеристика труда учителя (педагога) n Профессиональные знания педагога - это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психическом развитии учащихся n Педагогические умения- это педагогические действия (воздействия) учителя.
Интегральные характеристики личности педагога. Они включают следующие составляющие: n Осознание педагогом норм, правил, модели своей профессии (требований к педагогической деятельности и общению, к личности), как эталонов для осознания своих качеств. n Осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации. n Учет оценки себя как профессионала со стороны других людей - учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других. n Самооценивание педагогом своих отдельных сторон:
Индивидуальный стиль общения педагога. Индивидуальный стиль деятельности и общения - характерное для данного педагога устойчивое сочетание задач, средств и способов педагогической деятельности и общения, а такое более частные особенности, такие, например, как ритм работы, определяемый (Психофизиологическими, особенностями и прошлым опытом).
В основе различия в стилях педагогической деятельности положены следующие основания:
n Содержательные характеристики стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда, развертывание педагогом ориентировочного и контрольно - оценочного этапов в своем труде). n Динамические характеристики стиля (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.). n Результативность (уровень знаний и навыков учения у школьников, а также интерес детей к предмету).
На основе этого были выделены следующие индивидуальные стили педагогической деятельности. Эмоционально - импровизационный стиль (ЭИС). Педагог с ЭИС отличает преимущественная - ориентация на процесс обучения. Объяснение нового материала такой педагог строит логично, интересно, однако в процессе объяснения у него просто отсутствует обратная связь с учеником. Во время опроса педагог с ЭИС обращается к большому числу детей, в основном - сильных, интересующих его, опрашивает их в быстром темпе, задает неформальные вопросы, но мало дает им говорить, не дожидается, пока они сформулируют ответ самостоятельно. Эмоционально - методичный стиль ЭМС. Для педагога с ЭМС характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивность над рефлективностью. Ориентируясь как на процесс, так и на результаты обучения, такой педагог адекватно планирует учебно-воспитательный процесс, поэтапно отрабатывает весь учебный материал, внимательно следит за уровнем знания всех учащихся (как сильных, так и слабых), в его деятельности постоянно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Рассуждающе - импровизационный стиль (РИС), Для педагога с РИС характерна ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно - воспитательного процесса- По сравнению с педагогами эмоциональных стилей педагог с РИС проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечить высокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждение, относительное время спонтанные речи его учащихся во время уроков меньше, чем у педагогов с эмоциональным стилем. Учитель с РИС меньше говорит сам, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на учащихся косвенным путем (посредством подсказок, уточнений и т. п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ. Рассуждающе - методичный стиль (РМС - Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, педагог с РМС проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроль знаний учащихся) сочетается с малым, стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 188. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |